В последнее время в школе большое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся. Такая работа проводилась и ранее, но называлось это гораздо скромнее. Лет 10 назад в журнале «Начальная школа» я нашла очень интересную статью, посвященную исследованию слова. Номер журнала и автора я не помню, знаю, что автор – молодой человек, учитель начальных классов. Главную мысль я почерпнула там, использовала материалы статьи, провела исследование слова «береза». И применяю эту работу уже не первый год. В каждом четвертом классе я даю такое задание для учащихся сроком на месяц. Детям очень нравится эта работа. Каждый ребенок получает лист с рекомендациями и схему-план. В кабинете на стенде «Учись учиться» вывешиваются аналогичные материалы и в качестве образца - исследование слова «береза». Все приступают к делу. Ребята являются частыми гостями не только школьной, но и городской библиотеки. Не остаются в стороне и родители: работы хватает всем.
Основополагающий вопрос: Актуально ли в наше далеко не голодное время прививать современным детям трепетное и серьезное отношение к хлебу.
Проблемные вопросы:
Почему культура народа (нации) все-таки определяется по отношению к хлебу?
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Тема: Ягоды. Органы пищеварения.
Вид: Развивающий урок на деятельностной основе.
Тип: Урок изучения нового материала на проблемной основе.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Во время осуществления творческих проектов по учебным предметам и во внеурочной деятельности происходит обучение школьной проектной деятельности. В данном проекте выполнялись задания по технологии блок “информатика и ИКТ” и по изучению правил дорожного движения.
Проектное задание создает положительную мотивацию для самообразования. В процессе выполнения проекта у школьников повышается самооценка от содержательности, значимости, результативности выполняемой работы. Ученик чувствует уважительное отношение окружающих.
У многих стран мира есть свои растения – символы: у Ливана – ливанский кедр, у Канады – клён, у Японии – сакура, у Индии – лотос. А у русского человека - белоствольная берёзка. Этот символ не утверждало правительство, его выбрал народ.
Красавицей русских лесов испокон веков называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее знают все - это самое символ и гордость русского народа. Любой житель нашей страны, не задумываясь на вопрос о том, с каким деревом ассоциируется у него Россия, ответит что с берёзой.
Цель: расширение знаний о перелетных и зимующих птицах, населяющих Кировскую область, участие во Всероссийской эколого-культурной акции “Покормите птиц”.
Предметные результаты:
Знать причины по которым перелетные птицы покидают родные края;
Паспорт проекта
Тип: информационно-творческий проект.
Участники: учащиеся 2 класса, их родители, педагог.
Проблема:
Мы в классе посовещались и решили обозначить такую проблему, что человек ошибочно считает себя царём природы и часто относится к ней несправедливо, не думая ни о каких последствиях. Мы забываем, что всё когда-нибудь заканчивается. Вода и воздух на нашей планете с каждым днём становится всё загрязнённее. Что же делать? Как защитить нашу планету от нас же самих?
Зимой перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов.
Актуальность:
Подкормка птиц зимой – это очень актуально. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша деревня расположена в красивом живописном месте. Мы в поселке родились, растем , учимся и живем. Но часто приходится видеть, как возле жилых домов стоят необустроенные мусорные баки, наполненные отходами, а вокруг валяются еще столько же мусора. На детской площадке, где мы играем в футбол, лежат пустые бутылки и пакеты.
Человеку в ходе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждой семье образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конце концов выбрасываются на свалки, сжигаются.
Одной из приоритетных целей современного образования является воспитание и развитие личности младшего школьника в процессе формирования учебной деятельности. Ее реализация требует совершенствования учебного содержания, исключения непродуктивных стилей и форм педагогического общения, использования эффективных методов и приемов в обучении. К таким методам можно по праву отнести метод проектов. Он не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам отечественного образования: индивидуальному и личностно ориентированному подходу к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения новых знаний.
Тема проекта: «Домашние животные»
Участники проекта: учащиеся 1 класса.
Срок реализации: 2 месяца
Краткая аннотация проекта.
Гипотеза: шоколад полезен для здоровья.
Объект исследования: шоколад.
Цель: изучить из чего и как получают шоколад, какой бывает шоколад, его польза и вред.
Задачи:
провести анкетирование среди учеников;
найти материал, рассказывающий о происхождении и истории этого лакомства;
1.Подготовительная беседа с учениками
Наша родина – Россия. Как и у других государств, у нашей страны есть свои символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. В каждой стране есть государственные символы, которые закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Это гимн, герб, флаг. Но есть у каждой страны и особые, негосударственные, символы, отличающие ее от других. Как вы думаете, что отличает нашу страну?
Вы когда-нибудь задумывались над тем, какое значение в нашей жизни имеет улыбка? Огромное! Ведь мы улыбаемся минимум десять раз в день, а то и чаще; с улыбкой начинаем знакомство, мы улыбаемся, когда читаем, когда смотрим фильмы, просыпаемся или засыпаем... Улыбка красит каждого человека, располагает к себе. Еще 2000 лет тому назад знаменитый ученый древности Гиппократ писал о пользе улыбки и смеха, считал их лечебным средством. Но что мы знаем об улыбке на сегодняшний день? Люди не придают значения такому привычному явлению, как улыбка и не задумываются о ее значении. Эти мысли и определили выбор темы проекта.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Новый год – самый любимый праздник в нашей стране. Этот праздник объединяет представителей всех народов, проживающих в России. Этого праздника с одинаковым нетерпением ждут и взрослые, и дети всех возрастов.
Основополагающий вопрос, который мы задали себе: Существуют ли в нашей многонациональной стране с ее сложной историей традиции встречи Нового года? Давно ли они живут?
Цель проекта: узнать какие традиции встречи Нового года, когда и как появились в России. Как к ним относятся современные россияне на примере учеников, учителей и родителей нашей школы.
Русские поэты всегда много писали о скромной природе своего родного края. Она дорога каждому поэту именно той простотой, в которой много красоты внутренней, взывающей к нравственной строгости и чистоте. Каждый поэт и художник смотрит на мир по-особому, оживляет, одухотворяет предметы и явления, которые видит вокруг. Интересно, могут ли и другие люди также по-особому видеть привычные всем предметы? Почему для Леки из сказки Сергея Воронина «Необыкновенная Ромашка», цветок – живое существо, красивое, умеющее чувствовать и разговаривать.
Лека умеет всматриваться в окружающий его мир природы. Он обнаружил, насколько красива Ромашка («высокая, желтоголовая, в белом большом воротничке»), он ужаснулся, когда увидел израненные и раздавленные цветы – результат собственного прыганья на одной ноге, он увидел, что Ромашка хочет пить и не поленился сходить за водой; он верит в то, что Степа тоже может услышать голос цветка. Лека - особенный.
Предмет: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.
Цель проекта:
подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
составить словарную статью о слове;
участвовать в презентации своей страницы.
Актуальность и значимость представляемого проекта
«Мы говорим: зачем поминать? Зачем поминать старое? Теперь уж этого нет больше... Зачем это вспоминать? Зачем раздражать народ?.. Прошло? Изменило форму, но не прошло... Если мы поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее».
Эти размышления Льва Толстого, увы, нисколько не устарели, хотя многим действительно кажется, что с уничтожением памятников и других символов недавней истории, с этим стихийным (или управляемым) протестом против прошлого и может происходить его преодоление.