Центр Курганской области. Расположен на реке Тобол, в 1730 км от Москвы. Население - около 310 тыс. человек.
Сегодня Курган - это центр машиностроения. Здесь выпускают боевые машины пехоты, колёсные тягачи, автобусы, сельскохозяйственные и дорожные машины.
В 1679 г. на месте современного города, у большого насыпного кургана, древней могилы, тюменский крестьянин Тимофей Невежин основал укреплённое поселение - Царёво Городище. Много раз жители поселения отбивались от нападений кочевников. Городище выгорало и возрождалось снова. В середине XVIII в. крепость имела тройную линию укреплений, 1 тыс. служилых людей и 28 пушек. В 1738 г. поселение утратило роль крепости и стало называться Курганской слободой.
В 1782 г. по указу Екатерины II разросшаяся слобода получила статус города. С 1830 по 1857 г. в Кургане жили ссыльные декабристы, среди которых был русский поэт и писатель В.К. Кюхельбекер. С их помощью в городе открывались школы и библиотеки, устраивались музыкальные вечера и любительские спектакли. В то время в городе было всего три улицы с переулками. Строения в основном деревянные, два каменных здания на весь город.
С середины XIX в. в городе развивалась торговля. Проводились ежегодные ярмарки, торговали хлебом, салом, мясом, маслом и кожей. Работали мукомольный, салотопенный, кожевенный, винокуренный заводы, мельницы. Со строительством Транссибирской магистрали, когда в 1897 г. через Курган шли поезда от Челябинска до Иркутска, город стал стремительно развиваться. В конце XIX в. датские торговые конторы, расположенные в Кургане, обеспечивали сливочным маслом, мясом и колбасой Россию, Англию, Германию, Данию, Швецию.
Во время Великой Отечественной войны в Курган было эвакуировано 15 промышленных предприятий из западных районов страны, развёрнуты госпитали для раненых бойцов. Воинам-курганцам, погибшим в Великой Отечественной войне, сооружён мемориальный комплекс.