logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

МАТЕМАТИКА

Задание – это организованная информация, предусматривающая целенаправленные действия учащихся по известному алгоритму или деятельность по решению конкретной ситуации.

Цель заданий – развитие умений:

излагать собственные мысли;

отвечать на вопросы;

задавать вопросы;

аргументировано отстаивать собственную позицию;

рассказывать логично и последовательно;

делать сообщения;

сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора.

 

Раздел 1. «Поэтическая тетрадь 2» С. Я. Маршак «Гроза днем»

Задание

Коммуникативно-речевые умения

1

Прочитайте стихотворение. Назовите цвета, которые автор использует в стихотворении, описывая грозу. Найдите строчки, подтверждающие ваш ответ. Как вы думаете, почему автор обращает внимание на голубое небо и зеленые листочки?

отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать собственную позицию; излагать собственные мысли

2

Прочитайте слова автора, в которых говорится о дождике. Подумайте, зачем автор называет его стеклянным? Предположите, почему дождик стучит весело и быстро?

3

Прочитайте внимательно стихотворение, придумайте вопрос к первой части текста.

задавать вопросы

4

Найдите в тексте слова, которые помогут вам описать природу, рассказать о ней. Обоснуйте свой ответ.

аргументировано отстаивать собственную позицию;

5

Приведите примеры стихотворений или рассказов о природе .Составьте небольшой рассказ о природ, или о каком - ни будь явлении?

рассказывать логично и последовательно

6

Подготовьте небольшое сообщение о Самуиле Яковлевиче Маршаке, используя, большую биографическую энциклопедию.

делать сообщения

С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной»

1

Составьте небольшой рассказ-описание главного героя стихотворения «В лесу над росистой поляной».

Вспомните, что мы называем рассказом-описанием. В своем рассказе используйте прилагательные: радостный, печальный, удивленный, дивный, стеклянный.

излагать собственные мысли

2

Подготовьте ответы на вопросы :«Как автор относится к кукушке? Что в ней особенно привлекает внимание поэта? Какие слова в тексте указывают на это?» Где происходит действие? О чем будет вспоминать автор, услышав голос кукушки? О чем она ему напомнит? Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.

отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать собственную позицию;

3

Вспомните содержание стихотворения.

Придумайте свои вопросы к тексту (1-2), которые вы хотели бы задать своим одноклассникам (работа в парах).

задавать вопросы

4

Вспомните стихотворение «Гроза днем» порассуждайте, что общего в этих стихотворениях. Приведите свои примеры стихотворений о природе. Подготовьте рассказ о своих летних впечатлениях.

рассказывать логично и последовательно

А. Л. Барто «Разлука»

1

Прочитайте название стихотворения. О чем может идти речь в стихотворении с таким названием? О грустных или веселых событиях расскажет нам автор? Обоснуйте свою точку зрения

излагать собственные мысли

2

Послушайте аудиозапись стихотворения. Подготовьте ответ на вопрос: «Почему автор назвал стихотворение «Разлука?»

Прочитайте стихотворение, проанализируйте образ героя. Подготовьте ответ на вопрос: « Как вы относитесь к герою?

Выберите слова из текста, которые указывают на разлуку мальчика и мамы, составьте предложения с этими словами.

Предложите свое название стихотворения.

Придумайте небольшое продолжение этого стихотворения с веселым концом.

отвечать на вопросы; аргументировано отстаивать собственную позицию;

3

Представьте себя на месте мальчика. Порассуждайте, что бы вы делали, если бы ваша мама уехала в командировку.

рассказывать логично и последовательно

А. Л. Барто «В театре»

1

Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Предположите, о чем могла написать поэтесса в тексте стихотворения.

излагать собственные мысли

2

Найдите и прочитайте ответы на вопросы в тексте. Что случилось с одной из девочек? Прочитайте, как девочки искали номерок.

Что показалось вам смешным в стихотворении? Что показалось грустным? Над чем вас заставила задуматься автор стихотворения?

