1.Бабочки
Дидактическая цель. Закреплять приемы прибавления и вычитания
Оборудование. Рисунки бабочек и цветов.
Содержание. На доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям предлагают отгадать, на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают примеры на обратной стороне рисунков бабочек и считают его, затем сажают бабочек на цветы.
2. Математический футбол
Дидактическая цель. Формировать навыки сложения и вычитания в пределах 20, 100, 1000 или умножения и деления.
Оборудование. Картинки ворот, мячей с примерами.
Содержание. На доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.
3.Математическая рыбалка
Дидактическая цель. Формировать и закреплять навыки устного счета в 1-4 классах.
Оборудование. Рыбки и рыбак
Содержание. Играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Решил правильно - поймал рыбку. Кто больше наловит.
Можно примеры писать с обратной стороны рыбок.
4. Новогодняя елочка
Оборудование. Елочка, картинки Деда Мороза и Снегурочки, елочные игрушки.
Цель. Отработка и проверка навыка счета.
Содержание. Ученик Снегурочке помогает наряжать елку, если правильно решает пример, записанный на обратной стороне игрушки.
5. Поезд
Дидактическая цель. Закрепить порядковое значение числа.
Оборудование. Картинки поезда, вагонов, карточки с числами от 1 до20.
Содержание. На доске поезд, вагоны расставлены в беспорядке. Детям объявляют, что числа заблудились. Дети расставляют цифры, обозначающие числа второго десятка.
6. Угадай
Дидактическая цель. Закрепить знание состава чисел первого десятка.
Содержание. Учитель говорит, что задумала 2 числа, сложила их, получилось 5. Какие числа сложила? Дети: 0 и 5, 5 и 0, 4 и 1, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2. На первом этапе дети иллюстрируют состав чисел на палочках, на геометрических фигурах.
7. Наоборот
Дидактическая цель. Развивать речь детей, закреплять понятия толстый, тонкий, широкий, узкий и т. д.
Содержание. Учитель говорит слово, а ребенок противоположное ему. Учитель не называет имен, а бросает мяч.
Дополнение.
Дидактическая цель. Развивать речь детей, включать в активный словарь математические термины.
Оборудование. Рисунки ракеты, самолета, вертолета, птицы, бабочки.
Содержание. Учитель на доске размещает картинки сверху вниз. Разъясняет детям, что надо продолжить предложение (Высоко в небе летит …,ниже ракеты летит …. Самолет летит выше …, ниже вертолета летит …)
8. Составим цветок
Дидактическая цель. Закрепление состава чисел первого десятка.
Оборудование: лепестки с примерами; стебель с листом, на котором число.
Содержание игры. На доску крепят стебли с листом. Лепестки лежат на столе. Выходит ученик и берет лепесток, читает пример разными способами, решает устно и прикрепляет к нужному стеблю. Играют дети по командам: сколько цветов, столько команд.
9. Лучший космонавт
Дидактическая цель. Формирование навыков сложения и вычитания.
Содержание игры. Учитель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10. Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют: «Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим! Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет: На какую захотим, Опоздавшим места нет». Как только сказано последнее слово, учитель выдает каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.
10. Составь круговые примеры
Дидактическая цель. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.
Содержание игры. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи: 7-5=2 2+6=8 8+2=10 10-8=2 Учащиеся составляют цепочку примеров по заданному правилу. Игру можно проводить в любом классе, усложняя задания.
11. Почтальон
Дидактическая цель. Закрепление приемов умножения и деления (табличные случаи). Оборудование:Рисунки домиков, карточки с примерами.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске учеников, они выбирают карточку с примером, решают, указывают номер дома, квартиры, куда отправлено письмо.
12. Математическая эстафета
Дидактическая цель. Обучение навыкам быстрого счёта.
Содержание игры. Класс разбивается на команды. Для каждой команды учитель пишет примеры. Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды решат все примеры. Побеждает та команда, которая раньше других правильно решит примеры
13. Молчанка
Дидактическая цель. Закрепление навыков устного счёта.
Содержание игры. На доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.
14. «Мальчики – Девочки»
Дидактическая цель.Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
Содержание игры. По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с примерами.
Задание: Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета, в классе тишина.
15. «Математическая тучка»
Дидактическая цель. Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Содержание игры. На экране изображение тучки и капельки с числом.
Задание: Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают к тучке пару капельку с таким же числом. Нужно навести курсор на нужную капельку и щёлкнуть.
16. «Освободи птичку»
Дидактическая цель. Обобщение знания чисел от 21 до 100.
Содержание игры. Птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю, но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной стороны читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в которых 2 дес., и 6 ед., и.т.п). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.
17. Найди и назови
Дидактическая цель. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Содержание игры.На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
18. Только одно свойство
Дидактическая цель. Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Содержание игры. У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
19. Назови число
Содержание игры. Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее).
20. «Живой уголок»
Дидактическая цель. Ознакомление детей с приемом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше».
Содержание игры.
Учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал еще один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и еще один белый, и еще один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идет при счете после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.
21. «Хлопки»
Содержание игры. Учитель на магнитноммоделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков).
22. «Числа, бегущие навстречу друг другу»
Дидактическая цель. Знакомство с составом числа 10.
Содержание игры. Учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.
Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10
Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10».
23. «Математическая эстафета»
Дидактическая цель. Ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
Оборудование. 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.
Содержание игры. Учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках.Аналогичные упражнения выполняют из второй и третий команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
24. «Подарки Петрушки» (состав чисел первого десятка)
Дидактическая цель. Ознакомить с составом числа 5.
Оборудование. Иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры. Учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.
25. «Сбежавшие числа»
Дидактическая цель. Усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.
Оборудование. Таблички числами.
Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты – из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома». Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.
Заключение.
Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.
26. «Контролеры»
Дидактическая цель. Закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры. Учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несет элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.
27. Сколько палочек в другой руке?
Дидактическая цель. Закрепление знания десятичного состава двузначного чисел.
Оборудование. Набор отдельных палочек и пучков палочек.
Содержание игры. Вызванный ученик берет пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.
Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15
28. «Стук-стук»
Дидактическая цель. Закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.
Оборудование..На доске изображена таблица с двумя разрядами:
Десятки |
Единицы |
|
|
Содержание игры. Учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.
29. «Назови соседей числа»
Дидактическая цель.Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Оборудование. Мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).
Содержание игры. Учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).
Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.
30. «Кто быстрей сосчитает?»
Игра развивает зоркость, внимание
Содержание игры. На доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счетчик.
Примерный вид плаката:
90 |
75 |
71 |
63 |
66 |
67 |
82 |
86 |
68 |
76 |
87 |
61 |
73 |
89 |
81 |
74 |
88 |
65 |
77 |
84 |
80 |
69 |
78 |
62 |
70 |
64 |
83 |
72 |
79 |
85 |
Также на этапе закрепления можно предложить следующие игры:
31. «Загадка»
Дидактическая цель. Закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.
Содержание игры. Учитель загадывает загадку «Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?». Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.
|
5 ед. |
6 ед. |
7 ед. |
3 дес. |
К |
Д |
Ч |
7 дес. |
Т |
Л |
М |
9 дес. |
И |
Ю |
Ё |
Ответ: летчик.
32.«Гном»
Дидактическая цель. Закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.
Содержание игры. Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперед или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.
|
4 |
5 |
7 |
80 |
В |
Ё |
П |
50 |
Д |
Р |
М |
20 |
О |
О |
Е |
Ответ: вперед.