logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

МАТЕМАТИКА

Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменило отношение к содержанию образования, его основным принципам. В соответствии с требованиями стандарта, его основу должен составлять «принцип метапредметности», который способен обеспечить переход от действующей на сегодняшний день практики разделения знаний на предметы к единому выразительному восприятию окружающей действительности, к метадеятельности. Следствием такого перехода стали изменения в подходе к результатам обучения, приоритетными среди них стали метапредметные.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных способов деятельности, способных обеспечить формирование органической картины мира в сознании ребенка.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:

метапредметный подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;

метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;

метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.

Стандартами установлено, что метапредметными результатами освоения основной образовательной программы должны быть отражены следующие показатели:

самостоятельное определение цели своего образования, постановка и формулирование новых задач в обучении, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

самостоятельное планирование альтернативных путей достижения цели, осознанность в выборе наиболее эффективных способов решения образовательных и познавательных задач;

 способность определять свои действия в соответствии с планируемыми результатами, самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе достижения желаемого результата, выбирать наиболее эффективные способы действий в рамках существующих условий и вмененных требований, своевременно вносить корректировку в свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;

реально оценивать правильность выбора способов выполнения поставленной задачи, возможность собственных ресурсов для её решения;

 способность определять понятия, создавать обобщения, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая основные положения и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логически верное рассуждение, подводить итоги;

 владение фундаментальными способами самоконтроля, основными принципами принятия решений и осуществления сознательного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение способами создания, применения и преобразования знаков и символов, моделирования и схематического изображения решений учебных и познавательных задач; способность к организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками;

работать в составе группы и индивидуально, определять общее решение и разрешать конфликтные ситуации учитывая интересы и позиции конфликтующих сторон, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

способность осознанно, в соответствии с задачей коммуникации, использовать речевые средства для проявления своих чувств, мыслей, желаний и потребностей;

умение планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью в монологе и диалоге, освоить смысловое чтение;

умение формировать и развивать компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий;

способность к формированию и развитию экологического мышления, умение применять его в социальной сфере и профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты могут быть достигнуты только путем формирования у обучающихся общих, многофункциональных способов деятельности, иначе говоря, универсальных учебных действий (УУД). Перечень таких действий содержится в особом документе — программе формирования универсальных учебных действий, который является нормативным сопровождением Федеральных государственных образовательных стандартов, являясь их неотъемлемой частью.

Состав основных видов универсальных учебных действий разделен на четыре блока:

личностные — это умение устанавливать учащимися взаимосвязь между целью образовательной деятельности и ее мотивом, действия, направленные на нравственно-этическую оценку усваиваемого материала, в соответствии с социальными и личностными ценностями, способными сформировать личностный моральный выбор;

 регулятивные — предлагают целеполагание как постановку образовательной цели, с определением промежуточных задач и их последовательности, составлением плана последовательных действий, прогнозированием результата и уровня усвоения изучаемого материала;

общеучебные — предполагают освоение смыслового чтения, сознательное выстраивание речевого рассуждения в устной и письменной форме, определение и постановку проблемы, самостоятельная разработка алгоритмов деятельности при решении творческих проблем, а также оперирование знаково-символическими средствами;

коммуникативные — предполагают навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками, поиск эффективных средств разрешения существующих и зарождающихся конфликтов, поиск и реализация альтернативных способов разрешения конфликтных ситуаций, контроль и коррекция поведения партнера, оценка его действий, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

В программе формирования универсальных учебных действий они определены как интеллектуальные действия учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. В рамках изучения конкретного учебного предмета все универсальные учебные действия, образующие фундаментальное ядро содержания образования, занимают первостепенное значение.

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

 

 

 

 

Поиск

 
 
 
 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.