logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Веселый ранец

МАТЕМАТИКА

Какой становится меткая фраза, когда её все узнают?
а) Крылатой;
б) Бородатой;
в) Шаблонной;
г) Звёздной.
(Крылатая фраза.)

Как называют совершенно бесполезную работу?
а) Мартышкин труд;
б) Мышиная возня;
в) Собачья радость;
г) Медвежья услуга.
 

Как говорят о человеке очень большого роста?
а) Коломенская верста;
б) Ростовский аршин;
в) Вологодский сажень;
г) Лондонская миля.

Как говорят о чьём-то бесследном исчезновении?
а) След простыл;
б) Отпечаток простудился;
в) Колея заболела;
г) Лыжня заразилась.

Где находятся сладко спящие люди?
а) В ящике Пандоры;
б) На весах Фемиды;
в) В объятиях Морфея;
г) В кубке Диониса.

Как иначе можно назвать переполох, неразбериху или сложную ситуацию?
а) Творог-лес;
б) Сыр-бор;
в) Сметана-роща;
г) Колбаса-чаща.
(Здесь «сыр» – это краткое прилагательное. Сыр-бор – сырой сосновый лес, растущий на болотистых местах. В русском фольклоре горение сырого бора является символом гневных, горячих эмоций.)


Какое слово пропущено в крылатой фразе, характеризующей жизнь богатых людей: «На широкую … жить»?
а) Ногу;
б) Душу;
в) Руку;
г) Талию.
(На широкую ногу жить – богато, не стесняясь в средствах.)

Какое из этих «рыбацких» выражений означает «дать себя обмануть, перехитрить»?
а) Закинуть удочку;
б) Сматывать удочки;
в) Попасться на удочку;
г) Поддеть на удочку.

(«Закинуть удочку»  – осторожно намекать на что-либо с целью разузнать, выяснить обстановку, ситуацию, чьи-то решения. «Сматывать удочки» – поспешно, торопливо уходить, убираться откуда-либо. «Поддеть на удочку» – обманом, хитростью выведать что-нибудь у кого-нибудь.)

Что «ломают» притворщики и неискренние люди?
а) Комедию;
б) Трагедию;
в) Драму;
г) Фарс.
(Ломать комедию.)

Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
а) Точит карандаши;
б) Моет кисти;
в) Сгущает краски;
г) Ломает палитру.

До чего вооружается хороший воин?
а) До колен;
б) До пят;
в) До зубов;
г) До макушки.
(Вооружён до зубов.)
 

Какое из этих выражений нужно добавить, чтобы получился фразеологизм: «держать …»?
а) Изо всех сил;
б) В постоянном напряжении;
в) В мозолистых руках;
г) В черном теле.
(«Держать в черном теле» – сурово, строго обращаться с кем-либо, притеснять кого-либо.)
 

Как говорят о новом приливе сил?
а) Вторая скрипка;
б) Второе дыхание;
в) Второе рождение;
г) Второй дом.
(«Вторая скрипка» – не лидер; «второе рождение» – удачный исход сложной ситуации; «второй дом» – родное, значимое место.)

Вставьте пропущенное слово в крылатую фразу, характеризующую очень глупого, недалёкого, бестолкового человека: «Без … в голове».
а) Царь;
б) Султан;
в) Император;
г) Президент.
(Без царя в голове.)

 

 

Писать как курица лапой


Тетрадку Наташи рассматривал папа,
Крутил, и вертел, и очки надевал:
– Ты пишешь, Наташа, как курица лапой.
Ни слова в тетрадке я не прочитал.
Над почерком надо работать серьезно,
Красиво писать научиться не поздно.
Поверь, это очень тебе пригодится,
Научишься – станешь и лучше учиться.


«Пишет как курица лапой» – говорят о том, кто пишет небрежно, неразборчиво.

Плохо лежало

Жулик стащил всё, что плохо лежало:
Ложки, тарелки, ковёр, одеяло.
А заодно – раз пошёл он на дело –
Взял он и то, что плохо висело.

(А. Усачёв)
 

«Плохо лежало» так говорится о том, что легко можно украсть, стащить, присвоить.

Повесил нос

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?

«Повесить нос, вешать нос»  приходить в уныние, сильно огорчаться, расстраиваться.

Показать, где раки зимуют


Наташа и Аня Мартынову Пете
Мешали задачку решать у доски.
Запутался он и на двойку ответил,
И руки от ярости сжал в кулаки.
Притихли болтушки, опасность почуяв,
Когда мимо них он на место шагал.
– Ну, я покажу вам, где раки зимуют! –
Подружкам сурово он пообещал.


«Показать, где раки зимуют» – значит наказать или даже поколотить кого-то.
 

