logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

МАТЕМАТИКА

Цель: Познакомить детей с понятием “болото”, особенностями его растительного и животного мира.

Задачи урока:

развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний;

развивать умение лаконично и чётко излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения;

показать возможности использования компьютера как инструмента практической, учебной и поисковой деятельности человека;

воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-презентация

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданием.

Форма организации учебной деятельности:

фронтальная работа и индивидуальная работа,

работа в парах,

самоконтроль,

взаимоконтроль.

Межпредметные связи: литературное чтение, история.

План урока:

Орг.момент.

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Актуализация знаний.

Применение полученных ранее знаний.

Физминутка.

Применение полученных ранее знаний.

Рефлексия.

Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Актуализация опорных знаний.

(несколько учеников работают по индивидуальным карточкам)

Карточка

1. В каком состоянии может находиться вода?

Обведи нужное кружком:

А) бесцветное;

Б) жидкое;

В) твердое;

Г) прозрачное;

Д) газообразное

2. Закончи предложения.

Начало реки называется_____________________

Место, где река впадает в море, озеро, или другую реку, называется____________________

У: Какой раздел изучаем?

Д: Водоемы

У: Что такое водоем?

Д: Большое природное углубление, заполненное водой.

У: Какое значение в природе имеют водоемы?

Д: Дают воду для питья и полива, служат водными дорогами, кормят нас рыбой. Дают нам электроэнергию. Лекарства, место отдыха.

У: Какие водоемы изучили?

Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

Предметом нашего изучения будет водоем. А вот какой, отгадайте загадку.

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.

Д: Болото

У: Сформулируйте тему урока.

Сегодня мы заглянем на болото, узнаем, что такое болото, как образуются болота, познакомимся с особенностями его растительного и животного мира. Изучать болото будем по плану.

Болота в природе

Болотная растительность и ее особенности.

Животный мир болот.

Значение болот и их охрана

4. Знакомство с новым материалом.

Не море, не земля – корабли не плавают и ходить нельзя. Конечно же это о болоте. На земном шаре очень много болот. Чаще всего они образуются в низинах со стоячими водами. Представьте себе озеро. Которое не имеет стока. И в глубину земли вода просочиться не может – препятствует водонепроницаемый слой глины. Вода в таком озере застаивается и постепенно зарастает водорослями, ряской, камышом, осокой, мхами. Каждую зиму зеленые части этих растений погибают, а летом вырастают новые. Так на поверхности озера образуется толстый слой, ходить по которому опасно. Впадающие в озеро ручьи и речки наносят песок и глину. И вот перед нами уже не озеро, а болото. Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса.

У: Какое открытие сделали?

Д: Образуются болота на местах зарастающих водоемов или в пониженных местах, где скапливается вода, и местность заболачивается.

У: Что такое болото? Как вы думаете. Какую роль выполняют растения в водоеме?

Д: Являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород.

У: Есть ли растительный мир на болоте?

Деревья – хилые, чахлые, низкорослые, мало видов: сосна, ольха, береза. Растут деревья и кустарники очень медленно. Корни- стелющиеся по верху вглубь не идут. Почему?

Д. На глубине много воды и дышать трудно.

У. О, сколько бусинок багряных

Рассыпано не сосчитать!
Мхи на болотистых полянах
Коврами кажутся опять (П.Бровка)

О чем идет речь в стихотворении? Назовите ягоды, которые растут на болоте?

О этих ягодах в народе даже поговорку сложили: “В доме, в котором едят эти ягоды врачу делать нечего”. Как вы понимаете эту поговорку? Но не только ягоды растут на болотах, но и другие растения. Послушайте отрывок из произведения и скажите. Кто автор и о каком растении идет речь? “ Комарик сел на листочек, опустил нос в капельку, а капелька липкая. Клейкая. Влип комариный нос. Вдруг реснички зашевелились, как щупальца, схватили комарика. А когда раскрылись, упала на землю пустая комариная шкурка. (В.Бианки. “Страшное растение”)

Сообщение учеником о растении росянка, о багульнике.

