logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Цели и задачи:

- учить экспериментировать, наблюдать, сравнивать;

- развивать умение обобщать, делать выводы;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу;

- формировать первоначальные сведения о воде как веществе, способном увеличивать предметы;

- выявить на практике основные свойства воды - увеличителя;

- найти способ применения водяных линз в жизни.

Основной метод обучения:

практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды.

Основной структурный элемент:

проведение серии опытов и экспериментов с водой разных объёмов, в различных сосудах в качестве линз, анализ полученных результатов.

Дополнительные структурные элементы:

постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий; описание оборудования; совместное сочинение сказки на способ применения полученных сведений о воде.

Оборудование:

1. У каждого ученика - прозрачный пластмассовый лоток с разными телами(мензурка с водой, аптечная пипетка, 2 пробирки с пробками, 2 лупы 5 и 10-кратные).

2. У каждого ученика - текст с очень мелким шрифтом.

3. У каждого ученика - 2 бутылки малая и большая, принесённые из дома.

Ход урока

I . Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. Работа над темой урока.

1. Вступительная беседа.

Значение воды в природе и жизни человека велико. Это мы с вами не раз уже обсуждали. Страшно представить, что произошло бы в природе, если бы в ней совсем исчезла вода. Где нет воды, там нет и жизни.

Вы знаете, если комнатное растение совсем не поливать, оно засохнет. Трава, деревья, животные не могут жить без воды.

И человек без воды тоже погибает. Вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся, в ней стираем бельё. Она необходима для поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улицах.

По воде человек передвигается на лодках и пароходах, перевозит продукты и машины, сплавляет лес.

Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток. Она нужна фабрикам, заводам и железным дорогам.

- А нам с вами вода необходима ещё для чего?

Ученики дружно отвечают: “Для опытов!”.

- А почему мы используем именно воду?

Ученики дружно отвечают: “Потому что она безопасна, если нечаянно прольётся! Вода - царица жидкостей”.

2. Экспериментальная часть.

Целью наших экспериментов и наблюдений сегодня - будет выявление ещё одного замечательного свойства воды - способности увеличивать предметы, в нашем случае текста, который написан очень мелким шрифтом.

- Рассмотрите и назовите тела, которые находятся у вас в лоточках.

Начнём с самого обыкновенного - капельки воды.

Что для этого нужно сделать? Правильно все предлагаете. Необходимо взять аптечную пипетку, набрать воду из мензурки и капнуть несколько раз на текст. Дети замечают, что капли получаются разными по размеру и форме.

- Давайте сравним, какие из капель лучше увеличивают буквы.

Вывод: те капли, которые меньше по размеру и больше похожи на шар, т.е. более выпуклые - сильнее увеличивают.

Ученики высказывают мнение, что таким способом, с помощью простой капли, сложно прочитать весь текст. Капли увеличивают лишь несколько букв. Такой способ применим, когда нужно разглядеть какое-нибудь несложное клеймо на оружии или украшении.

- Перейдём к следующему варианту. Дети сами предлагают экспериментировать по возрастанию, начать с пробирки.

Для “чистоты” наблюдения сначала проверяем, увеличивает ли сама пробирка без воды. Оказалось, что-нет. Из мензурки аккуратно над лоточком наполняем пробирку водой до краёв. Напоминаем друг другу, что руки учёного должны быть как руки хирурга - спокойными и точными. Проверяем пробирку в действии. Все отмечают хорошее увеличение.

- Как узнать, во сколько примерно раз увеличивает пробирка с водой?

Ученики задумываются. Затем вспоминают, что лишних предметов в лоточке не бывает. Предлагают сравнить увеличения, даваемые линзами и пробиркой.

Вывод: увеличение от пробирки с водой почти такое же, как у маленькой 10-кратной лупы.

- Переходим к малой бутылке.

Ученики помнят, что сначала испытываем, пустую, затем наполненную водой бутылку. Высказываются по очереди о том, что увеличение разное, зависит от формы поверхности бутылки.

Вывод: чем ровнее поверхность у бутылки, тем лучше увеличение.

Сравнивают увеличение с линзами.

Вывод: увеличение, даваемое малой бутылкой больше, чем 5-кратной линзой, но меньше, чем 10-кратной.

- Переходим к большой бутылке.

- Кто может составить план наших действий?