Попасть на удочку


Гоша Румянцев меняется страстно:
Старый фонарик на теннисный мяч,
Синий фломастер меняет на красный.
Остановить невозможно, хоть плачь.
Коле резную, красивую дудочку
Гоша на гвоздь проржавевший сменял.
К хитрому Коле попал он на удочку.
Коля над Гошей весь день хохотал.


«Попасть на удочку» – означает дать себя обмануть, перехитрить, провести.
 

По щучьему веленью


В футбол Андрюше надо бы
С друзьями поиграть,
Но в школе на дом задали
Пять штук задач решать,
Учить глаголы и стишок,
Таблицу умножения…
Ах, если б он все сделать мог
По щучьему велению!


«По щучьему веленью» – все равно, что по волшебству, само собой.

Провалиться сквозь землю


Учительница папе Вани
Сказала в школе на собранье:
– Дневник у Вани попросите,
Все замечания прочтите!
Вот папа дома рассердился:
– Дневник свой дай мне полистать!
– Да он сквозь землю провалился,
Не знаю, где его искать.


«Провалиться сквозь землю» – всё равно, что неожиданно исчезнуть, пропасть.
 

Пропала охота

Охотник хотел подстрелить бегемота.
Чихнул бегемот –
И пропала охота.

(А. Усачёв)

«Пропала охота»  пропало желание что-либо делать. В прямом же смысле испорчена охота.

Просить каши


Посмотрите-ка, у Вовки
С обувью беда одна.
Все ботинки и кроссовки
Он расставил у окна.
Там стоят они и вроде
Широко раскрыли рот,
Просят каши у Володи
Или с маслом бутерброд!


«Просить каши» могут сапоги, ботинки и туфли, если они сильно износились и продырявились.

Пруд пруди

Ходит нынче на природу
Пропасть всякого народу:
Рыбаков хоть пруд пруди,
А червя пойди найди!

Ни в лесу не заблудиться,
Ни в горах тебе свалиться…
Там туристы – шасть да шасть! –

Негде яблоку упасть!
(А. Усачёв)

«Пруд пруди»  большое, огромное количество чего-либо или кого-либо.

«Негде яблоку упасть» так говорят о  большом скоплении народа, тесноте.

Разводить тары-бары


Учительница Нине с Ларой,
Негодованием горя,
В журнал поставила две пары –
По двойке, проще говоря.
Потому что Нина с Ларой
Проболтали весь урок,
Разводили тары-бары,
Жалко, помешал звонок.


«Разводить тары-бары» – означает болтать всякую чепуху, вести пустые разговоры.

Руки коротки


Антон ребятам обещал
Списать контрольную – не дал.
Его снежками закидать
Они решили – наказать!
Антон на дерево забрался,
Не долетят туда снежки,
И над ребятами смеялся:
Что, братцы, руки коротки?!


«Руки коротки» – говорят, когда кто-то не может добиться того, что хочет, не имеет сил и возможностей.

Сами с усами


На труде учитель на дом
Всем кормушки делать задал.
И любому из ребят
Пусть поможет старший брат,
Или папа, или дед.
Но Тарас и Коля: – Нет!
Смастерим кормушку сами,
Ведь и сами мы с усами!


«Сами с усами» – скажут о людях, которые знают, как поступить без чьих-то советов и указаний, считают себя не хуже других.
 

Поговорили  

– Четвёртый час лежишь без сил!
Опять подрался с Петей?
Ты б лучше с ним поговорил!
– Вот я с ним и поговорил:
Я прямо в лоб его… спросил,
А он мне в лоб… ответил!
(Е. Евсеева)

«Спросить в лоб»  спросить о чём-либо чересчур прямолинейно, нетактично.
 

Свалиться с луны


На таблицу умноженья
Смотрит Федя с удивленьем:
«Что за цифры на листочке.
Что за крестики и точки?
И зачем мне это знать,
Я же не люблю считать».
Мама очень рассердилась:
«Шутишь, что ли, не пойму!
Может, ты с луны свалился?» –
Говорит она ему.


«Свалиться с луны»
скажут, когда человек не понимает простых вещей.
 

С гулькин нос


Максим к себе на день рождения
Ребят из класса пригласил.
Он ждал гостей и от волнения
В конфеты руку запустил.
Конфеты точно испарились.
И тут ребята появились.
Чем угощать их – вот вопрос,
Конфет осталось с гулькин нос.


«С гулькин нос»
говорят о чём-то очень маленьком по размеру и величине.
 

Семь вёрст, и всё лесом


Нам пол-урока у доски
Доклад читал Андрюша.
Весь класс извёлся от тоски,
С трудом его дослушал.
Когда готовишь ты урок
Совсем без интереса,
То получается, дружок,
Семь вёрст, и всё лесом.


«Семь вёрст, и всё лесом»
скажут о длинной, многословной, скучной непонятной речи.
 

