logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Веселый ранец

МАТЕМАТИКА

Можно провести очень простой и наглядный эксперимент, который покажет, как появляются горы. Для этого, к примеру, достаточно взять простое куриное яйцо и сварить его вкрутую. А затем аккуратно побить поверхность скорлупы ложечкой.

Что в итоге мы увидим? Правильно! Яйцо покроется трещинами. Но если взять его в руки и осторожно начать шевелить, станет видно, как тонкая скорлупа приходит в движение. Более того, надави мы сильнее, один осколок скорлупы сразу надвинется сверху на другой, прикрыв его и выпятив себя вверх.

Знаете, что мы наблюдаем? Самый настоящий процесс образования гор! Потому что именно так, на планете Земля появляются массивные каменные исполины, уходящие верхушками высоко в небо.

 

 

Давайте рассмотрим это действие более наглядно. Продолжим так же представлять себе, словно планета — большое, гигантское яйцо. Внутри неё находится «желток» — сердце Земли, называемое ядро. Ядро горячее, раскалённое, и всё наполненное лавой. Пока оно не остынет, планета будет жить.

Мы не будем сегодня говорить подробно о строении нашей планеты, потому что нас интересуют горы. В общем, внутри Земли есть ядро, затем идёт толстый слой мантии, словно белок у яйца, и сверху хрупкий тонкий слой земной коры.

Земная кора вся в трещинах, словно разбитая скорлупа. И кусочки этой коры называются «тектонические плиты». Эти плиты находятся в постоянном движении. То есть они буквально плавают над поверхностью горячей мантии. Конечно, при этом плиты соприкасаются, а часто бывает так, что особо крупные могут сталкиваться и находить друг на друга. Именно в этот момент и появляются горы.

Для нас с вами, людей, да и всего живого на планете, очень хорошо, что процесс горообразования занимает миллионы лет. Иначе всему живому пришлось бы крайне тяжко выживать на планете. Ведь чтобы родилась новая гора, нужно такое сильное столкновение тектонических плит, которое вызовет колоссальное землетрясение. Кстати, когда просыпается вулкан и извергает из своего жерла десятки тысяч тонн сажи, пепла и лавы, эти осадки оседают на земле, остывают, и в конце-концов образуют холм. А это та же самая гора, только без пика.

В итоге получается, что горы появляются из-за движения и столкновения тектонических плит. Наверху при этом ощущаются сильные толчки, которые люди называют землетрясением. Однако, конечно не каждое землетрясение сопровождается рождением горы. Чаще всего, это просто «небольшое» касание двух разбитых частей плит друг о друга.

Кстати! Каждый может принести домой настоящую частичку горы! Достаточно только взять одну крохотную песчинку. Потому что песок образуется как раз из-за разрушения горных пород. Потому что вода, ветер и солнце, со временем могут превратить любую гору в пыль.

 

 

Вода — основной источник жизни на земле наравне с воздухом.

Большая часть земного шара покрыта водой (около 71%), однако люди до сих пор почти ничего не знают о мировом океане!

Например, многим ли известно, что на дне океана лежат настоящие залежи золота? Миллионы тонн золота поглощены водой! Считается, если всё золото находящееся в океане поровну распределить между жителями Земли, то каждому бы досталось примерно по 3.5 кг.

 

 

Кроме того, ученые сумели создать очень точные карты Марса, планеты, которая находится почти в 57 миллионах километрах от Земли, но до сих пор нет точной карты океанического дна.

Тем не менее, мы знаем, что волны способны разгоняться до нескольких сотен километров в час или что огромные каньоны на дне океана, гораздо глубже тех, что на поверхности.

Например, каньон с красивым названием Жемчуг, который находится в Беринговом море, на 760 метров глубже, чем Гранд-Каньон. И это при том, что Гранд-Каньон, является глубочайшим в мире! В некоторых местах, его глубина достигает 1 800 метров!

Думаете, что самые большие волны бывают во время цунами?

По мнению учёного океанолога Кима Мартини, самые большие волны образовываются вовсе не на поверхности. Физик океанолог уверен, волны до 200 метров высотой (это как сложить вместе 10 пятиэтажных домов)возникают между двумя слоями воды с разной плотностью. Такие «подводные» волны, могут распространяться на тысячи километров!

Известно, что чем глубже, тем становится всё холоднее и темнее. Да, в самой глубине температура воды опускается до всего до +2 С. Однако там, где есть гидротермальные трещины, можно свариться. Потому что выходящая из них вода порой достигает температуры в +400С! Между тем, эта вода не кипит, потому что крайне сильное давление на дне океана мешает ей это сделать.

Кстати, из-за того, что океан покрывает большую часть Земли, выходит, что основная часть планеты находится всё время в тени!

Почему так выходит? Свет проникает сквозь толщу воды всего на 100 метров. Получается, всё, что ниже — находится во тьме. При этом, средняя глубина мирового океана около 3 500 метров.

Но это не мешает океану быть настоящей житницей!

Невероятно, но 94% всей жизни на планете обитает в водной среде! При этом, мы не знаем больше 90% форм жизней, из тех, что там обитают… То есть, все те, кто проживает на суше, включая человека, малая часть экосистемы Земли.

Жители океана приспособились существовать при самых невероятных обстоятельствах и обрели, порой, удивительные навыки и привычки. Например вы знали, что акулы имеют свой курорт? Представьте себе, где-то в уютном уголке Тихого океана, акулы,, мигрируя зимой, останавливаются отдохнуть на несколько месяцев. Место это примерно в половине пути между Калифорнией и Гавайями.

А вот кораллы сами себе производители! Они делают собственное средство защищающее их от солнечной радиации!

Как известно, нежные кораллы хоть и живут в тёплых наполненных светом местах, но всё же легко могут пострадать от большого количества солнечного света. Но кораллы придумали как от этого спастись. Они производят много белков, которые образуют световой и радиационный барьер! Ну чем не солнцезащитный крем?

В общем, как вы уже наверняка поняли, рассказывать о необычайном океане и обитателях населяющих его можно бесконечно долго. Однако хочется что бы вы сделали как можно больше открытий для себя в этом рассказе. Поэтому, далее мы коротко ознакомимся с особыми, неведомыми широкой общественности, а порой и таинственными фактами о нашем океане.

Самый громкий звук когда-либо воспроизводимый на земле был с океана. В 1997 году учёными был зафиксирован звук под водой, который уловили датчики на расстоянии более 5 тысяч километров! Что или кто издавало этот звук, было много лет загадкой. Но в 2012 году учёные предположили, что звук произошёл от огромного подводного землетрясения ледников. Кстати, этот звук назвали «Бульк». До сих пор достоверно точно всё-таки неизвестно, откуда под водой так «громыхало!

А ещё в океане есть титанический щит полностью состоящий изо льда! Его размер больше Америки с входящей в него Мексикой, и составляет 14 миллионов километров квадратных!

Думаете самые длинные горы находятся на поверхности планеты? Правильно, нет конечно! Срединно-океанический хребет, что находится под водой, равен 65 тысячам километров в длину. Вот самые длинные по протяжённости горы на земле!

И это ещё не все поразительные открытия! Например, самое широкое место в океане (между Индонезией и Колумбией) намного шире нашего спутника — Луны! Если быть точнее, то самое широкое место в океане в пять раз шире диаметра Луны и равно 19 795 километрам.

На заметку. Если взять большой айсберг и притащить его туда, где люди испытывают нехватку воды, то он сможет напоить целый миллион людей в течении пяти лет! Таким образом, Арабские Эмираты как раз хотят начать буксировать к себе в засушливую страну, где одни пустыни и почти не выпадает осадков, айсберги из Антарктиды.

И если бы вы вдруг каким-то образом оказались на дне океана, то давление внизу раздавило бы вас как мошку. Но давайте пофантазируем! Вот вы оказались на дне самой глубокой Мариинской впадины, глубина которой 11 километров. Тогда вам бы показалось, что на вас давит одновременно 8000 тысяч тонн! Это примерно как 1 600 средних слонов!

Кстати, на Луне за всю историю освоения космоса было меньше пятнадцати человек. А на Мариинской впадине, что в океане, побывало всего три смельчака!

А ещё в океане примерно три миллиона потонувших кораблей! И следовательно, больше памятников культуры с сокровищами и артефактами, чем во всех музеях мира вместе!

Но самое главное, пожалуй, это то, что океан — главная земная «батарея». Ведь именно океан собирает солнечную энергию и регулирует тепло на планете. Так же океан является основным источником кислорода, которым дышит всё живое. А производят его крохотные водоросли.

Океан — настоящая загадка для человека! Но мы точно знаем, что там настоящий огромный мир, такой же, какой на поверхности. На дне океана есть горы, вулканы, которые постоянно извергаются, и даже озёра с реками! Которые образуются из-за того, что в океанских озёрах вода более плотная, солёная. И поэтому опускается во впадины образовывая водоёмы. У некоторых из таких водоёмов внутри океана даже есть берег и волны, что бьются об него!

Неведомый мир, созданный природой, существует рядом с нами. Мультфильмы «В поисках Немо» или «Ариэль», где подводный мир показан словно наш собственный, на самом деле никакая не выдумка. Затопленный города, погребённые под толщей воды целые цивилизации, горы сокровищ… Неизведанные морские обитатели. Потрясающие воображения ландшафты и масштабы…

Всё это — мировой океан. Мировая сокровищница дарующая нам тепло и воздух, и крепко хранящая одновременно тайны мироздания…


Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чевостик. Я живу на книжной полке в библиотеке дяди Кузи. Не удивляйтесь: я маленького роста, а нижняя полка в книжном шкафу дяди Кузи высокая и просторная, поэтому мне на ней очень удобно. Какой я? Похож на обыкновенного мальчишку, волосы у меня рыжие, а характер весёлый. Больше всего на свете люблю узнавать новое, поэтому всё время задаю дяде Кузе разные вопросы. О чём бы я ни спросил, он всё знает и мне рассказывает. Это потому, что дядя Кузя очень умный. Он прочитал много‑много разных книг. А ещё мы с ним любим путешествовать! В путешествиях нам помогает времяскок. Это такой прибор, его дядя Кузя изобрёл. Набираешь на времяскоке место и время, куда хочешь попасть, раз, два – и уже там. Сегодня мы наверняка тоже куда‑нибудь отправимся!

Путешествие начинается!


– Чевостик!

– Чего?

– Чевочка с хвостиком, привет! Собирайся скорее, нам пора отправляться в путь. Сегодня я расскажу тебе о кораблях и мореплавании.

– Значит, поплывём по морям и океанам?!

– Обязательно. Только моряки говорят «пойдём», а когда говоришь «поплывём», они обижаются.

– Ой, ничего себе! Ну тогда пойдём по морям и океанам?

– Да, Чевостик! Мы узнаем, как люди научились справляться с морской стихией, какие корабли они строили и как эти корабли устроены.

– Наконец‑то я разберусь, почему корабли в воде не тонут.


 

ВИДЫ КОРАБЛЕЙ


– Это я могу объяснить тебе прямо сейчас. Только слушай внимательно. Когда какой‑нибудь предмет попадает в воду, она выталкивает его на поверхность. Например, если опустить под воду резиновый мячик, то он будет выскакивать. Его вытолкнет сила выталкивания.

– Хм… А я когда камешки в воду бросаю, они сразу идут на дно. На них что, эта сила не действует?

– Действует, конечно. Но дело в том, что на все предметы, которые находятся на нашей планете: на камешки, мячик, корабли и на нас с тобой, действует ещё одна сила. Она притягивает предметы к Земле и называется силой тяжести.

– А‑а‑а… То есть на предмет в воде действуют сразу две силы. Одна – сила тяжести – тянет его на дно, то есть к земле, а другая – сила выталкивания – выпихивает предмет из воды наверх. Правильно, дядя Кузя? И какая же из них сильнее?

– Правильно, малыш! Смотри: если сила тяжести больше, чем выталкивающая сила, предмет тонет, как твои камешки. Если наоборот, то предмет будет плавать на воде, как резиновый мячик.

– А бывает, что обе эти силы одинаковые?

– Бывает. В таком случае предмет не тонет, но и не лежит на поверхности воды. Нижняя часть такого предмета погружена в воду, а верхняя находится над водой или даже полностью в воде, как подводная лодка.

– Так вот почему корабль не тонет! Дядя Кузя, но ведь про эти силы надо всё узнать и посчитать, до того как корабль окажется на воде.

– Совершенно верно! И в этом людям помогает знание закона Архимеда – великого древнегреческого учёного. Он первым установил, что на предметы, погружённые в воду, действует сила выталкивания, и открыл способ, как посчитать её величину.

– И после этого люди начали строить корабли и плавать по морям?

– Нет, Чевостик. История мореплавания началась задолго до Архимеда. С незапамятных времён человека манили морские просторы. Когда именно наши предки впервые преодолели водную преграду, уцепившись за бревно, неизвестно. Но потом люди додумались скрепить несколько брёвен и сделали плот. А другие древние строители поступили иначе: из бревна они выдолбили лодку.

– Ничего себе! Они на бревне плавали! Дядя Кузя, а когда же начали строить корабли?

– Думаю, прошли даже не столетия, а тысячелетия. Одно из первых письменных упоминаний о лодке под парусом оставили нам жители Древнего Египта. Около пяти тысяч лет назад они ходили по Средиземному морю. Но вряд ли они стали первыми мореплавателями. Это было так давно, что узнать, кто оказался первым, уже почти невозможно. Корабли строили и другие народы. Много столетий подряд лучшими мореходами Средиземноморья считались финикийцы. Но потом их превзошли жители Древней Греции.

 

– А что они сделали?

– Придумали и построили триеры – самые быстрые корабли древности.

– Ух ты! А какими они были?

– Чтобы это узнать, нужно отправиться в путешествие. Набираю на времяскоке место и время: две с половиной тысячи лет назад, Средиземное море, древнегреческая триера.

Древнегреческая триера. Зачем нужны паруса?


– Вот это да! Мы на таком большом корабле. Он весь сделан из дерева.

– В древности все корабли имели деревянный корпус. В переводе с латинского слово «корпус» означает «тело». Хороший корпус должен быть крепким, надёжным, вмещать груз и пассажиров.

– А как его таким сделать?

– Древние кораблестроители поняли, что особую прочность корпусу придаёт киль – толстый деревянный брус, который проходит посреди днища вдоль всего корабля. К килю крепятся изогнутые поперечные брусья – они называются шпангоуты, а уже к ним плотно пригоняются доски обшивки. Получается надёжный и вместительный корабль, на котором можно отправляться в морское плавание.

– Такой, как наш, да, дядя Кузя? Он прямо мчится по синему‑синему морю!

– Чтобы плыть с такой скоростью, древние моряки использовали не только вёсла, но и силу ветра.

– Это как? Ветер дует на корабль, и поэтому он плывёт?

– Почти угадал. Чтобы использовать силу ветра, на корабле устанавливали мачту. Так называется высокий столб, сделанный из дерева. Сначала мачты мастерили из целого ствола, а потом уже, через столетия, собирали из нескольких частей. К мачте крепили парус – огромное полотнище из прочной ткани. Когда ветер дует, он давит на парус и двигает его, а парус, в свою очередь, заставляет корабль плыть.

– Здорово древние моряки придумали! Можно ничего не делать: ветер сам их по морю везёт.

– Если бы так, Чевостик! Древним мореходам приходилось очень тяжко. Ветер ведь меняет направление, а парус каждый раз нужно настраивать. Сейчас вот мы идём попутным ветром.

– Попутный – это когда по пути?

– Верно.

– А если ветер подует в другую сторону?

– Если ветер дует сбоку, то парус будет работать, а если ещё дальше – придётся гребцам налечь на вёсла. Кстати, ветер и вправду сменился. И теперь парус только мешает. Сейчас его уберут, и наш корабль, триера, пойдёт на вёслах.

– Так вот что у триеры из боков торчит!

– Чевостик, у кораблей не бока, а борта. Вёсел у триеры так много, что располагаются они в три ряда. Внутри корабля на скамьях сидят гребцы. Это благодаря их усилиям триера может плыть без помощи ветра.

– Какие же тут усилия?! Весло поднял, потом опустил – и всё.

– Триера плывёт не оттого, что вёслами просто машут. Когда гребцы погружают их в воду, они с силой отталкиваются от неё широкой и плоской частью весла, которая называется лопастью.

– Ой, а что это за звук такой был?

– Сигнал гребцам. На триере их работой руководит особый начальник. Ударами гонга он задаёт ритм, чтобы гребцы работали вёслами одновременно.

– А зачем это нужно? Пусть все гребут, как им удобно.

– Думаю, так наша триера далеко не уплывёт. Длинные вёсла, да ещё расположенные в три ряда, будут очень мешать друг другу, могут даже сломаться, начнётся неразбериха. На море такие шутки плохи.

– Дядя Кузя, смотри! Гребцы заработали вёслами быстрее.

– Выполняют приказ кормчего.

– Кого‑кого?

– Корм‑че‑го. Самого главного человека на этом корабле. Он указывает, как быстро должны работать гребцы; решает, куда плыть кораблю. А главное, управляет кормовыми (или, как их ещё называют, рулевыми) вёслами.

