logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

МАТЕМАТИКА

Не секрет, что перед каждым педагогом рано или поздно встаёт проблема: что сделать, чтобы ученики не только знали правило, его формулировку, будь оно по русскому языку, математике или по какому-нибудь другому предмету, но и смогли успешно применить его при решении языковых, математических и других задач.

Существует определенная методика ознакомления детей с правилами русского языка, которая, в основном, сводится к поверхностному, по моему мнению, анализу отдельных положений правила и зазубриванию его наизусть. Соответственно этой методике существует следующая классификация правил русского языка:

1.Правило - указание или запрещение.

Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила - правописание гласных после шипящих: «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу».

Алгоритм его состоит из одного действия – «шага».

 

 

2.Правило - результат наблюдения над языком.

Оно соединяет в себе и грамматическое и орфографическое наблюдение. Пример такого правила: «Общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов пишется одинаково». (2 класс)

 

 

3.Правило - указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний.

Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на значение слова, либо на разбор слова, на грамматический или фонетический анализ. Правило данного типа имеет свой алгоритм - не менее двух действий – «шагов». Пример: «Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы». (2 класс)

Алгоритм: 1 шаг: Прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится?

2 шаг: Назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени?

Отчестве? Фамилии?

 

 

4.Грамматические правила (определения).

Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Грамматические правила имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные - из 3-5 шагов. Пример алгоритма: распознавание приставки с целью ее правильного написания.(3 класс)

1 шаг: Найти в слове корень.

2 шаг: Определить, есть ли в слове приставка, назвать ее.

3 шаг: Определить, какое слово образовано с помощью приставки, от какого слова образовано.

4 шаг: Проговорить приставку отчетливо - по буквам. Запомнить: она пишется всегда одинаково (4 шаг – орфографический)

 

 

5.Правило - предписание к выполнению действия.

Правило не указывает написания или его вариантов, а показывает прием проверки. Алгоритмы правил 5-й группы наиболее сложны, например, по проверке безударной гласной в корне:

1 шаг: Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква.

2 шаг: Еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударный слог).

3 шаг: Подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова.

4 шаг: Сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание.

5 шаг: Написать слово, проверить написанное.

Правила могут быть усвоены школьниками в готовом виде, по учебнику, но могут быть выведены самими учащимися индуктивным путем. Например, перед учащимися ставится проблема: « У Коли собачка, она такая кругленькая, он ее назвал Шарик». «Как же надо написать слово "Шарик", кличку собаки, чтобы сразу отличить от слова «шарик» – «игрушка?» Первоклассники догадываются: «Пишется с большой буквы!»

- Что пишется с большой буквы?

- Клички животных, имена людей.

Затем правило «выверяют» по учебнику и запоминают.

При традиционном подходе большинство учащихся не только до конца не понимают содержание правила, цель его изучения, но и совершенно не могут применить изученное правило в своей практической деятельности.

Необходимо, наверное, проанализировать, какие же шаги, какие действия должен предпринять учитель и ученик, как организовать на уроке работу с правилом, чтобы ученики его поняли и смогли эффективно использовать в дальнейшем. А также, нужно, кроме освоения правил, отдельно учить детей различать, как, где, когда и какие правила необходимо использовать.

Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом (по Алгазиной Н.Н), учащийся должен:

— обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);

— установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа);

— решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (заключительный этап анализа).

Задача первого этапа — опознать орфограмму, задача второго этапа — выбрать нужное правило, задача третьего этапа — применить правило к данному конкретному случаю. Таковы различия в задачах отдельных этапов применения орфографических правил.

На уроке ознакомления с новым орфографическим правилом отрабатываются задачи третьего (заключительного) этапа анализа, так как учащиеся знают, над какой орфограммой они работают и какое орфографическое правило изучают. Затем в дидактический материал упражнений включаются слова с орфограммами, имеющими тот же опознавательный признак, что и изучаемая на уроке орфограмма. В результате учащиеся будут отрабатывать не только задачи третьего, заключительного этапа анализа, но и второго, выборочного. И, наконец, в поле зрения учащихся должны оказаться ранее изученные орфограммы с разными опознавательными признаками. В этом случае школьники должны производить трехэтапный анализ орфограммы: опознавать орфограмму (опознавательный этап), выбирать нужное правило (выборочный этап), применять выбранное правило (заключительный этап).

Таким образом, все признаки орфограммы делятся на 3 группы:

1) опознавательные признаки;

2) признаки, помогающие выбрать нужное правило ("выборочные");

3) признаки, определяющие написание ("заключительные").

Итак, чтобы школьники научились применять орфографические правила в практике своего письма, необходимо дидактический материал для упражнений подбирать в указанной выше системе, с учетом задач отдельных этапов применения орфографических правил. В таком случае внимание учащихся направляется на осознание всех этапов применения орфографического правила (на содержание и последовательность орфографического разбора в устной и письменной форме) в соответствии с формулировкой орфографического правила, что способствует формированию у школьников навыков сознательного, анализирующего письма. При этом закрепление навыков должно проводиться не только на том уроке, на котором учащиеся познакомились с данной орфограммой, но и на последующих уроках, для того чтобы учащиеся преждевременно не перестали пользоваться правилом. А это случается, если сокращается период письма, сопровождаемого орфографическим разбором по схеме, соотнесенной с формулировкой соответствующего правила.

Психологи считают, что понимание – это активный познавательный процесс. Прежде чем воспроизвести правило, школьник должен его правильно воспринять и усвоить, а это возможно только при наличии ассоциативной и лексической связи изучаемого материала с уже имеющимся у ребенка опытом.

Зачастую, знакомясь с текстом правила на уроке, читая его «про себя» мы лишаем полноценного доступа к информации тех детей, которые плохо усваивают содержание визуально, для которых необходимо удобным способом обязательно проговорить правило, услышать его. Надо найти такой подход, при котором каждый имел бы равные возможности при знакомстве с правилом. Педагогу просто необходима информация о соотношении визуалов, аудиалов и кинестетиков в своем классе, для того чтобы более рационально подобрать методы и приемы обучения. Поэтому для поиска путей решения этой проблемы мне необходимо было выяснить преобладающие у детей типы сенсорного восприятия. Совместно с психологом можно провести с детьми БИАС-тест Льюиса и Пукелика, который позволяет определить основную модальность, т.е. модальность основной репрезентативной системы и, кроме того, относительную активность каждой репрезентативной системы.

 

 

 

 

 

 

Поиск

 
 
 
 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.