Это стихотворение весёлое, насмешливое или грустное? Обоснуйте свой ответ.

отвечать на вопросы; аргументировано отстаивать собственную позицию;

3

Составьте небольшой рассказ по иллюстрациям к стихотворению.

рассказывать логично и последовательно

4

Знаете ли вы, как надо вести себя в театре? Составьте памятку «Веди себя правильно» для тех, кто не знает, как вести себя в театре. (Например, не опаздывайте в театр; не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.)

делать сообщения

С. В. Михалков «Если»

1

В тексте стихотворения С. Михалкова нет описания главного героя.

Представьте, как бы мог выглядеть герой, опишите его.

излагать собственные мысли

2

Прочитайте название стихотворения. Как вы понимаете слово «если»? Вспомните, когда вы употребляете его в своей речи. Составьте свои предложения со словом «если».

отвечать на вопросы

3

Рассмотрите внимательно иллюстрации. Как думаете, что делают дети? Составьте небольшой рассказ по картине.

аргументировано отстаивать собственную позицию;

4

Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрации к стихотворению и предположите, о чем оно. Прочитайте стихотворение и сравните его содержание со своими предположениями.

сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора

Е. А. Благинина «Кукушка»

1

Представьте мысленно картину, которую нарисовал автор в своем стихотворении. Расскажите о ней.

излагать собственные мысли

2

Послушайте стихотворение. Подготовьте ответ на вопрос: «Какой случай описывает автор в стихотворении?» Аргументируйте свой ответ.

отвечать на вопросы; аргументировано отстаивать собственную позицию;

3

Сформулируйте с опорой на текст вопросы по стихотворению. Задайте их своим одноклассникам.

задавать вопросы

4

Опишите кукушку, используя опорные слова: поет, голос, гуляет, милый. Опишите природу в стихотворении. Используйте в своем описании прилагательные, существительные, глаголы.

рассказывать логично и последовательно

Е. А. Благинина «Котенок»

1

Прочитайте выразительно стихотворение. Поделитесь вашими впечатлениями о прочитанном.

излагать собственные мысли

2

Послушайте стихотворение. Подготовьте ответ на вопросы: «Какой случай описывает автор в стихотворении? Каким вы представляете себе котенка? Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?» Аргументируйте свои ответы.

отвечать на вопросы; аргументировано отстаивать собственную позицию;

3

Сформулируйте с опорой на текст вопросы для описания котенка.

задавать вопросы

Раздел 2.«Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» Б. В. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

1

Порассуждайте в паре, как бы вы помогли Мите на месте Ваниной бабушки и мастера.

излагать собственные мысли

2

Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о бабушке. Какая она? Какое звание есть у бабушки?

отвечать на вопросы

3

Перечитайте эпизод, когда Митя любуется своей незаконченной работой.. Сформулируйте 3 вопроса, которые помогут вам рассказать о том, как Митя принялся за дело?

4

Прочитайте текст рассказа. Подготовьте ответы на вопросы: «Какой урок дал мастер мальчику Мите? Успевал ли Митя выполнить работу к сроку? Что ему мешало закончить работу вовремя?

5

Рассмотрите иллюстрацию. Как вам кажется, кто изображен на картинке? Опишите мастера. Расскажите, как ведет себя мальчик? Какой вопрос вы бы хотели задать мастеру, маьчику?

6

Подготовьте небольшое сообщение о Борисе Викторовиче Шергине.

делать сообщения

7

Послушайте сообщение о Борисе Викторовиче Шергине и сформулируйте вопросы по его биографии с опорой на текст сообщения.

задавать вопросы

8

Прочитайте текст рассказа. Дайте характеристику героев рассказа. Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.

Мастер оценил Митину работу? Самостоятельно найдите в тексте ответ-подтверждение, в котором сразу два синонима подтверждают это. Запишите ответ в тетрадь.