– Как интересно! Побежали скорее к этим вёслам, я хочу узнать, как кормчий ими рулит!

– Чевостик! Куда ты?

– Вперёд! Руль ведь впереди?

– Вернись, Чевостик!

– Ну ты чего, дядя Кузя? Пошли быстрее.

– Нам не в ту сторону. Ты побежал на нос…

– Куда‑куда?! На какой ещё нос?

КАК УСТРОЕНА ТРИЕРА


– Так называется передняя часть корабля.

– Нос? Ну и ну! Может, у корабля и хвост есть?

– Хвоста у корабля нет, хотя рулевые вёсла работают примерно так же, как хвост рыбы: стоит кормчему повернуть их в сторону – и направление движения всего корабля меняется.

– Рыбы маленькие, им хвостом рулить легко. Корабль, наверное, повернуть труднее.

– Конечно. Чтобы справиться с рулевыми вёслами, кормчему нужно быть очень сильным, ведь эти вёсла гораздо больше остальных и лопасти всё время находятся под водой.

– Дядя Кузя, а рулевые вёсла находятся у корабля сзади, как у рыбы хвост?

– Почти. Рулевые, или кормовые, вёсла здесь расположены по бортам, то есть с боков от кормы. Корма – это название задней части корабля.

– Теперь мне всё понятно: сзади, на корме, – кормовые вёсла, они самые большие и важные. Поэтому тот, кто ими управляет, кормчий, – главный человек на корабле!

– Правильно, малыш!

– Дядя Кузя, наша триера поворачивает. Она что, пойдёт обратно?

– Нет, кормчий лишь немного изменил курс.

– Изменил что?

– Направление движения. Корабль приблизился к берегу, а тут могут быть опасные подводные камни. Триера отойдёт подальше, но чтобы берег был виден. Так легче ориентироваться – определять курс.

– Интересно, а если земли не видно, тогда как?

– Тогда кормчий отыщет путь: днём – по Солнцу, а ночью – по звёздам.

– Значит, кормчий не только самый сильный, но и самый умный на корабле! Хорошо, когда командует такой человек. Дядя Кузя, ветер опять в нужную сторону подул! Моряки парус развернули, теперь гребцам можно отдохнуть.

– Да, ветер дал гребцам передышку. Наша триера вновь мчится по волнам под парусом. А наш с тобой путь лежит в XVII век. К тому времени моряки настолько хорошо научились делать паруса и управлять ими, что могли ходить даже против ветра. Это ещё называется «выходить на ветер» или «подниматься». Мореходы теперь не так сильно зависели от капризов погоды, энергия ветра пришла на смену силе гребцов, вёсла на больших судах были полностью заменены парусами. А на парусных кораблях стало не так опасно отправляться даже через океан.

– Я тоже хочу в такое плавание! На самом большом корабле.

– Тогда выбираем галеон. Так называется большой и вместительный корабль, приспособленный для долгих плаваний. Галеоны строили европейцы, эти суда были разными: военными и торговыми.

– А как это, торговые? Они что, на плавучие магазины были похожи?

– Нет, конечно. Торговыми эти корабли назывались потому, что на них перевозили грузы, предназначенные для продажи. На одном из них мы и побываем. Внимание, XVII век, торговый галеон!

Задание

Удиви родителей за завтраком – приготовь каждому бутерброд‑парусник. Пусть хлеб станет палубой, зубочистка – мачтой, сыр или колбаса – парусом. А если фантазия разыграется, придумай, из чего сделать волны.

Торговый галеон. Что такое штурвал?


 

– Ой, собирались на торговый галеон, а попали… будто на музейный! У него и на носу, и на корме золотые статуи.

– Нет, Чевостик, они из дерева, просто позолочены. Это такая старинная традиция – украшать корабль фигурами богов и мифических животных.

– А мне кажется, что галеон лучше всякой позолоты украшают паруса. Их так мно‑о‑ого!

– Так ведь у него и мачт много. Три высокие смотрят вверх, и ещё одна на носу, наклонена вперёд. Она, кстати, называется «бушприт».

– Дядя Кузя, а вон на самой маленькой мачте, на корме, парус треугольный.

– Такой парус называется косым, а на остальных мачтах паруса прямые.

– Понятно, они же на прямоугольники похожи. Дядя Кузя, смотри! Матросы пол моют. Почти как дома.

– На корабле, Чевостик, не пол, а палуба. Палуба перекрывает весь корпус галеона и защищает его от воды, когда волны слишком высокие и перехлёстывают через борт. При шторме в океане такое частенько бывает. И запомни: моряки говорят не «моют», а «драют».

– А вон то большое колесо на корме тоже небось как‑нибудь особенно называется?

– Это рулевое колесо, или штурвал.

– А для чего этот штурвал нужен?

– С его помощью управляют кораблём. Штурвал соединён с пером руля: оно немного похоже на рулевое весло, только перо одно и находится в воде под кормой корабля. Когда штурвал поворачивают, перо тоже поворачивается, а вслед за ним и весь корабль.

ВИДЫ ПАРУСОВ


– У триеры тоже рулевые вёсла весь корабль поворачивали. Только там этими вёслами кормчий управлял. А на галеоне рулевое колесо сразу четыре моряка крутят. Они на корабле главные?

– Нет, Чевостик. Это обыкновенные матросы. А главный на галеоне – капитан.

– А где он?

– Вон он. Стоит на верхней палубе.

– Кожа у него загорелая, волосы белые, седые. Капитану в лицо дует ветер, летят солёные брызги, а он на это даже внимания не обращает.

– Ему не только брызги и ветер, ему и бури со штормами нипочём!

– Ух ты!!! Я тоже хочу капитаном стать!

– Это нелегко. Чтобы управлять кораблём, нужно очень многое знать и уметь. В XVII веке капитан держал в повиновении всю команду, принимал решения, куда и зачем плыть, и даже лично наблюдал за постройкой или ремонтом своего корабля.

– Ого! Дядя Кузя, а где капитан на корабле живёт? Ведь он не всегда на палубе стоит?

– Нет, конечно. Видишь дверь рядом? Она ведёт в капитанскую каюту – так называется помещение, где живёт капитан. Пойдём посмотрим, что она из себя представляет!

– Просто большая и светлая комната. Здесь много окон. Зато какая роскошная мебель! И ковры! И оружие на стенах! Сколько здесь дорогого и красивого! А посреди каюты широкий стол.

– На нём разложена карта, рядом компас. Этот навигационный прибор стал главным помощником моряков ещё с XII века.

– Нави‑какой?

– Навигационный. Помогает определить, где сейчас находится корабль и в каком направлении ему нужно идти дальше.

– Понятно. А это что за тетрадь?

– Корабельный, или судовой, журнал. В него капитан записывает всё, что происходит во время плавания. Какие ураганы и бури преодолел корабль, сколько дней он провёл в пути. А если повезёт, капитан укажет, какие новые берега и земли удалось открыть, и подробно их опишет.

– Дядя Кузя, а где на корабле живёт команда?

– Корабль ведь довольно маленький, всё свободное место занято. Так что спят везде. На мешках с грузом, на запасных парусах или просто на палубе.

– А что там внизу?

– Давай спустимся. Под верхней палубой есть ещё одна – нижняя.

– Как этажи в доме!

– И правда похоже, Чевостик!

– Здесь тоже живут матросы? Тут совсем мало места, неужели все помещаются?

– Нет, они здесь никогда не находятся все сразу, потому что корабль нельзя оставлять без присмотра. Даже ночью моряки по очереди дежурят на палубе – следят, чтобы судно не отклонилось от курса или не наскочило на мель, наблюдают за парусами. Такое дежурство называется вахтой.

– А почему нигде нет кроватей? И так много качелей, как на детской площадке?

– То, что ты принял за качели, на самом деле подвесные кровати – гамаки. Моряки называют свои спальные места койками.

– Классно придумано! Дядя Кузя, тут рядом лестница. Куда она ведёт?

– Моряки сказали бы «трап». Если мы спустимся по нему, то попадём в трюм. Это помещение между нижней палубой и днищем корабля. В трюме хранится груз.

– А какой?

– Давай узнаем.

– Ну во‑о‑от! Только зря сюда лезли. Здесь одни мешки и бочки. Даже не видно, что в них находится.

– Чевостик, в них упакован ценный груз – разные пряности: перец, гвоздика, мускатный орех. Все эти заморские товары очень ценились в XVII веке. Как говорят, были на вес золота. А ещё тут хранятся съестные припасы и питьевая вода. Ведь морская вода солёная и для питья совсем не годится.

– Ой‑ой‑ой, дядя Кузя! Ты видел?! Это что, была крыса?

