Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам. Важность данного вопроса диктуется тем, что учащиеся всех классов, начиная с первого и заканчивая одиннадцатым, не всегда могут выразить мысль, передать и высказать свое мнение так, чтобы собеседник их понял. С каждым годом в школе прибавляется число детей с логопедическими нарушениями, а также детей, не имеющих навыков речевой деятельности. Одним из приоритетных направлений в начальной школе становится создание условий для формирования умений, обеспечивающих речевую деятельность. В развитии речи младших школьников мы особенно выделяем проблему использования изобразительно-выразительных средств детьми в устной и письменной речи.
Русский язык богат и разнообразен, с помощью него мы задаем вопросы, делимся впечатлениями, информацией, передаем эмоции, рассказываем о том, что запомнилось. Наш язык позволяет рисовать, показывать и создавать словесные картины. Литературная речь подобна живописи. В стихах и прозе яркая, живописная речь, которая побуждает воображение, в такой речи используются изобразительные средства языка.
Изобразительные средства языка – это способы и приемы воссоздания действительности, дающие возможность сделать речь яркой и образной.
Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Ученик приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает её простейшими средствами. Мы используем все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: изучаем сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения.
Эпитеты чаще всего употребляются в художественном стиле. Литературно - художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить учащихся со стилистическим богатством русского языка.
Например, знакомство с эпитетами можно провести так.
-Послушайте стихотворение и попробуйте представить себе родник.
В глуши…, в глуши…, Бьёт из камней родник…
Всегда…и…,
В… овраге под горой
Смогли ли вы представить родник? Как думаете почему?
Давайте ещё раз прослушаем отрывок из стихотворения И. А Бунина «Родник»
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный
Какие слова помогли поэту так описать родник, чтобы вы смогли его представить?
Назовите эти слова.
Что определяют эти слова?
На какие вопросы отвечают?
Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? являются эпитетами.
Во 2-3 классах проводятся специальные упражнения по подбору эпитетов. Работа состоит в следующем. Учащимся предлагается подумать, как можно сказать о хорошо знакомом им предмете, например: о вечернем небе, разбушевавшемся море, теплом ветерке. Учащиеся подобрали эпитеты: небо огненное, пылающее, багровое, теплое, спокойное; море грозное, свирепое, могучее, жестокое, величественное; ветерок ласковый, мягкий, нежный.
Эпитет — это красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого объекта, его самые выразительные черты. Например: «румяная заря», «легкий характер», «золотые руки», «серебряный голос».
Эпитетами чаще всего бывают имена прилагательные.
Учитель может порекомендовать следующие виды упражнений:
1. Дается ряд слов и предложения с пропущенными словами. Вместо пропущенных слов вставить подходящие эпитеты.
Например:… ветер воет в трубе.
По морю … ветер поднял волны.
Осенью … ветер гонит тучи по небу
Сравнение встречается и в стихах, и в прозе. Важно, чтобы знакомство со сравнениями проходило на таких примерах, где предмет, с которым сравнивают, был бы хорошо знаком детям, в противном случае образ не проясняется, а затемняется.
Сравнение — слово или выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим.
Чаще всего оформляется оно в виде сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что.
Рассмотрим примеры: «прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка».
Чтение позволяет представить в воображении детей какой-то образ, предлагаются также задания: «Представь себе, как…»
Сравнение является в том случае целенаправленным, когда оно появилось в сознании детей из необходимости наиболее ярко выразить какую-то мысль. Чтобы подобрать сравнение можно использовать такой прием: учитель дает готовый текст – вставить сравнение.
Например: С грохотом упало дерево, будто …
Огромной изобразительной силой обладает метафора.
В метафоре одно явление полностью уподоблено другому чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина:
«Черемуха душистая /С весною расцвела...» (С.Есенин). Черемуха, будто девушка, завила свои ветки... Ручей поёт черемухе песню. Здесь метафоры развернуты в целые поэтические фразы. И черемуха, и ручей воспринимаются детьми, как живые действующие лица, они живут подобно людям.
На метафорах строятся многие русские народные загадки: Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (Луна.) Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (Двенадцать месяцев.) Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
В каждой загадке образ, метафора исходят из сходства с действительными, реальными признаками, что и помогает отгадывать.
Ученикам задается загадка: Черные птички на каждой страничке. Здесь метафора — целая картина. Дети могут ее представить, но в словесных объяснениях нередко испытывают затруднения. Учитель задает вопросы: «Почему в загадке сказано: черные птички? Разве на страничках сидят птички?» («Нет,— говорит ученик,— это буквы!») «Почему же в загадке их назвали птичками?» — спрашивает учитель. («Они похожи на птичек, их много».) По аналогии с этой загадкой учащиеся придумывают свои загадки, загадывают их в классе
Иногда сравнение, развертываясь, превращается в широкую поэтическую картину, в которой явление природы олицетворяется. Так, во II классе дети читают стихотворение С. Есенина «Пороша», в котором встречаются с таким видом сравнения:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Олицетворение — передача неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленного.
Для примера: «ива качала ветками», «солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал радиоприемник»
Олицетворение - это разновидность метафоры.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду. (С.Есенин)
Дождь зашлёпал босыми ножками по дорожкам сада.
Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:
а) обнаружение в тексте «образных» слов;
б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;
в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: «Какую картину ты представляешь себе?»;
г) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;
д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/