Примеры заданий по формированию УУД на уроках литературного чтения.
Личностные УУД – это формировать умение высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции; умение оценивать свои поступки, согласно ситуации и соотносить поступки героев с собственной точкой зрения.
Вопросы к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»:
В чём мудрость этой сказки? (В сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» обучающиеся осуждают жадность и глупость, старуху и старика не относят к положительным героям за их поступки, старика – за выполнение приказов старухи, а старуху – за жадность. Дети приходят к мысли, к чему в жизни приводят жадность.)
Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? (Высмеять жадность).
Хотел бы ты попасть в эту сказку? Почему?
Вопросы к рассказу М. М. Зощенко «Золотые слова».
Какой урок преподнесли родители Лёли и Миньки своим детям? Почему?
Какой заповеди всю жизнь придерживался писатель Зощенко?
Хотели бы вы пользоваться ею в своей жизни?
В ходе работы над тем или иным произведением обучающиеся понимают его главную мысль и овладевают личностными УУД на уроках литературного чтения.
Непосредственно на уроке чтения познавательные УУД – это:
умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
умение представить полученную информацию в виде текста, схемы;
умение обобщить или конкретизировать материал прозаического или стихотворного текста;
умение ориентироваться в развороте учебника;
умение извлекать информацию состоит из трёх этапов: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.
Задания к рассказу М. М. Зощенко «Золотые слова».
Задание № 1. Ответьте на вопросы.
Читая текст, подумайте, почему он так называется.
Найди подтверждение в тексте словам автора о его герое.
Каким вы увидели Миньку, опишите его, дайте ему характеристику (учитель может делать записи на доске).
Какой увидели Лёлю, его сестричку? Опишите её и дайте ей характеристику.
Каким предстал перед нами начальник папы Лёли и Миньки? Дайте ему характеристику? Как он выглядел по вашему мнению?
А какой представилась вам бабушка Лёли и Миньки? Попробуйте дать ей характеристику и описать то, как она выглядела.
Задание № 2
Найди соответствие между словами и их определениями.
Факт |
тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева, торфа, угля |
Соблазн |
нелепость, бессмыслица |
Дёготь |
действительное событие, явление, то что произошло в действительности. |
Абсурд |
искушение, приманка, нечто влекущее |
Ответ:
Факт – действительное событие, явление, то что произошло в действительности.
Соблазн – искушение, приманка, нечто влекущее.
Дёготь – тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева, торфа, угля.
Абсурд – нелепость, бессмыслица.
Задание № 3. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор.
«...Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло). Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (отводить, уводить) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) соскользнуло с ножа и упало в чай...»
«...Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко подтаяло. Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало в чай...»
Рассказ А. Платонова «Ещё мама».
Задание № 1. Работа с иллюстрацией в учебнике.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и скажите, кого изобразил художник. В какой обстановке?
– Как они нарисованы?
– Что делает учительница?
– Ответные действия Артёма.
Задание № 2. Составить план рассказа.
План.
1. Разговор Артёма с матерью.
2. Путь в школу
3. Учёба в школе.
1) разговор умных детей во дворе школы;
2) знакомство с учительницей;
3) первый урок;
4) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артёме;
4. Разговор с матерью.
Коммуникативные УУД – это:
умение слушать других до конца;
строить своё речевое высказывание понятно для окружающих;
умение высказывать мысли вслух;
умение работать в паре и группе (чтение по цепочке).
Задания к рассказу М. М. Зощенко «Золотые слова»
Описать комнату Лёли и Миньки.
Прочитать рассказ по ролям.
Понравился ли вам рассказ? Почему?
Чему учит нас этот рассказ?
Рассказ А. Платонова «Ещё мама»
Задание. Работа в группах. Задание составить синквейн-описание мамы Артёма.
Мама – её имя.
Два прилагательных – её описание.
Три глагола – её действия.
Фраза по тексту из 3-4 слов.
Слово-синоним, как вывод.
Ответ:
Мама – Евдокия Алексеевна.
Заботливая, добрая, любящая.
Провожает, беспокоится, радуется.
Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет!
Родная.
Регулятивные УУД – это:
умение высказать своё предположение на основе текста учебника;
умение оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей;
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Примеры заданий:
Посмотрите на новую страницу учебника и подумайте, что сегодня мы будем делать? Чему сможем научиться?
Как старые знания смогут нам помочь?
Удалось ли тебе справиться с поставленной задачей?
Если – нет, то почему?
М. М. Зощенко «Золотые слова»
– Ребята, я не случайно попросила вас описать комнату, в которой происходили события в семье Лёли и Миньки. Сегодня мы проведём необычный урок – урок в форме игры. Во время игры мы постараемся побыть реальными участниками событий семьи Лёли и Миньки, почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев произведения.
