Цель урока:
Познакомить детей со словами с непроизносимыми согласными звуками.
Учить способам проверки написания слов с непроизносимыми согласными звуками.
Развивать у детей память, речь, кругозор, внимание.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: Учебник 2 класс Л.Я. Желтовская, Рабочая тетрадь на печатной основе №1, презентация (у автора), компьютер.
План урока:
Орг.момент.
Постановка проблемной ситуации и ее разрешение.
Новая тема.
Первичное закрепление.
Закрепление.
Итог урока.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Постановка проблемной ситуации и ее разрешение.
– Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе.
На доске слова: Слайд 1
река, гигантский, мосты;
плот, круг, радостный.
– Какое задание вы хотели бы выполнить с этими словами? (мнения учащихся)
– Прочитайте слова. В каждой строчке найдите «третье лишнее» слово. Почему?
– Что общего в способе проверки безударного гласного и парного согласного? (звук ставим в сильную позицию). Какие знания вам помогли? Слова постепенно вывешиваются на доску (грустный, радостный).
Продолжаем делать открытия.
– Давайте вернемся к нашим «лишним» словам. Прочитайте слова так, как они написаны.
гигантский
радостный
– Откройте тетради. Запишите число. Правильно спишите эти слова. Слайд 2
III. Новая тема.
– Произнесите эти слова (хором).
– Вы произнесли эти слова так, как они пишутся. Но по нормам литературного произношения эти слова звучат немного иначе. Попробуйте произнести ( по одному). Произнесите теперь друг другу. Что заметили? (звук не произносится).
Интересно получается, звуки не произносятся, а буквы пишутся. Какой вывод можно сделать о количестве звуков и букв? Вы в этом убедились на примерах.
– Дайте общее название буквам, которые не произносятся. (непроизносимые)
Давайте определимся с темой урока.
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ Слайд 3
– Докажите, что слова записаны правильно?
– Какой звук не произносится в этом слове (гигантский) ([т]). Проверим и докажем, что нужно писать букву «т». Учебник стр. ... Правило
Какое условие соблюдаем при подборе слова?
– Чтобы этот согласный слышался чётко.
Аналогично, разбор другого слова.
IV. Первичное закрепление.
Работа с учебником. Упражнение 1, 3 страница 58. Запишем слова и к ним подберём проверочные.
К доске выходят два человека. Проверка Слайд 4
– Молодцы. Итак, вы смогли доказать правильность написания непроизносимых согласных .
– А что для этого надо сделать? Слайд 5
Посмотрите, какие ещё бывают непроизносимые согласные. Слайд 6
Т – честный
д – сердце
л – солнце
в – здравствуй
V. Закрепление.
Откройте рабочую тетрадь на печатной основе №1
Страница ... упражнение ... .
Фронтальная работа с классом.
VI. Итог урока.
– Какое сделали открытие на уроке? Как нужно доказать, что в слове пишется непроизносимая согласная?
Что показалось трудным на уроке? Что понравилось на уроке?
Домашнее задание.
Тетрадь на печатной основе страница 43 упражнение 2.