logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Цели:

учить чтению и восприятию русской народной сказки, пониманию смысла.

создание условий для развития познавательных способностей учащихся средствами литературного чтения.

Задачи:

познакомить с русской народной сказкой и ее особенностями;

учить читать текст по ролям и понимать смысл сказки; воспитывать способности определять свое отношение к героям сказки, любовь к искусству;

Развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся;

развивать интерес, навыки выразительного чтения.

Оборудование: учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 классе, 2 часть, аудиозапись "Вальс" из кинофильма "Мой ласковый, нежный зверь"; отрывок из стихотворения Ю. Энтина «В мире сказок»; таблички со словами, презентация.

 

Ход урока

 

Организационный момент.

У.: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня друг другу?

У.: Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

У.: Каким бы вы хотели видеть сегодня урок чтения?

У.: Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

Какими должны быть на уроке ученики?

У.: Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть?

– Начнем урок с нашей речевой разминки

Какие пословицы и поговорки вы сегодня приготовили?

А я приготовила вам такую поговорку:

Работа с поговоркой:

Вздох – на выдохе произносим слова, чётко проговаривая звуки [с], [з]:

СКАЗКА КРАСНА СКЛАДОМ, А ПЕСНЯ – ЛАДОМ.

– Как вы понимаете поговорку, которую только что прочитали? («Красна» – хороша, красива; «склад» – логическая связь, смысл; «лад» – мелодичность.)

– Прочитайте, что у вас получилось?

СКАЗКА ХОРОША СМЫСЛОМ, А ПЕСНЯ – МЕЛОДИЧНОСТЬЮ.

– Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (О сказках)

– Как называется раздел учебника, который мы начали на прошлом уроке?

«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

– Откуда эта цитата?

(Из вступления к поэме «Руслан и Людмила»)

– А какие цели нашего урока?

– Сегодня наша задача обобщить всё, что вы знаете о сказках.
– Познакомимся с новой сказкой, будем учиться выразительно читать её, научимся понимать смысл сказки, анализировать и читать по ролям.

На прошлом уроке мы читали стихотворение – сказку Г.Сапгира «Леса – чудеса».

Чтение стихотворения – сказки Г.Сапгира «Леса-чудеса» наизусть.(1 ученик)

Актуализация знаний и включение в деятельность.

Повторение. Беседа по теме «Что такое сказка?»

– Нам необходимо вспомнить, что мы с вами знаем о сказках.

– Для этого мы должны построить «Терем сказок». У нас имеются «волшебные кирпичики», каждый из которых что-то «сообщает» о сказках. Чтобы расположить «кирпичики» в правильном порядке, необходимо быть очень внимательным и правильно отвечать на вопросы.

– Какие бывают сказки по авторской принадлежности?

– Кто умело рассказывал сказки?

– Назовите виды сказок.

Чтение отрывка из стихотворения Ю. Энтина "В мире сказок"

Согласны ли вы с Ю. Энтиным, что без сказок прожить нам нельзя?

В мире сказок грустных и смешных.
Нам нельзя без света, нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть
добро навеки побеждает зло!

– Действительно, сказки необходимы человеку. С раннего детства, мы, как зачарованные, погружаемся в мир сказок. Этот мир интересен, увлекателен, поэтичен. Каждая сказка неповторима и поучительна.

– Какая сказочная примета упоминается в стихотворении?

(Добро побеждает зло.)

Назовите известные нам сказочные приметы.

Физкультминутка для глаз.

Новый материал. Сказка «Кот и лиса»

Работа до чтения.

– Как называется сказка? Прочитайте. («Кот и лиса»)

– Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой – кот? «Напуганный медведь и волки» Какой характер у кота в сказках? (Защитник, умный, иногда хитрый.)

– Сказок, где главный герой лиса, превеликое множество. Какая лиса в сказках? (Хитрая, умная, плутовка, обманщица, ловкая, находчивая, изобретательная, сообразительная и т. д.)

Обратите внимание на иллюстрацию к сказке.

Кого вы видите на ней? Что он несет?

Как вы думаете, кто в мешке?

Комментированное чтение 1-й части сказки. 

Беседа

– Каков характер кота в данной сказке? (Озорной, вредный.)

– Как жилось коту в лесу? Подтвердите своё высказывание цитатой из сказки. («И горя ему мало»)

– Почему лиса никогда прежде не встречала котов? (Лиса – дикое животное, житель леса.)

– Что вы можете сказать о коте? О лисе? (Кот – находчивый, лиса – сообразительная, хитрая.)

– Какие изменения произошли в жизни кота? (Кота стали величать Котофеем Ивановичем.)

– Сравните имена: Котофей, Тимофей, Еремей. Данные имена встречаются редко. Подумайте, о чём может это говорить? (Сказке очень много лет.)

– Какие устаревшие слова встретились в отрывке? Как вы можете их объяснить? (Бурмистр – управляющий; потчевать – кормить, угощать; али – если; величать – называть, оказывать уважение.)

Чтение про себя 2-й части (подготовиться к чтению по ролям)

Чтение по ролям 2-й части сказки.

– Найдите и прочитайте фрагменты встречи лисы с волком, медведем. Постарайтесь передать характеры героев сказки.

– Что можно сказать о лисе, прочитав вторую часть сказки? (Заботливая, находчивая, сообразительная.)

– Встретились ли нам в сказке строчки, в которых описываются волк, медведь? Какие строчки помогают представить волка, медведя. Подтвердите цитатами из сказки.

– Предположите, сообразят ли волк и медведь, кто такой Котофей Иванович на самом деле? (Высказывания детей.)

– Какие устаревшие слова встретились в отрывке? Как вы можете их объяснить? (Коли – если; схорониться – спрятаться; да – и; ступай – иди.)

Физминутка (видеоролик у автора)

Чтение 3-ей части сказки в парах. Пересказ отрывка.

– Назовите имена героев. Как вы думаете, что особенного в звучании их имён? (Лизавета созвучно со словом «лиса», Михайло – «миша», «медведь»)

– Кто оказался самым смелым? (Заяц.)

– Расскажите, как кот напугал волка и медведя? (Пересказ отрывка.)

Работа в парах

Дайте характеристику лисе и коту, используя слова, которые находятся у вас на партах. Это черты характера героев сказки.

Кот

лиса

Хитрость

хитрость

Изворотливость

ум

Ум

пренебрежительность

Приспособляемость

лживость

Лень

находчивость

Лживость

 

– Почему же кот стал над всеми животными главенствующим и все звери стали бояться его? (От того, что у страха глаза велики)

Выводы.

– Понравилась ли вам сказка? Почему?

– Сформулируйте главную мысль сказки.

– Придумайте своё название сказки.

– О чём сегодня говорили на уроке? (О сказках, сказочных персонажах, сказочных чудесах, сказочных приметах и др.)

Что такое сказка?

Сказка – жанр устного народного творчества.

Рефлексия.

Получился ли у нас урок такой , как мы хотели? Как работал класс?

Оцените каждый свою работу, поставьте простым карандашом себе оценку.

Прочитайте сказку своим близким.

 

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.