Задание – это организованная информация, предусматривающая целенаправленные действия учащихся по известному алгоритму или деятельность по решению конкретной ситуации.
Цель заданий – развитие умений:
излагать собственные мысли;
отвечать на вопросы;
задавать вопросы;
аргументировано отстаивать собственную позицию;
рассказывать логично и последовательно;
делать сообщения;
сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора.
Раздел 1. «Поэтическая тетрадь 2» С. Я. Маршак «Гроза днем» |
||
№ |
Задание |
Коммуникативно-речевые умения |
1 |
Прочитайте стихотворение. Назовите цвета, которые автор использует в стихотворении, описывая грозу. Найдите строчки, подтверждающие ваш ответ. Как вы думаете, почему автор обращает внимание на голубое небо и зеленые листочки? |
отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать собственную позицию; излагать собственные мысли |
2 |
Прочитайте слова автора, в которых говорится о дождике. Подумайте, зачем автор называет его стеклянным? Предположите, почему дождик стучит весело и быстро? |
|
3 |
Прочитайте внимательно стихотворение, придумайте вопрос к первой части текста. |
задавать вопросы |
4 |
Найдите в тексте слова, которые помогут вам описать природу, рассказать о ней. Обоснуйте свой ответ. |
аргументировано отстаивать собственную позицию; |
5 |
Приведите примеры стихотворений или рассказов о природе .Составьте небольшой рассказ о природ, или о каком - ни будь явлении? |
рассказывать логично и последовательно |
6 |
Подготовьте небольшое сообщение о Самуиле Яковлевиче Маршаке, используя, большую биографическую энциклопедию. |
делать сообщения |
С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной» |
||
1 |
Составьте небольшой рассказ-описание главного героя стихотворения «В лесу над росистой поляной». Вспомните, что мы называем рассказом-описанием. В своем рассказе используйте прилагательные: радостный, печальный, удивленный, дивный, стеклянный. |
излагать собственные мысли |
2 |
Подготовьте ответы на вопросы :«Как автор относится к кукушке? Что в ней особенно привлекает внимание поэта? Какие слова в тексте указывают на это?» Где происходит действие? О чем будет вспоминать автор, услышав голос кукушки? О чем она ему напомнит? Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст. |
отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать собственную позицию; |
3 |
Вспомните содержание стихотворения. Придумайте свои вопросы к тексту (1-2), которые вы хотели бы задать своим одноклассникам (работа в парах). |
задавать вопросы |
4 |
Вспомните стихотворение «Гроза днем» порассуждайте, что общего в этих стихотворениях. Приведите свои примеры стихотворений о природе. Подготовьте рассказ о своих летних впечатлениях. |
рассказывать логично и последовательно |
А. Л. Барто «Разлука» |
||
1 |
Прочитайте название стихотворения. О чем может идти речь в стихотворении с таким названием? О грустных или веселых событиях расскажет нам автор? Обоснуйте свою точку зрения |
излагать собственные мысли |
2 |
Послушайте аудиозапись стихотворения. Подготовьте ответ на вопрос: «Почему автор назвал стихотворение «Разлука?» Прочитайте стихотворение, проанализируйте образ героя. Подготовьте ответ на вопрос: « Как вы относитесь к герою? Выберите слова из текста, которые указывают на разлуку мальчика и мамы, составьте предложения с этими словами. Предложите свое название стихотворения. Придумайте небольшое продолжение этого стихотворения с веселым концом. |
отвечать на вопросы; аргументировано отстаивать собственную позицию; |
3 |
Представьте себя на месте мальчика. Порассуждайте, что бы вы делали, если бы ваша мама уехала в командировку. |
рассказывать логично и последовательно |
А. Л. Барто «В театре» |
||
1 |
Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Предположите, о чем могла написать поэтесса в тексте стихотворения. |
излагать собственные мысли |
2 |
Найдите и прочитайте ответы на вопросы в тексте. Что случилось с одной из девочек? Прочитайте, как девочки искали номерок. Что показалось вам смешным в стихотворении? Что показалось грустным? Над чем вас заставила задуматься автор стихотворения? Это стихотворение весёлое, насмешливое или грустное? Обоснуйте свой ответ. |