– Да, малыш! В старину они водились на всех кораблях, и избавиться от них никак не могли. Они прогрызали мешки с продуктами, портили запасы еды и даже резервные паруса. Но если вдруг в трюме начинала подниматься вода, крысы сбегали. Порой грызуны первыми обнаруживали течь и предупреждали команду об опасности.

– А что делать, когда в трюм вода заливается? Как спасти корабль?

– Придётся поработать помпой. Помпа, водяной насос, – это устройство, при помощи которого можно откачать воду. Вообще, вода постоянно просачивалась через деревянные борта в трюм, поэтому команде приходилось довольно часто пользоваться помпой. А если корабль наскочит на подводный камень и получит пробоину, без помпы никак не обойтись.

– Ой, дядя Кузя, а это что за крики наверху?

– Кажется, что‑то случилось.

– Побежали скорее! Нужно узнать, что стряслось.

– У всех матросов очень серьёзные лица, да и капитан чем‑то встревожен. Может, это из‑за того корабля, который выскочил из‑за мыса?

– Ну‑ка, ну‑ка! Действительно, нас нагоняет бригантина – быстрое и лёгкое судно. А на её мачте развевается… «Весёлый Роджер»!

– Кто‑кто?!

– Так пираты называют свой чёрный флаг, на котором изображены скрещённые кости и череп.

– Ну и шуточки у этих пиратов. А кто они вообще такие?

– Морские разбойники, которые выслеживают корабли, догоняют их и грабят.

– Тогда нам срочно нужно прибавить скорость!

– Зачем? Галеон не сможет удрать от лёгкой бригантины, да ему это и не требуется. Сейчас канониры зарядят пушки, и пиратам будет туго. Да вот они уже и сами поняли свою ошибку – побежали ставить паруса и разворачиваются.

КАК УСТРОЕН ГАЛЕОН



– Ставить?

– Когда паруса не нужны, их сворачивают и привязывают к реям – толстым брёвнам, которые закреплены поперёк мачт. А когда они необходимы, то паруса отвязывают от рей и разворачивают. Моряки называют это «поднимать», или «ставить», паруса.

– Понятно. Но тогда нужно залезть на мачты!

– Это делают опытные матросы.

– Ой, мамочки! Как громко! Что это было?

– Это наши пушки дали залп по пиратам, посмотри.

– Ой, дядя Кузя, бедные пираты! Паруса все в дырках, одна мачта вообще упала… Как всё быстро произошло! На нашем корабле опытный капитан.

– И отличная команда.

– А почему мы не догоняем пиратов?

– Мы не можем: там слишком мелко. Пусть уходят, им и так досталось. В следующий раз внимательнее посмотрят, на кого нападают. Думаю, что дальнейшее плавание этого галеона будет успешным. Ну а нам пора продолжить наше путешествие.

– Куда теперь?

– В начало XVIII века. В это время у нашей страны только‑только появился собственный флот.

Задание

Представь, что поход в садик, школу или магазин – это морское путешествие на остров сокровищ. Запомни дорогу, а дома заведи судовой журнал и нарисуй стрелочками свой путь. Теперь, всякий раз выходя в открытое море, ты не заблудишься и будешь знать, куда поворачивать штурвал.

Указом царя. Как в России появился флот?


 

– Смотри, Чевостик, пушки салютуют в честь «дедушки русского флота»!

– Эх, жалко отсюда не увидеть этого «дедушку»! Вот не повезло. Мы с тобой, дядя Кузя, на самом маленьком кораблике оказались.

– Аха‑ха‑ха! Вот насмешил ты меня, малыш!

– А что я такого сказал?

– Видишь вон того высокого человека у руля?

– Ага! Это он «дедушка»?

– Нет. Он царь – Пётр I. Корабли в России начали строить по его указу. Морским делом Пётр I увлёкся ещё в детстве, когда ходил на ботике.

– На чём?

– На ботике. Дед Петра I получил это небольшое судёнышко с одной мачтой в подарок. Долгое время ботик пылился в сарае, пока однажды его случайно не обнаружил будущий царь.

– А что потом?

– А потом мальчик научился управлять ботиком и даже создал небольшую флотилию из похожих лодок, чтобы обучить своих подданных ходить под парусом. Когда Пётр вырос и стал царём, то решил, что России нужен флот.

– Дальше я знаю: он приказал и корабли построили!

– Какой ты скорый. Создать флот оказалось не так‑то просто. У русских кораблестроителей не хватало знаний. И Пётр I отправился за границу, в Голландию, чтобы самому учиться строить корабли. Возвратившись из поездки, царь занялся постройкой российских кораблей.


– И что, он всё делал сам?

– Не совсем, конечно. И работал тоже, и проверял, чтобы всё делалось правильно, по науке. Хоть он и был царём, но одному такое не под силу. Отправляли толковых русских мастеровых учиться за границу, приглашали иностранных специалистов в Россию – учить и строить. Прошло время, и благодаря настойчивости царя у России появилось много хороших больших кораблей! Однажды все они приплыли на морской праздник, чтобы поприветствовать «дедушку русского флота».

– Ой, я, кажется, понял. Мы с тобой попали на тот самый ботик, на котором Пётр I ходить научился! Поэтому ботик и называют «дедушкой русского флота», да?

– Верно, малыш! Праздник продолжается, но нас ждут новые приключения.

– Хорошо бы ещё разок промчаться по волнам на паруснике.

– Если тебе так нравится скорость, приглашаю тебя на гонку парусников. Настраиваем времяскок. Середина XIX века, знаменитый английский клипер «Тайпинг».

Задание

Невероятно! Ты попал в XVIII век! Издай свой указ о создании российского флота. А чтобы бумага выглядела как в старину, окуни ватный диск в чёрный чай и смочи им лист бумаги. Когда лист высохнет, он будет похож на старинный свиток.

Гонка парусников. Как перевозили грузы?


– Ух ты! На таком корабле мы ещё не бывали! Тут три высоченные мачты! А на мачтах множество парусов. Ветер надувает их, и корабль летит по воде.

– Обрати внимание на корпус, Чевостик. Он у клипера узкий и длинный, с очень острым носом. Моряки говорили, что этот корабль «стрижёт» волны, оттого его и назвали «клипер». По‑английски «сlip» означает «стричь». На палубе клипера нет построек. Их убрали, чтобы сделать корабль более скоростным. Он ведь должен был быстро доставлять груз.

– А я думал, это гоночный корабль.

– Нет, Чевостик, клипер – корабль грузовой. На таких судах англичане доставляли из Китая чай. Тому, кто первым привозил новый урожай в Англию, платили премию. Вот капитаны клиперов и стали устраивать соревнования, которые прозвали чайными гонками.

– Чайные гонки! Как будто моряки соревнуются, кто быстрее чай выпьет!

– Команде «Тайпинга» сейчас не до чая. Корабль обогнал соперников и пытается сохранить первенство.

– Трудно ему будет победить. Ведь у него в команде не только взрослые, но и мальчишки!

– Это юнги, будущие матросы.

– А это кто, такой грозный, всеми командует?

– Боцман. Он следит за порядком, руководит матросами. Боцман очень опытный моряк, настоящий «морской волк».

– Зачем же он заставил юнгу вместе с взрослыми на мачту лезть!

– Не заставил, а доверил, потому что знает: этот парнишка сможет работать с парусами. Недаром боцман проверял, как юнга умеет вязать морские узлы.

– Чего тут уметь? Вот шнурки на бантик завязывать – это да. А узелки иногда сами получаются.

– Морские узлы совсем другое дело.

– Почему это? На корабле что, верёвки особенные?

– Моряки называют верёвки и канаты «такелаж». И относятся к нему очень серьёзно. Ведь с его помощью управляют парусами, раскрепляют мачты, реи. Такелаж всегда должен быть в полном порядке. За этим тоже следит боцман.

– Ой, дядя Кузя, наш клипер замедлил ход. Паруса обвисли…

ВИДЫ УЗЛОВ



– Вот так неудача. Случилось самое неприятное для парусника – утих ветер.

– Теперь «Тайпинг» проиграет гонку?

– Нет, выиграет. Но пока и он, и его соперники застыли на месте в ожидании ветра.

– Надолго?

– Неизвестно.

– Нет, на ветер полагаться нельзя. Нужно что‑то придумать.

– Именно так и решил американский изобретатель Роберт Фултон. И создал один из первых пароходов – корабль, который практически не зависел от ветра и двигался при помощи пара. Называлось судно «Клермонт». Это был первый коммерческий пароход. На него‑то мы сейчас и отправимся. Итак… Начало XIX века, река Миссисипи, пароход «Клермонт».

