logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Веселый ранец

МАТЕМАТИКА

Цели: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Имя прилагательное” как части речи, сделать упор на склонение имён прилагательных, правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Задачи:

Формировать навыки анализа, классификации, обобщения.

Развивать умение делать выводы.

Воспитывать отношения делового сотрудничества.

Оборудование: карточки с текстом для индивидуальной работы, карточки для работы в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент


II. Определение темы и цели урока.

– Какая часть речи говорит о себе следующее?

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
(В.Агафонов)

– Имя прилагательное.

Вывод: тема нашего урока “Имя прилагательное” (открываем название части речи в схеме)

III. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы будем работать с прилагательными из “Сказки о царе Салтане...” А.Пушкина.

Вставьте слова, какой части речи они являются?

И тридцать витязей (прекрасных)
Чредой из вод выходят (ясных),
И с ними дядька их (морской).

- Для чего нужны имена прилагательные?

Украшают, уточняют нашу речь.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Словарная работа.

Прекрасный - приставка пре в значении “очень” и красный в значении “красивый”.

Красная девица – красивая девица.

Запишите в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.

“Здра...ствуй,князь ты мой пр . крас.ный!
Что ж ты тих, как день ненас . ный?
Опечалился чему?” – говорит она ему.

Вывод: Имя прилагательное обозначает признак предмета. (Добавить в схему)

Как изменяется имя прилагательное?

Вывод: Имя прилагательное изменяется по числам, родам в ед. числе и падежам.

Отчего это зависит? (От имени существительного).

"Существительное с прилагательным
Живет на редкость дружно.
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Оно его не бросит
В воде и  на земле.
Стоит в одном с ним роде,
Числе и падеже".

Как определить падеж прилагательного? Составьте алгоритм.

1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным.

2 шаг – определить падеж у имени существительного.

3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного.

Найдите словосочетание прил + сущ, определите падеж. Дети показывают сигнальные падежные карточки.

Царь ступил на двор широкий:
Там под ёлкою высокой
Белка песенку поёт,
золотой орех грызёт,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Работа в парах по карточкам.

Определите падеж имени прилагательного, соедините стрелкой:

“он бежит себе в волнах... мимо острова крутого

И. п.

“ лебедь белая плывёт...”

Р.п.

“с башни князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает.”

Д.п.

“ Добрый путь вам, господа, по морю, по Окияну к славному царю Салтану...”

В.п.

“ Мать и сын теперь на воле, видят холм в широком поле”

Т.п.

“... около царя сидят, злыми жабами глядят.”

П.п.

Для чего нам надо определять род. число и падеж прилагательного?

Чтобы правильно писать безударные окончания.

1 способ – запомнить окончания по таблице

Давайте вспомним окончания прилагательных, просклоняем словосочетания (устно)

Вывод: окончание прилагательного запоминаем и проверяем по таблице.

Физминутка для глаз.

Чуду царь Салтан дивится –
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит. Кружится –
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.

Какой еще есть способ правописания безударного окончания прилагательного?

Чтобы правильно писать безударные окончания имён прилагательных, надо:

1 шаг. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное.

2 шаг. Поставить вопрос от существительного к прилагательному .

3 шаг. По окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа по карточкам.

Задание: выпишите словосочетания сущ. +прил., вставьте окончание. (по цепочке с комментированием у доски, самопроверка)

“Лебедь около плывёт,
Злого коршуна клюёт,
Гибель близкую торопит,
Бьёт крылом и в море топит...”

Образец записи.

Коршуна (какого?) злого, гибель (какую?) близкую.

Физминутка.

Самостоятельная работа.

“Вет . р по морю гуляет
И кораблик подг . няет;
Он б . жит себе в в . лнах
На поднятых п . русах
Мимо острова крут...,
Мимо города больш... .”

Подчеркните прилагательные как члены предложения. Чем они являются? Выполните морфологический разбор прилагательных.

(1 вариант – большого города,

2 вариант – крутого острова).

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Вывод.

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам, падежам и в предложении бывает определением.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К.Паустовский.

Карточки

Определите падеж имени прилагательного, соедините стрелкой:

“он бежит себе в волнах... мимо острова крутого

И. п.

“ лебедь белая плывёт...”

Р.п.

“с башни князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает.”

Д.п.

“ Добрый путь вам, господа, по морю, по Окияну к славному царю Салтану...”

В.п.

“ Мать и сын теперь на воле, видят холм в широком поле”

Т.п.

“... около царя сидят, злыми жабами глядят.”

П.п.

 

Определите падеж имени прилагательного, соедините стрелкой:

“он бежит себе в волнах... мимо острова крутого

И. п.

“ лебедь белая плывёт...”

Р.п.

“с башни князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает.”

Д.п.

“ Добрый путь вам, господа, по морю, по Окияну к славному царю Салтану...”

В.п.

“ Мать и сын теперь на воле, видят холм в широком поле”

Т.п.

“... около царя сидят, злыми жабами глядят.”

П.п.

1.

“Здравствуй, красн... девица, -
Говорит он , - будь царица
И роди богатыря мне к исходу сентября”.

2.

“Лебедь около плывёт,
Зл... коршуна клюёт,
Гибель близк... торопит,
Бьёт крылом и в море топит
И царевичу потом
Молвит русск... языком....”

3.

Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумн... бег...,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

4.

Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Удивляются оне незнаком... стороне.

 

Поиск

 

Гимназисты

 

Блок "Поделиться"

РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.