logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

МАТЕМАТИКА

Цель: формирование знаний о культуре и её составляющих: духовности, музыке, книге, этикете, искусстве, театре и их месте в жизни человека.

Задачи: Сформировать у детей представление о разных видах культуры и их общности в жизни.

Оформление: книжная выставка “Духовность. Нравственность. Культура”, презентация “Удивительный мир культуры”, зал празднично украшен.

Принимают участие учащиеся 3-4 классов (25 чел.) и приглашённые зрители (25 чел.)

Вступительное слово учителя.

- Мир культуры прекрасен и удивителен. Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определённой эпохой, определённым народом.

Большой мир культуры откроет вам свои тайны на страницах нашего устного журнала “Удивительный мир культуры”.

Ведущий 1: Итак, открываем  первую страницу “Наследие святой Руси”.

Ученик

Ширь полей под викой да ромашкой...

А когда взойдёшь на косогор -

от восторга пробегут мурашки:

Боже мой!

Какой кругом простор!..

Кажется, ты рядом с облаками

и паришь...

А где-то под тобой

гладь реки, берёзки с тальниками,

лес на склонах...

Родина!..

Покой...

Слёзы потекут непроизвольно

от того, что с этой высоты

чуть слышнее звоны с колокольни,

чуть видней над церковью кресты!..

И подхватят ангелы крылами,

и помчат на землю с облаков

прикоснуться жаркими губами

к первозданной силе родников...

В них я чищу душу от гордыни,

грех с себя смываю и винюсь...

Родники - хрустальные святыни,

где ещё не замутилась Русь!..

Песня – танец “Берёзовый край” (исполняет Голова Т. И группа “Ладушки”)

Ведущий 2: Наша страна славится церквами. С давних пор люди строят церкви. Много их было на Руси. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. Храмы строители возводили один от другого на расстоянии звона: где затухает звон колокола, там ставят новый храм, чтобы вся Русская земля наполнилась божественным голосом и освящалась им.

Ведущий 1: И льется над землей колокольный звон. Вот уже 1700 лет, как люди слышат колокола. Русские мастера издавна научились отливать самые звонкие и самые крупные колокола. (Звук колоколов)

Звонят по России колокола. Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сила твоя в традициях, в культуре твоей древней и в истоках твоих христианских.

Ведущий 2: Величайшая слава и гордость России - ее люди, святые земли русской.

Перед нами Святой Сергий Радонежский. В этом году празднуется 700-летие небесного защитника.

Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства.

Житие Преподобного Сергия Радонежского.

Об этом знать должны все дети:

Давным-давно на белом свете

Жил отрок. Он молился Богу,

Просил в учении подмогу.

Однажды отрок Старца встретил,

И тот сказал: "Ты духом светел.

Ты сможешь хорошо учиться

И перед Богом отличиться".

Он стал отшельником, монахом;

В лесу с ночным боролся страхом,

Молитвой бесов прогоняя,

Природу светом наполняя.

С годами он в лесу прижился,

С медведем даже подружился.

Был сердцем чист, молился много.

И этим угодил он Богу.

Когда о Сергии узнали,

К нему тянуться люди стали.

Сперва ученики-монахи

К нему слетелись, словно птахи.

И вот работа закипела.

Все так старались сделать дело:

Обитель Божию построить

И жизнь на Божий лад настроить.

Однажды чудный свет полился,

Когда Святой в ночи молился,

Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,

Благословил Свою Обитель.

Застыл он на пороге кельи:

В сияньи дивно птицы пели!

И Голос был: "Бессчетны птицы -

Вот сколько к Богу обратится".

Когда Угодник Божий в храме

Служил пред Чашею с Дарами,

То в алтаре - священном месте

Сам Ангел с ним молился вместе,

Крылатый воин Божьей рати.

И видели монахи-братья,

Как вдруг огонь с небес спустился

И прямо в Чашу опустился.

Так жил подвижник Православья,

Христа и Богоматерь славя.

И по его дана молитве

Победа в Куликовской битве.

Свою показывая милость,

К нему Пречистая явилась

И обещала, что Обитель

Спасет Господь наш Вседержитель.

Открыто людям Божье Слово.

Окончен путь земной Святого,

И Преподобный в вечной жизни

О нашей молится Отчизне.

Угодника нетленно тело -

Живет его святое дело.

Он всем нам показал дорогу,

Которая приводит к Богу.

Ведущий 2: Мы так же будем любить Родину, как любил ее Сергий Радонежский.

Ведущий 1: Вторая страница нашего журнала “Музыкальная”.

Ученик

Тихо, тихо рядом сядем –

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде:

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг.

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой,

Это музыка торопит,

И зовет нас за собой.

Ведущий 2:Музыка – один из древнейших видов культуры. Она является образным отражением мира. С первых минут жизни человека она входит в его дом с колыбельной песней матери, звучит на улице, в кино, в театре.

С утра до позднего вечера мы слушаем музыку: делаем под музыку зарядку, поем на уроках музыки.

Ученик 1

С песней в жизни веселей.

С ней забота – не забота.

С песней спорится работа,

Отдых ярче и светлей.

Ученик 2

Лейся, песня, лейся звонко,

Помогай дружить.

Всем ребятам очень нужно,

В мирном мире жить.

Ученик 3

Песня с детства мне родная,

И подруга, и сестра!

А слова ее простые.

Душу трогают до слез.

Столько песен у России!

Сколько в рощицах берез!

Словно музыка степная

Золотая рожь встает.

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие,

Что охота подпевать.

Столько песен у России –

Никому не сосчитать!

Ведущий 1: Исполняется песня “В горнице”(Мешкова Д.)