 

Задание

Штиль! Корабль, который вёз продукты, не может идти вперёд. Пока товар не испортился, бери его, ложись на ковёр и плыви на сушу! Попробуй разные стили плавания, чтобы стать самым быстрым пловцом.

Пароходы. Как они плавали по морям и океанам?


– Вот мы и на пароходе, Чевостик!

– Он больше похож на обычный парусник: такой же деревянный, две мачты на палубе, даже паруса есть, хотя они меньше, чем мы видели. А между мачтами высокая труба. Из неё идёт густой чёрный дым. Пароход по воде плывёт, а по бокам у него вертятся два колеса.

– Они не просто вертятся. Обрати внимание на лопасти.

– Как у вёсел! Только в колёсах «Клермонта» лопастей много. Они закреплены, как спицы в колесе телеги. Колёса крутятся – лопасти загребают воду. Дядя Кузя, а что вращает колёса?

– Пар.

– А как?

– Помнишь, мы говорили о том, как пар заставляет двигаться вверх‑вниз крышку чайника?

– Да… Но ведь здесь колёса крутятся, а не прыгают, как крышка?!

– На корабле есть специальный механизм, который давление пара преобразует во вращение.

– А откуда берётся пар?

– В него превращается вода, когда она кипит. Вспомни чайник. В паровой машине, которая находится под палубой, происходит то же самое.

– А давай туда спустимся, здесь как раз трап есть.

– Молодец, правильно запомнил! Спускаемся.

– Вот и паровая машина.

– Эта громадина?! Ну и ну! Да она размером с комнату! Какая странная: много труб и трубочек, цилиндр и большой железный сундук в придачу.

– Это паровой котёл.

– И в нём – печка!

– В топку постоянно подбрасывают уголь, чтобы горел огонь и грелась вода. Чёрный дым, который ты заметил, как только мы попали на борт «Клермонта», образуется при сгорании угля в топке.

КАК УСТРОЕН ПАРОХОД

КАК УСТРОЕНА ПАРОВАЯ МАШИНА


 

– Ну и интересно же этот первый пароход устроен!

– Да, малыш! Нужно ещё сказать, что, для того чтобы пароход двигался без остановки, вода в его котле должна кипеть непрерывно. Для этого на корабле запасли столько угля, сколько требуется на всё время плавания.

– Получается, чем дальше плыть, тем больше нужно угля. А если он вдруг закончится посреди пути?

– Тогда паровая машина остановится. На этот случай, как и на случай поломки паровой машины, пароходы до середины XIX века оснащали мачтами и парусами, чтобы можно было дойти до порта.

– Тогда бы уж и вёсла брали. Мне на «Клермонте» не очень нравится. Он медленный. Клипер был гораздо быстрее.

– Чевостик, это же первые пароходы. Пройдёт время – и паровые машины станут более мощными, тогда и скорость увеличится.

– Дядя Кузя, а почему «Клермонт» деревянный? Тут ведь топка, огонь. По‑моему, это очень опасно.

– Многие столетия дерево было главным материалом в кораблестроении. Только во второй половине XIX века его заменило железо.

– Ну и правильно! Железный корабль‑то прочнее.

– И ему под силу такое, с чем деревянный никогда бы не справился.

– Это что же?

– Например, железный корабль способен пробить путь во льдах.

– А зачем? Можно просто подождать. Придёт лето, и лёд растает.

– Так бывает не всегда и не везде. Северные берега России омывает очень холодный Северный Ледовитый океан. Бо льшая его часть круглый год покрыта льдом. Пройти сквозь огромную толщу льда под силу только ледоколу.

– Если так, то конечно… Только не очень понятно, как у корабля получается лёд ломать.

– Хочешь узнать? Тогда не будем медлить. Отправляемся в плавание на одном из первых ледоколов. Это советский ледокол «Красин».

– А почему он советский?

– Потому что в то время наша страна называлась Советский Союз. Набираю: начало ХХ века, Северный Ледовитый океан, ледокол «Красин».

 

Задание

Пора устроить настоящее сражение! Предложи родителям сыграть в «Морской бой». Для этого приготовь два листочка в клеточку и две ручки. А родители расскажут тебе, где лучше разместить свои корабли и как подбить вражеские.

Ледоколы. Как они прорубают лёд?


 

– Это и есть ледокол «Красин»? Он весь железный: и борта, и даже мачты! Между мачтами – две высокие трубы, из которых валит дым, как на «Клермонте».

– «Красин» тоже пароход.

– Тогда где у него гребные колёса?

– Со времён «Клермонта» прошло много лет. Колёса уже не используют. «Красин» приводят в движение гребные винты с лопастями. Они находятся под водой – под кормой судна. Винты вращаются, потому что их крутят мощные паровые двигатели. Пар создают сразу несколько котлов. Больше полусотни кочегаров день и ночь кидают уголь в топки, чтобы ледокол шёл без остановок.

– А куда «Красин» торопится?

– Выручать из беды путешественников – членов экспедиции Умберто Но биле, которые решили покорить Северный полюс на дирижабле.

– На дири‑крабле‑жабле?

– Ну ты и выдумщик, Чевостик! На ди‑ри‑жабле. «Дирижабль» по‑французски означает «управляемый», так же называют и летательный аппарат. Он похож на воздушный шар, только не круглый, а вытянутый, как дыня, и очень большой. Оболочку дирижабля заполняют газом, который легче воздуха, и летательный аппарат поднимается вверх. Снизу к ней прикреплена кабинка для пассажиров – она называется «гондола». В такой кабинке итальянские путешественники и летели на Северный полюс.

– А что с ними случилось?

– Их дирижабль потерпел крушение. Путешественники оказались посреди огромной ледяной пустыни. Люди послали сигнал бедствия по радио. Этот сигнал услышали, и ледокол «Красин» отправился на помощь.

– Ему нужно обязательно успеть! Ой‑ой‑ой, дядя Кузя, беда! «Красин» из воды на лёд носом выполз! Теперь ему самому помощь нужна.

– Не волнуйся, Чевостик! Как раз сейчас корабль займётся своим главным делом – будет колоть лёд.

– Лёжа на льдине?!

– Он специально на неё выполз, чтобы льдина проломилась под его тяжестью.

 


– А если не получится?

– На этот случай у ледокола в носовой и кормовой частях имеются большие цистерны, они называются «танки».

– Это что такое?

– Ёмкости для хранения и перевозки различных жидкостей. Проще говоря, огромные бочки.

– И зачем они ледоколу?

– Если льдина не сломается сразу, под тяжестью самого судна, то носовую цистерну заполнят водой. От этого вес ледокола станет ещё больше, и тогда льдина точно не выдержит.

– А эта не сломалась. Ой, «Красин» назад в воду сползает. И как это ему удаётся?

– Воду из носовой цистерны выкачивают и заполняют ею кормовую цистерну. Из‑за этого ледокол и сползает с льдины. Но потом «Красин» разгонится и повторит попытку.

– Правильно, нельзя сдаваться! А вот сейчас мы и увидим вторую попытку. Ого! Получилось: лёд треснул! Перед ледоколом высвободилась полоса воды. Теперь «Красин» может продвинуться вперёд. Правда, совсем немного, потому что дальше снова ледяное поле. Дядя Кузя, а «Красин» сможет его пройти?

– Сможет, Чевостик. С огромным трудом он пробьётся через льды, спасёт уцелевших путешественников, доставит их на землю. И станет нашим самым знаменитым ледоколом.

– А что потом станет с «Красиным»?

– Этот ледокол будет без устали трудиться ещё много лет – прокладывать путь судам, освобождать людей и корабли из ледового плена, участвовать в научных экспедициях. «Красин» продолжит работу даже тогда, когда появятся более мощные и современные корабли.

– Ух ты, а мы на современном корабле ещё не были.

– Ну тогда снова отправляемся в путь. Набираю: наше время, Атлантический океан, пассажирский лайнер.

Задание

В неглубокой тарелке заморозь воду. У тебя получилась настоящая льдина! Чтобы вынуть её, полей тарелку с обратной стороны тёплой водой. Положи льдину в таз и попробуй её расколоть. Для этого можешь использовать самые разные предметы.

Круизный лайнер. Плавучие города

– Какой огромный корабль! Он похож на многоэтажный плавучий дом. У него столько палуб, а на них и спортивные площадки, и бассейн!

– А внутри есть и магазины, и спортзалы, и кинотеатр, и, конечно же, много удобных кают для пассажиров: на корабле их может быть больше тысячи.

– Ого! Дядя Кузя, какая же нужна сила, чтобы такая махина поплыла!

– Могучая, Чевостик! Лайнер двигают сразу несколько гребных винтов, вращаться их заставляют огромные электромоторы. А электричество вырабатывают генераторы – их крутят очень мощные дизельные двигатели.

