logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Читать — это еще ничего не значит,

что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

К.Д. Ушинский

Типы заданий, позволяющих развивать и проверять умения работать с текстом

Задания множественного выбора:

выбор правильного ответа из предложен­ных вариантов;

определение вариантов утверждений, со­ответствующих / не соответствующих со­держанию текста / не имеющих отношения к тексту;

установление истинности / ложности ин­формации по отношению к содержанию текста.

Задания на соотнесение:

нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами пла­на, картинками, знаками, схемами, диаграм­мами и частями текста;

нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, кар­тинок, схем и т. п.;

соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синони­мов/ антонимов).

Задания на дополнение информации:

заполнение пропусков в тексте предложени­ями / несколькими словами/одним словом;

дополнение (завершение) предложений.

Задания «на перенос информации»:

заполнение таблиц на основе прочитанного;

дополнение таблиц / схем на основе прочи­танного.

Задания на восстановление деформирован­ного текста: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последова­тельности.

Задания с ответами на вопросы: могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимо­сти от цели и конкретного содержания вопро­сы можно разделить на три основные группы:

а) поиск и целенаправленное извлечение инфор­мации:

нахождение фактического материала — в основном вопросы «Кто (что)? Где? Когда? Что делал(а)?»;

определение темы;

выявление информации, явно не выра­женной в тексте;

б) обобщение и интерпретация содержания текста:

нахождение в тексте заданной информа­ции;

нахождение в тексте данных, иллюстри­рующих определенную мысль;  использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;

установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;

определение основной мысли (идеи) текста;

соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;

выяснение намерений автора текста;

интерпретация (комментирование) назва­ния текста;

формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте;

в)  оценка содержания и формы текста, рефлек­сия:

сопоставление содержания текста с соб­ственным мнением;

соотнесение информации текста с соб­ственным опытом;

оценка поступков (действий) героев текста;

обоснование своей точки зрения на осно­ве ранее известной информации и сведе­ний из текста;

оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;

определение назначения, роли иллюстра­ций;

 «предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности собы­тий.

 

 

Упражнения для формирования навыков смыслового чтения

«Мозговой штурм»

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Учитель обращается к ученикам с вопросом: «Какие ассоциации возникли  у вас, когда вы услышали тему?» и записывает все называемые ассоциации. Затем предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

«Заголовок»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

«Алфавит за круглым столом»

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

На предложенной карте алфавита учащиеся должны написать названия или авторов книг, которые связаны с темой текста. Далее следует обсуждение результатов.

«Глоссарий»

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

1.Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

2.После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам  и сравнивают их значение и употребление в тексте.

«Соревнуемся с писателем»

Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов антиципации.

Ученикам дается установка: «Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации». Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

«Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

1. Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас  есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу».

2.Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

«Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка».

«Ассоциативный куст»

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

«Прогнозирование по иллюстрации»

Цель: мотивирование читателя на прочтение книги.

Ученики рассматривают иллюстрации с высказыванием своих предположений о содержании текста.

«Чтение в парах – обобщение в парах»

Цель: формирование умений выделять  главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли:   докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

«Читаем и спрашиваем»

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует   выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов, коррекция.

 

«Дневник двойных записей»

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о   каких-то    фактах,    вызвали     какие- либо ассоциации; в правой – написать        лаконичный      комментарий: почему     именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

«Чтение с пометками»

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v

Знакомая информация

+

Новая информация

-

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

 «Составляем диафильм»

Цель: сопоставление иллюстрации с текстом, развитие творческих способностей.

1.Текст делится на части и распределяется между детьми.

2.Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись.

3.Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

«Восстанови текст»

Цель: развитие умения оценивать информацию и сопоставлять прочитанное.

Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику  (группе из 2-3 человек) в конверте. Можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

«Фантограммы»

(различные фантазии при работе с текстом)

Цель: развитие воображения, умения грамотно излагать свои мысли.

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие: герой, время года, место действия и др.; ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на них написаны 2-3 фразы (одни и те же); это начало рассказа; дальше каждый продолжает по-своему, затем рассказы записываются и определяются лучшие.

«Словоизвержение»

Цель: оценка активного словарного запаса ребенка, развитие словесно-образного мышления, воображения и умения выполнить задание за заданный период времени. 

В течение одной минуты (без остановок) ученик называет слова на заданную тему.


«Найди антоним / синоним»

Цель: развитие умения определять значение слов, грамотно излагать свои мысли, пополнять словарный запас.

По заданию учителя ученики называют антонимы (синонимы).

«Признак предмета»

Цель: объединение признаков предметов в одну группу, пополнение словарного запаса, развитие воображения.

Ученики называют предметы по их признакам.

«Учимся жонглировать словами»

Цель: развитие умения объединять слова в группы или категории, пополнение словарного запаса.

Ученики называют как можно больше слов, соответствующих заданной характеристике.

«Составь текст из предложений»

Цель: определение последовательности изложенных событий.

Ученики составляют маленькие рассказы, расставляя данные предложения в нужном порядке.

 «Дополни предложения словами»

Цель: пополнение словарного запаса, развитие умения грамотно строить предложения.

Ученики распространяют предложение, дополняя его новыми словами.

«Составь и запиши предложения по схемам»

Цель: развитие речевых способностей ребенка, расширение словарного запаса.

1.Учитель даёт готовую схему, например: «Кто? Что делает? Что? Чем?»

2.Ученики строят по одному алгоритму разные по содержанию предложения.

«Подбери слова, подходящие по смыслу»

Цель: формирование умения находить внутренний смысл абстрактных понятий, развитие логического запоминания.

1.Учитель даёт ряд слов.

2.Ученики к каждому слову подбирают слова, с которыми ассоциируется данное слово.

«Составь рассказ»

Цель: развитие речи, развитие творческих способностей.

1.Учитель даёт ряд слов, не связанных между собой по смыслу.

2.Ученик составляет рассказ, используя эти слова.

«Исправь ошибки - зачеркни лишнее слово»

Цель: развитие речи, словесно-логического мышления.

1.Учитель даёт предложения с речевой ошибкой. (Мой брат хочет быть военным солдатом.)

2.Ученики находят и зачёркивают в каждом предложении слово, без которого предложение и так будет осмысленным.    

 

 

 

   

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.