Цели: отработка навыка решения составных задач на движение.
Задачи:
1. Образовательные:
развивать математическую речь, память, мыслительную деятельность; - развитие вычислительных навыков,
2. Развивающие:
развивать логическое мышление;
развивать у школьников умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
активизация познавательной деятельности учащихся.
3. Воспитывающие:
воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
воспитывать собранность, аккуратность, культуру общения на уроке.
Техническая оснащенность:
Компьютер; проектор.
Демонстрационный материал:
Презентация к уроку “Закрепление. Решение составных задач на движение. Деление на двузначное число”; два круга (красный и зеленый), для игры “Светофор”.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Развитие познавательных действий, систематизация и структурирование знаний, моделирование. |
Планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. |
Формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков, логический анализ, формирование общего приема решения задач, моделирование. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Планируемые результаты
личностные |
метапредметные |
предметные |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способов решения новых частных задач. Формирование внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. |
Развивать умение находить наиболее эффективные способы решения. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения задач. Развитие умения избегать неудач. |
Овладение умениями устного счета, элементарными коммуникативными навыками. Развитие умений составлять простейшие алгоритмы. Развитие умений моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, создание простейших моделей). |
Основные этапы урока:
1.Организационный момент.
2. Устный счет.
3. Сообщение темы и целей урока.
4. Работа над темой.
5. Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа.
7. Пропедевтика решений сложных уравнений.
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня нас с вами ждет нестандартный урок. Мы совершим путешествие. Давайте настроимся на работу. Улыбнулись друг другу.
2. Устный счет.
Сначала мы должны узнать в какую страну отправимся. Выполнив вычисления, мы сможем прочитать название страны.
- уменьшите 84 в 7 раз;
- найдите произведение 16 и 6;
- найдите частное 51 и 17;
- 48 разложите пополам;
- найдите частное 108 и 18;
- уменьшите 96 в 2 раза.
Сравните свои ответы с результатами на слайде самостоятельно. Расставьте эти числа на следующей строке в порядке возрастания. Вот теперь мы узнали, куда держим путь. Давайте посмотрим на карту Великобритании.
Великобритания (Great Britain; полное название — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии) Великобритания — одно из крупнейших государств Европы. Столица — город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр. Государственный язык — английский. Лондон играет ведущую роль в политической, экономической и культурной жизни Великобритании.
3. Сообщение темы и целей урока.
Во время путешествия мы будем отрабатывать навык решения составных задач на движение и умение делить на двузначное число. Итак, собираемся в путь.
Записываем ответы на следующей строке:
1) Найдите частное 84 и 6 (14)
2) Уменьшите 102 на 88 (14)
3) Найдите кратную разность между числами 105 и 7 (15)
4) Уменьшите 112 в 8 раз (14)
5) Разделите 108 на 9 (12)
6) 73 разделить на 9 (8 ост. 1)
7) 66 разделить на 7 (9 ост. 3)
8) 58 разделить на 7 (8 ост. 2)
9) 58 разделить на 6 (9 ост. 4)
10) 47 разделить на 9 (5 ост. 2)
11) Самолет из Петербурга в Лондон вылетает в 8 ч 45 мин. Время полета 3 ч 30 мин. Во сколько самолет приземлится в Лондоне? (12 ч 15 мин)
12) Нас 28 человек. Если каждый возьмет по 20 кг багажа. Сколько будет весить наш багаж? (560 кг)
13) В самолете 36 рядов по 8 кресел. Сколько кресел в самолете? (288 к.)
14) Скорость самолета 800 км/ч. Какой путь он пролетит за 3 часа? (3600 км)
15) За автобус, который будет нас встречать в аэропорту Лондона и возить по городу, нам надо заплатить 1120?. Нас 28 человек. Сколько ? должен сдать каждый? (40 ?)
Проверка в парах.
Мы готовы к путешествию. Сядьте на середину стула, спиной прижмитесь к спинке – мы взлетаем.
4. Работа над темой.
Мы в Лондоне. Нас окружают прекрасные здания. Все хочется рассмотреть. Нас приглашают на первую экскурсию. Нас разделили на 2 группы: одна поедет на автобусе, а другая – на катере. Решите задачу.
Катер и автобус должны пройти одинаковое расстояние. Автобус едет со скоростью 50 км/ч, а катер – 35км/ч. Автобусная экскурсия длится 7 часов. На сколько больше времени затратит на экскурсию катер?
- В какой форме запишем задачу кратко? (Таблица: скорость, время, расстояние).
- Кто знает решение задачи, запишите самостоятельно, поставив на полях зеленый кружок.
С остальными разбор задачи.
- Что должны найти? (Разность во времени)
- Можем сразу ответить на вопрос задачи?
- Что необходимо знать? (Время экскурсии на катере.)
- Как найти время? (t=S:v)
- Можем найти время?
- Что необходимо знать? (Расстояние).
- Можем найти расстояние? (Да, так как расстояние катера и автобуса одинаковое)
- Кто теперь знает, как решить задачу?
Записывайте решение сами, поставив на поля желтый кружок.
Вопрос остальным:
- На какой вопрос мы можем ответить? (Какое расстояние прошли автобус или катер).
- Как найти расстояние? Вспомните формулу. (S=v*t)
- Запишите первое действие.
- Что теперь можно найти? (Время экскурсии на катере.)
- Как найти время? Вспомните формулу. (t=S:v)
- Запишите второе действие.
- Можем теперь ответить на вопрос задачи? (Да).
- Как найти разность? (Надо из большего вычесть меньшее).
- Запишите последнее действие, составьте выражение и запишите ответ. Молодцы!
- Составьте обратную задачу и запишите ее решение.
5. Физкультминутка.
- После экскурсии, мы оказались в одном из парков Лондона. Посмотрите, какие величественные дубы нас окружают. Давайте насладимся пением птиц...
- Вдохните свежий воздух. Мы снова полны сил и готовы продолжать путешествие.
- И вот мы на шумных улицах Лондона. Все встали. Вспомним правила дорожного движения. Ведь в Лондоне надо быть особенно внимательными на дорогах. Ведь там не правостороннее, а левостороннее движение. Игра: “Светофор”.
6. Самостоятельная работа.
Учащиеся решают примеры в столбик – деление на двузначное число.
Проверка в парах с оцениванием.
7. Пропедевтика решений сложных уравнений.
- Мы посетили одну из школ Лондона. На уроке математике ученики 5 класса никак не могли решить сложное уравнение. Давайте применим наши знания и попробуем его решить.
- Перед нами уравнение (х:5+3) * 40=720
- С чего начнем? (Порядок действий)
- Посмотрим на последнее действие и определим: какой компонент ищем. (Последнее действие – умножение: значит, нам неизвестен первый множитель).
- Как найти первый множитель? (Надо произведение разделить на второй множитель).
- Что можем сделать теперь? (Сосчитать правую часть).
-Посмотрите, уравнение стало проще. Кто догадался, как будем действовать дальше? (Расставим порядок действий).
- Правильно, повторим еще раз: расставим порядок действий, посмотрим на последнее действие и определим: какой компонент ищем, вспомним правило, применим его и сосчитаем правую часть.
Алгоритм решения:
Проставить порядок действий Выделить последнее действие Определить неизвестный компонент Применить правило и сосчитать
- Какое теперь уравнение получилось? (Простое).
- Закончите решение самостоятельно. Проверьте.
- Английские учителя были восхищены вашим умением рассуждать и логически мыслить. Они приглашают вас продолжить обучение после школы в знаменитых колледжах города Оксфорда, расположенного недалеко от Лондона.
- Наше путешествие подошло к концу. Мы должны вернуться в наш прекрасный город. Приготовились к перелету.
Нас встречает наш родной любимый Санкт-Петербург.
8. Итог урока.
- Над какой темой мы работали во время путешествия?
- Кто получил удовольствие от урока?
- Кому захотелось научиться самостоятельно решать сложные уравнения?
- Оцените свою работу на уроке:
а) работал в полную силу – красный кружок;
б) работал хорошо – зеленый кружок;
в) мог работать лучше – синий кружок.
Всем спасибо за работу. Вы молодцы!
9. Домашнее задание.
Дома придумайте составную задачу на движение по впечатлениям от путешествия.