Цель: знакомство с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся.
Задачи:
образовательные: закрепить знания об участниках круговорота веществ, о земноводных;
развивающие: развивать речь, память, мышление, внимание;
воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, картинки с изображением змеи, черепахи, крокодила, ящерицы, учебник окружающего мира 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь!
II. Актуализация знаний
- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ.
- Кто является живыми участниками круговорота веществ? (производители – растения, потребители – животные; разрушители – грибы, микробы, дождевые черви, раки).
- Какие группы животных мы изучили? (простейшие, кишечнополостные, черви, моллюски, насекомые, пауки, ракообразные, рыбы, земноводные).
III. Постановка проблемы (I тип)
в пространстве класса развешаны картинки (черепаха, крокодил, змея, ящерица, лягушка, рак, медуза).
- Угадайте, о ком мы будем говорить на уроке:
1.
Бегает среди каменей,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах! –
Удрала, а хвост в руках.
(ящерица)
2.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
- Подходи, кто очень смел.
(змея)
3.
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход.
Кто навстречу поплыл,
Всех проглотил ...
(крокодил)
4.
Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
(черепаха)
- Посмотрите на этих животных.
- Похожи ли они? (нет)
- Но такие разные животные образуют одну группу
- Может кто-нибудь знает как она называется? (пресмыкающиеся).
IV Выдвижение гипотез
- Животные совсем на друг друга не похожи, но учённые их объединили в одну группу.
- Какой возникает вопрос? (Почему объединили в одну группу, почему так назвали?)
- Какие у вас возникли предположения? (они питаются одинаковой пищей)
- Чем питается крокодил? (мясом)
- А черепаха? (листьями)
- Значит, гипотеза ошибочная.
- Еще, какие мнения есть? (у них общие признаки)
- По каким признакам будем сравнивать? (Скелет, покров тела, дыхание, размножение, место обитания)
V Решение проблемы
- Вам необходимо охарактеризовать своё животное по признакам.
(каждой группе – определенное животное)
Признак |
змея |
черепаха |
ящерица |
крокодил |
Скелет |
внутренний |
внутренний |
внутренний |
внутренний |
Чем покрыто тело |
Сухая кожа, чешуя |
Панцирь, сухая кожа, чешуя |
Сухая кожа, чешуя |
Сухая кожа чешуя |
Дыхание |
Легкие |
Легкие |
Легкие |
Легкие |
Размножение |
Яйца |
Яйца |
Яйца |
Яйца |
Место обитания |
Суша |
Суша, вода |
Суша |
Суша, вода |
Bдет сравнение по строкам
- Почему же таких непохожих животных объединили в одну группу – пресмыкающиеся? (у них общие признаки)
- Еще раз повторим, какие? (сухая кожа, дышат легкими, размножаются с помощью яиц, обитают на суше, редко в воде)
- Назовите однокоренные слова и синонимы к слову пресмыкающиеся. (пресмыкаться, прижиматься к чему-либо)
- Рассмотрите внимательно картинки ящерицы, черепахи, крокодила, как расположены у них лапы? (по бокам)
- Понаблюдаем, как пресмыкающиеся передвигаются.
- К чему же прижимаются, пресмыкаются эти животные? (пресмыкаются к земле)
Физминутка
- Встаньте, покажите, как двигается ящерица, черепаха, змея. (дети показывают)
VI Постановка проблемы (I тип)
- В какой местности можно встретить пресмыкающихся? (в жарких странах, там, где теплый и жаркий климат).
- Почему они живут в жарких странах?
VII Выдвижение гипотез
- Какие мнения есть в классе? (в темноте плохо видят)
- Ящерицы не различают цвета, а змея плохо видит даже днем (предъявление факта)
- Какие у вас предположения? (им для жизни нужно тепло)
- Почему?
VIII Решение проблемы
- Сверим наши предположения, откройте учебник, прочитайте самостоятельно.
- Совпали ли наши предположения?
- Что нового узнали? (У хладнокровных животных при похолодании замедляется обмен веществ, энергии выделяется мало, из-за этого они теряют активность. Они стараются распластаться на песке, чтобы быстрее согреться. Вот почему лапы у них располагаются по бокам тела, а не под брюхом. Их твердые щитки не растут вместе с телом, поэтому пресмыкающиеся линяют, как это делают насекомые. Под оболочкой яйца есть всё, что нужно для развития зародыша, включая и запас воды, поэтому из яйца молодое животное выходит уже самостоятельным) Приложение 1 слайд 6 (хладнокровные)
- В каком предложении заключается главная мысль? (пресмыкающиеся – настоящие наземные животные)
- Несмотря на то, что у пресмыкающихся общие признаки, они совсем не похожи друг на друга.
- Послушайте сообщения, которые подготовили ваши одноклассники.
Доклады. (ящерица, крокодил, черепаха, змея)
1.- Чем питается ящерица? (насекомыми)
- Как она поступает, если ее схватит хищник? (оставляет хвост, сама убегает)
2.- Как питаются змеи? (заглатывают пищу)
- С помощью чего убивают змеи добычу? (с помощью яда)
3.- Как часто питается крокодил? (некоторым крокодилам достаточно поесть один раз в год)
- Чем опасны крокодилы? ( у них очень острые зубы)
4.- Что у черепахи вместо зубов? (твердые челюсти)
- Какова функция панциря? (защищает от хищников)
Физминутка для глаз
- Проследите путь животных только глазками.
- Присесть, если назову пресмыкающиеся, хлопнуть в ладоши, если назову земноводное.
(лягушка, черепаха, змея, жаба, хамелеон, крокодил)
IX Реализация продукта
- Цирк переезжал в другой город, и питон ехал до вокзала в грузовой машине. Какой стала температура тела питона, когда приехали на вокзал, если на улице было +10о? +5о, +10о, +15о? (+10, т.к. у пресмыкающихся температура тела зависит от температуры окружающей среды)
- Поработаем в группах.
- Выполните №5 из учебника. Что могло бы обеспечить детёнышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников? (забота родителей)
- Пресмыкающихся раньше очень часто путали с земноводными, найдите отличия, выполнив №1 с.49 сверьте свои ответы с доской.
Если у вас ни одной ошибки поставьте себе “5”
1-2 ошибки – “4”
3 и более ошибок – рекомендую вам дома найти в тексте учебника объяснение непонятных вами вопросов.
X. Итог, рефлексия
- Какова была тема урока? (пресмыкающиеся)
- На какие вопросы искали ответ? (почему непохожих животных объединили в одну группу, почему их назвали пресмыкающиеся, почему они любят тепло)
- Какой ответ можем дать? (Животные объединены в одну группу, т.к. они схожи по общим признакам: внутренний скелет, тело покрыто кожей и чешуей, легочное дыхание, размножаются на суше с помощью яиц. Эти животные хладнокровные, поэтому прижимаются к земле, вследствие эволюции лапы стали расти по бокам туловища).
- Закройте глаза
- Поднимите руки те, у кого возникли затруднения на уроке.
- Опустите руки.
- Поднимите руки те, кто осознал, почему ему было трудно.
- Опустите руки.
- Поднимите руки те, кому урок понравился.
- Опустите руки.
Оценивание
Д/З с.100–103 пересказ, р.т с.49 №2, 6; индивидуальные доклады (“Пресмыкающиеся рекордсмены”, “Такие непостоянные хамелеоны”)
Спасибо за урок!