На какой мишени выбиты указанные цифры
Найдите числа
1. Цепочка примеров.
Учитель называет пример: 3+2 - и бросает мяч кому-нибудь из детей. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч учителю. И т. д.
2. Задача – смекалка.
Сколько получится, если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное?
(10 – 9 = 1)
3. Игра «Угадай место игрушки».
Учитель записывает на обратной стороне демонстрируемых рисунков примеры вида 7+1 и рисует на доске лесенку. Он говорит: «Чебурашка предлагает нам интересное задание – расставить игрушки на лесенке по своим местам. Порядковый номер каждого рисунка записан на его обратной стороне в виде примера. Кто правильно решит пример, тот узнает место игрушки на лесенке.» Дети поочередно выходят к доске, решают примеры и расставляют рисунки на свои места.
4. Игра «Маятник».
Перед началом игры учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником? Просит показать, как покачивается маятник. Предлагает детям покачаться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.
Учитель пишет на доске примеры на сложение и вычитание чисел вида: 5+1; 6+1, 7+1 и т. д. Учащиеся, покачиваясь, как маятники, считают, решают примеры.
5. Игра «Грибная полянка».
На доске – рисунки ежика, деревьев, грибов.
- Поможем ежику собрать грибы.
Вызванный к доске ученик берет гриб, решает записанный на нем пример. Если ответ правильный, гриб накалывается ежу на спину.
6. Игра «Назови пропущенные цифры».
На доске – Незнайка с пятью (например, красными) шарами. Справа от них – три голубых и один зеленый шары. На доске записаны примеры:
5 + 4 = 9 9 – 4 = 5
5 + 1 + * 9 – 1 – *
7. Игра «Украсим елку игрушками».
Игру начинает учитель: «Дед Мороз и Снегурочка придумали для вас интересное задание. Они развесили номера игрушек на елке, а на доске записали их в виде примеров 6+3, 10-3 и т. д.
Учитель показывает на пример, ученик, решив этот пример, вешает рисунок игрушки на соответствующий номер. Кто правильно выполнит задание, тот узнает, на какое место надо повесить каждую игрушку.
1. Составление геометрических фигур.
Назвать известные геометрические фигуры. Из палочек составить квадрат и треугольник маленького размера.
Вопросы для анализа: «Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? треугольника? Покажите стороны, углы, вершины фигур».
2. Составить маленький и большой квадраты.
Вопросы для анализа: «Из скольких палочек составлена каждая сторона большого квадрата? Маленького квадрата? Весь квадрат? Почему левая, правая, верхняя, нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же количества палочек?»
3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны трем палочкам, а левая и правая – двум.
4. Преобразование одной фигуры в другую.
Дана фигура из 5 равных квадратов; надо убрать 4 палочки, чтобы стало 3 равных квадрата.
5. В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.
6. Лабиринт.
На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход.
7. Составить из геометрических фигур сюжетные изображения (самостоятельно). Рассказать, какие фигуры использовались, сделать анализ этих фигур.
8. Игра « День – ночь».
На столе располагаются парные предметы так, чтобы дети их хорошо видели в отдельности. Первоклассники внимательно рассматривают предметы, сравнивают, отмечают, чем один предмет отличается от другого.
«Ночь, - говорит учитель и убирает один предмет.
- День! Скажите, что изменилось?»
Открыв глаза, дети определяют, какого предмета не хватает. В дальнейшем убирают не один предмет, а два или три.
9. Игра «Найти спрятанную игрушку».
Один ребенок выходит из класса, учитель прячет игрушку. Затем предлагается найти игрушку. Учитель помогает ученику, который ищет игрушку, указывая направления движения: идти вперед, повернуть налево, затем направо, обойти вокруг стола и т. д.
Другой вариант игры: ребенок сам выбирает направление движения, а остальные дети говорят ему: «Тепло, холодно».
10. Игра «Цветы и пчелы».
На доске – рисунки цветов и пчел. К доске выходят несколько учеников, которые будут изображать пчел. По сигналу учителя: «Пчелки летят», - вызванные к доске ученики начинают жужжать и кружиться по классу. Потом каждый из участников игры снимает с доски рисунок пчелы и закрепляет его над рисунком одного из цветов – «сажает» пчелу на цветок. При этом он должен указать цвет цветка и его размер. «Посадив» пчел на цветы, дети убеждаются в том, что на каждом цветке сидит по одной пчеле, т. е. пчелок столько же, сколько и цветов, а цветов столько же, сколько пчел. Учащиеся должны назвать это число. Затем число пчелок увеличивается или уменьшается, выясняются способы их уравнивания.
