Цели: создать условия для формирования умения пользоваться алфавитом в жизни для упорядочивания слов.
Ожидаемые результаты:
Предметные: знать алфавит, иметь представление о правиле расположения слова по алфавиту (в том случае, когда два слова начинаются с одинаковой буквы).
Метапредметные:
Регулятивные: учиться самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные: общеучебные – уметь участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы; логические – осмысленно читать текст, выделять из него существенную информацию, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Коммуникативные: строить взаимодействие с одноклассниками, учиться формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
Личностные: учиться оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать основные правила участия в общении на уроке.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. |
||
Слайд № 1. Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный и психологический настрой. Слайд № 2. - Осваивать алфавит мы с вами продолжаем, Чтобы твёрдо запомнить, его много раз повторяем, Слова располагать в алфавитном порядке – Отличная для развития речи зарядка. - Мы настроились на серьёзную работу. Всё у нас обязательно получится. Садимся, открываем тетради. Вспомнили, как правильно сидеть и держать тетрадь. Записывайте число, классная работа. |
Готовятся к уроку.
Садятся, записывают. |
Формирование умения планировать свои действия. |
II. Целеполагание. |
||
- Отгадайте загадку и без труда поймёте, чему будет посвящён урок: На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. Слайд № 3. - Попробуйте поставить цели урока – что же мы будем делать? Слайд № 4. - Мы уже знакомы с алфавитом. А сегодня пополним наши знания о нём, будем учиться располагать слова по алфавиту и узнаем о том, что нужно при этом учитывать. |
- Это алфавит.
Дети высказывают свои предположения. |
Формирование умения самостоятельно ставить учебные задачи; строить монологические высказывания |
III. Повторение материала. |
||
1. Соревнование знатоков алфавита “Чей ряд лучше?” |
||
Слайд № 5. - Я надеюсь, все выучили алфавит? Давайте проверим это. Посмотрим, чья команда лучше знает алфавит. Постарайтесь произнести алфавит по очереди все, сидящие в одном ряду, ни разу не сбиваясь. - Вижу, что начало алфавита все знают отлично. Давайте усложним задачу. Командир каждого ряда выберет карточку с буквой. С этой буквы ваш ряд и начнёт называть алфавит по порядку. |
Дети по рядам называют алфавита.
Дети по рядам называют алфавит с заданной буквы. |
Закрепление вопросов по теме “Алфавит” |
2. Минутка чистописания. |
||
Слайд № 6. - На экране четыре группы букв. Решите в паре, какая группа букв расположена по алфавиту. Покажите на веерах номер группы. - Проведём минутку чистописания с этими буквами. Слайд № 7. |
Работа в паре.
Называют элементы букв. |
Формирование умений строить взаимодействие с одноклассниками, формулировать собственное мнение и позицию |
IV. Закрепление знания алфавита. |
||
1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
||
Тетрадь на п/о: с.17 у.100 - Откройте тетради на печатной основе на с.17. Пришла пора проверить серьёзно ваши знания. Работать будем самостоятельно с взаимопроверкой. Слайд № 8. - В у.100 вам нужно вставить в ряд между буквами пропущенные буквы алфавита. На работу у вас есть одна минута. |
Дети выполняют задание. |
Формирование умений оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать основные правила участия в общении на уроке; проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии; строить взаимодействие с одноклассниками, формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания. |
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по эталону на экране. Если обнаружите ошибку, покажите её соседу. - Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. - А как вы думаете, почему у вас были ошибки? |
Дети выполняют взаимопроверку с анализом.