– А почему дизельные?

– Потому что так называется двигатель определённого типа, работающий на дизельном топливе. Его придумал Рудольф Дизель, немецкий инженер и изобретатель. Такое топливо получают из нефти. А назвали его по названию двигателя. Эти двигатели ещё известны как двигатели внутреннего сгорания.

– А почему внутреннего сгорания?

– Давай разберёмся. Помнишь первый пароход? У него был котёл, где получался пар, который вращал гребные колёса.

– Да, там ещё имелась топка, где огонь горел.

– И это было очень неудобно и нерационально. Чтобы избавиться от топки и котла, изобрели двигатель, где топливо сгорает прямо внутри – в специально устроенных камерах‑цилиндрах. При сгорании топлива в цилиндрах образуются горячие газы. Они‑то и выполняют ту работу, которую в паровой машине делал пар. Вот такой двигатель и называют двигателем внутреннего сгорания.

– Так вот почему на корабле нет такой дымящейся трубы. Океанский лайнер беленький, чистенький. Дядя Кузя, а где у этого корабля капитан?

– В рулевой рубке.

– А что это такое?

– Помещение, из которого управляют кораблём. Сейчас мы туда заглянем.

КРУИЗНЫЙ ЛАЙНЕР В РАЗРЕЗЕ


– Оказывается, рулевая рубка – это большая комната с широким окном – на целых три стены. Отсюда просматривается всё: и океан, и палубы внизу, и нос корабля. А где же штурвал? Почему я его не вижу?

– Штурвала тут уже нет, Чевостик. Управлять им легко, в этом людям помогают машины. Вместо штурвала здесь компьютеры. Всё делают кнопки и джойстики. Современному рулевому не обязательно иметь большую физическую силу, но он должен уметь обращаться с корабельной техникой, а для этого нужно много учиться.

– Ещё бы, здесь столько разных приборов! Одни мигают, другие светятся, третьи показывают какие‑то цифры…

– Приборы следят за работой двигателя и прочих судовых машин; сообщают об изменениях погоды; измеряют скорость корабля и глубину моря. А вот этот прибор – радар – наблюдает за тем, что происходит вокруг корабля, например на каком расстоянии проплывают встречные суда.


– А компас здесь есть?

– Конечно. И даже не один. Но в наше время ориентироваться помогают в основном другие навигационные приборы. Они получают сигналы о положении корабля от космических спутников, а потом компьютер определяет точный курс.

– Дядя Кузя, а почему рулевой перестал рулить? Что же это он от пульта отошёл?!

– Не волнуйся, он просто включил авторулевой. Сейчас этот прибор сам, без вмешательства человека, ведёт корабль по заданному курсу.

– Ну и чудеса!

– Нет, Чевостик, никаких чудес здесь нет. Все эти умные приборы создали люди.

– Как же мне нравится быть на этом корабле! Солнышко почти касается воды, и кажется, что мы к нему идём.

– А ведь и правда, солнце садится, вот‑вот стемнеет. Пора нам, Чевостик, домой возвращаться. Выключаю времяскок!

Задание

Ура! Ты стал капитаном, а твоя квартира – это пассажирский лайнер, ведь здесь есть и каюта, и рулевая рубка, и ресторан. Кто будут твоими первыми пассажирами? Проведи им экскурсию по кораблю, расскажи, куда вы направляетесь, и скорее в путь!

Вот мы и дома!


– Ну и путешествие сегодня было! Начали мы его на борту маленькой триеры, а закончили на лайнере, который как целый город на воде. Там всё делается само, только кнопки нажимай.

– Я бы сказал, не само, а автоматически. Но чтобы добиться этого, понадобился долгий и упорный труд людей. Им приходилось постоянно совершенствовать свои знания, очень много работать.

– И ещё всё время изобретать что‑то новое. А знаешь, что я в этом путешествии понял?

– Что, малыш?

– Если хочешь, чтобы рукам было легче, нужно хорошенько поработать головой.

Отгадайте рассказ-загадку, о каком полезном ископаемом говорится.

 

 


Каменный уголь


Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Что это за полезное ископаемое?
По каким свойствам ты узнал каменный уголь?

(Каменный уголь чёрного цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий. Основное его свойство-горючесть. каменным углём отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства. На карте обозначается  чёрным квадратом).

 

 


Гранит


Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
О каком полезном ископаемом идёт речь?
Какими свойствами отличается гранит? 

(Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро.  Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата).

 

 

 


Нефть

 

Я образовалась много миллионов лет назад из остатков растений и животных. Скучно и грустно мне жилось глубоко под землей, пока не освободили меня из заточения люди. У меня резкий запах, я густая маслянистая жидкость. Я теперь приношу много пользы.     

1. Отгадайте тему нашего урока из набора букв.

 

ПЕЛЕЗОНЫ ИКОМПАЕСЫЕ

 

2. Отгадайте загадки.

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям -надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

 

 

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

 

 

3.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

 

 

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

 

 

5.Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

 

 

6. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

 

 

7.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

 

 

8.Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

 

 

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

 

 

10.Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь)

 

 

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.

- Как назвать все эти отгадки?

 

 

 

3. Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.

Дети формулируют понятие полезные ископаемые

 

 

 

4. Работа учащихся с текстом «Инсерт».

-Читая текст в учебнике, делайте на полях пометки:

«V» - я уже знал эти сведения;

«+» — новая информация;

«?» - я это не понял, у меня возник вопрос;

«-» - я думал иначе.

 

 

5. Фронтальный опрос.

- Что нового вы узнали о полезных ископаемых?

- О чем вы думали по - другому?

- С какими сведениями вы не согласны?

- Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

(вопросы записываются на доске)

 

 

6. Исправление кластера, его дополнение.

- Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер? (Кластер исправляется в группах и на доске.)

- Сегодня мы говорили о полезных ископаемых. Их добычи.

- Что же нового вы узнали?

- Чему удивились?

- О чем хотели бы узнать?

Учащиеся подводят итог урока.

 

 

7. Напишите синквейн на тему «Ископаемые»:

1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);

2-я строка - описание темы (2 прилагательных);

3-я строка - действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка - повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

Ископаемые

Полезные, нужные.

Находят, добывают, используют.

Необходимы человеку во все времена.

Недра.

 

 

 

 

Комплекс упражнений на тему «Определение основных физических свойств полезных ископаемых»

 

1. Работа по карточкам

Нужно показывать карточки, какая это горная порода. Если твердая - поднимете синие сигнальные карточки, если жидкие - оранжевые, а если газообразные - желтые.

1. Покрывают им дороги, Улицы в селении. А еще он есть в цементе. Сам он - удобрение. (Известняк)

2. Он очень прочен и упруг; Строителям надежный друг; Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)

3. На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

4. Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть)

5. Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. (Глина)

6. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе.   Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

 

 

2. Работа в парах.

Практическая работа учащихся. Использование частично-поискового метода. Работа в парах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств. 

Таблица: Свойства полезных ископаемых

1 пара 

2 пара 

3 пара 

 

 

 

3. Расскажи по таблице о свойствах гранита

Дети рассказывают о свойствах гранита.

 

 

 

4. Практическая работа

Каждая группа получит планы изучения свойств глины и песка. Результаты проведенных опытов записываете в тетрадь для самостоятельных работ, упражнение № 6. (самостоятельная практическая работа учащихся)

Охарактеризуйте полезное ископаемое и выберите правильный ответ.

Торф.

Легкий, впитывает воду, хорошо горит.

Служит для удобрения полей, отапливания.

Образуется из остатков растений на болотах.

 

Нефть.

Главное свойство-горючесть.

Получают бензин, керосин, машинное масло.

Предполагают, что это полезное ископаемое образовалась из остатков водорослей и мельчайших растений и животных, ее можно найти у подножия холмов, по берегам рек.

 

Известняк.

Плотный камень, тяжелее воды.

Используется в строительстве, в качестве удобрения; мел используют в школе.

Во многих местах по обрывистым берегам рек можно найти беловато-серый камень.

 

Железная руда.

Тяжелая, очень прочная, важное свойство-плавкость.

Выплавляют сталь, а из нее делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин.

В некоторых местах залегают неглубоко, а в других роют глубокие шахты.

 

Глина.

Это Полезное ископаемое серого (оранжевого) цвета, непрозрачная, вязкая, тяжелее воды, плохо пропускает воду.

Изготавливают кирпичи для строительства, посуду из фарфора.

Залегают неглубоко, добывают открытым способом, в карьерах.

 

 

5. Найдите свойства полезных ископаемых.

На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных и полезных ископаемых.

