«Жалобная книга» природы
Цель проекта - записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих на территории Саратовской области.
Первый этап проекта - экскурсия с целью наблюдения за состоянием окружающей среды (животные, растения), изучение дополнительной научной литературы.
Второй этап проекта - рассказ - описание жалобы, который ведется от имени животного или растения. Обсуждение поступивших жалоб и ответ на них.
Третий этап - оформление материалов, создание книги, куда помещаются творческие выступления и рисунки детей.
Это длительный проект, который по мере прохождения тем, дополняется.
Разновидностью этого проекта может быть длительная игра «Лесные детективы».
Чрезвычайными происшествиями, на которые откликнутся лесные детективы, являются любые изменения в природе (срубили деревья, сорвали много цветов на любимой полянке, засорили родник).
Птичья «столовая»
Цель проекта - создание и организация регулярной работы птичьей «столовой» на территории школы и дома.
Первый этап проекта - изучение литературы по изготовлению кормушек для птиц, обмен опытом, накопление корма.
Второй этап проекта - выставка изготовленных кормушек.
Третий этап проекта - торжественное открытие «столовой». Организация дежурства, наблюдение за птицами.
На классных часах дети сообщают о том, как работают их домашние «столовые» для птиц.
Экологический светофор
С помощью этой методики можно развивать:
представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой - допустимых и недопустимых действиях на природе на природе, природоохранительной деятельности;
умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование.
Набор из цветных кружков (красного, желтого, зеленого) для каждого ученика.
Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.
Форма проведения: игра.
Ход игры
1. Bce участники получают по три кружка: красный, желтый, зеленый. Ведущий (учитель)
поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, желтый - предупреждает, а зеленый - разрешает.
На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов - сигналов экологического светофора.
Красный - запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.
Желтый - предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
Зеленый - разрешает и поощряет действия, помогающие растения и животным.
2. Ведущий (учитель) зачитывает описание поступка человека на природе или демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить этот поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал экологического светофора.
3. Результаты игры фиксируются в индивидуальные таблицы, а затем в сводную таблицу. Не следует торопиться подводить итоги. Зачастую при выборе цвета светофора дети руководствуются весьма своеобразной матировкой. Например: «Дерево посадить непросто. Надо знать, как правильно это сделать, иначе можно ему навредить», следует уточнять поднятый сигнал, выслушав ответ ученика.
Игра может проводиться коллективно и индивидуально.
Игра «Экологические связи в природе»
Цели:
Установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни. Учиться понимать взаимозависимость в системах «живое - не живое», «растения - животные», «человек - природа». Осознать необходимость выполнения правил поведения в природе.
Развивать умение выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, развивать речь детей и др.
Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств. Формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.
Для закрепления знаний детей об экологических связях в природе предлагаю Вашему вниманию интересное практическое задание: собрать из двух частей пословицу.
Для проведения этого задания нужно распечатывать пословицы на бумаге и каждую разрезать на две части.
Работа проводится в трех группах, каждой предлагается по шесть пословиц. После того как ребята справились с заданием, каждая группа читает свои пословицы и все вместе обсуждают их значение.
Первая часть пословицы |
Вторая часть пословицы |
Возле леса жить – |
голодному не быть. |
Сугробы снега на полях – |
урожай зерна в закромах. |
Поведение человека в природе – |
это и зеркало его души. |
Не беречь поросли, |
не видать и дерева. |
Придет осень, |
за все спросит. |
Куда не входит солнце, |
туда потом входит врач. |
Кто земле дает, |
тому земля втройне отдает. |
Весенний дождь растит, |
осенний гноит. |
Не высок лесок, |
а от ветра защищает. |
Без воды - |
земля пустырь. |
С берега море красиво, |
а с моря - берег красив. |
Весна красна, да голодна; |
осень дождлива, да сыта. |
Снегу надует — |
хлеба прибудет. |
Был бы лес, |
соловьи прилетят. |
В июне первую ягоду в рот кладут, |
а вторую домой несут. |
Под большим деревом |
и гриб вольготней живет. |
Для муравья |
и роса - наводнение. |
Пчела хоть и жалит, |
да мед дает. |
Экологическая игра «Паутина»
Для обучающихся 3-4 классов
Цель:
- формировать представления и элементарные знания об экологии и привлечь внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
- углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;
- развивать экологическое мышление у детей;
- развитие познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Ожидаемые результаты:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру;
Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди;
Учиться защищать природные ресурсы;
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:меловой рисунок паутины. На паутину в беспорядке прикрепляются картонные кружочки с номерами от 1 до 56. Заранее предусмотрены вопросы по 7 темам, среди них 6 номеров- «паук», 6 - переход хода, 4 номера- «жемчужина», то есть команда получает 1 балл автоматически и продолжает игру, 4 номера - «капля воды», то есть «смывается» 1 балл.
Ход игры
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы! Здравствуйте, звери! Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного ли его меха, кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Красиво изданные «Красные книги» - это горькое повествование о самом беспощадном, бездумном и непрерывном истреблении неповторимо многообразной жизни на земле. А красный цвет-это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».
Иногда слышишь: «Человек – царь природы!», но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. Ведь человек – это часть природы.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
- А говорить мы сегодня будем о природе, о человеке, об экологии.
Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь.
А что же такое "экология”? Экология - это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.
ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. «Эко» по-греч. – дом, «логос» наука.
Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».
- Кто из вас знает, а чем занимается эколог?
- Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.