Ведущий 2:

Уникальное явление культуры - это книги.

Треть страничка нашего журнала “Добрая мудрая книга”.

Ведущий 1: Книги – это духовное завещание одного поколения другому... Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

Чтец:

Книга – наш друг, большой и умный,

Не даст скучать и унывать:

Затеет спор – весёлый, шумный,

Поможет новое узнать.

Расскажет книжка про героев,

На юг, на север поведёт.

С ней даже космос как-то ближе:

Она на всё ответ найдёт.

И пусть девчонки и мальчишки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажут звонко-звонко:

"Спасибо, книжная страна!"

Ведущий 2: Книга  - это источник знаний. Это кладовая ума. Много пословиц и поговорок о книге придумал русский народ. Давайте их вспомним.

Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает.

Книга подобна воде – дорогу найдёт везде.

Книга для ума, что тёплый дождь для всходов.

Не красна книга письмом, красна умом.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.

Испокон века книга растит человека.

Будешь много читать, будешь много знать.

Ведущий 1: А знаете ли вы героев любимых книг? Отгадайте загадки.

Вспомни басню. Что за птица

В ней поверила лисице?

Лестью рыжая плутовка

Завладела сыром ловко. (Ворона.)

Припомните, детишки,

Был в старой доброй книжке

Ансамбль из Мартышки,

Осла, Козла и Мишки.

Теперь мне помогайте

И басню отгадайте. (“Квартет”.)

Вот вам моё определение:

Старик во время наводнения

Зайчишек вызволял старательно.

Вы можете назвать спасателя? (Мазай.)

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён. (Гадкий утёнок.)

Предупредить я вас должна:

Я так хрупка, я так нежна,

Что через тысячу перин

Горошину одну

Я буду чувствовать всю ночь

И так и не засну! (Принцесса на горошине.)

Братишка ей не подчинился

И вот в козлёнка превратился,

Когда водицы из копытца

Он в знойный день решил напиться. (Алёнушка.)

Только этот царь родился,

Сразу в море очутился.

В бочке плыл по морю он,

Звался этот царь ... (Гвидон.)

В бороде у старика

Нет простого волоска,

Каждый волос – для мечты!

Кто хозяин бороды? (Старик Хоттабыч.)

Ведущий 2: Ну что же, вижу вы, ребята, молодцы!

Увлекательного чтенья

Я желаю всей душой.

Вам, девчонки и мальчишки,

С книжкой ладить и дружить,

Пусть любовь к хорошей книжке

С вами вместе будет жить.

Ведущий 1:Открываем четвёртую страничку - “В мире прекрасного”

Ученик:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все люди любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует,

Все вызывает интерес:

Далекий Космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, краски...

Все нарисуем – были б краски

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

Ведущий 2: Художников много, работают они по-разному, по-разному их и называют. Кистями и красками работают живописцы;

Ведущий 1: карандашом, углём, тушью, пастелью работают графики;

Ведущий 2: изображения в глине, пластилине, камне и других материалах создают скульпторы.

Ведущий 1: Произведение, созданное художником, называют подлинником, оригиналом. Подлинники находятся в музеях и мастерских художников.

Ведущий 2: совершим заочное путешествие по музеям нашей страны.

Просмотр презентации.

Ведущий 1:

Сегодня обострились чувства,

И стало вдруг понятно мне:

Музей – особый вид искусства,

Самостоятельный вполне.

Ведущий 2:

Чудо есть на белом свете.

В сказку верится недаром.

Это чудо знают дети

Называется – театр.

Ведущий 1: Пятая страничка нашего журнала “Театр – особый мир”

Ведущий 2: Слово “театр” греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.

Ученик:

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

Ведущий 2: Сценка “Купим мы бабушка....”

Ведущий 1:

Театр обычно дарит нам

Восторг и радостные чувства.

Все знают, что театр, как храм,

Для почитателей искусства.

Ведущий 2: А какого человека называют культурным?

Ведущий 1: Человек, который знает все правила этикета и соблюдает их, называется культурным, воспитанным.

Ведущий 2: Открываем последнюю страничку журнала “Этикет на каждый день”.

Этикет – серьезный он

Так не топайте как слон.

Здесь поклон, вам – привет,

Вот что значит этикет.

Ведущий 1:

И хоть нам не много лет,

Уже знаем этикет.

Всё хотим изучить.

И воспитанными быть!

Ведущий 2: -Каким же должен быть человек, чтобы про него могли сказать “вежливый”?

Ведущий 1: Игра “Вежливо – невежливо”

Условия игры просты:

Если – вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Потопайте ногами.

1.

Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше денег сэкономить.

2.

Если стали вам грубить

Нужно вслед им нахамить.

3.

Если вам подарят книгу,

Вы ответите: “Спасибо”.

4.

Если вы зашли в кино

А оно идет давно 6

Нужно громко прокричать:

“Кто посмел без нас начать”!

5.

Если к вам пришла подруга

Вы представьте её другу.

6.

Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил

Как бы он ни извинился

Поступок этот мы простим.

Ведущий 2: Как бы ни было в жизни трудно, нужно вежливость не растерять.

Мы окажем друг другу вниманье и друг друга сумеем понять.

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!

Ведущий 1: Мир культуры прекрасен и удивителен. А дорога туда начинается в нашей душе, в нашем сердце.

Ведущий 2: Будем учиться раскрывать свою душу для красоты, учиться смотреть на мир и видеть в нём неповторимое, удивительное и прекрасное.

Песня “Моя Россия” (Исполняет детский хор)

 

Поиск

 
 
 
 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.