Как вы думаете, в чём нам поможет такая игра?
Какую учебную задачу мы можем спланировать на сегодняшний урок? (Лучше узнать героев, их характеры, понять их мысли и чувства, выявить основную мораль произведения и главную мысль).
Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудно выполнить?
Оцените свои достижения, посчитав все бонусы.
А. Платонов «Ещё мама»
Мы прочитали первую и вторую часть рассказа. Как вы думаете, о чём в рассказе пойдёт речь дальше?
Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?
Задание 1
«Пропущенные слова»
Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.
Возраст обучающихся: 8–10 лет.
Учебные дисциплины: русский язык.
На уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
Задание 2
Игра «Вопрос-ответ»
Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.
Возраст обучающихся: 8–10 лет.
Учебные дисциплины: математика.
Форма выполнения задания: фронтальная работа.
Материалы: карточки с вопросами и карточки с ответами.
Описание задания: каждый обучающийся получает несколько карточек с ответами, у учителя остаются карточки с вопросами. Учитель зачитывает вопрос, обучающиеся, у кого правильный ответ, его зачитывают. В этом задание можно оставить одного или двух обучающихся без карточек, они будут выступать экспертами, которые будут следить за правильностью ответа и оценивать ответ обучающихся. В дальнейшем это задание исключает присутствие учителя.
Примеры типовых задач по формированию личностных УУД
Задание 1
Учебная дисциплина: окружающий мир
Тема урока: «Полевые цветы»
Упражнение «Цветы радости»:
Каждый учащийся рисует полевые цветы (достаточно крупные), в каждом цветке, после беседы о чувстве радости, пишет окончание предложения «Я радуюсь, когда...». Делается выставка работ, и анализируются полученные результаты. Особое внимание уделяется социально - значимым ответам (порадоваться за другого человека, порадовать другого человека и т.д.).
Задание 2
Учебная дисциплина: литературное чтение
Тема урока: «А. Плещеев «СЕЛЬСКАЯ ПЕСЕНКА».
А. Майков «ЛАСТОЧКА ПРИМЧАЛАСЬ …», «ВЕСНА»
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства (музыка, живопись).
Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март».
– Какое настроение передает музыкальное произведение?
– Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?
Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…
Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны.
Примеры типовых задач по формированиюпознавательных УУД
Задание 1
Учебная дисциплина: русский язык[4]
Тема урока: «Имя существительное»
Упражнение – игра «Отгадай задуманное»
Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может отвечать только «да» и «нет».
Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям.
Задание 2
Учебная дисциплина: литературное чтение 1 класс
Тема урока: И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».
Уметь прогнозировать содержание произведения по его названию и ключевым словам, сравнивать произведения и героев.
– Прочтите фамилии авторов.
– Прочтите название стихотворения.
– Рассмотрите иллюстрации.
– Как вы думаете, о чем расскажет это стихотворение?
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение, остальные ученики подбирают пропущенные слова.
– Сравните это стихотворение со стихотворением «Кто как кричит?». Что в них общего?
– Чем эти два стихотворения отличаются?
Задание №3
Игра «Назовите буквы».
Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; познакомиться с иллюстрациями букв.
Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.
– Какие буквы вы видите? Назовите!
Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.
– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?
– Нарисуйте и вы сказочные буквы.
Примеры типовых задач по формированиюкоммуникативных УУД
Задание №1
Учебная дисциплина: литературное чтение
Тема урока: «Животные – герои сказок»,
В процессе обобщения материала по теме учащимся предлагается задание.
- Вы заметили, наверное, что каждое животное в сказках разных народов наделено определёнными качествами. Лиса, например, всегда хитрая, обманщица, медведь …, волк …, белка …, ёж …, тигр …, заяц …. Поработайте в парах. Продолжите сами эту мысль: назовите как можно больше сказочных героев – животных и их основные качества. Вспомните, в каких сказках вы их встречали. Учащиеся учатся общаться и взаимодействовать с товарищами: владеть устной и письменной речью, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать.
Таким образом, в процессе учебной деятельности учащиеся учатся правильно общаться, договариваться, уважать мнение других товарищей, находить сообща или советуясь, правильное решение.
Задание № 2
Учебная дисциплина: «Окружающий мир»
Тема урока: «Карта. Условные обозначения»
Упражнение «Маршрут»
Описание задания: двоих детей сажают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей маршрут, другому — карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо двигаться по маршруту. Второй старается провести линию по инструкции. Разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением маршрута. После выполнения задания дети меняются ролями.
Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание.