Какой становится меткая фраза, когда её все узнают?
а) Крылатой;
б) Бородатой;
в) Шаблонной;
г) Звёздной.
(Крылатая фраза.)
Как называют совершенно бесполезную работу?
а) Мартышкин труд;
б) Мышиная возня;
в) Собачья радость;
г) Медвежья услуга.
Как говорят о человеке очень большого роста?
а) Коломенская верста;
б) Ростовский аршин;
в) Вологодский сажень;
г) Лондонская миля.
Как говорят о чьём-то бесследном исчезновении?
а) След простыл;
б) Отпечаток простудился;
в) Колея заболела;
г) Лыжня заразилась.
Где находятся сладко спящие люди?
а) В ящике Пандоры;
б) На весах Фемиды;
в) В объятиях Морфея;
г) В кубке Диониса.
Как иначе можно назвать переполох, неразбериху или сложную ситуацию?
а) Творог-лес;
б) Сыр-бор;
в) Сметана-роща;
г) Колбаса-чаща.
(Здесь «сыр» – это краткое прилагательное. Сыр-бор – сырой сосновый лес, растущий на болотистых местах. В русском фольклоре горение сырого бора является символом гневных, горячих эмоций.)
Какое слово пропущено в крылатой фразе, характеризующей жизнь богатых людей: «На широкую … жить»?
а) Ногу;
б) Душу;
в) Руку;
г) Талию.
(На широкую ногу жить – богато, не стесняясь в средствах.)
Какое из этих «рыбацких» выражений означает «дать себя обмануть, перехитрить»?
а) Закинуть удочку;
б) Сматывать удочки;
в) Попасться на удочку;
г) Поддеть на удочку.
(«Закинуть удочку» – осторожно намекать на что-либо с целью разузнать, выяснить обстановку, ситуацию, чьи-то решения. «Сматывать удочки» – поспешно, торопливо уходить, убираться откуда-либо. «Поддеть на удочку» – обманом, хитростью выведать что-нибудь у кого-нибудь.)
Что «ломают» притворщики и неискренние люди?
а) Комедию;
б) Трагедию;
в) Драму;
г) Фарс.
(Ломать комедию.)
Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
а) Точит карандаши;
б) Моет кисти;
в) Сгущает краски;
г) Ломает палитру.
До чего вооружается хороший воин?
а) До колен;
б) До пят;
в) До зубов;
г) До макушки.
(Вооружён до зубов.)
Какое из этих выражений нужно добавить, чтобы получился фразеологизм: «держать …»?
а) Изо всех сил;
б) В постоянном напряжении;
в) В мозолистых руках;
г) В черном теле.
(«Держать в черном теле» – сурово, строго обращаться с кем-либо, притеснять кого-либо.)
Как говорят о новом приливе сил?
а) Вторая скрипка;
б) Второе дыхание;
в) Второе рождение;
г) Второй дом.
(«Вторая скрипка» – не лидер; «второе рождение» – удачный исход сложной ситуации; «второй дом» – родное, значимое место.)
Вставьте пропущенное слово в крылатую фразу, характеризующую очень глупого, недалёкого, бестолкового человека: «Без … в голове».
а) Царь;
б) Султан;
в) Император;
г) Президент.
(Без царя в голове.)
Писать как курица лапой
Тетрадку Наташи рассматривал папа,
Крутил, и вертел, и очки надевал:
– Ты пишешь, Наташа, как курица лапой.
Ни слова в тетрадке я не прочитал.
Над почерком надо работать серьезно,
Красиво писать научиться не поздно.
Поверь, это очень тебе пригодится,
Научишься – станешь и лучше учиться.
«Пишет как курица лапой» – говорят о том, кто пишет небрежно, неразборчиво.
Плохо лежало
Жулик стащил всё, что плохо лежало:
Ложки, тарелки, ковёр, одеяло.
А заодно – раз пошёл он на дело –
Взял он и то, что плохо висело.
(А. Усачёв)
«Плохо лежало» – так говорится о том, что легко можно украсть, стащить, присвоить.
Повесил нос
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
«Повесить нос, вешать нос» – приходить в уныние, сильно огорчаться, расстраиваться.
Показать, где раки зимуют
Наташа и Аня Мартынову Пете
Мешали задачку решать у доски.
Запутался он и на двойку ответил,
И руки от ярости сжал в кулаки.
Притихли болтушки, опасность почуяв,
Когда мимо них он на место шагал.
– Ну, я покажу вам, где раки зимуют! –
Подружкам сурово он пообещал.
«Показать, где раки зимуют» – значит наказать или даже поколотить кого-то.