аргументировано отстаивать собственную позицию;

9

Придумайте (в парах, в тройках) свое небольшое продолжение данного рассказа, предположив, какую еще историю мог рассказать о себе Митя бабушке? Что с ним иногда случалось раньше, когда он был совсем молодым и неопытным работником? Все ли у него получалось?

рассказывать логично и последовательно

10

Составьте краткий пересказ по плану:

Мастер малярного дела

Митя – художник

Обманутое доверие

Урок мастера

Золотые руки

А. П. Платонов «Цветок на земле»

1

Подберите высказывания для характеристики понравившегося вам героя.

излагать собственные мысли

2

Найдите в тексте диалог героев, подготовьте выразительное чтение по ролям. (Работа в паре) Обоснуйте свое отношение к мальчику, проанализировав его вопросы.

3

Расскажите, каким вы представляете Афоню? В своём рассказе постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Какое настроение у этого героя?

2. Какой у него характер?

3. Как он выглядит?

отвечать на вопросы; аргументировано отстаивать собственную позицию; рассказывать логично и последовательно

4

Как вы думаете, почему рассказ называется «Цветок на земле»? Назовите слова, которые вам помогут раскрыть смысл названия. Предложите своё название текста.

5

Назовите действующих лиц. Дайте характеристику одного из героев (по выбору учащихся). Какой герой сказки вам понравился больше? Почему? Обоснуйте свой ответ с опорой на текст.

6

Сформулируйте с опорой на текст необычные вопросы для характеристики героя

задавать вопросы

7

Порассуждайте в парах, какие бы вы задали вопросы дедушке на месте Афони.

8

Выберите эпизод из рассказа и придумайте к нему ряд вопросов, которые вы бы хотели задать одноклассникам.

9

Прочитайте рассказ. Подготовьте пересказ всего произведения от лица одно из героев (Афони, деда Тита).

рассказывать логично и последовательно

10

Найдите в тексте монолог героя, подготовьте его рассказ перед классом

11

Найдите в тексте эпизоды, которые помогут вам рассказать о поступках одного из героев, дайте оценку его поведению.

сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора

А. П. Платонов «Ещё мама»

1

Придумайте свой рассказ, взяв за основу похожую жизненную ситуацию.

излагать собственные мысли

2

Выделите в тексте слова, которые вам не знакомы. Найдите в толковом словаре лексическое значение слова: оробел. Составьте с этим словам предложение для характеристики героя.

3

Прочитайте рассказ. Подготовьте ответ на вопрос: « Какие герои присутствуют в рассказе?»

отвечать на вопросы

4

Сформулируйте с опорой на текст необычные вопросы для характеристики героя.

задавать вопросы

5

Перечитайте текст, проанализируйте поступки героя, дайте свою оценку его поведению. Обоснуйте свою точку зрения.

аргументировано отстаивать собственную позицию;

6

Найдите в тексте диалог Артема и Аполлинарии Николаевны. Распределите роли, подумайте, с какой интонацией вы будете читать слова Артема, Аполлинарии Николаевны. Подготовьте чтение диалога по ролям. Оцените чтение одноклассников, аргументируйте своё мнение.

7

Подготовьте творческий пересказ рассказа.

рассказывать логично и последовательно; сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора

8

Перечитайте диалог Артема и Аполлинарии Николаевны. Порассуждайте, как бы вы поступили на месте Артема. (Работа в парах). Какой совет вы бы дали герою?

М. М. Зощенко «Золотые слова»

1

Прочитайте слова папы (стр. 152) («И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своем сердце. Иначе получится абсурд.»). Поразмышляйте в парах над вопросом: «Что такое абсурд?». Найдите в словаре определение слова «абсурд», сравните лексическое значения этого слова с вашим предположением. Приведите примеры абсурдных ситуаций, поступков.

отвечать на вопросы; излагать собственные мысли

2

Ознакомьтесь с названием текста. Назовите героев рассказа. Предположите, о чём может идти речь в данном произведении. Обоснуйте свою точку зрения.

