logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

МАТЕМАТИКА

Примеры заданий по формированию УУД на уроках литературного чтения.

Личностные УУД – это формировать умение высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции; умение оценивать свои поступки, согласно ситуации и соотносить поступки героев с собственной точкой зрения.

 

 

 

Вопросы к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»:

В чём мудрость этой сказки? (В сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» обучающиеся осуждают жадность и глупость, старуху и старика не относят к положительным героям за их поступки, старика – за выполнение приказов старухи, а старуху – за жадность. Дети приходят к мысли, к чему в жизни приводят жадность.)

Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? (Высмеять жадность).

Хотел бы ты попасть в эту сказку? Почему?

Вопросы к рассказу М. М. Зощенко «Золотые слова».

Какой урок преподнесли родители Лёли и Миньки своим детям? Почему?

Какой заповеди всю жизнь придерживался писатель Зощенко?

Хотели бы вы пользоваться ею в своей жизни?

В ходе работы над тем или иным произведением обучающиеся понимают его главную мысль и овладевают личностными УУД на уроках литературного чтения.

Непосредственно на уроке чтения познавательные УУД – это:

умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

умение представить полученную информацию в виде текста, схемы;

умение обобщить или конкретизировать материал прозаического или стихотворного текста;

умение ориентироваться в развороте учебника;

умение извлекать информацию состоит из трёх этапов: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

Задания к рассказу М. М. Зощенко «Золотые слова».

 

 

Задание № 1. Ответьте на вопросы.

Читая текст, подумайте, почему он так называется.

Найди подтверждение в тексте словам автора о его герое.

Каким вы увидели Миньку, опишите его, дайте ему характеристику (учитель может делать записи на доске).

Какой увидели Лёлю, его сестричку? Опишите её и дайте ей характеристику.

Каким предстал перед нами начальник папы Лёли и Миньки? Дайте ему характеристику? Как он выглядел по вашему мнению?

А какой представилась вам бабушка Лёли и Миньки? Попробуйте дать ей характеристику и описать то, как она выглядела.

 

 

Задание № 2

Найди соответствие между словами и их определениями.

Факт

тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева, торфа, угля

Соблазн

нелепость, бессмыслица

Дёготь

действительное событие, явление, то что произошло в действительности.

Абсурд

искушение, приманка, нечто влекущее


Ответ:

Факт – действительное событие, явление, то что произошло в действительности.

Соблазн – искушение, приманка, нечто влекущее.

Дёготь – тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева, торфа, угля.

Абсурд – нелепость, бессмыслица.

Задание № 3. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор.

«...Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло). Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (отводить, уводить) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) соскользнуло с ножа и упало в чай...»

«...Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко подтаяло. Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало в чай...»

Рассказ А. Платонова «Ещё мама».

 

 

Задание № 1. Работа с иллюстрацией в учебнике.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и скажите, кого изобразил художник. В какой обстановке?

– Как они нарисованы?

– Что делает учительница?

– Ответные действия Артёма.

 

 

Задание № 2. Составить план рассказа.

План.

1. Разговор Артёма с матерью.

2. Путь в школу

3. Учёба в школе.

1) разговор умных детей во дворе школы;

2) знакомство с учительницей;

3) первый урок;

4) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артёме;

4. Разговор с матерью.

 

 

Коммуникативные УУД – это:

умение слушать других до конца;

строить своё речевое высказывание понятно для окружающих;

умение высказывать мысли вслух;

умение работать в паре и группе (чтение по цепочке).

Задания к рассказу М. М. Зощенко «Золотые слова»

Описать комнату Лёли и Миньки.

Прочитать рассказ по ролям.

Понравился ли вам рассказ? Почему?

Чему учит нас этот рассказ?

Рассказ А. Платонова «Ещё мама»

Задание. Работа в группах. Задание составить синквейн-описание мамы Артёма.

 Мама – её имя.

Два прилагательных – её описание.

Три глагола – её действия.

Фраза по тексту из 3-4 слов.

Слово-синоним, как вывод.

Ответ:

Мама – Евдокия Алексеевна.

Заботливая, добрая, любящая.

Провожает, беспокоится, радуется.

Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет!

Родная.

Регулятивные УУД – это:

умение высказать своё предположение на основе текста учебника;

умение оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Примеры заданий:

Посмотрите на новую страницу учебника и подумайте, что сегодня мы будем делать? Чему сможем научиться?

Как старые знания смогут нам помочь?

Удалось ли тебе справиться с поставленной задачей?

Если – нет, то почему?

М. М. Зощенко «Золотые слова»

– Ребята, я не случайно попросила вас описать комнату, в которой происходили события в семье Лёли и Миньки. Сегодня мы проведём необычный урок – урок в форме игры. Во время игры мы постараемся побыть реальными участниками событий семьи Лёли и Миньки, почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев произведения.