- Какие проблемы существуют? (ответы детей)
Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.
Правила игры:
В игре участвуют две команды.
Право первого хода разыгрывается по жребию. Ведущий снимает кружок с паутины и зачитывает вопрос, который скрывается за данным номером.
Встречаются: паук – переход хода, жемчужина – команда получает один балл и продолжает игру, капля смывается последний заработанный балл за правильный ответ.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл и продолжает игру, если команда отвечает неправильно – право ответа предоставляется соперникам.
Тема 1. «Рекорды в мире животных»
1.Какое морское животное имеет самую большую массу тела? (Синий кит, 130 тонн)
2.Самое высокое животное (жираф, рост 6м)
3. Назовите животное – долгожителя. (черепаха – 150 лет)
4.Назовите быструю крупную нелетающую птицу? (страус, 72 км/ч)
5. «ЖЕМЧУЖИНА»
6.Эта птица относится к семейству соколиных. Считается, что это самое быстрое живое существо на планете. Способен развить скорость во время пикирующего полета свыше 300 км/ч. Находится в Красной книге Архангельской области. (Сапсан).
7. Самое крупное наземное млекопитающее. (Самец африканского слона 4-5 тонн)
8. «ПАУК»
Тема 2. «Красная книга»
1. Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет – сигнал тревоги) Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно.
2. «КАПЛЯ ВОДЫ»
3. Всеядный зверь. С весны до середины лета пасётся на полянах, в конце лета ест ягоды, плоды дикорастущих ягод. Ближе к зиме рацион пополняется орехами. Накопив жир, отправляется в спячку. (Бурый медведь)
4. Люди нещадно истребляли этих красивых и благородных животных ради их жира и бивней. Их популяция растет намного медленней, чем было их истребление. В настоящее время их лежбища есть на островах в море Лаптевых, в Чукотском море, у берегов Аляски и Камчатки. (Морж)
5.Травянистый декоративный многолетник высотой до 50 см. Цветки одиночные или их 2-3. Растёт в еловых, берёзовых и осиновых лесах, на болотах, по берегам рек. Растение получило название из-за своего внешнего вида (сходство с башмачком). Встречается редко. Занесён в красную книгу Архангельской области. (Венерин башмачок)
6. Это животное живёт колониями по лесным рекам, хорошо плавает и ныряет, строит хатки на речках. В результате хищнического промысла к 20 веку в России был почти истреблен. (Евразийский речной бобр)
7. «ПАУК»
8. Узнай животное по описанию: «Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь)
Тема 3. «В мире птиц»
1. «ПАУК»
2. Какая птичка ни разу шагу не сделала? (Воробей)
3. Когда начинает петь петух? Многовековые наблюдения за петухами показали, что они поют три раза в ночь: первые петухи — в полночь, вторые — до зари и третьи — на заре.
4. «ЖЕМЧУЖИНА»
5. Какая птица никогда в жизни не садится на землю? (Стриж)
6. «КАПЛЯ ВОДЫ»
7. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края)
8. Зачем страус прячет голову в песок? (Страус прячет голову в горячий песок, чтобы избавиться от паразитов)
Тема 4. «Кое-что о рыбах»
1. Какие рыбы имеют усики? (Сом, сазан, усач, карп)
2. Кого называют подводным санитаром? (Щуку)
3. «ПАУК»
4. Какая самая крупная рыба России? (Белуга)
5. В иголках, словно еж, как зовется рыба? (Ерш)
6. Назовите 5 рыб, которые водятся в нашей речке Пинеге.
7. Чем дышат рыбы? (жабрами)
8. «ЖЕМЧУЖИНА»
Тема 5. «Зеленая аптека»
1. Эти цветы не только предсказывают судьбу, но и весьма полезны при мытье волос. (Ромашка.)
2.Все знают, что листья этого растения надо прикладывать к ранам. (Подорожник.)
3. Отвары из листьев этого жгучего растения пьют при головных болях и используют для полоскания волос. (Крапива.)
4.Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.
(Алоэ, другое его название столетник)
5. «ПАУК»
6. «КАПЛЯ ВОДЫ»
7. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел большой)
8. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания. (Лиственница)
Тема 6. «Вопросы тетушки Совы»
1. Главный враг леса. (пожар) Почему опасен пожар в лесу? Кто чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу?
2. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
3. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)
4. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)
5. Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их.)
6. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)
7. Может ли гриб съесть дерево? (Гриб – трутовик превращает дерево в труху)
8. «КАПЛЯ ВОДЫ»
Тема 7. «Для любителей братьев наших меньших»
1. «ПАУК»
2. Взглянув на клюв птицы, специалист сразу может сказать: а) сколько ей лет; б) где она обитает; в) какова её основная пища; г) самец это или самка. (в)
3. Какое домашнее животное лучше поддаётся дрессировке собака или кошка? (Собака)
4. «ЖЕМЧУЖИНА»
5.Слоны большие, а мозги у них маленькие? Верно или неверноэто утверждение. (неверно, у слона самый большой мозг среди всех млекопитающих обитающих на суше.)
6.Киты самые крупные из всех известных рыб? Верно или неверно(Неверно, киты не рыбы, а млекопитающие)
7. Горный лев, пума, пантера питаются одинаковой пищей? Верно или неверно (Верно, они все семейства кошачьих)
8.Чтобы обращаться к врачу на 16% реже, швейцарские зоологи рекомендуют завести в доме: а) собаку; б) кошку; в) рыбок; г) канарейку. (б)
Подведение итогов. Награждение победителей.