аргументировано отстаивать собственную позицию;

3

Послушайте аудиозапись рассказа. Восстановите правильно порядок событий.

План:

Помилование и папины условия.

Папин совет или «Золотые слова».

Ужин со взрослыми.

Плохое воспитание или История о пожарном.

Наказание.

Заключение или Золотые слова жизни.

Главное преступление или случай с маслом в чае. Подготовьте пересказ понравившегося вам эпизода, порассуждайте над вопросом, почему слова были «Золотые».

рассказывать логично и последовательно

 

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

1

Прочитайте название произваедения М. Зощенко «Великие путешественники».

Предположите, почему автор назвал произведение «Великие путешественники»?Кого бы вы назвали путешественниками? Где мы можем найти значение этого слова? Найдите значение этого слова в словаре и проверьте свои предположения.

отвечать на вопросы

2

Как вы думаете, можно ли назвать детей путешественниками? Аргументируйте свою точку зрения.

аргументировано отстаивать собственную позицию;

3

Восстановите события в рассказе по порядку.

___ Степка предлагает ребятам отправиться в кругосветное путешествие.

___ Леля и Минька встречаются с родителями.

___ Дети готовятся к путешествию.

___ Путешественники устраиваются на ночлег в лесу. Хитрость Лели.

___ дети возвращаются домой.

___ Путешественники отправляются в путь .Подготовьте пересказ по плану.

рассказывать логично и последовательно

4

Подготовьте небольшое сообщение о великих путешественниках России и их открытиях, используя сайты интернета.

делать сообщения

5

Найдите в тексте слова, которые автор использует для описания характера Степки. Прочитайте их.

Из предложенных ниже слов выберите те, которыми можно дополнить характеристику мальчика: серьёзный, смелый, робкий, трусливый, всезнайка.

сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора

Н. Н. Носов «Федина задача»

1

Прочитайте рассказ, представьте себя на месте Феди.Предположите, как бы вы поступили на его месте? Из предложенных названий выберите то, которое тоже может подойти к содержанию текста. Обоснуйте свой выбор.

излагать собственные мысли

2

Почему Федя, двадцать раз прочитавший условие задачи, так ничего и не понял? Найдите ответ на это вопрос в тексте учебника

отвечать на вопросы

3

Придумайте свои вопросы (2-3) к произведению и задайте их одноклассникам.

задавать вопросы

4

Прочитайте пословицу: «За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь». Как вы понимаете значение этого выражения? Докажите, что данная пословица по смыслу подходит к содержанию рассказа и может стать одним из его названий. Подберите пословицы, близкие по смыслу. Обоснуйте свой выбор.

аргументировано отстаивать собственную позицию;

5

Прочитайте внимательно название текста. Порассуждайте над вопросом: «О чем может пойти речь в рассказе с таким названием».

Предложите свою версию рассказа для обсуждения одноклассникам.

Составьте советы для подготовки уроков. Перечислите, что помешало Феде решить задачу

сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора

Н. Н. Носов «Телефон»

1

Придумайте ситуацию, которая поможет вам превратить рассказ Н. Носова в сказку. Расскажите новую историю о мальчиках своим одноклассника и докажите, что это сказка.

излагать собственные мысли

2

Найдите и зачитайте в тексте ответ на вопрос: «О чем разговаривали мальчики, позвонив в первый раз, во второй раз?»

отвечать на вопросы

3

Придумайте вопросы, которые задали бы вы, позвонив однокласснику. Составьте свой диалог.

задавать вопросы

4

Подготовьте выразительное чтение диалога мальчиков (стр.170).Как разговаривали мальчики по телефону? С какой интонацией будете читать их диалог?

аргументировано отстаивать собственную позицию;

5

Как надо разговаривать по телефону? Какие правила пользования телефоном можно предложить мальчикам? Озвучьте их.

делать сообщения

6

Послушайте аудиозапись текста. Объясните, почему автор назвал свое произведение «Телефон»? Предложите свой вариант названия

сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора

Поиск

 
 
 
 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.