Льва с незапамятных времен считают царем зверей: в Древнем Египте лев являлся эмблемой божественной и царской власти, у ассирийцев и греков он был неизменным спутником богинь, а у ранних христиан символизировал святых Марка и Иеронима, позднее даже самого Христа. Со временем львы стали неотъемлемым украшением гербов некоторых государств. Это животное олицетворяет собой величие и власть, его грозный, могучий рев вызывает трепет и страх у всех, кто его слышит.
Но известный английский путешественник Фредерик Селус считает, что у льва нет права носить гордый титул царя зверей: «Мне всегда казалось, что слово «величественный» для льва неподходящее, потому что днем у него обычно какой-то испуганный вид, который с этим понятием никак не сочетается. Он никогда не держит голову высоко, при ходьбе она у него опущена. Только если вблизи увидит человека, то поднимет голову, посмотрит на нарушителя спокойствия и потом опять свесит ее, зарычит и пойдет дальше. Если лев оказался загнанным в угол, он втягивает голову в плечи, рычит и бьет хвостом по бокам, все это выглядит страшно, но ничего величественного в этом нет».
Львов считают типично африканскими животными, хотя в древние времена они жили и в Европе, о чем свидетельствуют наскальные рисунки в пещерах Испании и раскопки в Греции. Когда-то огромные желтые кошки встречались и в западной части Азии, в Аравии и Индии. Сейчас в Индии львов практически не осталось.
Положение африканских царственных хищников пока несколько лучше, чем их собратьев в Индии, хотя сегодня большинство львов содержится в национальных парках. В природе львы живут большими семьями, так называемыми прайдами, состоящими из одного самца, нескольких самок и их детей. Иногда встречаются и более многочисленные семьи. Некоторые самцы свободно бродят по саванне, как правило, в пределах своих территорий, размеры которых прямо связаны с количеством животных, которыми лев способен обеспечить свое существование. Там, где пищи довольно много, территория бывает меньше, где же ее мало, владения весьма обширны, и львы ведут полукочевой образ жизни.
Состарившихся и больных животных прайд не охраняет. Скорее наоборот, повинуясь безжалостным законам борьбы за существование, он отвергает не очень ловкого и ослабевшего сородича. Одряхлевший лев, слабый и беззащитный, становится порой жертвой стаи гиен или просто погибает от голода.
Как и другие животные, львы обозначают границы своего участка запахами. Власть над своей землей самец утверждает устрашающим ревом, разносящимся на многие километры. Если все-таки какой-нибудь лев и забредет на чужую территорию, нередко завязывается бой не на жизнь, а на смерть.
Жизнь львиной семьи чрезвычайно интересна. Самец- вожак очень ласков и внимателен к малышам, поэтому те могут позволить себе почти все. Они едят первыми, на равных правах с теми, кто занимает самое главное положение в группе, тогда как взрослые молодые львы вынуждены ждать, пока подойдет их очередь. Малыши прыгают, забираются на взрослых, тянут их за уши, лазают по спине и больше всего любят играть с хвостом отца или матери.
Бывает так, что львиная семья ложится на отдых рядом с недоеденной добычей. Взрослые звери спокойно наслаждаются тишиной и сытостью, а малыши получают возможность поиграть. Львята, рыча друг на друга, пытаются оторвать кусок мяса от убитой антилопы, тут же между ними происходит потасовка под боком отдыхающего льва. Оба звереныша в пылу борьбы кусают старого льва, но тот только отворачивает голову, а один раз даже облизывает малышей. Когда же его терпение кончается, он встает, немного отходит в сторону и ложится на спину рядом с отдыхающей львицей, которая вскоре начинает созывать своих питомцев. Малыши оставляют растерзанную антилопу и подбегают к матери. Они нежно прикасаются к ее голове, и львица заботливо приводит их в порядок.