1. Горючее;

2. Твердое;

3. Жидкость;

4. Тяжелее воды;

5. Черного цвета;

6. Желтого цвета;

7. Хрупкое;

8. Имеет запах;

9. Хорошо пропускает воду;

10. Сыпучее;

11. Легче воды;

12. Газообразное;

13. Белого цвета ;

14. Способно плавиться;

15. Пластичное;

16. Плохо пропускает воду;

17. Коричневого или белого цвета

Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант – свойства нефти и глины. Выполненная работа имеет следующий вид:

I вариант

Каменный уголь: 1, 4, 5, 7.

Песок: 2, 4, 6, 10.

II вариант

Нефть: 1, 3, 8, 11.

Глина: 4, 15, 16, 17.

 

 

 

 

Комплекс упражнений "Кладовые Земли"

 

1. Игра с буквами.

– Чтобы узнать, какое полезное ископаемое будем исследовать, давайте соберем его название из букв. (На магнитной доске буквы в свободном порядке. Дети собирают из букв слова.)

– Теперь более конкретно сформулируйте тему исследования. (Каменный уголь)

Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.
- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством.
– Все ли свойства полезных ископаемых мы знаем и можем назвать?

– Поставьте цель исследования. (изучить свойства каменного угля, его применение в экономике).

 

 

2. Работа со словарем.

Что означает слово «месторождение» узнайте из словаря (Поиск и ответ детей).

Зачем нужно заниматься разведкой месторождений?

 

 

3. Какое слово лишнее?

ПЕСОК ГЕОЛОГ ПОЧВА
ГРАНИТ ВОДА УГОЛЬ
– Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? Какое слово лишнее? (геолог)

 

 

4. Исследование.

Итак, мы начинаем работу нашей лаборатории по исследованию каменного угля. Для этого вам необходимо разбиться на группы исследователей. У каждой группы есть «Лист юных исследователей» для записи наших с вами исследований.

 

Практическая работа

Название полезного ископаемого________________________
Твердое или жидкое _________ _________________________
Цвет ________________________________________________
Запах________________________________________________
Твердое или рыхлое (или пластичное)____________________
Тяжелее, легче воды ___________________________________
Горючее или негорючее ________________________________
Растворимость_________________________________________
Другие свойства_______________________________________
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)_______________________________________

 

 

5. Работа с текстом учебника.

Текст для исследования

Задание:
1. Прочитать текст
2. Ответить на вопросы

- Для самых разных нужд человека необходимо топливо.
- Какие виды топлива вы знаете?
- Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
- Почему сейчас не отапливают древесиной?
- Что заменило дрова?

 

6. Найдите и подчеркните в тексте продукты, которые получают из угля.

 

 

 

Комплекс упражнений на тему «Горючие полезные ископаемые. Кто открывает и добывает полезные ископаемые»

 

1. Выполни тест.

1.Выбери верное утверждение:

А) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин  и поверхности земли.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

А) Гранит

Б) Рубин

В) Руда

3. Металлы – это:

А) Соль, агат, базальт

Б) Медь, алюминий, железо, олово

В) Известняк, глина, песок.

4. Из железной руды получают:

А) Чугун, сталь

Б) Алюминий, гранит

В) Бриллиант, малахит.

5. Крупнейшие месторождения железной руды:

А) Москва, Тула

Б) Уфа, Рязань

В) Магнитогорск, Курск

 

 

 

2. Творческое задание.

- Какие пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека. (лучшие работы оценить)

 

 

3. Угадайте профессию человека из набора букв.

Профессия людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых. 

 

ГОГЛОЕ

 

3. Где и что добывают? Заполните таблицу.

Карьеры

глина 

известняк


Шахты

каменный уголь


Скважины

нефть 

газ 

4. Ответьте на вопросы:

- Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?

- Какие виды топлива ты знаешь?

- Как получают материалы? Где и используют?

- Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.

 

 

5. Физкультминутка.

Мы геологами станем?
Да? – да! (хлопок над головой)
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами)
Ее не проплывешь («плывут»)
Ее не пролетишь («крылья»)
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой)

 

 

6. Какое слово лишнее?

ПЕСОК ГЕОЛОГ ПОЧВА
ГРАНИТ ВОДА УГОЛЬ
– Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? (геолог)
Докажите почему?
Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

 

 

7. Мини - доклады учащихся.

Что такое НЕФТЬ?

 

 

8. Опрос учащихся по докладу.

- Что такое нефть?

- Для чего он используеся?

- Кто его добывает?

- Как его добывают?

 

 

9. Исследование нефти.

Цвет_______________________

Запах______________________

Растворимость_______________

Для чего используют__________

 

 

 

 

Комплекс упражнений на тему «Использование полезных ископаемых человеком и их охрана»

 

1. Составление схемы.

- Что же такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые

Необходимые, нужные доставать, извлекать

 

 

2. Тест «Полезные ископаемые»

1. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Из него делают металл. 

железная руда; 

известняк; 

кварц. 

2. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т. д. 

пластилин; 

глина; 

песок. 

3. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? 

природный газ; 

нефть; 

уголь. 

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? 

врачи; 

геологи; 

строители. 

5. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? 

мрамор, гранит; 

природный газ, нефть; 

золото. 

 

3. Фронтальный опрос. Создание проблемной ситуации.

Предположите в группе, что произойдет, если исчезнет полезное ископаемое, о котором вы рассказывали!!!

- А что бы вы смогли сделать для охраны природных полезных ископаемых?

 

 

4. Практическая работа (по группам).

1 группа – обращение к людям «Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.»

2 группа – синквеин «Полезные ископаемые»

3 группа – нарисовать плакат – призыв « Охрана полезных ископаемых.

 

 

5. Работа с иллюстрациями.

Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

- Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

- Когда человек спускается в шахту.

- Как вы думаете, почему?

 

6. Работа с текстом и его обсуждение.

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

 

 

 

Контрольная работа

Тест по теме «Полезные ископаемые»

1. Кто создал горные породы?

а) люди;

б) природа;

в) животные.

2. Какие бывают горные породы?

а) твердые, жидкие и газообразные;

б) твердые и жидкие;

в) твердые и газообразные.

3. Горные породы - это..

А) вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами;

Б) вещества, которые люди добывают из разных слоев Земли

4. Горная порода, состоящая из отдельных частиц, крепко соединенных  между собой. Бывает разного цвета, не имеет запаха, не пропускает воду, тяжелая и очень прочная. Это…

А) глина

Б) гранит

В) известняк

5. Горная порода, состоящая из отдельных частиц, не соединенных между собой. Бывает разного цвета, не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч. Это…

А) глина

Б) песок

В) известняк

6. Запиши примеры видов горных пород

1)Плотные:______________________________________________ 

2)Жидкие:________________________________________________

4)Рыхлые:________________________________________________

7. Полезными ископаемыми называют…

А) горные породы Земли.

Б) горные породы, которые добывают из глубины земли и используют для нужд человека.

8. Месторождения – это…

А) места залегания полезных ископаемых;

Б) место, где добывают  полезные ископаемые.

9. Как нужно относиться к полезным ископаемым?

а) экономно;

б) бережно и экономно;

в) уничтожать.

10. Назови горючие полезные ископаемые____________________________

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют "полезными ископаемыми"? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так, непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. 
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. 
Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. 
Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь 

 


Полезные ископаемые делятся на 3 группы:

горючие (нефть, газ, уголь);

рудные (из них получают металлы);

строительные (песок, камень, они применяются в строительстве).

Большое скопление полезных ископаемых в земле называют месторождением.

 

 

Название пол. ископаемого 

Свойства 

Способы добычи 

Применение 

Гранит

Прочный, тяжёлый, хорошо полируется.

Открытый способ добычи и закрытый (в шахтах)

Применяют в строительстве набережных рек, станций метро, памятников.

Известняк

Прочный камень белого цвета, мел – менее прочный.

Открытым способом – в карьерах.

Используют в строительстве, делают побелку, зубной порошок.

Каменный уголь

Горючий, твёрдый, но хрупкий.

Добывают в шахтах и карьерах.

Используют как топливо. Кокс используют при выплавке стали, чугуна.

Торф

Горючий, лёгкий, рыхлый непрочный.

Открытым способом, на дне болот.

Используют как удобрение, хорошо горит – топливо.

Нефть

Горючая, жидкая, тёмного цвета, с резким запахом.

Бурят скважины.

Жидкое топливо. Получают бензин, керосин, вазелин, краски, пластмассы.

Песок

Сыпучий, образовался при разрушении гранита.

Открытым способом – в карьерах.

Используется в строительстве, в производстве стекла.

Глина

Пластичная, твёрдая.

Открытым способом – в карьерах.

Применяют в строительстве, гончарном деле.