Скатертью дорога


Пришла к Наташе Мила
И час без остановки
Про Галю говорила,
Про Свету, Колю, Вовку.
Наташа ей сказала,
Прощаясь у порога:
– Весь класс ты осмеяла,
Ну, скатертью дорога.


«Скатертью дорога»
означает «уходи», «не возвращайся».
 

След простыл!

След простыл! Какой кошмар!
У него сильнейший жар!
Кашель, насморк, слезы градом…
След лечить, ребята, надо!

Принесите мне скорей
Капли в нос, для горла спрей,
И таблетки, и микстуру
От большой температуры.

Для леченья всё готово.
Но не вижу я больного!
Никого в кровати нет.
А Следа … простыл и след!

(Е. Ярышевская )

След простыл


Дима Петю попросил
С ним позаниматься.
Петя в классе предложил
На часок остаться.
Три часа он Диму ждал,
Огорчался и вздыхал.
Дмитрия и след простыл.
Пётр пришёл домой без сил.


«След простыл» – скажут о человеке, который сбежал, бесследно исчез.
 

Смотреть волком


Стихотворение Вадим,
Встав у доски, читает.
Порхает бабочка над ним.
Вадим не замечает.
Едва закончил он читать,
Ребята стали хохотать.
Над чем? Вадим не понял толком,
Но на друзей он смотрит волком.


«Смотреть волком» – означает смотреть недружелюбно, угрюмо.

Считать ворон


Как сочинение писать,
Антон не понимает.
Он начал к маме приставать,
Сестре надоедает.
Не знает он, с чего начать,
Зато успел измять тетрадь.
А на уроке наш Антон
Считал без устали ворон.


«Считает ворон» – говорят о человеке, который бездельничает, без цели глядит по сторонам.
 

Таять от восторга  

Первое весеннее
птичье выступление!
Сколько удовольствия!
Сколько наслаждения!

После спячки зимней
Звери просыпаются.
В небе ярко-синем
Солнце улыбается.
Выглянул подснежник
Около пригорка...
А две бабы снежных

Тают от восторга!
(А. Усачев)

Таять от восторга – восхищаться, ахать, обмирать от восторга, быть без ума, ахать от восхищения.

Тише воды, ниже травы


Прошина Аня тиха и скромна,
Вымолвить слово боится она.
Если к доске её вызовут вдруг,
Светятся ужас в глазах и испуг.
В классе её не услышите вы.
И говорят про Анюту ребята:
«Тише воды, ниже травы,
Будто бы в чем-то она виновата».


«Тише воды, ниже травы» – скажут о робком, тихом, незаметном человеке.
 

Турусы на колёсах


Хотел всё время Алексей
Хоть чем-то удивить друзей.
Про подвиги свои твердил,
Такого всем наговорил!
Ребята верили вначале,
Ну а потом смеяться стали:
«Кончай-ка ты всё это городить,
Турусы на колёсах разводить».


«Турусы на колёсах» – означает неправдоподобные выдумки, пустую болтовню.
 

Тянуть кота за хвост…

Говорят, один прохвост
Стал тянуть кота за хвост:
Тянет, тянет, тянет, тянет…

Ждёт, когда он тигром станет.
Тигром кот не стал.
Он просто
Цапнул за руку прохвоста.

(А. Усачёв)
 

Выражение «Тянуть кота за хвост» означит затягивать дело, медлить, долго что-то откладывать.

Умывать руки
 

Любимая мамина чашка разбита.
«Не ты ль приложил свою руку, Никита?»
А он отвечает: «О чем вы? Не знаю,
И я, лично, руки свои умываю».


«Умывать руки» – означает снять с себя всякую ответственность, отказаться участвовать в деле.
 

Уши вянут

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши вянут.

«Уши вянут» – противно слушать что-либо предельно глупое, нелепое.

Хвататься за соломинку


Не подготовился Антон
К контрольной, и напрасно.
Что не решит задачки он,
Всем в классе было ясно.
Он за соломинку хватался,
Списать у Оли всё пытался.
Но, к сожалению, она
Сама в задачках не сильна.


«Хвататься за соломинку» – говорят о человеке, который пытается спастись, прибегая к ненадёжному средству.
 

Хоть кол на голове теши


Никита Мячиков во двор
Под вечер вышел раз.
А в это время разговор
Серьёзный шёл у нас.
Не дал он нам поговорить,
Хоть кол теши на голове:
Ногой в забор вдруг начал бить,
Носиться с криком по траве.


«Хоть кол на голове теши» – скажут об упрямом человеке, который не хочет ничего понимать, делает всё по-своему.
 

Хоть трава не расти  

Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?

Хоть трава не расти.
(А. Усачёв)

«Хоть трава не расти» – кто-либо совершенно равнодушен, безразличен к кому-либо или к чему-либо.