Высказывания детей. |
|
2. Физминутка с алфавитом. Дети стараются показать своим телом буквы. Слайд № 9. |
||
3. Словарная работа. |
||
Тетрадь на п/о: с.18 у.102 Слайд № 10. - Откройте следующую страницу тетради на печатной основе. В упражнение 102 в первом прямоугольнике даны слова. Что их объединяет? |
- Это слова-названия предметов; это школьные принадлежности. (Возможно, кто-то предположит, что это словарные слова) |
Формировать умения анализировать, делать выводы и умозаключения; участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы. |
- Это словарные слова. Какая опасность письма в них встречается, написание каких букв мы должны запомнить? - А где мы можем узнать написание этих слов? - По словарю в тетради узнайте написание слов и вставьте ручкой буквы в тетрадях. |
- Буквы на месте безударных гласных. - В словаре. Дети находят слова в словаре и вписывают пропущенные буквы. |
Формирование умений использовать речевые средства для решения учебных задач, строить монологические высказывания. |
V. Расширение понятия о расположении слов в алфавитном порядке. |
||
- А теперь объединитесь в группы и попробуйте проставить цифрами алфавитный порядок этих слов, чтобы мы могли их записать в алфавитном порядке. |
Дети объединяются в группы по рядам и расставляют цифры. |
Формирование умений оценивать свою деятельность на уроке, соблюдать основные правила участия в общении на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умения участвовать в беседе, формулировать ответы на вопросы; осмысленно читать текст, выделять из него существенную информацию, анализировать, делать выводы и умозаключения; строить взаимодействие с одноклассниками, формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания. |
Не дожидаясь, когда группы выполнят задания, учитель задаёт вопрос. - Встретились ли вам трудности? Какие? Слайд № 11. |
- Два слова на одну букву. Мы не знаем как их распределить. |
|
- Попробуйте обсудить в группе эту проблему и найти решении, как определить алфавитный порядок для двух слов на одну букву. |
Дети обсуждают в группе проблему и пробуют пояснить. |
|
- Авторы приготовили для вас справочный материал в тетрадях. Прочитайте его. |
Дети читают справочный материал. |
|
- Как же надо действовать, если вам встретились два слова на одну и ту же букву? |
- Надо располагать по второй букве, а если и они одинаковы, то по третьей. |
|
- В нашем случае, какое слово будем писать первым? |
- Первое слово – пенал, так как буква е встречается в алфавите раньше буквы о. |
|
Слайд № 12. - Запишите словарные слова по алфавиту, выделяя опасности письма. |
У доски работают вызванные дети. |
|
- Попробуйте составить предложение с этими словами так, чтобы они шли в алфавитном порядке. |
Дети составляют предложения устно. |
|
Физминутка для глаз. Слайд № 13-15. |
||
VI. Закрепление новых сведений. |
||
- Ну что, готовы показать свои знания? Слайд № 16. - Во вторых прямоугольниках вам даны пять словарных слов, с которыми мы уже знакомы. Вставьте пропущенные буквы и покажите цифрами алфавитный порядок слов. - Что у вас получилось ? |
Дети работают в группах. Группы показывают результаты своей работы. |
Строить взаимодействие с одноклассниками, формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания. |
- Объясните, как вы действовали при расстановке порядка последних двух слов. |
Высказывания детей. |
|
VII. Рефлексия деятельности на уроке. |
||
Слайд № 17. - Чему учились сегодня на уроке? Что нового узнали? |
Высказывания детей с использованием слов-опор: я теперь знаю, умею, могу. |
|
- Хотите проверить свои знания и умения? Выполним тест. Слайд № 18. - Запишите в тетради номера правильных ответов на поставленные вопросы: - В какой группе буквы расположены по алфавиту? 1. опср 2. фхцч 3. кмлн; - Какое слово в словаре должно быть первым? 1. Ель 2. Ежи 3. Енот - Проверьте правильность ответов по эталону на экране. Поднимите руки, у кого были ошибки при ответе на первый вопрос. Вы плохо знаете последовательность букв в алфавите. Поднимите руки, те у кого ошибки при ответе на второй вопрос. Вам нужно дома повторить правило расположения слов в алфавитном порядке. |
Выполняют тест. |
|
- Поднимите руку те, кто считает свою работу на уроке плодотворной. - С какими проблемами столкнулись остальные? - Как думаете, что мы будем делать завтра? |
Высказывания детей. |
Формировать умение учиться формулировать собственное мнение и позицию; проявлять начальные формы познавательной и личностной рефлексии. |