logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

МАТЕМАТИКА

Цель: Расширение кругозора учащихся в профессиональной ориентации.

Задачи:

Ознакомление учащихся с профессиями прошлого, настоящего и предполагаемыми профессиями будущего;

Ознакомление с тенденциями возникновения новых профессий;

Пробуждение интереса к зарождающимся профессиям и профессиям будущего.

Возраст участников: 10-11 лет.

Форма проведения: Защита проекта.

Оформление: Тема «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ», эпиграф: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» философ Сенека, работы творческих групп, картинки.

Музыкальное оформление:

исполнение песни учениками;

музыка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Постановка проблемы. 

Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу с выбором профессии.

Стихийность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворённости, работа становиться в тягость, иногда она приводит стрессовому состоянию или к нервным заболеваниям.

Предварительная работа: Формирование групп, подбор материала по теме, составление презентаций, интервью с представителями разных профессий.

Ожидаемые результаты:

участие в различных видах игровой и творческой деятельности;

расширение кругозора о мире профессий,

заинтересованность в развитии своих способностей,

участие в обсуждении и выражение своего отношения к разным профессиям,

возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

Проектная идея.

Провести цикл мероприятий, направленных на знакомство с актуальными профессиями сегодняшнего дня.

Задачи:

привлечь внимание учащихся к проблеме будущего самоопределения, выбора профессии;

расширить представления школьников о профессиях,

дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.

Ожидаемые результаты:

У участников проекта появится представление о востребованных в обществе профессиях.

Дети будут мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.

Родители будут активными помощниками в воспитании и профориентационном сопровождении детей.

Подготовительный 

Анкетирование ребят в классе.

Подготовка к мероприятиям.

Видеосъёмка интервью.

Основной

Сочинения учащихся на тему: «Кем работают мои родители»

Интервью с представителями разных профессий.

Анкетирование учащихся 4, 9, 11 классов, соц. опрос родителей.

Работа в группах.
Выпуск газеты «Кем я хочу стать»
«Азбука профессий» – загадки

Заключительный

Защита проекта по теме: Виртуальное путешествие в Мир профессий.

Ход занятия

I. Вступление.

У: Здравствуйте, юристы и экономисты, спортсмены и артисты, врачи и дизайнеры, учёные и защитники Отечества. Не удивляйтесь, что я вас так называю!

Пройдут школьные годы и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, или откроете новые планеты. Но чтобы кем-то стать в жизни вам надо вырасти и выучиться. Ведь если не учиться, вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав на спине, воротник на животе. Да… Оказывается, всему в жизни надо учиться! А школ а– начало пути к любой профессии.

Выступление группы «СОЦИОЛОГИ»

Итоги опроса детей о профессиях родителей

– Наши учителя провели с нами анкету: «Знаем ли мы профессии своих родителей», оказалось, что 14 человек из 70 не знают как называется профессия мамы или папы. Значит, нам надо больше общаться с родителями, чтобы знать, чем они заняты на работе, чтобы в дальнейшем сделать осознанный выбор.

У: – Какие цели мы перед собой поставим на сегодняшнем мероприятии?

Исходя из этого, мы поставили с ребятами следующую цель:

 «ЦЕЛИ»

 «Гипотеза» Мы предполагаем, что …. (со слайда)

 «Задачи»

У: Мы будем не просто говорить о профессиях, а совершим путешествие во времени. Итак, в путь!

 «Машина времени»

 «МЕНЮ»

II. Знакомство с необычными профессиями прошлого, причинами их исчезновения и появления новых профессий.

 «Прошлое!» Приложение 2

– Добро пожаловать в прошлое. Ведь всем известно, не зная прошлого, не постигнешь ни настоящего, ни будущего.

Ученик: Мы получили задание провести опрос среди учащихся нашего класса о профессиях, ушедших вглубь веков то есть профессиях, которых сейчас уже не существует. Выяснили, что мы знаем о них очень мало. Послушайте, что мы узнали.

 «Бурлак»

Очень давно была профессия – бурлак. Кто такой бурлак?

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI— конца XIX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи каната речное судно против течения.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов. Посмотрите, какая была сложная работа.

 «Гончар»

А вот ещё одна профессия – гончар. Кто такой гончар?

Гончар – ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду.

В наше время – это ремесло сохранилось. Вся работа ведётся автоматизированно, т.е. меньше стали работать руками.

 «Дворецкий»

Дворецкий – это старший лакей, заведовавший домашним хозяйством и домашней прислугой.

Управляющий князя, ведавший дворцовыми землями, а также крестьянами и дворцовыми слугами (на Руси в 15-16 веках)

 «Колесник»

Посмотрите на следующий слайд. Эта профессия называлась колесник. Коле́сник — ремесленник, изготовлявший колёса, телеги и кареты. Опыт колесников был востребован вплоть до революции, однако с внедрением массового производства эта профессия практически вымерла.

 «Крючник»

Наёмный рабочий в России, переносящий тяжести на спине с помощью особого железного крюка

(отсюда и название)

Профессия, которой уже не существует, это – стрелочник на железной дороге. Потому что сейчас стрелки на дорогах переводятся автоматически.

Профессия, которой сейчас не существует – это извозчик, так как сейчас люди передвигаются на поездах, автобусах, машинах, самолётах. А извозчик, это человек, который управляет лошадьми. А на лошадях люди сейчас почти не передвигаются.

Купец – этой профессии уже не существует. Купцов в наше время называют предпринимателями.

 «Ямщик»

Профессии ямщика также не существует, так как отпала в них надобность. Ямщик – это кучер, который правил лошадьми. Люди сейчас не передвигаются на лошадях, так как появились другие средства передвижения: машины, автобусы самолеты, поезда и т.д.

Прачка, это женщина, которая раньше стирала белье. Сейчас все стирают свои вещи в стиральных машинах, в машинах-автоматах.

Профессия белошвейка. Раньше каждая богатая семья содержала в доме белошвейку. Она шила и красиво вышивала бельё хозяевам.

Профессия трубочист. Раньше были специальные люди, которые щетками чистили трубы, камины вручную. Сейчас, правда, есть люди, которые чистят трубы, но автоматически. И они, наверное, называются по-другому.

– Что объединяет профессии прошлого? Мы сделали вывод, что они требовали больших физических усилий и исчезли, когда появились машины, заменяющие человеческий труд.

III. Профессии настоящего.

 «Настоящее»

Приложение 2

У: – Сегодняшние профессии очень отличаются от профессий прошлого. Одни исчезли вообще, и появились совершенно новые профессии.

Ну что ж, начнем!

 «Клипмейкер»

Клипмейкер – специалист, профессионально занимающийся разработкой и постановкой рекламного ролика или другого творческого заказа.

Ее появление связано с научно-техническим прогрессом и появлением в XX веке телевидения и первых телекамер, а впоследствии с мощным развитием киноиндустрии и шоубизнеса.

Если на Западе первые клипмейкеры появились в середине XX века, то в России эта профессия появилась совсем недавно – в конце прошлого столетия.

 «Веб-дизайнер»

Профессия web-дизайнера включает в себя два аспекта:

Умение пользоваться специальными компьютерными программами.

Дизайнерская деятельность.

Профессия web-дизайнера как таковая появляется только с возникновением мировой компьютерной сети, в которой возможно создание web-сайтов в рекламных целях.

 «Спецназ» ПЕСНЯ «Наша армия»

Название «Спецназ» нужно понимать как «специальное назначение».

В армии, в «Спецназ» входят отличные бойцы, они лучше всех подготовлены к выполнению самых сложных боевых задач, которые не под силу простым солдатам.

Подразделения «Спецназа» созданы для того что бы бороться с самыми опасными преступниками и с самыми коварными врагами нашей страны.

 «Дизайнер»

Еще с древних времен человек пытался как-то улучшить условия своего существования. Всегда приятно видеть свой дом теплым и уютным, а рабочее место удобным и комфортным. XX век охарактеризован развитием науки и техники, успехами научно-технической революции, стремлением к экономичности и красоте, что сделало возможным появление новой профессии дизайнера, без которой в настоящее время не обходится ни одна отрасль промышленности.