Попасть на удочку
Гоша Румянцев меняется страстно:
Старый фонарик на теннисный мяч,
Синий фломастер меняет на красный.
Остановить невозможно, хоть плачь.
Коле резную, красивую дудочку
Гоша на гвоздь проржавевший сменял.
К хитрому Коле попал он на удочку.
Коля над Гошей весь день хохотал.
«Попасть на удочку» – означает дать себя обмануть, перехитрить, провести.
По щучьему веленью
В футбол Андрюше надо бы
С друзьями поиграть,
Но в школе на дом задали
Пять штук задач решать,
Учить глаголы и стишок,
Таблицу умножения…
Ах, если б он все сделать мог
По щучьему велению!
«По щучьему веленью» – все равно, что по волшебству, само собой.
Провалиться сквозь землю
Учительница папе Вани
Сказала в школе на собранье:
– Дневник у Вани попросите,
Все замечания прочтите!
Вот папа дома рассердился:
– Дневник свой дай мне полистать!
– Да он сквозь землю провалился,
Не знаю, где его искать.
«Провалиться сквозь землю» – всё равно, что неожиданно исчезнуть, пропасть.
Пропала охота
Охотник хотел подстрелить бегемота.
Чихнул бегемот –
И пропала охота.
(А. Усачёв)
«Пропала охота» – пропало желание что-либо делать. В прямом же смысле – испорчена охота.
Просить каши
Посмотрите-ка, у Вовки
С обувью беда одна.
Все ботинки и кроссовки
Он расставил у окна.
Там стоят они и вроде
Широко раскрыли рот,
Просят каши у Володи
Или с маслом бутерброд!
«Просить каши» могут сапоги, ботинки и туфли, если они сильно износились и продырявились.
Пруд пруди
Ходит нынче на природу
Пропасть всякого народу:
Рыбаков хоть пруд пруди,
А червя пойди найди!
Ни в лесу не заблудиться,
Ни в горах тебе свалиться…
Там туристы – шасть да шасть! –
Негде яблоку упасть!
(А. Усачёв)
«Пруд пруди» – большое, огромное количество чего-либо или кого-либо.
«Негде яблоку упасть» – так говорят о большом скоплении народа, тесноте.
Разводить тары-бары
Учительница Нине с Ларой,
Негодованием горя,
В журнал поставила две пары –
По двойке, проще говоря.
Потому что Нина с Ларой
Проболтали весь урок,
Разводили тары-бары,
Жалко, помешал звонок.
«Разводить тары-бары» – означает болтать всякую чепуху, вести пустые разговоры.
Руки коротки
Антон ребятам обещал
Списать контрольную – не дал.
Его снежками закидать
Они решили – наказать!
Антон на дерево забрался,
Не долетят туда снежки,
И над ребятами смеялся:
Что, братцы, руки коротки?!
«Руки коротки» – говорят, когда кто-то не может добиться того, что хочет, не имеет сил и возможностей.
Сами с усами
На труде учитель на дом
Всем кормушки делать задал.
И любому из ребят
Пусть поможет старший брат,
Или папа, или дед.
Но Тарас и Коля: – Нет!
Смастерим кормушку сами,
Ведь и сами мы с усами!
«Сами с усами» – скажут о людях, которые знают, как поступить без чьих-то советов и указаний, считают себя не хуже других.
Поговорили
– Четвёртый час лежишь без сил!
Опять подрался с Петей?
Ты б лучше с ним поговорил!
– Вот я с ним и поговорил:
Я прямо в лоб его… спросил,
А он мне в лоб… ответил!
(Е. Евсеева)
«Спросить в лоб» – спросить о чём-либо чересчур прямолинейно, нетактично.
Свалиться с луны
На таблицу умноженья
Смотрит Федя с удивленьем:
«Что за цифры на листочке.
Что за крестики и точки?
И зачем мне это знать,
Я же не люблю считать».
Мама очень рассердилась:
«Шутишь, что ли, не пойму!
Может, ты с луны свалился?» –
Говорит она ему.
«Свалиться с луны» – скажут, когда человек не понимает простых вещей.
С гулькин нос
Максим к себе на день рождения
Ребят из класса пригласил.
Он ждал гостей и от волнения
В конфеты руку запустил.
Конфеты точно испарились.
И тут ребята появились.
Чем угощать их – вот вопрос,
Конфет осталось с гулькин нос.
«С гулькин нос» – говорят о чём-то очень маленьком по размеру и величине.
Семь вёрст, и всё лесом
Нам пол-урока у доски
Доклад читал Андрюша.
Весь класс извёлся от тоски,
С трудом его дослушал.
Когда готовишь ты урок
Совсем без интереса,
То получается, дружок,
Семь вёрст, и всё лесом.
