В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Это значит, стать здоровым можно постепенно, а потерять здоровье можно сразу. Здоровье – одна из главных ценностей жизни, источник радости.
Плохое здоровье младшего школьника – причина отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Формирование метапредметных образовательных результатов у младших школьников одновозрастные межпредметные проектные задачи для 2 класса.
1. Паспорт проектной задачи
Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования.
Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.
Как же возникает тревожность, каковы же предпосылки тревожного состояния? Иногда предпосылкой тревожности может быть повышенная чувствительность (сензитивность) ребёнка. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Чаще всего это зависит от того, как ребёнок общается с родителями. Иногда именно они могут быть виновниками развития тревожности у ребёнка. Например, если родители не дают своему чаду, что называется «шага ступить» без их указания, проявляя тем самым чрезмерную заботу, мелочный контроль, устанавливая по отношению к ребёнку большое количество ограничений и запретов. В следствии этого у ребёнка возникает неуверенность в себе, своих силах, способностях. Он начинает делать всё с «оглядкой » на родителей, боясь, что может не соответствовать их ожиданиям.
Современная российская школа перешла на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. В его основу положена принципиально новая идеология. Перед школой поставлена задача – воспитать гражданина информационного общества, человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей.
Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач современной российской школы. Её решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания.
Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование навыков взаимодействия между обучающимися, которое достигается в начальной школе при их вовлечении в коллективные формы работы. Данное требование является актуальным в связи с тем, что в современном обществе часто наблюдается отсутствие мотивации к коллективному творчеству и к творческому общению. Современный человек сегодня, как правило, стремится к обособленности и автономии, что приводит к разобщенности и даже к различного рода конфликтам, вплоть до серьезных социальных. Устранить эти негативные тенденций призваны многие общественные институты, и прежде всего те, которые занимаются образованием подрастающего поколения.
Одним из ведущих механизмов реализации стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход. Существует ряд педагогических технологий, методов, приёмов, способов организации деятельности учащихся, обеспечивающих данный подход.
На наш взгляд, одним из наиболее эффективных методов является метод проектов. Именно данная технология позволяет в системе комплексно организовать деятельность по формированию у обучающихся как личностных, так и метапредметных универсальных учебных действий.
Одной из главных целей образовательной системы современной России в рамках реализации ФГОС второго поколения становится не передача учебной информации в виде ЗУНов, а формирование умения самостоятельно учиться, развитие значимых для этого компетентностей, достижение заявленных образовательных результатов – предметных, метапредметных и личностных. Это оказывается главным в процессе реализации деятельностного подхода, ориентированного на построение учебной деятельности учащихся в начальном звене школы. При этом целенаправленное формирование метапредметных компетентностей происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.
Процитируем выдающегося Конфуция: “Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю”. Вторит ему и древняя славянская поговорка: “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – я запомню. Приобщи меня к работе – я все пойму”. Таким образом, мудрость, очевидно, подтверждает необходимость технологического труда в качестве средства освоения навыков самостоятельной деятельности. Урок технологии в школе служит этой цели и является средством формирования творческого отношения ребенка к труду, что позволяет ему не только опробовать свои силы в конкретной творческой деятельности, но и овладеть ориентацией в современном высокотехнологическом, информационном обществе, а значит развить способности самостоятельно ставить и решать задачи своего развития и экономического благополучия.
Невозможно развить гармонично развитую личность без привития эстетического вкуса. Поэтому мы с учениками не пропускаем ни одну премьеру в Театре Юного Зрителя.
Цель моих уроков – воспитание читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.
Основными задачами своей работы считаю
воспитание любви к чтению и изучению литературы;
В настоящее время внедрение ФГОС (Федерального Государственного образовательного стандарта) начального образования направлено на формирование младшего школьника, способного к дальнейшему успешному обучению и развитию на следующих ступенях образования. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка, формирование умения учиться и способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом становится формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.
Термин «арт-терапия» (art therapy – исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния.
Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. В разных странах имеются различные модели и школы арт-терапии, рассмотрим различные примеры и подходы.
Согласно одной из трактовок международной классификации, терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).
