logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Одной из главных целей образовательной системы современной России в рамках реализации ФГОС второго поколения становится не передача учебной информации в виде ЗУНов, а формирование умения самостоятельно учиться, развитие значимых для этого компетентностей, достижение заявленных образовательных результатов – предметных, метапредметных и личностных. Это оказывается главным в процессе реализации деятельностного подхода, ориентированного на построение учебной деятельности учащихся в начальном звене школы. При этом целенаправленное формирование метапредметных компетентностей происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.

Важное обстоятельство, которое необходимо учитывать в связи с введением нового стандарта, касается психолого-педагогических компетентностей учителя. Очевидно, что эффективная реализация на практике провозглашенного в стандарте компетентностного подхода с метапредметными и личностными компетенциями в качестве важнейших результатов обучения в школе не будет успешной без понимания развития учащегося как главной цели обучения, без понимания того, что обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский), а развитие ребенка в школе происходит в процессе обучения, если оно организовано как совместная деятельность учащихся и учителя.

Таким образом, актуальной становится проблема изучения и оценки метапредметных компетентностей, определение критериев их сформированности у учащихся.

В связи с этим в гимназии №56 разработан для обучающихся 1- х классов диагностический курс “Наши первые шаги в школе”. Курс включает в себя различные занятия, направленные на успешное формирование позиции школьника, усвоения правил и норм школьной жизни, формирование навыков сотрудничества со сверстниками и педагогами.

Курс позволяет решить целый ряд диагностических задач:

определить состояние предпосылок учебной деятельности ребенка;

охарактеризовать уровень речевого развития детей;

изучить эмоциональную и мотивационно-потребностную сферу учащихся;

описать особенности самооценки детей;

оценивание метапредметных компетентностей.

Помимо традиционных занятий разработано содержание специально организованных событий (праздников, конкурсов, турниров и др.). Помимо решения общих диагностических задач в ходе события можно оценить метапредметные компетентности учащихся.

Приведем перечень разработанных нами событий:

Семейный праздник “Здравствуй, школа”

Игра-путешествие “В гостях у школьных принадлежностей”.

Устный журнал: “Ура! Приехал цирк”

Интерактивные игры: “Учимся сотрудничать”

Спортивный праздник: “Юные олимпийцы”

Творческая мастерская “Умелые ручки”

Музыкальная шкатулка

Художественная мастерская

Интеллектуальный турнир знатоков

Остановимся на некоторых событиях подробнее.

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ “УРА! ПРИЕХАЛ ЦИРК”.

Цель события: выявить уровень умения осуществлять информационный поиск, собирать и выделять главное из различных информационных источников и представлять его с помощью ИКТ.

Задачи:

Расширить представления учащихся о цирковых артистах и их деятельности.

Формировать способы получения информации в общении с другими людьми (родителями), при работе с книгой, интернетом.

Учить разными способами представления информации, в том числе с использованием ИКТ.

Подготовка к событию:

Детям вместе с родителями нужно собрать всю информацию о цирковых видах искусства, подобрать иллюстративный материал, подготовить рассказ.

Виды деятельности: поисково-исследовательская, коммуникативная.

Формы работы:

работа с книгой;

в сети internet;

беседа со взрослыми;

подготовленное устное выступление с использованием ИКТ.

Оцениваемые метапредметные компетентности.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА “УЧИМСЯ СОТРУДНИЧАТЬ”.

Цель: изучения способов общения и сотрудничества детей. Дети учатся решать возникшие проблемы путем переговоров.

Задачи:

Познакомить детей друг с другом

Изучить особенности взаимодействия детей в группе.

Подчеркнуть уникальность и значимость каждого ребенка.

Учить детей решать возникшие проблемы путем переговоров.

Виды деятельности: игровая, интерактивная

Формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оцениваемые метапредметные компетентности.

Аналогичным образом построены и другие события, проводимые в течение первых двух недель пребывания ребенка в школе. Оценивается не только сформированность/несформированность тех или иных компетентностей. Анализ происходящих событий позволяет выделить предпочтительные для учащегося виды деятельности, назвать оптимальные формы работы, определить способы эффективного взаимодействия педагога с учащимися, назвать приоритеты в содержании образовательной программы каждого ученика.

Опыт проведения названных событий показывает, что такие события, проводимые учителем класса, учителями-предметниками, специалистами (педагогами-психологами, учителями-логопедами) позволяют создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве школы, создать необходимые предпосылки для формирования классного коллектива, создать позитивное отношение к школе, настроить детей на успешное освоение способов взаимодействие с педагогами и сверстниками.

Были выделили следующие метапредметные компетентности: регулятивная, информационная, познавательная, коммуникативная. Для каждой компетентности выделено (в соответствии с ФГОС) пять критериев оценки. За каждый критерий выставляется оценка в 0-1 балл. Таким образом промежуток баллов за каждую компетентность – от 0 до 5 баллов. В ходе заполнения разработанного бланка происходит обобщение данных о состоянии метапредметных компетентностей учащихся, определяются возможности применения индивидуализированных педагогических технологий, разработки индивидуальных образовательных программ, отбора содержания образования. При введении электронного паспорта школы выделение приоритетных видов деятельности, форм работы и формулирование рекомендаций будет производиться в автоматическом режиме.

Результаты оценивания метапредметных компетентностей дают возможность учителю достаточно быстро включить более эффективные формы и методы работы в учебное занятие в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Они позволяют включить в содержание индивидуальной образовательной программы дополнительные компоненты. Например, при низком уровне развития коммуникативной компетентности психолого-педагогические рекомендации будут зависеть от причин, лежащих в основе выявленных специфических особенностей. Так, при нарушениях речевого и коммуникативного развития в содержание образовательной программы будут внесены занятия по развитию речевых умений. При этом формы работы с ребенком могут быть различными (логопедические занятия, социальное проектирование, коммуникативные тренинги и т.п.). Если причиной низкого уровня развития коммуникативной компетентности является неадекватная самооценка, ребенок может быть включен в группу психологической разгрузки.

Таким образом, проведение опытно-экспериментальной работы позволило сделать следующие выводы:

Средством диагностического изучения метапредметных компетентностей учащихся первых классов могут служить специально разработанные сценарии событий. При этом в каждом событии должны быть определены оцениваемые виды и формы деятельности.

Результаты, полученные при оценивание метапредметных компетентностей, позволяют проектировать индивидуальную образовательную программу первоклассника, выбирать эффективные приемы взаимодействия с ребенком учителей, родителей.

Результаты диагностики дают возможность учителю определить и включить наиболее эффективные формы и методы работы в учебное занятие с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Успешность реализации разработанной программы диагностического изучения учащихся первых классов зависит от уровня развития профессиональных компетентностей учителя.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.