«Семь вёрст, и всё лесом» – скажут о длинной, многословной, скучной непонятной речи.
Скатертью дорога
Пришла к Наташе Мила
И час без остановки
Про Галю говорила,
Про Свету, Колю, Вовку.
Наташа ей сказала,
Прощаясь у порога:
– Весь класс ты осмеяла,
Ну, скатертью дорога.
«Скатертью дорога» – означает «уходи», «не возвращайся».
След простыл!
След простыл! Какой кошмар!
У него сильнейший жар!
Кашель, насморк, слезы градом…
След лечить, ребята, надо!
Принесите мне скорей
Капли в нос, для горла спрей,
И таблетки, и микстуру
От большой температуры.
Для леченья всё готово.
Но не вижу я больного!
Никого в кровати нет.
А Следа … простыл и след!
(Е. Ярышевская )
След простыл
Дима Петю попросил
С ним позаниматься.
Петя в классе предложил
На часок остаться.
Три часа он Диму ждал,
Огорчался и вздыхал.
Дмитрия и след простыл.
Пётр пришёл домой без сил.
«След простыл» – скажут о человеке, который сбежал, бесследно исчез.
Смотреть волком
Стихотворение Вадим,
Встав у доски, читает.
Порхает бабочка над ним.
Вадим не замечает.
Едва закончил он читать,
Ребята стали хохотать.
Над чем? Вадим не понял толком,
Но на друзей он смотрит волком.
«Смотреть волком» – означает смотреть недружелюбно, угрюмо.
Считать ворон
Как сочинение писать,
Антон не понимает.
Он начал к маме приставать,
Сестре надоедает.
Не знает он, с чего начать,
Зато успел измять тетрадь.
А на уроке наш Антон
Считал без устали ворон.
«Считает ворон» – говорят о человеке, который бездельничает, без цели глядит по сторонам.
Таять от восторга
Первое весеннее
птичье выступление!
Сколько удовольствия!
Сколько наслаждения!
После спячки зимней
Звери просыпаются.
В небе ярко-синем
Солнце улыбается.
Выглянул подснежник
Около пригорка...
А две бабы снежных
Тают от восторга!
(А. Усачев)
Таять от восторга – восхищаться, ахать, обмирать от восторга, быть без ума, ахать от восхищения.
Тише воды, ниже травы
Прошина Аня тиха и скромна,
Вымолвить слово боится она.
Если к доске её вызовут вдруг,
Светятся ужас в глазах и испуг.
В классе её не услышите вы.
И говорят про Анюту ребята:
«Тише воды, ниже травы,
Будто бы в чем-то она виновата».
«Тише воды, ниже травы» – скажут о робком, тихом, незаметном человеке.
Турусы на колёсах
Хотел всё время Алексей
Хоть чем-то удивить друзей.
Про подвиги свои твердил,
Такого всем наговорил!
Ребята верили вначале,
Ну а потом смеяться стали:
«Кончай-ка ты всё это городить,
Турусы на колёсах разводить».
«Турусы на колёсах» – означает неправдоподобные выдумки, пустую болтовню.
Тянуть кота за хвост…
Говорят, один прохвост
Стал тянуть кота за хвост:
Тянет, тянет, тянет, тянет…
Ждёт, когда он тигром станет.
Тигром кот не стал.
Он просто
Цапнул за руку прохвоста.
(А. Усачёв)
Выражение «Тянуть кота за хвост» означит затягивать дело, медлить, долго что-то откладывать.
Умывать руки
Любимая мамина чашка разбита.
«Не ты ль приложил свою руку, Никита?»
А он отвечает: «О чем вы? Не знаю,
И я, лично, руки свои умываю».
«Умывать руки» – означает снять с себя всякую ответственность, отказаться участвовать в деле.
Уши вянут
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши вянут.
«Уши вянут» – противно слушать что-либо предельно глупое, нелепое.
Хвататься за соломинку
Не подготовился Антон
К контрольной, и напрасно.
Что не решит задачки он,
Всем в классе было ясно.
Он за соломинку хватался,
Списать у Оли всё пытался.
Но, к сожалению, она
Сама в задачках не сильна.
«Хвататься за соломинку» – говорят о человеке, который пытается спастись, прибегая к ненадёжному средству.
Хоть кол на голове теши
Никита Мячиков во двор
Под вечер вышел раз.
А в это время разговор
Серьёзный шёл у нас.
Не дал он нам поговорить,
Хоть кол теши на голове:
Ногой в забор вдруг начал бить,
Носиться с криком по траве.
«Хоть кол на голове теши» – скажут об упрямом человеке, который не хочет ничего понимать, делает всё по-своему.
Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
Хоть трава не расти.
(А. Усачёв)
«Хоть трава не расти» – кто-либо совершенно равнодушен, безразличен к кому-либо или к чему-либо.
Хуже горькой редьки
Для Пети школа – наказанье.
Он, как на пытку, в класс идёт.
Ну а домашние заданья
Не выполнял, наверно, год.
И почему, скажи, не впрок
Идёт ученье Петьке?
Да для него любой урок
Ведь хуже горькой редьки!
«Хуже горькой редьки» – скажут о том, что уже очень надоело, стало попросту невыносимым.
Что посеешь, то пожнёшь...
Если ты ужасно злой,
Кто пойдёт играть с тобой?
Если – добрый, то тогда
Очередь к тебе всегда.
Вова каждого ругал,
Бил и обзывался…
Всех, кто рядом, разогнал
И один остался.
Вове грустно. Ну, так что ж –
Что посеешь, то пожнёшь.
(Е. Груданов)
«Что посеешь, то пожнёшь» – по трудам, старанию, отношению к делу и людям будет и результат, награда.
Шага не шагнуть
Очень любит наша Света
В классе всем давать советы.
Что можно другу подарить,
Купить, испечь и смастерить,
Как делать это или то,
Что лучше: плащ или пальто…
Сама же шага не шагнёт,
Сидит и с места не встаёт.
«Шага не шагнуть» – значит, «ничего не делать, ни на что не решаться».
Щекотливое положение
Лида с Ирой с увлеченьем
Обсуждали Женю с Сеней.
Те же слушали, молчали –
За спиной подруг стояли.
В щекотливом положенье
Ира с Лидой оказались.
Всё прослушав, Сеня с Женей
С ними сразу поругались.
«Щекотливое положение» – означает ситуацию, когда ты можешь легко обидеть кого–то, задеть чьи–то интересы.
Щёлкать как орешки
Отлично учится Вадим,
И все друзья гордятся им:
На помощь он всегда придёт,
Всё объяснит, не подведёт.
Лишь попроси – без лишних слов
Любой пример решить готов.
Да и задачки все без спешки
Он может щёлкать как орешки.
«Щёлкать как орешки» – означает справляться с делом легко, без затруднений.
Язык до Киева доведёт
Наташа решила в театр сходить,
Но адрес у мамы забыла спросить.
Сначала расстроилась и растерялась,
Потом у прохожих спросить догадалась.
В театр успела, билеты купила,
И вечером маме она говорила:
– Я знала, найду, мне должно повезти,
До Киева может язык довести.
«Язык до Киева доведёт» – если не знаешь дорогу, спроси у прохожих, тебе подскажут, доберёшься куда угодно.
Вставьте числа, числительные в известные фразеологизмы.
Одинокий, без семьи, без родственников, близких – … как перст.
(Один)
Очень мало, не хватает – на … зуб.
(Один)
Совершенно трезв – ни в … глазу.
(Одном)
Легко победить – … левой.
(Одной)
Первые признаки готовящихся благоприятных событий – … ласточка.
(Первая)
Ни хорошо, ни плохо – ни два ни …
(Полтора)
Очень глуп – у него всего ... извилины.
(Две)
О том, кто ещё очень мал – от горшка … вершка.
(Два)
Похожи, неотличимы – как … капли (воды).
(Две)
Одновременно сделать два дела, добиться осуществления двух целей – убить … зайцев.
(Двух)
В каком-нибудь деле, споре занимать колеблющуюся, двусмысленную позицию – сидеть между … стульев.
(Двух)
Пешком – на своих …
(Двоих)
На долгий срок – до … пришествия.
(Второго)
Очень мало – раз … и обчёлся.
(Два)
Очень просто – как дважды …
(Два)
Очень горько плакать – плакать в ... ручья.
(Три)
Основа основ – ... кита.
(Три)
Выгонять решительно, быстро, без промедления – гнать в … шеи.
(Три)
Очень много – с … короба.
(Три)
Не общаясь, не выходя из дома – жить в ... стенах.
(Четырёх)
Куда угодно, куда захочется – на все ... стороны.
(Четыре)
Абсолютно не нужен – как собаке ... нога.
(Пятая)
Что-то лишнее, ненужное – ... колесо в телеге.
(Пятое)
Враждебная агентура внутри стран – ... колонна.
(Пятая)
Для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: у него … пятниц на неделе.
(Семь)
Очень умён – ... пядей во лбу.
(Семи)
О чем-либо абсолютно непостижимом, недоступном пониманию, скрытом от непосвященных – книга за … печатями.
(Семью)
Чувствовать себя безмерно счастливым – на … небе (от счастья).
(Седьмом)
Очень дальняя родня – … вода на киселе.
(Седьмая)
Наивысший подъём, взлёт – ... вал.
(Девятый)
Не столь важно, совершенно несущественно – дело ...
(Десятое)
Смелый, храбрый – не трусливого ...
(Десятка)
Выражение недовольства по поводу чего-либо повторяющегося и надоевшего – опять ...
(Двадцать пять)
О том, с кем постоянно случаются всякие неприятности – ... несчастья.
(Тридцать три)
Закончите в рифму строчку крылатой фразы.
Сидит очень прямо
Гордец-господин –
Как будто сейчас
ПРОГЛОТИЛ он … (АРШИН).
«Аршин проглотил» – так говорят о человеке, который стоит или сидит неестественно прямо. А «аршин» здесь – это линейка длиной 0,71 м. Такова была старинная русская мера длины.
«Двоек» у Борьки в четверти две.
Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок В … (ГОЛОВЕ).
«Без царя в голове» говорят про глупого, несообразительного, неосмотрительного человека.
Быть как все девчонки
С детства не хотела я.
Слёз не лью, не крашусь –
Я ВОРОНА … (БЕЛАЯ).
Боксом занимаюсь,
Нравом непокорная.
Не желаю птицей
Становиться чёрною!
«Белой вороной» называют человека, который резко выделяется среди других, совсем не такой, как все.
Ох, копуша наш Тарас –
Ждали друга БИТЫЙ ... (ЧАС)
«Битый час» – долго, в течение долгого времени, бесконечно. Битый час – от того, что о времени раньше сообщали ударом в колокол.
Делать нечего Илюше –
Целый день он БЬЁТ … (БАКЛУШИ).
Не рисует, не читает,
Просто ВРЕМЯ… (УБИВАЕТ).
ПРОПАДАЕТ ДАРОМ лето –
Нет на даче Интернета.
«Бить баклуши» – бездельничать. «Убивать время» – заполнять ничем не занятое время каким-либо случайным занятием, затрачивать время попусту. «Пропасть даром» – без результата.
Стал курить мой младший брат –
Нужно срочно БИТЬ В … (НАБАТ).
От опасных сигарет
Для здоровья столько бед!
«Бить в набат» – поднимать тревогу, звать на помощь.
Нам простуда нипочём,
В нас здоровье БЬЁТ … (КЛЮЧОМ).
Солнце, воздух и вода –
Вот здоровы мы всегда.
«Бить ключом» – бурно, активно проявлять себя, протекать.
С трудною «Р» мы
Второй уже год
БЬЁМСЯ упорно
КАК РЫБА ОБ … (ЛЁД).
И замечательный
Наш логопед,
За это время
Совсем стал уж сед.
«Биться как рыба об лёд» – прилагать все усилия, мучительно искать выход из трудного положения.
Я за лето не подрос –
Вот он мой БОЛЬНОЙ … (ВОПРОС).
Ниже я девчонок всех –
Шансов нету на успех.
«Больной вопрос» – вопрос, проблема, не дающие покоя.
Готовлюсь пограничником,
Как брат мой старший, стать
И рубежи российские
Надёжно охранять.
Шпиона на границе
Мгновенно засеку,
В дозоре ведь с Мухтаром
Я БУДУ … (НАЧЕКУ).
«Быть начеку» – значит быть наготове, находится в неусыпном ожидании.
Всех убеждает повсюду Вадим:
С Марса пришелец общается с ним.
Только не верят Вадиму нигде –
ВИЛАМИ ПИСАНО ВСЁ НА … (ВОДЕ).
«Вилами на воде писано» – так скажут о том, что почти невозможно, маловероятно.
Друг нас всех не замечает,
О любимой он мечтает.
С её именем в устах
Он ВИТАЕТ В … (В ОБЛАКАХ).
«Витать в облаках» – находиться в мечтательном состоянии, не замечая окружающего.
Наша Таня очень ловко
Из мальчишек ВЬЁТ … (ВЕРЁВКИ).
Лишь мигнёт – пацан любой
Прыгнет В ОМУТ С … (ГОЛОВОЙ).
«Вить верёвки» – поступать с кем-либо так, как вздумается. «Бросаться в омут с головой» – безрассудно решаться на какой-либо смелый, отчаянный поступок.
Иришка бабуле
Стирать помогает,
Картина приятная,
ГЛАЗ … (ОТДЫХАЕТ).
«Глаз отдыхает (радуется)» – так говорят о приятном, успокаивающем зрелище.
Просил я друга зря
Оставить мне кусочек дыни,
Услышан не был мой
ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В … (ПУСТЫНЕ).
«Глас вопиющего в пустыне» – так говорят о бесполезных призывах, остающихся без внимания.
РУБАХА-ПАРЕНЬ одноклассник Мишка,
Хотя отец его – БОЛЬШАЯ … (ШИШКА).
«Большая шишка» – важный, влиятельный человек, занимающий высокий пост. В старину самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. А потом это перешло в современное крылатое выражение. «Рубаха-парень» – открытый, простой в обращении человек.
Сосед наш всю ночь
То стучал, то сверлил –
И ЗВЕРЯ ВО МНЕ он
К утру … (РАЗБУДИЛ).
«Будить зверя» – злить, бесить, приводить в ярость, раздражать кого-либо. «Не буди во мне зверя!» – это настоятельная просьба о том, что не надо пробуждать в человеке его низменные, животные инстинкты, ведь такое может плохо кончиться для всех.
Идиомы
Что такое идиома?
Если люди говорят,
Что у вас не все, мол, дома...
Отвечайте:
– Я и брат!
В голове у вас солома
Или каша в голове –
Это тоже идиома.
А точнее, целых две.
Фразу «взяли ноги в руки»
Умный правильно поймёт.
И хватать себя за брюки
Будет только сумасброд.
Кто-то долго тыкву чешет:
Не поймёт, чудак, никак,
Что собак не надо вешать,
Что навесить всех собак.
Идиомы – это фразы,
Смысл которых – между строк.
Вы поймёте это сразу,
Если варит котелок.
(А. Усачёв)
Отцовский урок
Читал дураку наставленья отец.
Сурова была его речь и строга:
– Когда ты возьмёшься за ум, наконец?
Ты должен уметь брать быка за рога!
Сын понял буквально отцовский урок.
К быку подошел и схватился за рог...
Но только дурак взял быка за рога,
Бык сразу же начал... валять дурака.
(А. Усачев)
Характеристика
(Человек-зоопарк)
Я бываю нем как рыба,
Часто бегаю, как лось,
По-собачьи как-то плавать
Мне на речке довелось.
Говорят я очень хитрый,
Словно лис в лесу густом.
Иногда труслив как заяц,
Что укрылся под кустом.
А ещё могу реветь
Очень громко, как медведь!
Тихой быть могу овечкой
И упрямым как осёл.
Говорят, как черепаха,
Я из школы с двойкой шёл.
Я болтливый как сорока,
Забияка – как петух!
Во дворе, в жестокой схватке,
Заменяю сразу двух.
А ещё бываю я
Изворотлив как змея.
Как мартышка я кривляюсь,
Ржу как лошадь: – Иго-го! –
А вообще-то я нормальный,
Я как все, я ничего!
(А. Шевченко)
Страшные симптомы
Порой так жутко нам бывает,
Что на зуб зуб не попадает!
Но не волнуйтесь – всё пройдёт,
И вновь зуб на зуб попадёт.
А то пройдёт мороз по коже.
И пусть проходит. Ну и что же!
От страха выступает пот –
Повыступает и уйдёт.
Ещё уходит сердце в пятки,
Но верьте – будет всё в порядке:
Как только прекратится жуть,
Оно вернётся снова в грудь.
По коже бегают мурашки?
Не видно их из-под рубашки!
А встанут дыбом волоса –
Так лягут через полчаса.
Нормально, если дрожь колотит
И бьёт озноб нас иногда…
Вот если страх к нам не приходит
И ничего нас не заботит –
То это страшная беда!
(А. Усачёв)
Не нужно вешать нос
У меня возник вопрос:
Почему сегодня нос,
Мой обычный, мой привычный,
Мой родной, любимый нос
Вызвал столько интереса,
Будто раньше он не рос?
Брат сказал:
«Свой длинный нос
Не суй в чужое дело».
А старшая сестра моя,
Ну, так мне надоела,
Твердит:
«Кирилл, ты как подрос –
Всё время задираешь нос».
Ну что это такое?
Оставьте нос в покое!
Учитель в школе пригрозил:
«Коль будешь мне мешать, Кирилл,
То заруби ты на носу,
В журнал я двойку занесу!».
Одной лишь мамочки своей
Я слышу голос нежный:
«Сынок, всё будет хорошо.
Ты только нос не вешай».
(Т. Коваль)
Искатели
Недели две искал Олег
Повсюду прошлогодний снег,
И столько же искала Лена
Потом иголку в стоге сена,
И две недели ветра в поле
Найти не удаётся Оле.
А Глеб в лесу присел на пень:
Он ищет здесь вчерашний день!
(Е. Бергер)
Фразеологизмы изучала с сыном
Намылить шею, дать из-за угла,
Чтобы с катушек голова.
И дров изрядно наломать.
На лбу кулачно написать.
Назвать все вещи именами,
Потом нажать на все педали…
Найти себя и потерять.
Наклеить ярлыки, сорвать.
На кнопки разом все нажать.
Губу надуть и закатать…
При этом в рот воды набрать.
И насолить и наперчить,
И всем на пятки наступить,
Кругом тумана напустить,
И словом метким запустить.
Чтоб не ударить в грязь лицом,
Слова не связывать. Потом
Удрать, не чуя ног,
Набив себе изрядный рог.
(Ольгарифм )
Как работает слово
Бывает частенько, что слово – одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал.
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет –
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую... Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»
(В. Суслов)
Зоологизмы
Ежа добрее зверя нет:
Он не привык сердиться.
Нигде не встретите ежа
В ежовых рукавицах.
Никаких себе одёжек
Подобрать не может ёжик.
А ему и горя нет:
Он с иголочки одет.
Пусть говорят: повесил нос
И хлопает ушами:
Поверьте: трудно быть слоном.
Попробовали б сами!
Погладь улитку осторожно
И обращайся с ней, любя:
Улитка рассердиться может
И просто выйти из себя.
Змея быть модной хочет тоже
И стильной с головы до пят,
Готова вылезти из кожи,
Чтоб новый получить наряд.
(Л. Слуцкая )
Беседа Бабы Яги с забредшим к ней в гости Иванушкой
(Идиомы, сказка-шутка)
"Зарубку сделай на носу, друг мой!
На блюдечке, да с голубой каймой
Идею я хочу тебе подать…
Да хватит уже лаптем щи хлебать!
В лесу темно и не видать ни зги –
И костяной там не было ноги,
С волками жить – по-волчьи надо выть,
А коль бояться – лучше не ходить!
В темнице дева красная сидит,
А за окном коса ее висит,
Семь нянек этой деве служат разом,
За ней Кащей следит лиловым глазом!
Не хочешь ли ее освободить
И сердце милой дамы покорить?
Пройдешь, Иван, по лезвию ножа,
Как лист сухой осины, не дрожа?
Но будет с девой полон рот хлопот,
В политике Кащея – свой расчет!
Ты только, Ваня, не руби с плеча
И ничего не делай сгоряча!
Когда закончишь свой сизифов труд –
Кащею тут как тут придет капут!
Ну что, Иван, готов аль не готов?
Готов! – сказал Иван и... был таков!!!
...Как ждать-то, на щите иль со щитом?"
Ну, сколько в этой речи идиом?
Сама не знаю, сбилась я со счета, –
То для моих читателей работа!
(К. Питиримова)
Сделайте из мухи слона.
|
|
М |
У |
Х |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– |
Чепуха, ерунда |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
– |
Шахматная фигура в форме башни |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
– |
Упаковка |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
– |
«Кожа» дерева |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
– |
Еда животных |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
– |
Учебный час |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
– |
Определенный промежуток времени |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
– |
Звук страдания, боли |
||||||||||
|
|
С |
Л |
О |
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Муха – мура – тура – тара – кора – корм – урок – срок – стон – слон)
Решите кроссворд, определив, среди представителей каких профессий появились эти фразеологизмы:
По горизонтали:
1. Открывать Америку.
2. Играть первую скрипку.
3. Закидывать удочку.
4. Брать на прицел.
5. Как рукой сняло.
6. Ждать у моря погоды.
7. Закручивать гайки.
8. Сгущать краски.
9. Зелёная улица.
10. Заварить кашу.
По вертикали:
1. Стричь всех под одну гребёнку.
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы:
По горизонтали: 1 – путешественник, 2 – музыкант, 3 – рыбак, 4 – воин, 5 – доктор, 6 – моряк, 7 – механик, 8 – художник, 9 – железнодорожник,
10 – повар.
По вертикали: 1 – парикмахер.
1.Узнай фразеологизм.
Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
2. Замени фразеологизмом.
Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
3. С ног до головы.
Прочитайте, найдите фразеологические обороты, связанные с ногой, руками, головой, и выпишите их в три колонки.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
-Да, ведет он себя из рук вон плохо. Совсем от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет руки распускать!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним на свою голову сошлись, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит.
4. Замените фразеологизмом.
Замените описание кратким и образным фразеологизмом.
Вадим немногословен, неболтлив, но замечания его всегда точны. Как говорит Вадим?
Дядя Коля умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить умеет, и ремонт в квартире сделает. Как можно назвать дядю Колю?
Только что мы вспоминали о Сереже, а он тук как тут, пришел. Что говорят в таком случае?
Мой старший брат говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко?
Костя напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят в таких случаях?
Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки, чтобы впредь неповадно было.
(Ответы: Редко, да метко. Мастер на все руки. Легок на помине. Слов на ветер не бросает. Вышел сухим из воды. Выведем его на чистую воду.)
5. Найди фразеологизмы.
Найди в тексте 10 фразеологизмов и объясни их смысл.
Попались на удочку.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем… Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - расстроились мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете.
И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Кашу маслом не испортишь.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
-Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит…
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все своё… Отберу молоток!..
Стучит…
- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню…
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
-Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
(Ответы: а) В рассказе встретились следующие выражения, употребленные в переносном смысле: пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; одним духом; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать.
б) Кашу маслом не испортишь; как об стенку горох; хоть кол на голове теши; сказано – сделано; не видать как своих ушей; всему свое время; ему про Ерему, а он про Фому; как с Луны свалился; русским языком сказано; воду в ступе толочь)
6. Кто больше?
Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме:"Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?").
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...
Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?
7.Ответьте пословицей или поговоркой.
1. Сел однажды Слава уроки делать. Полчаса ручку искал, потом оказалось, что задачник куда-то запропастился. Так и не сделал он уроков как следует, а матери пожаловался, что времени не хватает. Какую пословицу напомнила ему мать?
2. Игорь был груб с друзьями, часто подводил их. Однажды он пожаловался брату, что его обижают, не хотят с ним дружить. Какие пословицы напомнил ему брат?
3. Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков и наконец получила «двойку». «Это случайно!» — оправдывалась она. Какой пословицей ответила ей мама?
4. Послали одного товарища к реке набрать котелок воды. Ждут не дождутся, уже и костер гаснуть стал. Наконец товарищ явился. Какими словами встретили его рассерженные друзья?
5. Поломались на детской площадке качели. Решили ребята их починить. Позвали помочь и Валерия, который больше всех качался наних. «Вот еще, — сказал Валерий, — буду я возиться!» Какой пословицей упрекнули его ребята?
6. Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая — третьей, и вскоре об этом знали все. Какая поговорка есть на этот счет?
7. Уже стемнело, когда друзья возвращались с рыбалки. Известный трусишка Миша вдруг схватил Колю за руку: «Смотри, вон кто-то стоит!» Оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Мише товарищ?
8. Расхвастался Олег, что ему ничего не стоит обыграть товарища в шахматы. Какой пословицей ответил ему, ухмыльнувшись, товарищ?
9. Был у Левы хороший компас, но он не берег его, всюду носил с собой и наконец потерял. А тут собрались мальчики в поход. Очень горевал Лева о потере, а друзья напомнили ему пословицу. Как вы думаете, какую?
10. Пришел к Якову товарищ. Познакомил его Якав с матерью и стал хвалить как хорошего спортсмена. Когда же товарищ ушел, Яков начал рассказывать матери о его плохом поведении на уроках. Какой пословицей остановила сына мать?
11. Пожаловался однажды сын отцу, что хорошо было бы построить возле дома спортивную площадку, да ребята не знают, как это
сделать.
- Ну а вы обращались к кому-нибудь по этому вопросу? — спросил отец.
- Нет, не обращались.
- А зря. Надо ходить, добиваться, настаивать, а не сидеть сложа руки, — сказал отец и добавил одну пословицу.
Как вы думаете, ребята, какую?
12. Зашел к Игорю товарищ и попросил на вечер книгу. Игорь обрадовался другу и стал рассказывать какую-то смешную историю, да так увлекся, что и забыл о просьбе.
- Так ты дашь мне книжку? — спросил наконец товарищ и добавил известную пословицу. Отгадайте, какую.
13. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге: «Давай вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им?
14. Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсек, тащит, вдруг видит — на другой клюет. Бросил он первую удочку — и
к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка и ушла. Какую пословицу вспомнил огорченный мальчик?
(Ответы: 1. Порядок время бережет. 2. Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ. 3. Что посеешь, то и пожнешь. 4. Тебя только за смертью посылать. 5. Любишь кататься — люби и саночки возить. 6. По секрету всему свету. 7. У страха глаза велики. 8. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. 9. Что имеем, не храним; потерявши, плачем. 10. В глаза не хвали, за глаза не кори. 11. Под лежачий камень вода не течет. 12. Соловья баснями не кормят. 13. Ум — хорошо, а два — лучше. 14. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь).
8. Узнай фразеологизмы.
Даны рисунки с зашифрованными в них фразеологизмами. Одна из картинок в каждой паре буквально переводит фразеологизм. На другой нарисован фразеологизм с его лексическим значением. Отгадайте все фразеологизмы.