1. Игра «Поезд».
Работа может быть построена в форме беседы:
Что изображено на картинках? (поезд) Сколько вагонов в поезде? (10) Кто едет в первом вагоне? Во втором? В третьем? и т. д. Кто начальник поезда? (Петрушка) Петрушка решил поменять номера вагонов. Он расставил их по-другому, начиная с большего номера и заканчивая меньшим. Расставьте вагоны в том же порядке. Кто теперь едет в первом вагоне? Кто в последнем? Кто находится слева от Чебурашки? И т. д.
2. Задача – шутка.
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
3. Задача – смекалка.
Я провел у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а моя сестра в ту же неделю – среду, четверг, пятницу и субботу. Сколько всего дней мы гостили у бабушки? (6)
4. Задача – смекалка.
На столе лежали 3 конфеты в одной кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Как это понимать? Сколько человек брали конфеты? (3)
5. Задачи в стихах.
1) Я, Сережа, Коля, Ванда -
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится?
2) Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел, -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.
6. На веревке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек. 6 наволочек стащила с веревки и сжевала коза Люська. Сколько наволочек спокойно высохли на веревке?
7. Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках. 3 столбика упали, а остальные остались торчать самостоятельно. Сколько столбиков торчат самостоятельно?
8. Игра «Зоопарк».
На доске – картинки с изображением животных. Учитель сообщает детям, что на этом уроке они отправятся в «необыкновенное путешествие» - в зоопарк. Дети рассматривают рисунки животных, называют их, считают.
- Сколько жирафов в клетке?
- Сколько слонов? Сколько из них больших? Сколько маленьких?
- Сколько медведей? И т. д.
- Кого больше: слонов или медведей?
- Кого меньше: оленей или зебр?
9. Толя поспорил с Колей, что съест 5 баночек гуталина, а съел только 3. Сколько баночек гуталина не смог осилить Толя?
1. Игра «Веселый счет».
Двое вызванных учеников кто быстрее на подставку доски выставляют карточки с цифрами по порядку. Остальные дети – у себя на партах.
2. Игра «Отгадай число».
Назвать число меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9. И т. д.
3. Игра «Звездное небо».
На плакате изображено «звездное небо». Учитель предлагает посчитать звезды на небе; закрывает их тучкой. Затем тучку отодвигает и спрашивает: «А сколько теперь звезд?»
Дети считают. «Сколько звезд спряталось за тучкой?» Затем заглядывают за тучку и проверяют себя.
4. Игра «Почтальон».
На доске выставлено 10 домиков – это улица. Им присваиваются при счете номера.
Учитель говорит, что прикрепить номера на дома не успели. В конце ряда домов – почта с почтальоном – зайцем. У него письмо в восьмой дом. Как почтальону его доставить? Один из учеников говорит, что почтальон – заяц может прибежать к началу улицы и посчитать дома, начиная с первого домика, другой советует дома считать с конца улицы. Учащиеся выполняют это задание практически и приходят к выводу, что быстрее считать последним способом. Игра продолжается. Письмо надо доставить каждый раз в другой дом; решается новая математическая задача.
5. Пять щенят в футбол играли,
Одного из них позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет.
6. Пять щенят плюс мама-лайка,
Сколько будет, сосчитайка-ка?
7. Что хромаешь ты, жучок?
Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках ползает теперь жучок?
8. Известно, что сапожек не носит кошка,
Но мама купила кошке сапожки.
Сколько сапожек мама купила,
Чтоб кошка ножки не замочила?
9. Загадки.
а) Дом без окон и дверей,
Как зеленый сундучок,
В нем шесть кругленьких детей
Называется… (стручок)
б) Что за шустрый старичок
88 ног.
Все по полю шаркают,
За работой жаркою. (веник)
в) Что это за 7 братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)
10. Задача – шутка.
Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всего гусей?
11. Задача – шутка.
Чтобы сварился 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько времени сварится полкилограмма такого же мяса?
12. Собираясь на место преступления, преступники взяли с собой 5 веников – хотели замести следы. Два веника преступники уронили, выходя из дома, еще два забыли в автобусе, а один веник не захотел быть соучастником преступления и развалился на прутики. Удастся ли преступникам замести следы вениками?
13. Шарада.
Первая цифра стоит в середине.
Буква с начала и буква с конца.
В целом – леса, города и равнины,
К целому полны любовью сердца.
И коли вражья надвинется рать,
Целое будем мы защищать.
1. В клетке 7 кроликов. Серых меньше, чем белых, а белых меньше чем черных. Сколько черных кроликов? Ответ _______________
2. У кошки 6 котят. Больше половины - рыжие, остальные – белые. Сколько рыжих котят?. Сколько белых котят? Ответ ______________
3. Петя старше Феди, а Федя старше Оли. Кто из троих моложе остальных?
Ответ _________________
4. В одной коробке 40 конфет, а в другой на половину меньше. Чему равна половина половины всех конфет?
5. У Тани и у Алеши денег поровну. У Тани 20-ти копеечные монеты, а у Алеши 15-ти копеечные. Сколько монет у Тани, если у Алеши 4 монеты?
6. Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?
7. Мама положила на стол 19 слив, а дочка поменяла 7 слив на абрикосы. Сколько фруктов стало на столе?
8. В одной коробке 40 конфет, а в другой наполовину меньше. Чему равна четверть всех конфет?
9. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?
10. Имеются песочные часы на 3 минуты и 7 минут. Надо опуститьяйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как сделать с помощью данных песочных часов?
11. Чтобы поставить забор, вскопали 20 столбов через 2 м. Какой длины получится забор?
12. Шестеро тянут репку: дедка вдвое сильнее бабки, внучка вдвое сильнее Жучки, Жучка вдвое сильнее кошки, кошка вдвое сильнее мышки. Сколько нужно позвать мышек, чтобы они сами вытянули репку?
13. Из города в поселок ехал автобус. По дороге он встретил 3 грузовых автомобиля и 5 легковых. Сколько всего машин ехало в поселок?
14. Двух друзей зовут Сережа и Боря. Их фамилии: Сергеев и Борисов. Сережа старше Борисова на 1 год. Назовите имя и фамилии каждого мальчика.
15. На каждый этаж, кроме первого, ведут 2 лестничных пролета, Маша проходит 8 пролетов, а Оля живет на 2 этаже ниже. На каком этаже живет Оля?
16. Незнайкин друг Пончик, когда очень голоден, хватает в каждую руку по пончику и ест сразу оба.доест снова хватает пару пончиков и так пока ненаестся. Сколько пончиков съел голодный Пончик, если он подходил к столу 6 раз?
17. Отец отправился в поход с двумя сыновьями . Через некоторое время путь им преградила река. Лодка у берега рекиможет выдержать только либо двоих детей, либо отца. Как им переправиться через реку?
18. В одной семье 3 брата. Когда спросили старшего брата об их возрасте,он ответил « Если сложить возраст нас троих, то получтся 35. Сумма моего возраста и возраста Мандата 28, а при сложении возрастов Мандата и Ерзата получится 19». Сколько лет каждому из братьев?
19. У Алтая, Ерзата, Юры и Коли было по 23 альчика. Алтай Ерзөату, Ерзат Юре, Юра Коле, а Коля Алтаю должны по 2 альчика. Сколько у каждого осталось альчиков после их взаимного обмена?
20. У Тельжана вся сумма в 100 тенге состояла из купюр по 1 тенге. После покупки учебных принадлежностей он должен был магазину 97 тенге. Как можно быстро их отсчитать?
21. В четырех углах дома сидят по четыре кошки. Перед каждой кошкой сидит три кошки. Сколько всего кошек?
22. Отцу 38 лет, а сыну 11. Если сложить через 18 лет возрост сына и дочери, получится возраст отца. Сколько лет дочери?
23. В школу направились два брата. После того, как они прошли 250 м младший брат, вспомнив, что забыл дневник, вернулся домой. Когда он вернулся на прежнее место с дневником, его старший брат входил в школу. Найди расстояние между школой и домом. (Скорость детей одинакова)
24. Возраст прадеда одного мальчика записывался по- разному, самый маленький был равен трезначнему числу. Дед был младше на 33 года, отец – деда на 30 лет, а мальчик – отца на 31 год. Сколько лет мальчику?