Хуже горькой редьки


Для Пети школа – наказанье.
Он, как на пытку, в класс идёт.
Ну а домашние заданья
Не выполнял, наверно, год.
И почему, скажи, не впрок
Идёт ученье Петьке?
Да для него любой урок
Ведь хуже горькой редьки!


«Хуже горькой редьки» – скажут о том, что уже очень надоело, стало попросту невыносимым.
 

Что посеешь, то пожнёшь...


Если ты ужасно злой,
Кто пойдёт играть с тобой?
Если – добрый, то тогда
Очередь к тебе всегда.

Вова каждого ругал,
Бил и обзывался…
Всех, кто рядом, разогнал
И один остался.

Вове грустно. Ну, так что ж –
Что посеешь, то пожнёшь.
(Е. Груданов)

«Что посеешь, то пожнёшь» по трудам, старанию, отношению к делу и людям будет и результат, награда.

Шага не шагнуть


Очень любит наша Света
В классе всем давать советы.
Что можно другу подарить,
Купить, испечь и смастерить,
Как делать это или то,
Что лучше: плащ или пальто…
Сама же шага не шагнёт,
Сидит и с места не встаёт.


«Шага не шагнуть» – значит, «ничего не делать, ни на что не решаться».
 

Щекотливое положение


Лида с Ирой с увлеченьем
Обсуждали Женю с Сеней.
Те же слушали, молчали –
За спиной подруг стояли.
В щекотливом положенье
Ира с Лидой оказались.
Всё прослушав, Сеня с Женей
С ними сразу поругались.


«Щекотливое положение» – означает ситуацию, когда ты можешь легко обидеть кого–то, задеть чьи–то интересы.
 

Щёлкать как орешки


Отлично учится Вадим,
И все друзья гордятся им:
На помощь он всегда придёт,
Всё объяснит, не подведёт.
Лишь попроси – без лишних слов
Любой пример решить готов.
Да и задачки все без спешки
Он может щёлкать как орешки.


«Щёлкать как орешки» – означает справляться с делом легко, без затруднений.

Язык до Киева доведёт


Наташа решила в театр сходить,
Но адрес у мамы забыла спросить.
Сначала расстроилась и растерялась,
Потом у прохожих спросить догадалась.
В театр успела, билеты купила,
И вечером маме она говорила:
– Я знала, найду, мне должно повезти,
До Киева может язык довести.


«Язык до Киева доведёт» – если не знаешь дорогу, спроси у прохожих, тебе подскажут, доберёшься куда угодно.

 

Вставьте числа, числительные в известные фразеологизмы.

Одинокий, без семьи, без родственников, близких – … как перст.

(Один)

 

Очень мало, не хватает – на … зуб.

(Один)

 

Совершенно трезв – ни в … глазу.

(Одном)

 

Легко победить – … левой.

(Одной)

 

Первые признаки готовящихся благоприятных событий – … ласточка.

(Первая)

 

Ни хорошо, ни плохо – ни два ни …

(Полтора)

 

Очень глуп – у него всего ... извилины.

(Две)

 

О том, кто ещё очень мал – от горшка … вершка.

(Два)

 

Похожи, неотличимы – как … капли (воды).

(Две)

 

Одновременно сделать два дела, добиться осуществления двух целей – убить … зайцев.

(Двух)

 

В каком-нибудь деле, споре занимать колеблющуюся, двусмысленную позицию – сидеть между … стульев.

(Двух)

 

Пешком – на своих …

(Двоих)

 

На долгий срок – до … пришествия.

(Второго)

 

Очень мало – раз … и обчёлся.

(Два)

 

Очень просто – как дважды …

(Два)

 

Очень горько плакать – плакать в ... ручья.

(Три)

 

Основа основ – ... кита.

(Три)

 

Выгонять решительно, быстро, без промедления – гнать в … шеи.

(Три)

 

Очень много – с … короба.

(Три)

 

Не общаясь, не выходя из дома – жить в ... стенах.

(Четырёх)

 

Куда угодно, куда захочется – на все ... стороны.

(Четыре)

 

Абсолютно не нужен – как собаке ... нога.

(Пятая)

 

Что-то лишнее, ненужное – ... колесо в телеге.

(Пятое)

 

Враждебная агентура внутри стран – ... колонна.

(Пятая)

 

Для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: у него … пятниц на неделе.

(Семь)

 

Очень умён – ... пядей во лбу.

(Семи)

 

О чем-либо абсолютно непостижимом, недоступном пониманию, скрытом от непосвященных – книга за … печатями.

(Семью)

 

Чувствовать себя безмерно счастливым – на … небе (от счастья).

(Седьмом)

 

Очень дальняя родня – … вода на киселе.