Природный газ

Бесцветный, лёгкий, газообразный.

Закрытый способ. Скважины.

Хорошее топливо.Получают пластмассы, каучук.

Железная руда

Тяжёлая, прочная, твёрдая, главное свойство – плавкость. Цвет: чёрная, бурая.

Открытый способ и закрытый, роют шахты.

Выплавляют чугун, а из чугуна – сталь. В машиностроении, ножи, вилки, и т.д.

Если утверждение верно, то обучающиеся ставят «+», если нет «-».

Карточки позволяют сэкономить время и оценить большое количество детей на уроке.

Черноморское побережье Кавказа.

Высокие горы ограждают от ветров.

Солнце высоко над горизонтом.

Длинная и холодная зима.

Море испаряет много воды.

Вечнозеленые лиственные растения.

Выращивают кусты чая, лимоны.

Почвы очень бедные.

Почвы поразительно плодородны.

В парках растут олеандры, кипарисы.

Очень много здравниц, санаториев.

Бамбук за сутки вырастает на 0,5 м.

Карликовые березки.

Жара и обилие дождей с моря.

Пышная растительность.

К северу от степей.

Сильная засуха летом.

Песчаная осока, верблюжья колючка.

Большая часть – тайга.

Возделывают поля, выращивают фрукты.

Пустыни (жаркие).

Берега Северного Ледовитого океана.

По берегам Каспийского моря.

Верблюжья колючка, глинистая пустыня.

Растения с коротким корнем.

На орошаемых землях есть поля, сады.

Очень жаркое, засушливое лето.

Люди занимаются оленеводством.

Широколиственные леса.

Два хозяина – солнце и ветер.

Полынь, солянка, корсак, сайгак.

Можно испечь яйцо в песке.

Мох ягель – корм для оленей.

Пышная растительность.

Выпадают обильные дожди.

Песец, белый медведь, тюлень.

Люди занимаются заготовкой леса.

Вечные ледяные глыбы.

Верблюды – караваны пустыней.

Люди здесь не живут.

Лесная зона.

Наш край находится в зоне лесов.

Хвойные и лиственные леса.

Тайга – это лиственные леса.

Тайга – это хвойные леса.

Достаточно много влаги.

Мандариновые и апельсиновые деревья.

Сосна, дуб, ель, береза, ясень.

В лесах есть этажи.

Выращивают кусты чая, лимоны.

Птицы откладывают яйца на скалах.

Растения и животные очень разнообразны.

Лес – дом для растений, животных, грибов.

Почва – вечная мерзлота.

Жень-шень, гриб-баран, жук-олень, зубр.

Баргузинский заповедник на озере Байкал.

Вся территория России – сплошные леса.

Деревья, кустарники, ягоды, цветы.

Майник, калина, кислица, брусника.

Волк, медведь, заяц, лиса.

Тундра.

Юг лесной зоны.

Берега Северного Ледовитого океана.

Карликовая березка, полярная ива.

Длинное жаркое лето.

Многолетняя вечная мерзлота.

Низкорослые растения.

Выращивают помидоры, дыни, арбузы.

Мох ягель – корм для оленей.

Корни растений залегают глубоко.

Пастухи – оленеводы.

Морошка, брусника, голубика.

В тундре не живут люди.

Природные условия суровы.

Густая шерсть у животных.

Можно испечь яйцо в песке.

Самый большой город тундры – Норильск.

Дубы, клены, ясени.

Высокие горы и теплое море.

Олень, песец, росомаха.

Степи.

К северу от лесной зоны.

К югу от лесной зоны.

Много солнца, жаркое лето, короткая зима.

У растений очень короткие корни.

Животные – хорошие бегуны.

Песец, белый медведь, тюлень.

Суслики, хомяки, полевки.

Большая птица дрофа.

Занимаются оленеводством.

Выращивают кукурузу, подсолнечник.

Труженики полей борются с засухой.

Выпадают обильные дожди.

Степь – основной поставщик хлеба.

Мало осадков, сильные ветры – суховеи.

Сахара, Каракумы.

Степь – открытое место.

Птицы откладывают яйца на деревьях.

Занимаются земледелием.

На бахчах зреют арбузы, дыни.

Изучаем страны Европы

В самолете мы сидим,

Всю Европу облетим,

Поглядим с тобой сейчас,

Что на западе у нас.

Вот во Франции, в Париже,

Башня всех построек выше!

А в Германии, в Берлине,

Замечательный зверинец.

Город Берн в горах Швейцарии

На реке стоит Ааре.

Люди в Бельгии, в Брюсселе,

Кружева плести умели.

А в Британии, без спора,

Лондон — самый главный город.

Дальше — в Нидерланды,

там Ветер сушит Амстердам.

Вот на запад поглядели

И на север полетели.

Датский город Копенгаген

Девочкой-русалкой славен.

В Швеции Стокгольм-столица

В воды Балтики глядится.

Город Хельсинки у финнов

Возле моря лег в низинах.

Корабли норвежцев рослых

Приплывают в город Осло.

Время быстрое бежит,

На восток наш путь лежит.

Велика страна Россия,

В ней Москва всего красивей.

Вся Румыния гордится

Бухарестом как столицей.

В Польше город величавый

Называется Варшавой.

А в Болгарии, в Софии,

Храм Премудрости — Софии.

Помнят в Чехии и в Праге

Астронома Тихо Браге.

Будапешт венгерский, знай,

В голубой глядит Дунай.

А австрийцы непременно

Слушать песни едут в Вену.

Чтобы нам закончить круг,

Направляемся на юг.

Над Италией парим,

Видим вечный город Рим.

В теплой Греции, в Афинах,

Много статуй есть старинных.

Португалец, тот влюблен

В свой портовый Лиссабон.

А в Испании — Мадрид

В центре всей страны стоит.

 

Следующее стихотворение помогает запомнить континенты и части света.

При прочтении всех географических стихов нужно использовать карту. И показывать страны, континента, части света.

 

Я летаю как пилот

У меня есть самолёт

Полечу вокруг земли

Столько знаний впереди!

Континенты повидаю,

Части света посчитаю.

Подскажите мне, друзья,

Вдруг не так считаю я?

Ледяная Антарктида-

Нам её совсем не видно (показываем Антарктиду)

А вот Африка к нам ближе,

Я её почти что вижу (показываем Африку)

А где я сейчас сижу

И на весь я мир гляжу?

Правда, с помощью фантазии

Наблюдаю из Евразии (Показываем Евразию и город, где сейчас находится ребенок)

-Это континент - Евразия

-Но ведь есть Европа, Азия?

-Вам не нужно и совета-

Вы назвали части света. (Показываем отдельно Европу и Азию)

А с Америкой, друзья,

Помудрей, считаю я:

Разобщенно север, юг-

Континентами зовут (показываем отдельно Северную и Южную Америку)

Если их соединить-

Частью света будет слыть. (Показываем часть света - Америку)

И часть света, и страна

Даже континент она-

Для всего одно название.

Отличилась так Австралия (указываем на Австралию)

Покружим и полетаем

Всё в итоге посчитаем:

Шесть одних и шесть других-

И вот так закончим стих.

Океаны

На нашей Земле океанов –

Четыре:

ИНДИЙСКИЙ –

Самый соленый в мире,

Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ

Славен сельдями,

ЛЕДОВИТЫЙ

Все время спит подо льдами,

А ТИХИЙ,

Конечно же, вовсе не тихий –

А буйный, глубокий и самый великий!

Земля или Вода

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть...

Но странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться – Вода!

Климатические пояса

Ах, как же прекрасна наша планета!

Вот – белая лента,

Вот – синего цвета,

А вот голубеет под ней полоса...

Земля в разноцветные ленты одета,

Точней – в КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА.

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,

Вы сразу ПОЛЯРНЫЙ увидите пояс.

А что означает пояс ПОЛЯРНЫЙ?

Там климат суровый и жутко коварный:

Холодные ветры летят как ножи,

И мерзнут медведи, и даже моржи.

Чуть ниже – пояс УМЕРЕННЫЙ,

И климат в нем тоже нужный:

Не то чтобы очень северный,

Но и не так, чтобы южный.

Еще ниже – пояс ТРОПИЧЕСКИЙ.

Там даже зимою тепло,

И снег видят люди, практически,

Не чаще, чем НЛО.

А в поясе ЭКВАТОРИАЛЬНОМ,

Самом жарком из поясов,

Все ходят в костюме купальном,

А дети и без трусов!

Зачем же наш глобус так разрисован,

Располосован

И распоясован?

Зачем? –

Чтобы было ясней для народа,

Где климат какой,

И какая природа!

Поиск

 

Гимназисты

 

Блок "Поделиться"

РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.