Цели урока:
Образовательные
Создание условий для введения понятия о составе числа 5.
Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5.
Подготовка к вычитанию чисел на основе знания состава чисел.
Повторение состава чисел 2, 3, 4, числового ряда.
Развитие комбинаторного мышления.
Формирование УУД:
Познавательные:
Формирование умений:
наблюдать, видеть закономерности, делать выводы;
сравнивать и классифицировать предметы;
моделировать состав чисел.
Регулятивные: Формирование умений формулировать цель урока с помощью учителя.
Коммуникативные: Формирование умений сотрудничать с товарищами в паре (обмениваться информацией, объединять результаты).
Работа с информацией: Формирование умений сопоставлять информацию, представленную в разных видах (текст, рисунок схема, числовое выражение).
Ход урока
I. Организация класса.
– Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Нужны терпенье и старание.
II. Постановка темы и цели урока.
– У цифры 5 есть свой секрет.
Она гордится этим.
А мы узнаем тот секрет,
О нём расскажем детям.
– Что мы знаем о числе 5?
А что мы ещё не знаем о числе 5?
Налитая,
Симпатичная,
Цифра самая отличная!
– Так какая тема нашего урока?
III. Актуализация опорных знаний учащихся. Устный счёт.
Дети берут карточки с цифрами.
– Покажите число, которое является первым в числовом ряду (0).
– Покажите число, следующее за числом 0 (1).
– Покажите, какое число получится, если число 1 увеличить на 1? (2)
– Покажите при помощи карточек, как можно получить число 2?
(Составить запись 1 + 1 = 2)
– Скажем хором!
– Как получить число, следующее за числом 2? (2 + 1=3)
– Покажите число, соседи которого 3 и 5?
– Как можно получить число 4? (3 +1, 2 + 2, 0 + 4)
– Назовите число, следующее за числом 4 (5)
– Покажите соседей числа 5 (4 и 6)
– Сколько дней в неделе? (7)
– Как называется день недели, который по счёту пятый? (пятница)
– Так что мы узнали интересного о числе 5?
IV. Усвоение новых знаний и способов действия.
1. Создание запоминающихся образов, ассоциирующихся с числом 5.
– Продолжим знакомство с числом 5.
А вот это – цифра пять.
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Число пальчику скажи.
Как считали, повтори!
И один, и два, и три,
И четыре говори…
А последний будешь брать –
Говори скорее пять!
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка! (Ноты)
В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари-фонарики
Меньше, чем комарики. (Звёзды на небе)
– А как связана звезда с числом пять? (Пять – число вершин у звезды)
– Где ещё можно встретить звёзды?
Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит и свет.
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет!
(Звёзды на башнях Кремля. Кремль в столице нашей Родины Москве.)
На дне морском звезда лежит,
Не двигаясь – наверно, спит.
Пять ручек у звезды той есть –
Звезда руками может есть.
И для неё рачок, креветка –
Как будто для ребят конфетка.
– О какой звезде идёт речь?
– А как связана звезда с числом пять?
(Эта звезда живая, морское хищное животное)
Перед тобой – пятёрка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто. (Перчатки)
<Слайд №8>
– Есть друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Оценка 5)
– Какой оценке больше всего радуется ученик?
– За сколько монеток Буратино продал Азбуку? (За 5 сольдо)
– На какой российской монете стоит число 5?
– Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьёт он из корытца.(Поросёнок)
– Какой пятачок у поросёнка?
– Кого мы видим на слайде?
– Сколько человек в семье? (Пять)
5 = 1 (папа) да ещё…4 (члена семьи)
5 = 2 (взрослых) да ещё… 3 (детей)
5 = 3 (женщины) да ещё… 2 (мужчины)
5 = 4 (старших) да ещё… 1 (малыш)
– Так почему число 5 – отличное число?
– Как можно получить число 5?
2. Чистописание.
– А сейчас в тетради напишем красивую цифру 5.
3. Физкультминутка.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура!
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто куда!
– На сколько долек разделили апельсин?
– Почему волк сердит?
– Какой он был по счёту?
4. Чтение текста о числе 5.
– Расскажите что-нибудь ещё о числе 5.
Ученики читают текст и рассматривают иллюстрацию на в учебнике.
5. Классификация 5 предметов по различным признакам. Установление соответствия рисунков схемам, равенств – схемам и рисункам. Работа по учебнику и в тетради. Учебник. Тетрадь с печатной основой.
– После прогулки вернулась дружная семья домой. Сели пить чай.
– Какие чашки они могли взять с полки?
– Сколько чашек на рисунке слева?
– Для папы 1 большая чашка, а для остальных домочадцев…4 маленькие.
Запишите в тетради:
5 = 1 + 4
– На картинке справа: 2 жёлтые и 3 зелёные чашки.
5 = 2 + 3
– Из 5 чашек 2 жёлтые. Сколько зелёных чашек?
5 – 2 = 3
– Из 5 чашек 3 зелёных. Сколько жёлтых чашек?
5 – 3 = 2
– Из 5 чашек 4 красных. Сколько зелёных чашек?
5 – 4 = 1
Дети записывают равенства в тетради.
6. Пропедевтика перестановки чисел в сумме. Сравнение с опорой на рисунок (схему). Работа у доски (сравнить записи).
1 + 4 … 4 + 12 + 3 … 3 + 2
– Почему поставили знак равенства?
(Сравнение производится с опорой на рисунок (схему) из учебника).
– Вывод: От перестановки чисел сумма не меняется.
7. Закрепление представлений о составе чисел 2, 3, 4, 5. Запись ответов в рабочей тетради.
Работа в рабочей тетради, с.46. Столбики на доске, дети по «цепочке» выходят к доске и пишут в «окошечках» ответы.
– Как меняются числа в каждом столбике?
(Первое число увеличивается на 1, а второе число – уменьшается на 1, а результат остаётся прежним.)
8. Зрительная зарядка.
9. Дополнение количества предметов, изображённых на рисунке, до числа 5.
(Учебник)
– Мама с дочками накрывают стол. Сколько нужно добавить ложек, чтобы их стало 5 (чашек, тарелок, пирожных)?
– На столе сначала лежало 5 ложек (3 чашки, 2 тарелки, 1 пирожное). Сколько ложек (чашек, тарелок, пирожных) убрали?
10. Работа в парах (обмен информацией, сравнение результатов). Работа в тетради с печатной основой.
– В букете синие и жёлтые цветы. Сколько может быть синих и сколько жёлтых цветов? Раскрась рисунки. Запиши числа.
11. Контроль и самооценка знаний. Дети сверяют результат с эталоном на доске.
На доске:
V. Итог урока.
– Что мы интересного узнали о числе 5?
На руке 5 пальцев, у перчатки 5 пальцев, у звезды 5 лучиков, 5 – самая лучшая оценка.
– А как называется геометрическая фигура, у которой 5 сторон и 5 углов? (Пятиугольник)
Хором:
5 – это 4 да ещё 1.
5 – это 3 да ещё 2.
5 – это 2 да ещё 3.
5 – это 1 да ещё 4.
– А ещё дети, когда собираются играть, выбирают водящего. В считалках всегда считают до 5. (Игра в парах).
– Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
– А сейчас мы познакомимся с пословицами о числе 5:
Как свои пять пальцев
С пятого на десятое.
Пятое колесо в телеге.