(Седьмая)

 

Наивысший подъём, взлёт – ... вал.

(Девятый)

 

Не столь важно, совершенно несущественно – дело ...

(Десятое)

 

Смелый, храбрый – не трусливого ...

(Десятка)

 

Выражение недовольства по поводу чего-либо повторяющегося и надоевшего – опять ...

(Двадцать пять)

 

О том, с кем постоянно случаются всякие неприятности – ... несчастья.
(Тридцать три)

 

Закончите в рифму строчку крылатой фразы.

Сидит очень прямо
Гордец-господин –
Как будто сейчас
ПРОГЛОТИЛ он … (АРШИН).

«Аршин проглотил» – так говорят о человеке, который стоит или сидит неестественно прямо. А «аршин» здесь – это линейка длиной 0,71 м. Такова была старинная русская мера длины.


«Двоек» у Борьки в четверти две.
Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок В … (ГОЛОВЕ).

«Без царя в голове» говорят про глупого, несообразительного, неосмотрительного человека.


Быть как все девчонки
С детства не хотела я.
Слёз не лью, не крашусь –
Я ВОРОНА … (БЕЛАЯ).
Боксом занимаюсь,
Нравом непокорная.
Не желаю птицей
Становиться чёрною!

«Белой вороной» называют человека, который резко выделяется среди других, совсем не такой, как все.


Ох, копуша наш Тарас –
Ждали друга БИТЫЙ ... (ЧАС)

«Битый час» – долго, в течение долгого времени, бесконечно. Битый час – от того, что о времени раньше сообщали ударом в колокол.


Делать нечего Илюше –
Целый день он БЬЁТ … (БАКЛУШИ).
Не рисует, не читает,
Просто ВРЕМЯ… (УБИВАЕТ).
ПРОПАДАЕТ ДАРОМ лето –
Нет на даче Интернета.

«Бить баклуши» – бездельничать. «Убивать время» – заполнять ничем не занятое время каким-либо случайным занятием, затрачивать время попусту. «Пропасть даром» – без результата.


Стал курить мой младший брат –
Нужно срочно БИТЬ В … (НАБАТ).
От опасных сигарет
Для здоровья столько бед!

«Бить в набат» – поднимать тревогу, звать на помощь.


Нам простуда нипочём,
В нас здоровье БЬЁТ … (КЛЮЧОМ).
Солнце, воздух и вода –
Вот здоровы мы всегда.

«Бить ключом» – бурно, активно проявлять себя, протекать.


С трудною «Р» мы
Второй уже год
БЬЁМСЯ упорно
КАК РЫБА ОБ … (ЛЁД).
И замечательный
Наш логопед,
За это время
Совсем стал уж сед.

«Биться как рыба об лёд» – прилагать все усилия, мучительно искать выход из трудного положения.


Я за лето не подрос –
Вот он мой БОЛЬНОЙ … (ВОПРОС).
Ниже я девчонок всех –
Шансов нету на успех.

«Больной вопрос» – вопрос, проблема, не дающие покоя.
 

Готовлюсь пограничником,
Как брат мой старший, стать
И рубежи российские
Надёжно охранять.
Шпиона на границе
Мгновенно засеку,
В дозоре ведь с Мухтаром
Я БУДУ … (НАЧЕКУ).

«Быть начеку» – значит быть наготове, находится в неусыпном ожидании.


Всех убеждает повсюду Вадим:
С Марса пришелец общается с ним.
Только не верят Вадиму нигде –
ВИЛАМИ ПИСАНО ВСЁ НА … (ВОДЕ).

«Вилами на воде писано» – так скажут о том, что почти невозможно, маловероятно.
 

Друг нас всех не замечает,
О любимой он мечтает.
С её именем в устах
Он ВИТАЕТ В … (В ОБЛАКАХ).

«Витать в облаках» – находиться в мечтательном состоянии, не замечая окружающего.


Наша Таня очень ловко
Из мальчишек ВЬЁТ … (ВЕРЁВКИ).
Лишь мигнёт – пацан любой
Прыгнет В ОМУТ С … (ГОЛОВОЙ).

«Вить верёвки» – поступать с кем-либо так, как вздумается. «Бросаться в омут с головой» – безрассудно решаться на какой-либо смелый, отчаянный поступок.
 

Иришка бабуле
Стирать помогает,
Картина приятная,
ГЛАЗ … (ОТДЫХАЕТ).

«Глаз отдыхает (радуется)» – так говорят о приятном, успокаивающем зрелище.


Просил я друга зря
Оставить мне кусочек дыни,
Услышан не был мой
ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В … (ПУСТЫНЕ).

«Глас вопиющего в пустыне» – так говорят о бесполезных призывах, остающихся без внимания.


РУБАХА-ПАРЕНЬ одноклассник Мишка,
Хотя отец его – БОЛЬШАЯ … (ШИШКА).

«Большая шишка» – важный, влиятельный человек, занимающий высокий пост. В старину самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. А потом это перешло в современное крылатое выражение. «Рубаха-парень» – открытый, простой в обращении человек.


Сосед наш всю ночь
То стучал, то сверлил –
И ЗВЕРЯ ВО МНЕ он
К утру … (РАЗБУДИЛ).

«Будить зверя» – злить, бесить, приводить в ярость, раздражать кого-либо. «Не буди во мне зверя!» – это настоятельная просьба о том, что не надо пробуждать в человеке его низменные, животные инстинкты, ведь такое может плохо кончиться для всех.

Идиомы

Что такое идиома?
Если люди говорят,
Что у вас не все, мол, дома...
Отвечайте:
– Я и брат!

В голове у вас солома

Или каша в голове
Это тоже идиома.
А точнее, целых две.

Фразу «взяли ноги в руки»
Умный правильно поймёт.
И хватать себя за брюки
Будет только сумасброд.

Кто-то долго тыкву чешет:
Не поймёт, чудак, никак,
Что собак не надо вешать,
Что навесить всех собак.

Идиомы – это фразы,
Смысл которых – между строк.
Вы поймёте это сразу,
Если варит котелок.
(А. Усачёв)

 

Отцовский урок

Читал дураку наставленья отец.
Сурова была его речь и строга:
– Когда ты возьмёшься за ум, наконец?
Ты должен уметь брать быка за рога!

Сын понял буквально отцовский урок.
К быку подошел и схватился за рог...
Но только дурак взял быка за рога,
Бык сразу же начал... валять дурака.
(А. Усачев)
 

 

 

Характеристика 
(Человек-зоопарк)


Я бываю нем как рыба,
Часто бегаю, как лось,
По-собачьи как-то плавать
Мне на речке довелось.
Говорят я очень хитрый,
Словно лис в лесу густом.
Иногда труслив как заяц,
Что укрылся под кустом.
А ещё могу реветь
Очень громко, как медведь!
Тихой быть могу овечкой
И упрямым как осёл.
Говорят, как черепаха,
Я из школы с двойкой шёл.
Я болтливый как сорока,
Забияка – как петух!
Во дворе, в жестокой схватке,
Заменяю сразу двух.
А ещё бываю я
Изворотлив как змея.
Как мартышка я кривляюсь,
Ржу как лошадь: – Иго-го! –
А вообще-то я нормальный,
Я как все, я ничего!
(А. Шевченко)

 

 

Страшные симптомы

Порой так жутко нам бывает,
Что на зуб зуб не попадает!
Но не волнуйтесь – всё пройдёт,
И вновь зуб на зуб попадёт.

А то пройдёт мороз по коже.
И пусть проходит. Ну и что же!
От страха выступает пот
Повыступает и уйдёт.

Ещё уходит сердце в пятки,
Но верьте – будет всё в порядке:
Как только прекратится жуть,
Оно вернётся снова в грудь.

По коже бегают мурашки?
Не видно их из-под рубашки!

А встанут дыбом волоса
Так лягут через полчаса.

Нормально, если дрожь колотит
И бьёт озноб нас иногда…

Вот если страх к нам не приходит
И ничего нас не заботит –
То это страшная беда!
(А. Усачёв)
 

 

 

Не нужно вешать нос 

У меня возник вопрос:
Почему сегодня нос,
Мой обычный, мой привычный,
Мой родной, любимый нос
Вызвал столько интереса,
Будто раньше он не рос?
Брат сказал:
«Свой длинный нос
Не суй в чужое дело
».
А старшая сестра моя,
Ну, так мне надоела,
Твердит:
«Кирилл, ты как подрос –
Всё время задираешь нос».
Ну что это такое?
Оставьте нос в покое!
Учитель в школе пригрозил:
«Коль будешь мне мешать, Кирилл,
То заруби ты на носу,
В журнал я двойку занесу!».
Одной лишь мамочки своей
Я слышу голос нежный:
«Сынок, всё будет хорошо.
Ты только нос не вешай».
(Т. Коваль)

 

 

Искатели

Недели две искал Олег
Повсюду прошлогодний снег,
И столько же искала Лена
Потом иголку в стоге сена,
И две недели ветра в поле
Найти не удаётся Оле.
А Глеб в лесу присел на пень:
Он ищет здесь вчерашний день!
(Е. Бергер)
 

 

 

Фразеологизмы изучала с сыном

Намылить шею, дать из-за угла,
Чтобы с катушек голова.
И дров изрядно наломать.
На лбу кулачно написать.
Назвать все вещи именами,
Потом нажать на все педали…
Найти себя и потерять.
Наклеить ярлыки, сорвать.
На кнопки разом все нажать.
Губу надуть и закатать…
При этом в рот воды набрать.
И насолить и наперчить,
И всем на пятки наступить,
Кругом тумана напустить,
И словом метким запустить.
Чтоб не ударить в грязь лицом,
Слова не связывать. Потом
Удрать, не чуя ног,
Набив себе изрядный рог.

(Ольгарифм )

 

 

Как работает слово

Бывает частенько, что слово – одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал.
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идет –
«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».

Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую... Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».

Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»

(В. Суслов)

 

 

Зоологизмы

Ежа добрее зверя нет:
Он не привык сердиться.
Нигде не встретите ежа

В ежовых рукавицах.

Никаких себе одёжек
Подобрать не может ёжик.
А ему и горя нет:

Он с иголочки одет.

Пусть говорят: повесил нос
И хлопает ушами:
Поверьте: трудно быть слоном.
Попробовали б сами!

Погладь улитку осторожно
И обращайся с ней, любя:
Улитка рассердиться может
И просто выйти из себя.

Змея быть модной хочет тоже
И стильной с головы до пят,
Готова вылезти из кожи,
Чтоб новый получить наряд.

(Л. Слуцкая )

 


Беседа Бабы Яги с забредшим к ней в гости Иванушкой 

(Идиомы, сказка-шутка)

"Зарубку сделай на носу, друг мой!
На блюдечке, да с голубой каймой
Идею я хочу тебе подать…
Да хватит уже лаптем щи хлебать!

В лесу темно и не видать ни зги
И костяной там не было ноги,
С волками жить – по-волчьи надо выть,
А коль бояться – лучше не ходить!

В темнице дева красная сидит,
А за окном коса ее висит,
Семь нянек этой деве служат разом,
За ней Кащей следит лиловым глазом!

Не хочешь ли ее освободить
И сердце милой дамы покорить?
Пройдешь, Иван, по лезвию ножа,
Как лист сухой осины, не дрожа?

Но будет с девой полон рот хлопот,
В политике Кащея – свой расчет!
Ты только, Ваня, не руби с плеча
И ничего не делай сгоряча!

Когда закончишь свой сизифов труд
Кащею тут как тут придет капут!
Ну что, Иван, готов аль не готов?
Готов! – сказал Иван и... был таков!!!

...Как ждать-то, на щите иль со щитом?"

Ну, сколько в этой речи идиом?
Сама не знаю, сбилась я со счета, –
То для моих читателей работа!
(К. Питиримова)

 

Сделайте из мухи слона.

М

У

Х

А

 Чепуха, ерунда

 Шахматная фигура в форме башни

 Упаковка

 «Кожа» дерева

 Еда животных

 Учебный час

 Определенный промежуток времени

 Звук страдания, боли

С

Л

О

Н

(Муха – мура – тура – тара – кора – корм – урок – срок – стон – слон)

Решите кроссворд, определив, среди представителей каких профессий появились эти фразеологизмы:

По горизонтали:

1.   Открывать Америку.

2.   Играть первую скрипку.

3.   Закидывать удочку.

4.   Брать на прицел.

5.   Как рукой сняло.

6.   Ждать у моря погоды.

7.   Закручивать гайки.

8.   Сгущать краски.

9.   Зелёная улица.

10. Заварить кашу.

По вертикали:

1.  Стричь всех под одну гребёнку.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответы:


По горизонтали: 1 – путешественник, 2 – музыкант, 3 – рыбак, 4 – воин, 5 – доктор, 6 – моряк, 7 – механик, 8 – художник, 9 – железнодорожник,
10 – повар.


По вертикали: 1 – парикмахер.

1.Узнай фразеологизм.

Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл.

Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

 

 

2. Замени фразеологизмом.

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

 

 

3. С ног до головы.

Прочитайте, найдите фразеологические обороты, связанные с ногой, руками, головой, и выпишите их в три колонки.

- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой!    Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

-Да, ведет он себя из рук вон плохо. Совсем от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет руки распускать!

- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним на свою голову сошлись, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит.

 

 

4. Замените фразеологизмом.

Замените описание кратким и образным фразеологизмом.

Вадим немногословен, неболтлив, но замечания его всегда точны. Как говорит Вадим?

Дядя Коля умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить умеет, и ремонт в квартире сделает. Как можно назвать дядю Колю?

Только что мы вспоминали о Сереже, а он тук как тут, пришел. Что говорят в таком случае?

Мой старший брат говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко?

Костя напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят в таких случаях?

Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки, чтобы впредь неповадно было.

(Ответы: Редко, да метко. Мастер на все руки. Легок на помине. Слов на ветер не бросает. Вышел сухим из воды. Выведем его на чистую воду.)

 

 

5. Найди фразеологизмы.

Найди в тексте 10 фразеологизмов и объясни их смысл.

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем… Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке.

 - Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, -  расстроились мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

 - Ничего, ребятишки,  - успокоил нас дед, - со мной пойдете.

 И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Кашу маслом не испортишь.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

-Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит…

- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все своё… Отберу молоток!..

Стучит…

- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню…

А бабушка:

- Всему своё время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

 - Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

-Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

(Ответы: а) В рассказе встретились следующие выражения, употребленные в переносном смысле: пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; одним духом; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать.

б) Кашу маслом не испортишь; как об стенку горох; хоть кол на голове теши; сказано – сделано; не видать как своих ушей; всему свое время; ему про Ерему, а он про Фому; как с Луны свалился; русским языком сказано; воду в ступе толочь)

6. Кто больше?

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме:"Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?").

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?

 

 

7.Ответьте пословицей или поговоркой.

1. Сел однажды Слава уроки делать. Полчаса ручку искал, потом оказалось, что задачник куда-то запропастился. Так и не сделал он уро­ков как следует, а матери пожаловался, что времени не хватает. Какую пословицу напомнила ему мать?

2. Игорь был груб с друзьями, часто подводил их. Однажды он по­жаловался брату, что его обижают, не хотят с ним дружить. Какие по­словицы напомнил ему брат?

3. Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков и наконец получила «двойку». «Это случайно!» — оправ­дывалась она. Какой пословицей ответила ей мама?

4. Послали одного товарища к реке набрать котелок воды. Ждут не дождутся, уже и костер гаснуть стал. Наконец товарищ явился. Каки­ми словами встретили его рассерженные друзья?

5. Поломались на детской площадке качели. Решили ребята их по­чинить. Позвали помочь и Валерия, который больше всех качался наних. «Вот еще, — сказал Валерий, — буду я возиться!» Какой посло­вицей упрекнули его ребята?

6. Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рас­сказала другой, другая — третьей, и вскоре об этом знали все. Какая поговорка есть на этот счет?

7. Уже стемнело, когда друзья возвращались с рыбалки. Извест­ный трусишка Миша вдруг схватил Колю за руку: «Смотри, вон кто-то стоит!» Оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Мише товарищ?

8. Расхвастался Олег, что ему ничего не стоит обыграть товарища в шахматы. Какой пословицей ответил ему, ухмыльнувшись, товарищ?

9. Был у Левы хороший компас, но он не берег его, всюду носил с собой и наконец потерял. А тут собрались мальчики в поход. Очень горевал Лева о потере, а друзья напомнили ему пословицу. Как вы ду­маете, какую?

10. Пришел к Якову товарищ. Познакомил его Якав с матерью и стал хвалить как хорошего спортсмена. Когда же товарищ ушел, Яков начал рассказывать матери о его плохом поведении на уроках. Какой пословицей остановила сына мать?

11. Пожаловался однажды сын отцу, что хорошо было бы пост­роить возле дома спортивную площадку, да ребята не знают, как это
сделать.

- Ну а вы обращались к кому-нибудь по этому вопросу? — спро­сил отец.

- Нет, не обращались.

- А зря. Надо ходить, добиваться, настаивать, а не сидеть сложа руки, — сказал отец и добавил одну пословицу.

Как вы думаете, ребята, какую?

12. Зашел к Игорю товарищ и попросил на вечер книгу. Игорь об­радовался другу и стал рассказывать какую-то смешную историю, да так увлекся, что и забыл о просьбе.

- Так ты дашь мне книжку? — спросил наконец товарищ и добавил известную пословицу. Отгадайте, какую.

13. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибе­жала к подруге: «Давай вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им?

14. Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсек, тащит, вдруг видит — на другой клюет. Бросил он первую удочку — и
к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка и ушла. Какую пословицу вспомнил огорченный мальчик?

(Ответы: 1. Порядок время бережет. 2. Как аукнется, так и от­кликнется. Каков привет, таков и ответ. 3. Что посеешь, то и пожнешь. 4. Тебя только за смертью посылать. 5. Любишь кататься — люби и са­ночки возить. 6. По секрету всему свету. 7. У страха глаза велики. 8. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. 9. Что имеем, не храним; потерявши, плачем. 10. В глаза не хвали, за глаза не кори. 11. Под ле­жачий камень вода не течет. 12. Соловья баснями не кормят. 13. Ум — хорошо, а два — лучше. 14. За двумя зайцами погонишься — ни од­ного не поймаешь).

 

 

8. Узнай фразеологизмы.

Даны рисунки с зашифрованными в них фразеологизмами. Одна из картинок в каждой паре буквально переводит фразеологизм. На другой нарисован фразеологизм с его лексическим значением. Отгадайте все фразеологизмы.

 

Поиск

 

Гимназисты

 

Блок "Поделиться"

РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.