отвечать на вопросы; аргументировано отстаивать собственную позицию; |
3 |
Составьте небольшой рассказ по иллюстрациям к стихотворению. |
рассказывать логично и последовательно |
4 |
Знаете ли вы, как надо вести себя в театре? Составьте памятку «Веди себя правильно» для тех, кто не знает, как вести себя в театре. (Например, не опаздывайте в театр; не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.) |
делать сообщения |
С. В. Михалков «Если» |
||
1 |
В тексте стихотворения С. Михалкова нет описания главного героя. Представьте, как бы мог выглядеть герой, опишите его. |
излагать собственные мысли |
2 |
Прочитайте название стихотворения. Как вы понимаете слово «если»? Вспомните, когда вы употребляете его в своей речи. Составьте свои предложения со словом «если». |
отвечать на вопросы |
3 |
Рассмотрите внимательно иллюстрации. Как думаете, что делают дети? Составьте небольшой рассказ по картине. |
аргументировано отстаивать собственную позицию; |
4 |
Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрации к стихотворению и предположите, о чем оно. Прочитайте стихотворение и сравните его содержание со своими предположениями. |
сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора |
Е. А. Благинина «Кукушка» |
||
1 |
Представьте мысленно картину, которую нарисовал автор в своем стихотворении. Расскажите о ней. |
излагать собственные мысли |
2 |
Послушайте стихотворение. Подготовьте ответ на вопрос: «Какой случай описывает автор в стихотворении?» Аргументируйте свой ответ. |
отвечать на вопросы; аргументировано отстаивать собственную позицию; |
3 |
Сформулируйте с опорой на текст вопросы по стихотворению. Задайте их своим одноклассникам. |
задавать вопросы |
4 |
Опишите кукушку, используя опорные слова: поет, голос, гуляет, милый. Опишите природу в стихотворении. Используйте в своем описании прилагательные, существительные, глаголы. |
рассказывать логично и последовательно |
Е. А. Благинина «Котенок» |
||
1 |
Прочитайте выразительно стихотворение. Поделитесь вашими впечатлениями о прочитанном. |
излагать собственные мысли |
2 |
Послушайте стихотворение. Подготовьте ответ на вопросы: «Какой случай описывает автор в стихотворении? Каким вы представляете себе котенка? Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?» Аргументируйте свои ответы. |
отвечать на вопросы; аргументировано отстаивать собственную позицию; |
3 |
Сформулируйте с опорой на текст вопросы для описания котенка. |
задавать вопросы |
Раздел 2.«Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» Б. В. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». |
||
1 |
Порассуждайте в паре, как бы вы помогли Мите на месте Ваниной бабушки и мастера. |
излагать собственные мысли |
2 |
Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о бабушке. Какая она? Какое звание есть у бабушки? |
отвечать на вопросы |
3 |
Перечитайте эпизод, когда Митя любуется своей незаконченной работой.. Сформулируйте 3 вопроса, которые помогут вам рассказать о том, как Митя принялся за дело? |
|
4 |
Прочитайте текст рассказа. Подготовьте ответы на вопросы: «Какой урок дал мастер мальчику Мите? Успевал ли Митя выполнить работу к сроку? Что ему мешало закончить работу вовремя? |
|
5 |
Рассмотрите иллюстрацию. Как вам кажется, кто изображен на картинке? Опишите мастера. Расскажите, как ведет себя мальчик? Какой вопрос вы бы хотели задать мастеру, маьчику? |
|
6 |
Подготовьте небольшое сообщение о Борисе Викторовиче Шергине. |
делать сообщения |
7 |
Послушайте сообщение о Борисе Викторовиче Шергине и сформулируйте вопросы по его биографии с опорой на текст сообщения. |
задавать вопросы |
8 |
Прочитайте текст рассказа. Дайте характеристику героев рассказа. Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст. Мастер оценил Митину работу? Самостоятельно найдите в тексте ответ-подтверждение, в котором сразу два синонима подтверждают это. Запишите ответ в тетрадь. |
