logo

Мудрый гном

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Веселый ранец

МАТЕМАТИКА

Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды такими, какие они есть.

Принципы толерантности:

сотрудничество, партнерство;

готовность мириться с чужим мнением;

уважение человеческого достоинства;

уважение прав других;

принятие другого таким, какой он есть;

способность ставить себя на место другого;

уважение права быть другим, отличаться;

признание равенства;

терпимость к чужому мнению, верованиям и поведению;

отказ от причинения вреда и насилия.

Формирование толерантности целесообразно начинать с младшего школьного возраста, так как именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В нашем образовательном учреждении, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у школьников в процессе работы на играх-занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек, музея и т.д. А также - это огромная каждодневная работа педагогов.

 

 

«Похвали себя»

Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч.

Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т.п.). После игры - обсуждение:
- Легко ли было хвалить себя?
- Кого вам легче хвалить, себя или других?
- Кто вас хвалит?
- Что вы чувствуете, когда вас хвалят?
- Вы любите хвалить других?

«Все мы разные»

Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого.

Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего, напротив, в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом - в другой.

«Почему мне нравится мой характер»

Цели:
- формировать представление о своём характере, его чертах;
- принимать и любить себя, быть толерантным к себе;
- поддерживать положительную самооценку;
- воспитывать чувство уверенности в себе.

Ход игры:
Дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют одну из черт своего характера. Воспитатель помогает детям, поддерживает, называя, если ребёнок затрудняется, положительные черты его характера.

«Угадай, кого мы загадали»

Цели:
- формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга;
- способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств;
- учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.

Ход игры:
Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.

«Домино»

Первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.

Вопросы для обсуждения:
- что нового узнали друг о друге;
- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;
- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Большие и маленькие»

Цели:
- развить навыки невербальной коммуникации;
- помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным;
- создать веселую атмосферу;

Ход игры:
Во время выполнения заданий запрещается разговаривать
- Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие - слева».
- Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.
- Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.
- Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.
Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

«Я тоже»

Цели:
- научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;
- осознать уникальность других;
- создать атмосферу открытости и доверия.

Ход игры:
Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.

Обсуждение:
- хорошо ли быть особенным?
- каждый ли человек особенный. Почему?
- что делает нас особенными?

«Надо договориться»

Цели:
- развлечь группу;
-сконцентрировать внимание участников;
- осознать ценность сотрудничества;
- показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;
- сплотить группу.

Ход игры:
Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т.д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение:
- как началась игра?
- чего хотелось каждому сначала?
- почему сначала ничего не получалось?
- как удалось досчитать до десяти?
- чему нас учит эта игра?

«А я считаю»...

Цели:
- осознать возможность сосуществования различных мнений;
- осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

Ход игры:
Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой - минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.
Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен - на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы):
- Лучше играть в футбол, чем в кататься на коньках.
- Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.
- Весна лучше осени.
- Самый классный мультик - «Маша и медведь».
- Самое прекрасное домашнее животное - кошка.

Обсуждение:
Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

«Фисташки»

Цель:
Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

Ход игры:
Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):
- Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?
- Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?
- У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?
- Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?
- Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?
- Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?
- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?
- Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?
- Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?

Использованная литература

С.В.Кривцова. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. - М.: Генезис, 2012.

Сборник тренинговых занятий по формированию толерантности у младших подростков.

 

Автор: Татьяна Писаревская

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Созвездие отличников

Гимназисты

 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.