25. Из трех братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Дима или Миша? (Ответ: Дима ниже, чем Миша).
26. Сколько всего гусей? Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади, а два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько гусей? (Ответ: 3 гуся; изобразить их по-разному)
27. Для спортивного выступления дети построились в 4 ряда так, что в первом ряду стояло 2 человека, а в каждом следующем на 2 человека больше, чем в предыдущем. Сколько детей стояло в четвертом ряду? (Ответ: 8 человек)
28. Задача про камешки. Ваня разложил на столе камешки на расстоянии 2 см один от другого. Сколько камешков разложил он на расстонии 10 см? ( Ответ: 6 камешек)
29. Три сестры учились в разных классах одной школы: Таня, Катя и Валя. Таня была старше Кати, а Катя старше Вали. Кто старше: Таня или Валя? (Ответ: Таня старше, чем Валя)
30. Если Марина на 2 года старше Веры, а Вера на 3 года старше Оли, то кто старше: Марина или Оля? На сколько лет? (Ответ: Марина старше Оли на 5 лет).
Проверяем: сложение и вычитание однозначных и двухначных чисел в пределах первой сотни.
Формирование умений и навыков:
1. Выполнения сложения и вычитания чисел в порядке 100.
2. Сравнение чисел и числовых выражений.
3. Сравнение длин.
1. Выбрать выражение с одинаковым уменьшаемым и решить:
37 – 21 25 – 21 18 – 13
21 - 12 37 – 18 24 – 21
2. Выбрать выражение с одинаковым вычитаемым и решить:
37 – 21 25 – 21 18 – 13
21 – 13 37 – 18 24 – 21
3. Составь все возможные равенства с числами 14, 19, 33.
4. Какой цифрой можно заменить * , чтобы неравенство было верным?
31 > 3 *
5. Можно ли сравнить длины, если незнаешь закрытой цифры?
1 дм * см и 2 дм * см
7дм 9 см и 7 дм * см
Проверяем: знания о составе чисел первой сотни и умения их сранивать.
Формирование умений и навыков
1. Состав чисел от 0 до 100
2. Сравнение чисел.
1. У каждого ли натурального числа есть предыдущее?
2. Какое двузначное натуральное число самое большое?
3. Существует ли самое большое натуральное число?
4. Из чисел 50, 12, 45, 79, 90 запаши то, которое число десятков имеет больше 3 и меньше 5
5. Какие двузначные числа можно записать цифрами 4 и 0 без поворота цифр.
6. Запиши все двузначные числа,больше 93 в порядке возростания.
7. Можно ли число 17 записать суммой двух двузначных чисел
8. Запиши все двузначные числа, в разделе единиц, которых стоит цифра 3, в порядке уменьшения (убывания)
Проверяем: усвоение понятий «уравнение».
Формирование умений и навыков:
а) решение уравнений
1. Укажи, какие из записи уравнения?
х + 5 8 – х = 2
7 – 4 = 3 х < 5
а + 7 = 9
2.Напиши уравнение, в котором:
х = 7
14 – х = 3 12 – х = 7
1 + х = 6 х + 4 = 11
3.Напиши уравнение, в котором:
х = 10
16 – х = 3 12 – х = 4
3 + х = 9 х + 8 = 17
Проверяем: усвоение понятий «двузначное число».
Формирование умений и навыков
А) сравнение чисел
Б) понимание состава чисел
Сложение и вычитание в пределах в 20 с переходом через 10 и без перехода
Выпиши из чисел 5, 8, 12, 6, 17, 20, 10 сначала однозначные, затем двузначные.
Указать самое маленькое двузначное число
Может ли после двузначного числа в натуральном ряду стоять однозначное?
Указать число, в котором 1 дес. 5 ед.
Указать, сколько в числе 18 десятков, сколько единиц?
Указать двузначное число, меньше 20 в котором число десятков на 6 меньше числа единиц.
Догадайся, какое число надо записать: 3, 6, 9,12
Напиши такое число, чтобы равенство было верным: 9= 17 - *
Из числа 12 вычесть сумму чисел 3 и 5
К какому числу 9 прибавить разность чисел 4 и 12
Не нарушая закономерности , запиши следующие два числа: 11, 33, 55, * ,* .
Не нарушая закономерности, запиши следующие два числа: 10, 21, 32, 43, 54, 65, * ,* .