Багульник – вечнозеленый кустарник, выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Багульник растение ядовитое. Животные обычно его не трогают.

У. Найдите общие черты у всех этих болотных растений.

Д. Рост - небольшой, так как неустойчивая опора. Корни – стелющиеся, так как на глубине много воды и дышать им трудно. Листья особой формы, чаще узкие, жесткие.

У. На болоте можно увидеть еще удивительное растение мох - сфагнум. О нем вы прочитаете в учебнике.

У. Назовите главные особенности этого растения. Чем мхи отличаются от другой болотной растительности?

Д. Стебли травянистые, корни неглубокие, растут в воде, размножаются мелкими спорами - особыми видами пыльцы, которые разносятся ветром.

5. Физкультминутка

Животный мир болот.

У. Какие виды животных знаете?

Д. Звери, птицы, рыбы, насекомые.

У. Где в природе много бывает животных?

Д. Там, где много пищи и надежное укрытие.

У. Подумайте, много ли подходящей пищи для зверей на болотах?

Хотя на болотах много травянистых растений, они грубые, невкусные, да и ходить по болотам трудно. Животный мир не так богат, как животный мир лесов. Здесь очень много насекомых.

Слайд -8 Животный мир

Стрекоз и водомерок здесь рой – они хищники, питаются другими насекомыми – мошками и комарами. А вы знаете, что стрекоза имеет большие заслуги в авиации. С изобретение реактивных скоростных самолетов ученые столкнулись с трудной задачей. Когда самолет набирал скорость, равную скорости распространения звука в воздухе, самолет начинало трясти, как в лихорадке. Явление это ученые назвали флаттер. Флаттер погубил много самолетов. Авиаконструкторы обратились к природе. Стали изучать крылья птиц и насекомых. Самым необычным было крыло у стрекозы. Самолету дали крылья, похожие в сечении на крыло стрекозы. Флаттер исчез. Сейчас самолеты летают быстрее звука в 2 – 3 раза быстрее звука. Вы, наверное, видели, как легко и изящно скользит по воде водомерка. Все тело и лапы покрыто волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают. Вот почему водомерка не тонет и легко бежит по воде. Насекомыми питаются ужи, лягушки, земноводные животные.

Слайд: Птицы болот: аист, журавль, цапля, кулик. Что общего во внешнем виде этих птиц?

Д. Длинные ноги, так как удобнее ходить по болоту, длинные клювы помогают доставать пищу из воды. Все они летают, а дикие утки еще и плавают.

У. На болоте можно встретить птиц – хищников. Это болотный лунь и болотная сова.

Выступление ребят.

Диалог “Головастик и Уж”

- Ты чегоУж, задумался? Шипишь – меня, что ли. Ругаешь?

- Не мешай, Головастик, я считаю!

- Кого же ты, долговязый, считаешь – птиц, что ли?

- Каких там птиц! Считаю я, сколько вас, головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы еще одного – для ровного счета!

У. Послушав диалог, какой вывод можно сделать?

Д. Мы проследили цепи питания.

У. Задание в парах. Вычеркните в цепи питания лишнее название. Проверка на слайде по эталону.

6. Значение болот и их охрана.

Ребята, хотя болота неприглядны, но они имеют огромное значение для природы и для человека. Это настоящая кладовая солнца. Болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Болота – хранилища и регуляторы пресной воды рек. Здесь берут начало ручьи и реки. На болотах добывают ценное полезное ископаемое – торф, собирают много полезных и вкусных ягод. На болотах гнездятся птицы.

7. Итог урока

У. Какое значение имеют болота в природе?

Надо ли охранять болота?

8. Рефлексия

Что нового узнали?

Что Вас поразило?

Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали на отлично, то поднимите карточку “клюкву”, если на “хорошо”, то карточку “морошку”, а уж если не работали на уроке, то “голубику”.

 

Поиск

 
 
 
 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.