Через некоторое время появляется еще одна львица с тремя львятами чуть постарше. Гостья прежде всего дружески лижет голову большого самца, потом таким же образом приветствует львицу и ложится на траве. Все малыши попеременно сосут то одну, то другую маму, и через минуту уже невозможно разобрать, где чьи дети.
В сезон свадеб от львицы исходит особый запах, который служит сигналом для самцов. К ней спешно присоединяется взрослый лев, и они вместе уходят в уединенное место, куда-нибудь поближе к воде, где остаются вместе несколько дней. Все это время они не охотятся и почти ничего не едят, только обмениваются нежностями.
В Уганде, в национальном парке Рувензори, у львиных семей есть одна странная особенность: отдельные животные и целые семейные группы забираются на деревья, где отдыхают после охоты и проводят все время сна. Оказывается, у львов есть любимые деревья. У всех «львиных насестов» мощный короткий ствол и толстые ветви, растущие почти параллельно земле на высоте в несколько метров от нее.
Совсем маленькие львята никогда не поднимаются на деревья, а те, кто постарше, частенько взбираются по веткам, неуклюже и осторожно следуя за матерью. Львица никогда не затаскивает малыша наверх в пасти, как обычно она это делает, когда идет по земле. Чаще всего львы отдыхают на развилках ветвей, свесив лапы, или лежат, опираясь головой о ствол. Малышей, которые еще не умеют залезать на деревья, мать укладывает у его основания.
Львы, живущие в этом районе, не относятся к какой- то особой породе, их нельзя считать животными, жизнь которых протекает в основном на деревьях. Причин, по которым хищники забираются так высоко, несколько. Сытые львы не любят отдыхать на открытом пространстве, опасаясь пасущихся буйволов и слонов. В этих равнинных местах нет ни скал, ни высоких холмов, на которые крупные животные обычно не забираются и где львы могли бы спокойно отдохнуть. На деревьях эти в общем- то трусоватые кошки нашли единственное удобное место для отдыха после долгой охоты. Кроме того, кроны деревьев в дневную жару обеспечивают необходимую тень, и на высоте в несколько метров львов намного меньше, чем на земле, терзают насекомые. Большую часть дня в кронах деревьев ощущается ветерок, и отсюда хорошо видно все вокруг.
Если говорить об охотничьих способностях льва, то он убивает свою жертву сравнительно быстро. Большинство исследователей считает, что это происходит следующим образом: лев прыгает сбоку или сзади на спину жертве, хватает лапой за голову, перебрасывает назад и таким образом ломает шею. Схватка длится около 10 минут. Обычно способ охоты зависит от размеров животного и его агрессивности. Львы охотятся по-разному и в некоторых обстоятельствах помогают друг другу.
Раньше сильно преувеличивали скорость движения льва во время охоты. В действительности же он не может пробежать на большой скорости расстояние свыше 100 м, и если в это время он не сумеет схватить жертву, то отказывается от дальнейшего преследования. Взрослому хищнику в день необходимо около 18 кг мяса, но если охота была удачной, то он способен съесть гораздо больше и потом в течение нескольких дней лежать и переваривать пищу.
Лев охотится тогда, когда его вынуждает голод. Если еще что-нибудь остается от жертвы, то от новой охоты он отказывается. Взрослые самцы редко участвуют в охоте своей группы. Обычно охотятся львицы, но часто случается, что голодный самец съедает все сам и ничего не оставляет львицам и малышам. Но не стоит думать, что царь зверей лентяй и эгоист, живущий за счет членов своей семьи. Нет, это не так, просто у него в группе другая задача — не заниматься добычей пищи, а обеспечивать безопасность своего прайда. Он охраняет территорию, на которой львицы могут безопасно охотиться и им никто не препятствует.
В семье этих больших желтых кошек можно проследить разделение обязанностей между самцами и самками. Женская часть группы обеспечивает пищу и заботится о подрастающем поколении, а самцы гарантируют безопасность территории, часто ценой собственной жизни. У главы семейства должны быть силы для защиты, именно поэтому он получает право есть первым до полного насыщения.