аргументировано отстаивать собственную позицию; |
9 |
Придумайте (в парах, в тройках) свое небольшое продолжение данного рассказа, предположив, какую еще историю мог рассказать о себе Митя бабушке? Что с ним иногда случалось раньше, когда он был совсем молодым и неопытным работником? Все ли у него получалось? |
рассказывать логично и последовательно |
10 |
Составьте краткий пересказ по плану: Мастер малярного дела Митя – художник Обманутое доверие Урок мастера Золотые руки |
|
А. П. Платонов «Цветок на земле» |
||
1 |
Подберите высказывания для характеристики понравившегося вам героя. |
излагать собственные мысли |
2 |
Найдите в тексте диалог героев, подготовьте выразительное чтение по ролям. (Работа в паре) Обоснуйте свое отношение к мальчику, проанализировав его вопросы. |
|
3 |
Расскажите, каким вы представляете Афоню? В своём рассказе постарайтесь ответить на следующие вопросы: 1. Какое настроение у этого героя? 2. Какой у него характер? 3. Как он выглядит? |
отвечать на вопросы; аргументировано отстаивать собственную позицию; рассказывать логично и последовательно |
4 |
Как вы думаете, почему рассказ называется «Цветок на земле»? Назовите слова, которые вам помогут раскрыть смысл названия. Предложите своё название текста. |
|
5 |
Назовите действующих лиц. Дайте характеристику одного из героев (по выбору учащихся). Какой герой сказки вам понравился больше? Почему? Обоснуйте свой ответ с опорой на текст. |
|
6 |
Сформулируйте с опорой на текст необычные вопросы для характеристики героя |
задавать вопросы |
7 |
Порассуждайте в парах, какие бы вы задали вопросы дедушке на месте Афони. |
|
8 |
Выберите эпизод из рассказа и придумайте к нему ряд вопросов, которые вы бы хотели задать одноклассникам. |
|
9 |
Прочитайте рассказ. Подготовьте пересказ всего произведения от лица одно из героев (Афони, деда Тита). |
рассказывать логично и последовательно |
10 |
Найдите в тексте монолог героя, подготовьте его рассказ перед классом |
|
11 |
Найдите в тексте эпизоды, которые помогут вам рассказать о поступках одного из героев, дайте оценку его поведению. |
сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора |
А. П. Платонов «Ещё мама» |
||
1 |
Придумайте свой рассказ, взяв за основу похожую жизненную ситуацию. |
излагать собственные мысли |
2 |
Выделите в тексте слова, которые вам не знакомы. Найдите в толковом словаре лексическое значение слова: оробел. Составьте с этим словам предложение для характеристики героя. |
|
3 |
Прочитайте рассказ. Подготовьте ответ на вопрос: « Какие герои присутствуют в рассказе?» |
отвечать на вопросы |
4 |
Сформулируйте с опорой на текст необычные вопросы для характеристики героя. |
задавать вопросы |
5 |
Перечитайте текст, проанализируйте поступки героя, дайте свою оценку его поведению. Обоснуйте свою точку зрения. |
аргументировано отстаивать собственную позицию; |
6 |
Найдите в тексте диалог Артема и Аполлинарии Николаевны. Распределите роли, подумайте, с какой интонацией вы будете читать слова Артема, Аполлинарии Николаевны. Подготовьте чтение диалога по ролям. Оцените чтение одноклассников, аргументируйте своё мнение. |
|
7 |
Подготовьте творческий пересказ рассказа. |
рассказывать логично и последовательно; сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора |
8 |
Перечитайте диалог Артема и Аполлинарии Николаевны. Порассуждайте, как бы вы поступили на месте Артема. (Работа в парах). Какой совет вы бы дали герою? |
|
М. М. Зощенко «Золотые слова» |
||
1 |
Прочитайте слова папы (стр. 152) («И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своем сердце. Иначе получится абсурд.»). Поразмышляйте в парах над вопросом: «Что такое абсурд?». Найдите в словаре определение слова «абсурд», сравните лексическое значения этого слова с вашим предположением. Приведите примеры абсурдных ситуаций, поступков. |
отвечать на вопросы; излагать собственные мысли |
2 |
Ознакомьтесь с названием текста. Назовите героев рассказа. Предположите, о чём может идти речь в данном произведении. Обоснуйте свою точку зрения. |
аргументировано отстаивать собственную позицию; |