«В настоящее время ширится круг инновационных или альтернативных программ развития ребёнка в образовательном учреждении. Тем не менее вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным и концептуальным. Дело в том, что большинство инновационных программ из всех атрибутов развития выбирают прежде всего познание». Развитие творческих способностей ребёнка – это не развитие креативного мышления, а развитие творческой личности. И если взрослый ведёт ребёнка по этому пути, то он выступает не столько как носитель внутреннего способа действия, но как источник смысла, чувства.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели: формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, формирование у детей мотивации к обучению, оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
«Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Центральной задачей 1 класса является формирование мотивации учебной деятельности. Решению этой задачи подчиняется организация работы как по усвоению учебных предметов, так и по формированию у школьников способов взаимодействия.
Формирование способов взаимодействия
Умение сотрудничать – основа коллективно распределенной деятельности. Именно в этой форме и осуществляется решение детьми учебных задач. Поэтому учитель использует все ситуации, в которых первоклассники хотят и могут оказать помощь друг другу, и обсуждает с детьми результат коллективных усилий. Такая работа начинается в первые дни обучения, например в рамках курса «Введение в школьную жизнь».
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской компетенции школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы уделено начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.
В.А.Флеров писал: «…Ни под каким видом нельзя допускать, чтобы дети видели, а тем более писали слова орфографически неправильно».
Большое внимание работе над ошибками и их предупреждению удалено в трудах Н.С.Рождественского, Д.Н.Богоявленского, Н.Н.Алгазиной и др.
В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?
На уроках русского языка мы применяем экспериментальную методику с использованием субъективизации.
Субъективизация – это способ организации работы обучаемого, в процессе которого происходит формирование субъекта, становление его личности и реализация её потенциальных возможностей. Под субъективизацией процесса обучения понимается сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности.
Основой в воспитании у школьников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края, родного села, района.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно, новые подходы к ее решению, как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
“Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”. (А.Дистервег )
“Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”. (Л.Н.Толстой)
“Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить” (Т.Эдисон)
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ребенку должны привить две группы новых умений:
– универсальные учебные действия, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа информации.
– формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
1. Листая книжные страницы, мы путешествуем по свету
Летние каникулы, это время, которого дети ждут с радостью, а родители – с некоторой опаской. Освободившись от учебного труда мальчишек и девчонок необходимо не только развлекать, но и следить за их безопасностью. Обязательно поговорим обо всем, что касается ребёнка и основных правил безопасности во время летних каникул.
Нужны ли задания на летние каникулы?
Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Чтобы сделать обычный урок необычным, а неинтересный материал интересным я использую различные варианты педагогических технологий. Среди многообразия современных образовательных технологий я для себя выбрала те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы.
Многие уроки в начальных классах целесообразно строить в дискуссионной форме. Также особое внимание стоит обратить на исследовательскую работу.
“У кого есть здоровье - есть надежда, а у кого есть надежда - есть все” арабская пословица .Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы “Наша новая школа” является сохранение и укрепление здоровья школьников. К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось. Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.
Спад интереса к чтению у детей происходит в период окончания работы над букварём и в начале работы над книгой. Это вызвано сменой их деятельности. До школы дети в основном являлись слушателями, заучивали стихи на слух, не затрачивая на их чтение своего труда. Трудность состоит в том, что когда ученики овладевают послоговым чтением, когда единицей восприятия текста является не целое слово, как у умелого чтеца, а слог. В это время дети тратят большое усилие на сложение из слогов целого слова, при этом теряют связь прочитанного слова со смыслом целого предложения.
Совместная деятельность школы и семьи способствует развитию обеих сторон и является важным источником становления личности ребенка. Поскольку жизнь школьника основывается на двух важных сферах влияния и развития: семья и школа (они же являются главными формирующими ценностных ориентаций личности ребенка), то сотрудничество семьи и школы - есть одна из самых насущных проблем.
В нашей стране на протяжении многих лет происходит процесс реформирования образовательной системы, и большинство родителей не успевают сориентироваться в изменениях учебно-воспитательной деятельности, основываясь на собственном школьном опыте, который не совпадает с современными требованиями педагогики. Учителю приходится брать на себя заботу об организации, коррекции, создании благоприятных условий жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Организация проектной деятельности во 2 “В” классе школы № 1474 Ситуация, которая сложилась в классе, выглядела следующим образом: дети в классе разновозрастные – 7–9 лет, а одна девочка, по семейным обстоятельствам, пошла во 2-й класс в 10 лет. Отсутствовала сплоченная дружба между детьми. Было замечено проявление жестокости среди учеников.
Так как у нас в школе работает очень много различных кружков, я, как учитель, выявила чем интересно заниматься каждому ребенку и стала записывать их в разные кружки.
Что для каждого из нас здоровье? Пожалуй, это самое главное в жизни.
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов.