logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

МАТЕМАТИКА

Урок рассчитан на 1 учебный час (=40 минут).

Педагогическая цель: способствовать развитию речи, умения составлять рассказ по репродукции картины художника, создать условия для формирования выбирать имена прилагательные в соответствии с задачей речевого высказывания.

Тип урока: урок развития речи, ознакомление с новыми знаниями.

Форма урока: интегрированный (русский язык, живопись, литература, музыка)

Планируемые результаты:

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные результаты: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические-осуществляют анализ картины.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Основное содержание темы, понятия и термины: имя прилагательное. Составление рассказа по репродукции картины художника И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, репродукция картины, стихотворения о берёзе, презентация учителя к уроку.

Сценарий урока

I. Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

- Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

- Проверим готовность к уроку

II. Чистописание.

– Догадайтесь, какую букву будем писать: эта буква звонкая, непарная, обозначает только мягкий согласный звук. При переносе слов эту букву не отделяют от стоящей перед ней буквы. (Буква й)

– Подчеркните буквы, которые не получилось красиво написать.

й;

пейзаж

III. Постановка учебной задачи

– Словарный диктант.

Берёза, вокруг, горизонт, февраль, иней, картина, мороз, погода, лазоревый, пейзаж, облако, чувство.

Работа в парах.

– Проверьте свою работу, работу соседа по парте.

– Как вы думаете, в какую тематическую группу можно объединить все слова? (Зимняя природа в феврале).

Прочитайте название темы.

Сформулируйте учебную задачу. (Мы будем учиться описывать природу и образы, созданные художником по картине И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”)

- Итак, нам предстоит написать сочинение-описание.

- Что можно описывать? (Внешний вид человека, животного, картины природы, события.)

- Что такое текст-описание? (Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета, явления называется текстом-описанием)

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Подготовительная работа. Русская берёза в произведениях поэтов и художников.

- Рассмотрите репродукцию картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Звучит запись музыкальной пьесы П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, “Зима. Февраль”

- Давайте подумаем, что мы “читаем”, когда перед нами репродукция картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”? (Художник хотел нам сказать и показать, как красива зимняя природа, каким красивым бывает снег, показал его оттенки: лиловые, фиолетовые, показал красоту русской берёзки).

- Какие чувства пробуждает музыка? (Светлые, веселые, радостные. Очаровывает напевностью, красотой, выразительностью).

- Берёза-символ Родины, под её сенью создавали прекрасные музыкальные произведения русские композиторы. Она вдохновляла русских писателей и поэтов, её изображали на своих картинах многие художники.

-Вспомните, пожалуйста, какие стихотворения о берёзе мы учили, может кто-то прочтет наизусть? (Заранее подготовленный ученик читают стихотворение С. Есенина “Берёза”).

- Какие выразительные средства языка использует С. Есенин? Приведите примеры из стихотворений. (Для создания образа поэт использует метафоры и олицетворения).

Олицетворения– сонная тишина, лениво обходя, обсыпает.

Метафоры

“Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой”,

“И горят снежинки
В золотом огне”

- Работа с учебником. Упражнение 106 (с.49)

Прочитайте текст. Какие имена прилагательные употребил художник для описания природы? Какие из них являются эпитетами? Что они обозначают?

2. Знакомство с творчеством И.Э.Грабаря (Сообщения учеников).

3. Физминутка. Слайд 6. Выполняют движения по тексту.

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают
Вверх на солнце посмотрели,
И лучи детей согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали маленькими дети
А потом все дружно встали
Мы прислушались! Как тихо!
Взрослые дети!
Прошу вас, садитесь!

4. История создания картины. Сообщение учащихся.

5. Беседа по картине И.Э. Грабаря “Февральская лазурь.

- Что означает слово “пейзаж”? (Пейзаж – рисунок, картина, на котором изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам)

- Как вы объясните значение слова “лазурь” (Это светло-синий цвет, голубая, или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).

- Подумайте: что общего между стихотворением С. Есенина “Берёза” и полотном И. Э. Грабаря “Февральская лазурь” (Сходство в том, что они сумели в самом обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное и красивое. С. Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками)

- Что вы можете сказать про цвет неба? Когда такое небо бывает в феврале? (Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили ещё какие-то краски, и цвет получился чистый, нежный, будто от него идёт какое-то радостное сияние)

- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? (На солнечный день указывает и прозрачная берёзовая роща, и подтаявший сиреневатый снег, и длинные тени берёз)

- Рассмотрите берёзы, как они расположены? Почему? (На переднем плане высокая, раскидистая берёза, а на заднем - молодая роща, чтобы она не мешала видеть берёзу с толстым стволом)

- Почему при описании лучше излагать содержание в настоящем времени? (Это оживит рассказ)

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать повторов (тавтологии).

V. Коллективная работа над планом и текстом сочинения. Подбор опорных слов для написания сочинения.

- Назовите части текста. (Вступления, основной части и заключения).

План сочинения

Словарно-стилистическая работа

I. Вступление

- О чём расскажем во вступлении?

- Подберите синонимы к словам: художник, создаёт, картина

Игорь Эммануилович Грабарь – известный ....

известный художник – пейзажист;

тонкий знаток русской природы;

живописец;

мастер – кисти;

художник;

картина, полотно, репродукция;

создаёт, пишет

II. Основная часть (максимальное количество предложений)

- Чему посвящена картина?

На картине “...” изображена ...какую он сам наблюдал в один из ....

Зимних февральских дней;

Чудесных дней

- Без чего трудно представить себе описание зимнего пейзажа? (Нужно рассказать о небе, о дне, о снеге)

Лучезарный, ясный, солнечный, морозный.

Сине-лазоревое, голубоватое, чистое, высокое, на небе ни облачка.

Снег блестит, сверкает, переливается огнями.

- Что изображено на переднем плане?

На переднем плане я вижу......

Берёзы: величественные, белоствольные, раскидистые, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая, огромная берёза, могучая, гордая, похожи на застывшие фонтаны.

- Что изображено на заднем плане?

...как бы отодвинул ...на ..., чтобы она не мешала видеть ...берёзу.

Роща: молодую рощу; прозрачна, хрустальна, залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи зимнего солнца освещают рощу.

- Цветовое решение картины.

...пишет чистым цветом; ..., ..., ..., ..., ... цвета удивительно сливаются и превращаются в плотную поверхность снега; глядя на ..., мы понимаем, что зима ...; подтаявший снег, длинные тени.

III. Заключение (1 – 3 предложения).

- Последнее предложение должно быть ярким и ёмким. А главное – в нём должно прозвучать общее настроение нашего сочинения. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Смотришь на картину “...” , чувство радости, восхищения природой;

VI. Самостоятельная работа. Написание сочинения по плану.

План

“Февральская лазурь” - одна из лучших картин И.Э. Грабаря.

Описание берёзы на переднем плане

Описание берёзовой рощи на заднем плане.

Цветовое решение картины.

Настроение, которое вызывает картина.

VII. Самопроверка.

VIII. Итог урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Как была создана картина И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”?

- Какие чувства передал художник?

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) – известный художник-пейзажист. Тонкий знаток русской природы. Он родился 13 марта 1871года в Будапеште. В 1876 г. семья переезжает в Россию.  Будущему художнику было 9 лет, когда он приехал вместе с мамой к отцу в Егорьевск. Рисовать он любил с малых лет, традиционным и желанным рождественским подарком для него всегда были рисовальные принадлежности.

Однажды, увидев учителя рисования Егорьевской прогимназии И. М. Шевченко за работой: масляными красками он писал сцену из повести Т. Г. Шевченко “Тарас Бульба”.  Мальчику показалось прекрасным всё: и картина на мольберте, и ярко горевшие краски на палитре, и блестящие серебряные тюбики масляных красок: “Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски…Я днём и ночью грезил только о масляных красках”.

Окончив Егорьевскую прогимназию, затем московский лицей, он поступил на юридический факультет Петербургского университета. И. Э. Грабаря привлекало многое: он изучал иностранные языки, увлекался музыкой, литературой, писал рассказы и публиковал их. И. Э. Грабарь учился рисовать в московском лицее, посещал воскресные классы рисования при “обществе любителей художеств”. Делал копии с картин и рисунков, писал с натуры портреты своих одноклассников, натюрморты, виды из окон лицея, а ещё Воробьёвы горы, Нескучный сад, Москву-реку и дарил свои работы товарищам по лицею.

А потом был первый петербургский этюд – вид из окна в ясный зимний день на заснеженную крышу дома, на стелившиеся из труб клубы дыма и перспективу домов по Владимирской улице. Этюд поразил его новых друзей из Академии художеств – и товарищи стали смотреть на И. Грабаря как на художника.

Осенью 1894 года И.Э. Грабарь, сдав экзамены, поступил учиться в Академию художеств. А через 10 лет появится “Февральская лазурь” - одно из лучших произведений поры уже творческой зрелости И. Грабаря, сохранившее влюблённость художника в природу и восхищение её красотой, его жизнерадостностью, творческий азарт и мастерство.

История создания картины.  

Зимний пейзаж “Февральская лазурь” - одна из самых известных картин художника.

Зимой 1904г. И. Грабарь гостил в Подмосковье у художника Н.В. Мещерина.    В одно солнечное февральское утро художник вышел погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычайное состояние природы.

(Слайд) “Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфирных теней на сиреневом снегу” - вспоминал мастер кисти - И. Грабарь.

В то утро одна из берёз привлекла его внимание. Заглядевшись на берёзу художник уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Живописец увидел фантастическую красоту русской берёзы с поверхности снега. И. Грабарь побежал в дом, взял небольшой холст и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины. В течение трех следующих солнечных дней писал этюд с того же места. Чтобы получить впечатление низкого горизонта, далёкого леса и небесного зенита, со всеми переливами голубых красок пейзажист вырыл в снегу траншею, свыше метра глубиной, в которой поместился с мольбертом и большим холстом.

“Февральская лазурь”, появившись на свет в снежной траншее и с 1905г. хранится в одном из залов Третьяковской галереи.

 

Поиск

 
 
 
 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.