logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Веселый ранец

МАТЕМАТИКА

Сказка как не один другой жанр фольклора помогает учителю сделать уроки более интересными, яркими, эмоциональными.

Работая над сказкой В.П. Катаева "Цветик-семицветик", предложите ученикам   задание - подобрать соответствующие эмоции к эпизодам из сказки.

Эпизод 1

"Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает..."

 

 

Эпизод 2

"Вели, чтоб я сейчас же была на Северном полюсе! Не успела она это сказать, как вдруг, откуда ни возьмись, налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами как волчок. Женя, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!"

 

 

 

Эпизод 3

"С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья...."

 

 

 

 

Яркость и образность языка сказки помогают развивать воображение. Для этого нами использовалось цветовое иллюстрирование. Например: при чтении русской народной сказки "Сивка-бурка" после небольшой словарной работы, в ходе которой поясняется значения малознакомых слов, встречающихся в тексте (лукошко, раздолье, терем, перстень), читается текст сказки небольшими отрывками и проводится эмоционально-образный анализ самого произведения, выполняя следующую "спектрограмму чувств".

Учитель читает отрывки по порядку следования в тексте, и просит "раскрыть чувства автора, которые тот пытался передать. Определить в какой бы цвет вы окрасили этот отрывок" Далее всем классом, высказывая свои мнения, ребята под руководством учителя пытаются ответить на поставленный вопрос: "А почему мы окрасили отрывок этим цветом. Какие образы, слова помогли нам найти этот цвет". После подобного поэтапного анализа всего произведения, мы получаем его эмоционально-цветовую иллюстрацию.

 

 

 

Еще один вид работы - это творческий пересказ от лица какого-либо героя. Такой вид пересказа произведения тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев, сопереживать им. Этот вид пересказа учащимися использован при передаче содержания татарской народной сказки "Три дочери". При этом ребята имели возможность передать содержание сказки от имени старшей, средней и младшей дочери. По оценкам самих учащихся пересказывать от лица старшей и средней дочери было достаточно неприятно. Таким образом, учащиеся сами, без посторонней помощи подходят к осознанию смысла сказки - надо поступать с близкими людьми так, чтобы потом не было стыдно за собственное поведение.

 

 

Следующий прием - "Изобретатель". Этот прием наряду с фантазией активизирует мышление. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения.

Например: при знакомстве с нанайской сказкой "Айога" - придумай сказочное заклинание, с помощью которого девочка, превратившаяся в гусыню, примет человеческий облик. Русская сказка "Сивка-бурка" - представь себе, что Сивка-бурка заболел и не смог помочь Иванушке, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы Иванушка смог доскочить до высокого терема Елены Прекрасной. Также, работая над сказками, можно использовать следующие упражнения и игры:

.     Подбери эмоции.

Любая эмоция имеет внешнее выражение. Каждый человек имеет свое представление о внешних признаках того или иного чувства. Умение правильно распознать состояние героя литературного произведения по выраженности чувств, позволяет ребенку глубже проникнуть в суть произведения, прочувствовать замысел автора, определить, кто из героев положительный, а кто - отрицательный.

На каждом уроке чтения основным для развития воображения и эмоций, является использование схематических изображений человеческих эмоций. Задача детей заключается в том, чтобы как можно точнее подобрать для данного героя, для данной конкретной ситуации эмоциональный образ. Сначала дети пытаются изобразить на своем лице выбранную эмоцию и объяснить, почему именно это схематическое изображение эмоции он считает наиболее подходящим.

На последнем уроке изучения данного произведения учащимся предлагается выбрать наиболее понравившийся эпизод и подобрать к нему соответствующую эмоцию или эмоции.

.      Интонация.

Эмоции тесно связаны с интонациями. На уроках чтения можно применять упражнение "Что означает интонация?". Это упражнение развивает воображение на слуховые образы. Учащиеся читают отрывки из сказок с разными интонациями: "по-доброму", "грустно", "ласково", "сердито", "безразлично", "жалобно". Каждый ребенок должен читать со своей интонацией, пытаясь придать свою эмоциональную окраску тексту.

 

 

 

Прием фантазирования Дж. Родари "Круги по воде". Этот прием наряду с фантазией активизирует мышление.

Последовательность работы по приему:

А) Выбрать слово (из 5-6 букв, не содержащее й, ы, ь, ъ), записать его буквы на доске в столбик (в своей работе я использую название произведения или ключевое слово из него)

Б) Написать рядом с каждой буквой произвольные существительные, начинающиеся с данной буквы.

Например:

С - слон

К - кот

А - автобус

З - заяц

К - каток

А - апельсин

В) составить сказку (рассказ) с использованием всех слов.

.      "Что потом?

Обычно дети воспринимают произведение как законченное целое, в котором "не убавить, не прибавить". Использование приема "Что потом?" позволяет придумывать продолжения известных сюжетов. Учитель предлагает придумать продолжение некоторых сюжетов.

Например: "Айога превратилась в гусыню. А что потом? Может она пожалела о своем поведении, с ней приключилось что-нибудь и она стала снова девочкой, но не капризной и своенравной, а послушной и отзывчивой".

Дети обсуждают 3-4 придуманных сюжета, а один можно рассказать подробно как "настоящую" сказку. Возможен вариант, когда дети придумывают продолжение по цепочке, а затем учитель повторяет готовый сюжет.

 

 

Сказочные игры

 

Игра "Веер"

Данная игра используется для развития фантазии и навыков комбинаторики для детей младшего школьного возраста. Детям предлагалось несколько карточек с изображением предметов или сказочных героев. На карточке нарисованы изображения 3-4 предметов (слева и справа от центра). В центре ребенок должен нарисовать сложный (сказочный) предмет, в котором как бы соединились предметы из правой и левой половины.

 

 

Игра "Архимед"

Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования к учебной деятельности. При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, при работе над сказкой В.П. Катаева "Цветик-семицветик" - Какому человеку можно быть хозяином такого волшебного цветка?

 

 

Игра "Сценарий"

За короткий промежуток времени дети совместно должны придумать сценарий к фильму. Каждый ребенок предлагает придумать название одного или двух предметов из изучаемого произведения. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные персонажи.

 

 

Игра "Наоборот"

При изучении любого произведения, учащиеся должны поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка.

 

 

 

Одной из сложных, но интересных форм творческой перестройки текст является его инсценирование. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. При пересказе дети передают лишь диалоги, а ведущий (ребенок) кратко обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.

Кроме вышеописанной работы над развитием речи и его взаимосвязи с эмоциями, интересами и личностными качествами, можно использовать такие приемы, как словесное рисование, написание творческих работ, иллюстрирование произведений.

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Гимназисты

 

Блок "Поделиться"

РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.