Как вы думаете, в чём нам поможет такая игра?

Какую учебную задачу мы можем спланировать на сегодняшний урок? (Лучше узнать героев, их характеры, понять их мысли и чувства, выявить основную мораль произведения и главную мысль).

Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудно выполнить?

Оцените свои достижения, посчитав все бонусы.

А. Платонов «Ещё мама»

Мы прочитали первую и вторую часть рассказа. Как вы думаете, о чём в рассказе пойдёт речь дальше?

Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?

 

 

Задание 1

«Пропущенные слова»

Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.

Возраст обучающихся: 8–10 лет.

Учебные дисциплины: русский язык.

 На уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

 

 

Задание 2

Игра «Вопрос-ответ»

Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.

Возраст обучающихся: 8–10 лет.

Учебные дисциплины: математика.

Форма выполнения задания: фронтальная работа.

Материалы: карточки с вопросами и карточки с ответами.

Описание задания: каждый обучающийся получает несколько карточек с ответами, у учителя остаются карточки с вопросами. Учитель зачитывает вопрос, обучающиеся, у кого правильный ответ, его зачитывают. В этом задание можно оставить одного или двух обучающихся без карточек, они будут выступать экспертами, которые будут следить за правильностью ответа и оценивать ответ обучающихся. В дальнейшем это задание исключает присутствие учителя.

 

 

Примеры типовых задач по формированию личностных УУД

 

Задание 1

Учебная дисциплина: окружающий мир

Тема урока: «Полевые цветы»

Упражнение «Цветы радости»:

Каждый учащийся рисует полевые цветы (достаточно крупные), в каждом цветке, после беседы о чувстве радости, пишет окончание предложения «Я радуюсь, когда...». Делается выставка работ, и анализируются полученные результаты. Особое внимание уделяется социально - значимым ответам (порадоваться за другого человека, порадовать другого человека и т.д.).

 

 

Задание 2

Учебная дисциплина: литературное чтение

Тема урока: «А. Плещеев «СЕЛЬСКАЯ ПЕСЕНКА».

А. Майков «ЛАСТОЧКА ПРИМЧАЛАСЬ …», «ВЕСНА»

Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства (музыка, живопись).

Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март».

– Какое настроение передает музыкальное произведение?

– Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?

Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…

Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны.

 

 

 

Примеры типовых задач по формированиюпознавательных УУД

 

 

Задание 1

Учебная дисциплина: русский язык[4]

Тема урока: «Имя существительное»

Упражнение – игра «Отгадай задуманное»

Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может отвечать только «да» и «нет».

Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям.

 

 

Задание 2

Учебная дисциплина: литературное чтение 1 класс

Тема урока: И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».

Уметь прогнозировать содержание произведения по его названию и ключевым словам, сравнивать произведения и героев.

– Прочтите фамилии авторов.

– Прочтите название стихотворения.

– Рассмотрите иллюстрации.

– Как вы думаете, о чем расскажет это стихотворение?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение, остальные ученики подбирают пропущенные слова.

– Сравните это стихотворение со стихотворением «Кто как кричит?». Что в них общего?

– Чем эти два стихотворения отличаются?

 

 

Задание №3

Игра «Назовите буквы».

Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; познакомиться с иллюстрациями букв.

Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.

– Какие буквы вы видите? Назовите!

Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.

– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?

– Нарисуйте и вы сказочные буквы.

 

 

Примеры типовых задач по формированиюкоммуникативных УУД

 

 

Задание №1

Учебная дисциплина: литературное чтение

Тема урока: «Животные – герои сказок»,

В процессе обобщения материала по теме учащимся предлагается задание.

- Вы заметили, наверное, что каждое животное в сказках разных народов наделено определёнными качествами. Лиса, например, всегда хитрая, обманщица, медведь …, волк …, белка …, ёж …, тигр …, заяц …. Поработайте в парах. Продолжите сами эту мысль: назовите как можно больше сказочных героев – животных и их основные качества. Вспомните, в каких сказках вы их встречали. Учащиеся учатся общаться и взаимодействовать с товарищами: владеть устной и письменной речью, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать.

Таким образом, в процессе учебной деятельности учащиеся учатся правильно общаться, договариваться, уважать мнение других товарищей, находить сообща или советуясь, правильное решение.

 

 

Задание № 2

Учебная дисциплина: «Окружающий мир»

Тема урока: «Карта. Условные обозначения»

Упражнение «Маршрут»

Описание задания: двоих детей сажают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей маршрут, другому — карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо двигаться по маршруту. Второй старается провести линию по инструкции. Разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением маршрута. После выполнения задания дети меняются ролями.

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание.

Поиск

 
 
 
 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.