3 |
Послушайте аудиозапись рассказа. Восстановите правильно порядок событий. План: Помилование и папины условия. Папин совет или «Золотые слова». Ужин со взрослыми. Плохое воспитание или История о пожарном. Наказание. Заключение или Золотые слова жизни. Главное преступление или случай с маслом в чае. Подготовьте пересказ понравившегося вам эпизода, порассуждайте над вопросом, почему слова были «Золотые». |
рассказывать логично и последовательно |
М. М. Зощенко «Великие путешественники» |
||
1 |
Прочитайте название произваедения М. Зощенко «Великие путешественники». Предположите, почему автор назвал произведение «Великие путешественники»?Кого бы вы назвали путешественниками? Где мы можем найти значение этого слова? Найдите значение этого слова в словаре и проверьте свои предположения. |
отвечать на вопросы |
2 |
Как вы думаете, можно ли назвать детей путешественниками? Аргументируйте свою точку зрения. |
аргументировано отстаивать собственную позицию; |
3 |
Восстановите события в рассказе по порядку. ___ Степка предлагает ребятам отправиться в кругосветное путешествие. ___ Леля и Минька встречаются с родителями. ___ Дети готовятся к путешествию. ___ Путешественники устраиваются на ночлег в лесу. Хитрость Лели. ___ дети возвращаются домой. ___ Путешественники отправляются в путь .Подготовьте пересказ по плану. |
рассказывать логично и последовательно |
4 |
Подготовьте небольшое сообщение о великих путешественниках России и их открытиях, используя сайты интернета. |
делать сообщения |
5 |
Найдите в тексте слова, которые автор использует для описания характера Степки. Прочитайте их. Из предложенных ниже слов выберите те, которыми можно дополнить характеристику мальчика: серьёзный, смелый, робкий, трусливый, всезнайка. |
сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора |
Н. Н. Носов «Федина задача» |
||
1 |
Прочитайте рассказ, представьте себя на месте Феди.Предположите, как бы вы поступили на его месте? Из предложенных названий выберите то, которое тоже может подойти к содержанию текста. Обоснуйте свой выбор. |
излагать собственные мысли |
2 |
Почему Федя, двадцать раз прочитавший условие задачи, так ничего и не понял? Найдите ответ на это вопрос в тексте учебника |
отвечать на вопросы |
3 |
Придумайте свои вопросы (2-3) к произведению и задайте их одноклассникам. |
задавать вопросы |
4 |
Прочитайте пословицу: «За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь». Как вы понимаете значение этого выражения? Докажите, что данная пословица по смыслу подходит к содержанию рассказа и может стать одним из его названий. Подберите пословицы, близкие по смыслу. Обоснуйте свой выбор. |
аргументировано отстаивать собственную позицию; |
5 |
Прочитайте внимательно название текста. Порассуждайте над вопросом: «О чем может пойти речь в рассказе с таким названием». Предложите свою версию рассказа для обсуждения одноклассникам. Составьте советы для подготовки уроков. Перечислите, что помешало Феде решить задачу |
сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора |
Н. Н. Носов «Телефон» |
||
1 |
Придумайте ситуацию, которая поможет вам превратить рассказ Н. Носова в сказку. Расскажите новую историю о мальчиках своим одноклассника и докажите, что это сказка. |
излагать собственные мысли |
2 |
Найдите и зачитайте в тексте ответ на вопрос: «О чем разговаривали мальчики, позвонив в первый раз, во второй раз?» |
отвечать на вопросы |
3 |
Придумайте вопросы, которые задали бы вы, позвонив однокласснику. Составьте свой диалог. |
задавать вопросы |
4 |
Подготовьте выразительное чтение диалога мальчиков (стр.170).Как разговаривали мальчики по телефону? С какой интонацией будете читать их диалог? |
аргументировано отстаивать собственную позицию; |
5 |
Как надо разговаривать по телефону? Какие правила пользования телефоном можно предложить мальчикам? Озвучьте их. |
делать сообщения |
6 |
Послушайте аудиозапись текста. Объясните, почему автор назвал свое произведение «Телефон»? Предложите свой вариант названия |
сопоставлять собственную позицию с точкой зрения других, автора |