Ученики все тянут руки, чтобы описать алгоритм действий:

а) проверяем пустую бутылку,

б) наливаем в неё воду,

в) наблюдаем увеличение,

г) сравниваем увеличение с линзами.

Вывод: увеличение, даваемое большой бутылкой, близко к увеличению 5-кратной линзы.

- Молодцы! Все хорошо поработали, никто не ошибся, руки ни у кого не дрогнули. Давайте вспомним и обобщим промежуточные выводы.

Выводы по эксперименту:

- даже капелька воды является линзой;

- те капли, которые меньше по размеру и больше похожи на шар, т.е. более выпуклые - сильнее увеличивают;

- увеличение от пробирки с водой почти такое же, как у 10-кратной лупы;

- чем ровнее форма сосуда с водой, тем лучше увеличение;

- увеличение, даваемое малой бутылкой больше, чем 5-кратной линзой, но меньше, чем 10-кратной;

- увеличение, даваемое большой бутылкой, близко к увеличению 5-кратной линзы.

- Давайте вместе подумаем, где могут в жизни пригодиться полученные сегодня знания?

Ученики предлагают свои варианты. Все они практически сводятся к одному и тому же. Дома у многих есть линзы или увеличивающие (бабушкины) очки. А если вы на даче? Вам необходимо срочно что-то прочесть. Например, этикетку с крема или инструкцию для лекарства. Именно на них используется очень мелкий шрифт. В таком случае всем и пригодится способ увеличения текста с помощью бутылки с водой.

3. Творческая часть.

Мы познакомились на опыте с удивительным свойством воды - увеличивать зрительно предметы, точнее шрифт текста. Представили ситуации, в которых возможно применение этого свойства. Давайте вместе придумаем сюжет сказки для тех, кто с таким свойством воды ещё не знаком.

Торт для мамы

В старом доме в лесу жила дружная семья мышей: мама Мышка и двое её детей, сынок Пушок и дочка Пушинка. Мама почти всё время была занята заготовками пропитания, бегала то в лес, то на поле. А дети послушно сидели дома и играли.

Зима в этот год была холодной. Мама Мышка беспокоилась за детей, боялась, что они простудятся и заболеют. Перед тем как уйти по делам она всегда тщательно конопатила все щели дома сухой травой.

И пришла долгожданная Весна! Брат с сестрой очень обрадовались яркому солнышку и тёплым погожим дням. Они могли теперь больше времени проводить на свежем воздухе.

С весной пришёл и праздник. Мамин праздник – 8 Марта. Пушку и Пушинке захотелось приготовить для мамы что-то необыкновенное и очень вкусное. Они стали перебирать рецепты. Остановились на торте “Пальчики оближешь”.

Только они собрали все необходимые ингредиенты, как в дом неожиданно влетел сосед – летучая мышь по прозвищу “Горе-волшебник”. Он узнал, чем занимаются дети, и предложил свою помощь. Помощь, конечно, – дело хорошее. Но от “Горе-волшебника” можно ожидать чего угодно.

Не успели дети опомниться, как сосед хлебнул своего зелья и дунул на рецепт. Волшебник хотел, чтобы торт сам приготовился и оказался на столе в красивой тарелке. А получилось всё совсем не так.

Рецепт торта “Пальчики оближешь” превратился в малюсенькую бумажечку, на которой ничего невозможно было понять-прочитать. Дети залились слезами.

Волшебник тоже расстроился, он то не хотел обижать детей, не хотел, чтобы они плакали. И колдовать больше не решался. Вдруг опять что-то пойдёт не так.

Мышь ненадолго задумался и с радостным видом предложил изготовить лупу, чтобы увеличить текст с рецептом.

Для этого необходимо всего лишь найти прозрачную бутылку и налить в неё воду. Дети успокоились, предложение соседа казалось им простым и неопасным.

Бутылка с водой действительно смогла увеличить буквы и брат с сестрой испекли для мамы очень вкусный торт. Ещё они тщательно подмели полы в доме, и вымыли за собой всю посуду. Праздник удался! А про “Горе-волшебника” они промолчали, чтобы не расстраивать маму. Ведь всё закончилось благополучно.

III. Итог урока.

Занятие было действительно насыщенным по проведению экспериментов, наблюдений, сравнений и обобщений.

Вы ещё раз показали свои умения по составлению алгоритма действий.

Проявили замечательные творческие способности при сочинении научной сказки.

IV. Рекомендации для занятий дома.

Нарисовать иллюстрацию к сказке о воде.

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.