logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

Образовательные

Создание условий для введения понятия о составе числа 5.

Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5.

Подготовка к вычитанию чисел на основе знания состава чисел.

Повторение состава чисел 2, 3, 4, числового ряда.

Развитие комбинаторного мышления.

Формирование УУД:

Познавательные:

Формирование умений:

наблюдать, видеть закономерности, делать выводы;

сравнивать и классифицировать предметы;

моделировать состав чисел.

Регулятивные: Формирование умений формулировать цель урока с помощью учителя.

Коммуникативные: Формирование умений сотрудничать с товарищами в паре (обмениваться информацией, объединять результаты).

Работа с информацией: Формирование умений сопоставлять информацию, представленную в разных видах (текст, рисунок схема, числовое выражение).

Ход урока

I. Организация класса.

– Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Нужны терпенье и старание.

II. Постановка темы и цели урока.

– У цифры 5 есть свой секрет.
Она гордится этим.
А мы узнаем тот секрет,
О нём расскажем детям.

– Что мы знаем о числе 5?

А что мы ещё не знаем о числе 5?
Налитая,
Симпатичная,
Цифра самая отличная!

– Так какая тема нашего урока?

III. Актуализация опорных знаний учащихся. Устный счёт.

Дети берут карточки с цифрами.

– Покажите число, которое является первым в числовом ряду (0).

– Покажите число, следующее за числом 0 (1).

– Покажите, какое число получится, если число 1 увеличить на 1? (2)

– Покажите при помощи карточек, как можно получить число 2?

(Составить запись 1 + 1 = 2)

– Скажем хором!

– Как получить число, следующее за числом 2? (2 + 1=3)

– Покажите число, соседи которого 3 и 5?

– Как можно получить число 4? (3 +1, 2 + 2, 0 + 4)

– Назовите число, следующее за числом 4 (5)

– Покажите соседей числа 5 (4 и 6)

– Сколько дней в неделе? (7)

– Как называется день недели, который по счёту пятый? (пятница)

– Так что мы узнали интересного о числе 5?

IV. Усвоение новых знаний и способов действия.

1. Создание запоминающихся образов, ассоциирующихся с числом 5.

– Продолжим знакомство с числом 5.

А вот это – цифра пять.
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Число пальчику скажи.
Как считали, повтори!
И один, и два, и три,
И четыре говори…
А последний будешь брать –
Говори скорее пять!

Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка! (Ноты)

В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари-фонарики
Меньше, чем комарики. (Звёзды на небе)

– А как связана звезда с числом пять? (Пять – число вершин у звезды)

– Где ещё можно встретить звёзды?

Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит и свет.
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет!

(Звёзды на башнях Кремля. Кремль в столице нашей Родины Москве.)

На дне морском звезда лежит,
Не двигаясь – наверно, спит.
Пять ручек у звезды той есть –
Звезда руками может есть.
И для неё рачок, креветка –
Как будто для ребят конфетка.

– О какой звезде идёт речь?

– А как связана звезда с числом пять?

(Эта звезда живая, морское хищное животное)

Перед тобой – пятёрка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто. (Перчатки)

<Слайд №8>

– Есть друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Оценка 5)

– Какой оценке больше всего радуется ученик?

– За сколько монеток Буратино продал Азбуку? (За 5 сольдо)

– На какой российской монете стоит число 5?

– Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьёт он из корытца.(Поросёнок)

– Какой пятачок у поросёнка?

– Кого мы видим на слайде?

– Сколько человек в семье? (Пять)

5 = 1 (папа) да ещё…4 (члена семьи)
5 = 2 (взрослых) да ещё… 3 (детей)
5 = 3 (женщины) да ещё… 2 (мужчины)
5 = 4 (старших) да ещё… 1 (малыш)

– Так почему число 5 – отличное число?

– Как можно получить число 5?

2. Чистописание.

– А сейчас в тетради напишем красивую цифру 5.

3. Физкультминутка.

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура!
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто куда!

– На сколько долек разделили апельсин?

– Почему волк сердит?

– Какой он был по счёту?

4. Чтение текста о числе 5.

– Расскажите что-нибудь ещё о числе 5.

Ученики читают текст и рассматривают иллюстрацию на в учебнике.

5. Классификация 5 предметов по различным признакам. Установление соответствия рисунков схемам, равенств – схемам и рисункам. Работа по учебнику и в тетради. Учебник. Тетрадь с печатной основой.

– После прогулки вернулась дружная семья домой. Сели пить чай.

– Какие чашки они могли взять с полки?

– Сколько чашек на рисунке слева?

– Для папы 1 большая чашка, а для остальных домочадцев…4 маленькие.

Запишите в тетради:

5 = 1 + 4

– На картинке справа: 2 жёлтые и 3 зелёные чашки.

5 = 2 + 3

– Из 5 чашек 2 жёлтые. Сколько зелёных чашек?

5 – 2 = 3

– Из 5 чашек 3 зелёных. Сколько жёлтых чашек?

5 – 3 = 2

– Из 5 чашек 4 красных. Сколько зелёных чашек?

5 – 4 = 1

Дети записывают равенства в тетради.

6. Пропедевтика перестановки чисел в сумме. Сравнение с опорой на рисунок (схему). Работа у доски (сравнить записи).

1 + 4 … 4 + 12 + 3 … 3 + 2

– Почему поставили знак равенства?

(Сравнение производится с опорой на рисунок (схему) из учебника).

– Вывод: От перестановки чисел сумма не меняется.

7. Закрепление представлений о составе чисел 2, 3, 4, 5. Запись ответов в рабочей тетради.

Работа в рабочей тетради, с.46. Столбики на доске, дети по «цепочке» выходят к доске и пишут в «окошечках» ответы.

– Как меняются числа в каждом столбике?

(Первое число увеличивается на 1, а второе число – уменьшается на 1, а результат остаётся прежним.)

8. Зрительная зарядка.

9. Дополнение количества предметов, изображённых на рисунке, до числа 5.

(Учебник)

– Мама с дочками накрывают стол. Сколько нужно добавить ложек, чтобы их стало 5 (чашек, тарелок, пирожных)?

– На столе сначала лежало 5 ложек (3 чашки, 2 тарелки, 1 пирожное). Сколько ложек (чашек, тарелок, пирожных) убрали?

10. Работа в парах (обмен информацией, сравнение результатов). Работа в тетради с печатной основой.

– В букете синие и жёлтые цветы. Сколько может быть синих и сколько жёлтых цветов? Раскрась рисунки. Запиши числа.

11. Контроль и самооценка знаний. Дети сверяют результат с эталоном на доске.

На доске:


V. Итог урока.

– Что мы интересного узнали о числе 5?

На руке 5 пальцев, у перчатки 5 пальцев, у звезды 5 лучиков, 5 – самая лучшая оценка.

– А как называется геометрическая фигура, у которой 5 сторон и 5 углов? (Пятиугольник)

Хором:

5 – это 4 да ещё 1.
5 – это 3 да ещё 2.
5 – это 2 да ещё 3.
5 – это 1 да ещё 4.

– А ещё дети, когда собираются играть, выбирают водящего. В считалках всегда считают до 5. (Игра в парах).

– Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

– А сейчас мы познакомимся с пословицами о числе 5:

Как свои пять пальцев
С пятого на десятое.
Пятое колесо в телеге.

Поиск

 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.