logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Цели:

формирование и развитие у детей общепознавательные универсальные действия, на основе овладения ими начальными формами исследовательской деятельности;

коммуникативные УУД на основе взаимодействия друг с другом, участие в коллективном обсуждении, умения слушать одноклассников, вступать в диалог;

расширить знания учащихся о бережном отношении к органам обоняния, вкуса, зрения, осязания;

создание условий для осознания первостепенной роли органов чувств человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире;

способствовать воспитанию ценностей здорового образа жизни, развитию умения осуществлять профилактические и закаливающие процедуры.

Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового материала.

Используемые технологии: технология деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения.

Оборудование: плакат «Органы чувств», изображения лимона, апельсина, розы, предметов мебели, лука, чеснока, сюжетная картинка «Врач», репродукции картин Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», фонограмма «Голоса птиц», индивидуальные карточки для учащихся.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Что мы будем изучать?
Хочется скорей узнать!

II. Мотивация к учебной деятельности.

а) Какое сейчас время года? (Осень). Назовите приметы осени. Какие чувства вызывает у вас осень?

(Вывешиваю сначала репродукцию картины Левитана «Осенний день. Сокольники», а затем «Золотая осень»)

– А теперь, изменилось у вас настроение? Почему?

– Как называется этот период осени? (Золотая осень).

– Какие органы чувств вам помогли определить это? (Орган зрения – глаза.)

б) (Включаю магнитофон с фонограммой «Голоса птиц».)

– А какой сейчас работал орган чувств? (Орган слуха – ухо).

в) «Мудрая сова» передала вам из леса подарок. (Достаю корзинку, ученик вытягивает предметы с завязанными глазами. В корзинке лежат шишки, орехи, ягоды).

Игра «Угадай, что это?»

– Как называется орган чувств, который вам помог выполнить задание? (Осязание – кожа)

г) А теперь возьмите и попробуйте ягодки, орехи.

– Какой орган чувств помог вам? (Орган вкуса – язык).

III. Физминутка. «Ветер дует нам в лицо…» 

Ветер дует нам в лицо. (помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)

IV. Этап усвоения новых знаний. Знакомство с органом обоняния.

1. Создание проблемной ситуации.

К доске выходят два ученика. Учитель завязывает им глаза. Каждому дает предмет с запахом (свежий хлеб, духи, мандарин, чеснок, кофе).

– определите, что у вас в руках (учащиеся называют предметы).

– Как вы это определили, ведь видеть и слышать вы не могли?

– Каким органом мы чувствуем запахи?

2. Определение темы занятия.

– Так о чем мы будем говорить сегодня на занятии. ( О носе – органе обоняния).

3. Выскажи предположение.

Понюхай что-нибудь приятное, например цветок, духи, вкусную пищу. Для этого глубоко вдохни через нос. Затем зажми нос и глубоко вдохни ртом. В каком случае ты почувствуешь запах? Постарайся объяснить свой ответ.

V. Решение проблемы.

Объяснение нового материала.

Орган обоняния расположен в носовой полости. Для различения запахов предназначен нос. На внутренних стенках носовых обонятельных полостей находятся обонятельные клетки. Чувствительность носа в первую очередь зависит от общего количества обонятельных клеток, которые есть у человека и животных.

У собак в 40 раз больше чувствительных клеток. Именно поэтому полиция использует собак для обнаружения взрывчатки и наркотиков. Они также помогают искать людей под обломками после землетрясения.

У мотылька-самки самое сильное обоняние. Она длиной всего 6 см, а чувствует запах самки на расстоянии более 10 км. Змеи дышат носом, но не нюхают им. Они высовывают язык, чтобы уловить запах своей жертвы и поймать ее.

Лосось обладает невероятным обонянием: по запаху они находят дорогу из моря в ту реку, где когда-то родились.

Есть люди, у которых нюх развит не хуже, чем у животных. Например: у охотников Сибири есть люди, которые могут в кромешной тьме свободно ходить по лесу.

Обоняние помогает им ощущать запад древних стволов и не натыкаться на них в потемках. Слепые от рождения люди обычно обладают утонченным обоняние.

Все вы знаете, какой безвкусной бывает еда, когда у вас насморк. Почему?

Обонятельные клетки живут лишь один месяц.

Что же делать, чтобы хорошо работал орган обоняния.

– Не лазить в нос посторонними предметами.

– Не курить. Так как обоняние у курящих ухудшается.

– Надо закаляться, оберегать себя от простуды.

У простуженного человека начинается насморк. В это время теряется и способность чувствовать запахи. Поэтому насморк надо обязательно лечить, как советует врач.

– А как называется врач, который лечит болезни носа? (ЛОР)

Какие еще органы чувств лечит этот врач?

А есть еще врач аллерголог. Что лечит этот врач? (Он выяснит на какие продукты, запахи и т.д. у вас аллергия) (Показать таблицу).

VI. Комплекс упражнений для глаз.

Просмотр фильма «Анатомия человека. Орган чувств».

VII. Групповая работа.

(Каждая группа получает набор карточек

– Соберите из разрезных карточек картинку.

– Догадайтесь, какой орган чувств здесь работает.

– Расскажите об этом органе.

– Вспомните правила профилактики.

1 группа. Глаз – орган зрения.

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов, их расположение.

Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер; садиться надо не ближе 2-3 метра.

При письме свет должен падать слева. Книгу при чтении полезно ставить на наклонную подставку.

Не три руками глаза.

Делай гимнастику для глаз.

2 группа – Уши – орган слуха.

Надо защищать уши от сильного ветра, шума.

Не ковырять в ушах.

Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.

Мыть уши каждый день.

Если уши заболели обратиться к врачу.

3 группа – Кожа – орган осязания.

Осязание – способность человека чувствовать прикосновение. Кожа наш верный защитник. Она защищает тело от различных повреждений, она не пропускает воду, предохраняет человека от холода.

VIII. Работа в паре.

Обсудите, какие органы чувств воспринимают информацию в следующих ситуациях:

Мама прочитала письмо от бабушки и предложила написать ей ответ. (органы зрения, органы слуха)

По уроке мы посмотрели отрывок из фильма «Анатомия человека». (глаза, слух)

В классе вы почувствовали приятный цветочный аромат . (нос)

IX. Физминутка. «Хомка, Хомка-хомячок»

Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок (гладим себя по бокам)
Хомка рано встает (потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет (делаем соответственные действия)
Подметает хомка хатку (наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать (показываем, какой сильный).
Мама с Колей по порядку
Сейчас сделают зарядку.

X. Коллективная работа. Игра «Доскажи словечко».

У человека есть органы … (чувств)

Глаза – это орган … (зрения)

Уши – это орган… (слуха)

Нос – это орган… (обоняния)

Кожа – это орган (осязания)

Органы чувств надо … (беречь)

Всеми органами чувств руководит … (головной мозг).

Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг.

Давайте проверим. Я произношу слово лимон. Какие у вас ощущения? (Привкус кислого)

А пробовали вы сейчас лимон. (Нет) Вы просто послали сигнал в мозг и получили в ответ это ощущение кислого, как будто на самом деле съели лимон.

XI. Самостоятельная работа.

А теперь возьмите листочки. Надо закрасить только те предметы, которые я определю по запаху.

XII. Этап подведения итогов.

– Какой орган чувств определяет запах? Как он полностью называется?

XIII. Этап рефлексии.

Сегодня на занятии..

я вспомнил…

я повторил…

мне понравилось…

мне было трудно..

XIV. Этап самооценки.

Закрасьте человечков, по своим ощущениям после занятия.

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.