Одна из важнейших задач начальной школы в области грамматики – научить детей ориентироваться в этой массе слов, с которой они постоянно имеют дело в своей речевой практике.
Грамматические формы слов и их значения разнообразны; они связаны со звуковым и морфологическим составом слов, с их ролью в словосочетании и предложении. Раздел "Морфология" рассматривает части речи, которые имеют общие признаки для классификации, а проявление этих признаков индивидуально для каждой из частей речи. Многочисленные и разнообразные окончания слов, которые имеются в процессе речи, подчиняются определенным правилам, опирающимся на понятие части и их грамматические формы.
Морфология русского языка – это одна из сторон его грамматической системы, представляющая грамматические формы слов в их взаимосвязях и отношениях.
Ведущая роль грамматики в общей системе занятий по русскому языку определяется тем, что изучение других разделов может протекать успешно лишь тогда, когда они находятся в неразрывной связи с грамматикой.
Ведущим направлением школьного изучения морфологии должно быть не изолированное ознакомление с отдельными морфологическими классами слов и их формами.
Изучение морфологии следует начинать с яркого языкового образца. Так как основные морфологические понятия – явления абстрактные.
При изучении морфологии развиваются:
- абстрактное мышление
- логическое мышление
Ученики получают представление о возможности выразить определенное содержание различными частями речи или их формами
- коммуникативные умения, т. к. ученикам нужно выбрать более уместную форму слова в данной речевой ситуации
Дети усваивают классы слов, которые отсутствуют в их речевой практике.
Осваиваются основы грамотного письма, жанры письменной речи, в которых морфологические явления являются жанрообразующими.
М.Р. Львов выделяет три этапа формирования грамматических понятий:
Первый этап - эмпирический - предполагает выделение и называние важнейших признаков и свойств языкового явления, первичное обобщение накопленного эмпирического материала, выделение главных, наиболее существенных, признаков и свойств.
Второй этап - теоретический. На этом этапе происходит введение термина, вывод определения понятия.
Третий этап - дальнейшее углубление понятий, узнавание и выделение новых признаков, свойств изучаемого явления, которые лежат в основе формируемого понятия.
В начальных классах далеко не все понятия в процессе их формирования проходят все три этапа; третий этап, а иногда и второй, могут осуществляться в последующих классах средней школы. Обучение морфологии в начальной школе строится, учитывая психологические особенности детей: у детей возраста 6-7 лет невелика выносливость, неустойчиво внимание, невысоки возможности само регуляции, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса.
Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления. Успешное обучение школьников требует от учителя хорошего владения теоретическим материалом, понимания сложности раздела "Морфология", знания проблемы изучения частей речи и возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Усвоение грамматического материала оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, способствует интеллектуальному развитию учащихся. Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слова в предложении).
Тренировочные упражнения по теме "Морфология" для учеников начальных классов ищите в высыпающемся меню.