 «Эколог»

Задача эколога — проследить за деятельностью опасных организаций и предотвратить нарушение закона. Если катастрофа все же произошла, именно экологи смогут правильно и компетентно обрисовать ситуацию, найти верный выход. Кроме того, эти специалисты исследуют причины различных природных катаклизмов.

 «Психолог»

Профессия психолог появилась в XX веке. Процесс формирования профессии психолога неодинаково протекал в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Наибольшее развитие профессия психолога получила в США, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, России. Академическая психология, связанная с научной и педагогической деятельностью в университетах, сформировалась раньше и обрела достаточно прочный статус в общественном мнении.

 «Социологи» Кем работают родители? Нравится ли?

Мы провели опрос родителей: «Кем работают?», и нравится ли им своя профессия.

Выяснили, что у наших родителей разнообразные профессии. Среди них есть продавцы, учителя, воспитатели, бухгалтеры, строители, врачи и медсёстры, доярки, повара, швеи, полицейские, водители и домохозяйки.

На второй вопрос – нравится ли им своя профессия, нам ответили: нравится – 64 человека, не нравится – 6 человек.

Значит выбирая свою профессию, нам надо всё о ней знать.

Приложение 2

IV. Профессии будущего.

 «Будущее»

А теперь давайте перенесемся из настоящего в будущее, т.к вам предстоит работать в будущем, и узнаем, какие же профессии будут востребованы в ближайшем будущем.

 «Ландшафтный.дизайнер»

– Ландшафтный дизайнер — специалист по озеленению и благоустройству разнообразных садово-парковых территорий. Сфера деятельности: благоустройство и озеленение приусадебных территорий.

 «Инжен. спец»

По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Западный капитал еще только делает первые шаги по вхождению на российский рынок и присутствует в основном только в столицах и городах-миллионщиках, но уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве.

 «Компьютер»

– В современном мире все большее значение приобретает имидж фирмы, и сайт – не что иное, как показатель уровня и надежности организации. Как следствие, веб-дизайнер – одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета.

 «Нанотехнологии»

Нанотехнологии – это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами. Нанотехнологии – это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов, а также инженерия на атомном уровне.

Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.

Считается, что страну, добившуюся прорыва в развитии нанотехнологий, ждет мировое лидерство.

 «Биотехнологии»

– В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты.

 «Медицина»

Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты.

 «Химия»

Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит. Уже сейчас человечество работает над развитием новых источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области экологически чистых источников энергии достигнут своего пика – и без химиков здесь будет совсем не обойтись.

 «Социологи»

– А кем мы станем, когда вырастем? Мечты у нас разные.

Мы хотим быть: полицейскими, врачами, учителями и воспитателями, спортсменами, ветеринарами, строителями и даже певцами. А некоторые из ребят хотят быть биологами, военными, спортсменами, спасателями, дизайнерами и даже автогонщиками. Среди нас будет начальник и банкир.

Мы с ребятами ходили во 2 и 4 классы и задали вопрос: А кем хотят быть они в будущем? Оказалось, что ребята хотят быть: полицейскими, врачами, пожарниками, учителями, парикмахерами, таксистами, бизнесменами, и изобретателями. А один из ребят будет нашим президентом.

V. Игровая часть «Смешные профессии»

 «Смешные профессии»

У: Мы думаем, что сегодня вы узнали много нового о профессиях прошлого, настоящего и будущего.

Сегодня мы говорили о профессиях, которые нам мало знакомы. А сейчас проверим, как вы знаете профессии своих родителей.

VII. Подведение итогов мероприятия.

(читает учитель)

У: Сегодня во время занятия вы все хорошо работали. Мы много говорили о профессиях и о тех качествах, которые вам помогут овладеть своей профессией. Кем быть вы решите в старших классах, а каким быть вы должны решить уже сейчас. Это и будет ключом, который поможет вам открыть дверь в будущую профессию. (На доске: Кем быть? Перевернуть – Каким быть? Под ними картинки с профессиями. Профессии перевернуть, а там 3 машины времени с прикреплёнными к ним звёздочками с написанными качествами).

Песня «Великаны»

 

Поиск

 
 
 
 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.