logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

1. Формирование представлений о собственном лице, теле. Освоение ребенком “схемы собственного тела” помогает убедиться, что существуют такие направления как верх и низ, перед — зад, правая и левая стороны. Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует отработать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции (“подними вверх левое плечо”, “прикрой левый глаз правой ладонью”, “возьмите левое ушко правой рукой”).

Приложение 1 (смотри ниже).

Игровые упражнения: “Что похоже, а что нет”, “Найди отличия”, “Перышко”, “Ухо – нос”, “Муха”, “Аист”, “Путаница”, “Обведи свои ладошки”, “ Путешествие по лицу”, “Наши личики”, “Я сам (выше-ниже)”, “ Выше чем...,ниже чем...”, “Нарисуем личико”.

Игры-имитации: - Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо-влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.

- На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец, комар улетает, и медвежонок чешет спинку.

- Буратино ушиб, левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.

Чтение художественных произведений Э. Машковская “Нос, умойся”, А. Барто “Девочка чумазая” и др.

2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве. Задачами данных упражнений является развитие навыков ориентирования в пространстве относительно себя, ориентация других объектов относительно друг друга и себя, а также относительно других объектов. Обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него. Закрепление у ребенка представлений, что у человека, стоящего напротив, все наоборот то есть в зеркальном отражении: право — где у меня лево, а лево — где право. Приложение 2 (смотри ниже).

Игровые упражнения: “Ближе, дальше”, “Ближе (за), дальше, перед), между”, “Дальше всего, ближе всего”.

- на демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета;

- определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа;

- стоя попарно, лицом друг к другу, по команде один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем роли меняются;

- определить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги;

- определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка;

- назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево.) Как изменяется величина чисел в этом направлении (Уменьшается.) Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине;

- нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии;

- определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга. Сюжетная картинка: Что находится в центре рисунка?(Мишка.)Что находится в правом верхнем углу? (Шарик.) Что находится слева от мишки? (Мячик.) Где находится кубик по отношению к мишке? (Внизу слева.)Что находится в правом нижнем углу? (Пирамидка.)

Сюжетно- ролевые игры и дидактические игры: “Теремок”, “Колобок”, “Репка”, “Городок”, “Ферма” и др.

Игры-имитации: “Найди у Вани где левый карман и т. д”, “Покажи у Кати левый глаз, нос”.

3. Развитие ориентировки в двумерном пространстве.

- знакомство ребенка с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов;

- расположение различных предметов в левом нижнем, в правом верхнем углах, определяет, какие углы остались незаполненными;

- формирование понимания и вербализация расположения плоскостных предметов, букв и цифр на листе бумаги по отношению друг к другу. Приложение 3. (смотри ниже).

Упражнения: Графические диктанты, “Разрезные картинки”, “Кубики Кооса”.

Сюжетно-ролевые игры и дидактические: “Мозаика”, “Город”, “Путешествие по сказкам”, “Ферма” и др.

4. Развитие понимания и употребления логико - грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения. Уточнение предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций.

Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.

- “Подбери нужное слово: “Карандаш длинный, а линейка еще...”, “Стул жесткий, а стол еще ...”, “Стол гладкий, а стекло еще ...?”;

- “Подбери слово противоположным смыслом: “Стул жесткий, а подушка...?”, “Карандаш короткий, а линейка...?”;

- “Покажи, где: мамина дочка..., дочкина мама. Хозяин коровы..., корова хозяина”. “Покажи: скатертью накрыта клеенка..., мальчик спасен девочкой..., книгой накрыта газета...”. - ребенок должен отнести услышанную фразу к тому или иному изображению, находящемуся на листе. Ребенок должен показать на листе то изображение, которое соответствует услышанной фразе.

Ориентировка во времени

- формирование и закрепление понятий о движении времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости;

- закрепление представлений о последовательности дней недели, времен года, месяцев, знакомить с тем, что их последовательность постоянна;

- формирование элементарных представлений об изменении времени: семь суток составляют неделю, двенадцать месяцев – год;

- формирование пониманий временных отношений: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; учить пользоваться этими понятиями в жизни. Приложение 4. (см. ниже).

Дидактические игры на формирование о частях суток

- Когда это бывает? Показать детям картинки с временами суток: что нарисовано, когда это бывает, разложить по порядку, в какое время что ты делаешь.

- Части суток. На столе 4 картинки с различным временем суток, 4 игрушки, 4 стихотворения. Дети выбирают одну картинку, подбирают стихотворение и все складывают в нужный домик.

Я хочу Вам объяснить, как на части день делить.
Каждый может по часам время дня увидеть сам.
Утром солнышко встает, за окошком рассветет.
Просыпаться пора, в школу нам идти с утра.
Вот на улице светло, время полдника пришло.
Мы гулять, играть идем, много дел бывает днем.
Вот и солнышко садится, это вечер к нам стучится.
Вся семья вернется в дом, соберется за столом.
День закончился давно, на дворе совсем темно.
Ночь приходит. Нам она доброго желает сна.

“Живая неделя” Нужно расставить правильно дни недели. На столе карточки с цифрами, возьмите по одной карточке и выстроитесь по порядку. Задание:1. Вторник топни ногой 2 раза. 2. 4 день недели назови своих соседей.3.Понедельник хлопни один раз.4.3 день недели сделай шаг вперед.5.Пятница 2 шага назад.6.6 день недели назови своих соседей. 7.7 день недели назови дни недели по порядку.

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК - это день второй, он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день, шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица, очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ, назначаем днем веселья.

“Мой веселый чемоданчик”. Закреплять с детьми понятия: вчера, сегодня, завтра. День, который уже закончился – вчера. День, который наступил – называется сегодня. А день, который ещё только будет – завтра. Картинки с различными действиями складывается в определенный блок.

“Что было сначала, что было потом”. “Что было и что будет”.

“Путешествие по временам года”. Зима – снежная королева. Весна–скворушка, лето-солнце, осень–туча. У каждого героя свое королевство, у остальных ребят карточки с изображением какого–нибудь действия для определенного времени года. Дети встают каждый в свое королевство

Использование сюжетно-ролевых игр. “Репка”, “Колобок”, “12 месяцев”. Также можно использовать следующие д/игры: "Что за чем следует?", "Наоборот", "Дни недели", "Продолжай", "Который час?" ,"Вчера, сегодня, завтра" , а также словесные игровые упражнения: "Расскажи о времени", "Расскажи о своем распорядке дня", "Дополни предложение словами о времени", "Придумай вопрос о времени" и др., загадки о времени и часах. Организовывать увлекательные занятия и игры с календарем, познакомить детей с часами и циферблатом, научить определять время по часам с точностью до одного часа.

 

Приложение 1

Игра “Весёлая зарядка” Цель: закрепить представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое и наоборот, что будет очень полезно для развития пространственных представлений в целом.

Взрослому: Нужно вместе с ребенком на листах бумаги схематично изобразить человечков в разных позах, затем показывать их ребенку в любом порядке. Его задачей будет быстро принять нарисованную позу. Можно показывать друг другу карточки по очереди, дав задание ребенку проверять, правильно ли у вас получилось. Чтобы было веселее, можно играть всем классом. Тогда выигрывает тот, кто быстрее и правильнее принял заданную позу. Кто первым правильно выполнит задание, получает одно очко. Очки можно обозначить с помощью пуговиц или монет. Когда зарядка закончится, подсчитайте полученные очки и определите победителя.

Можно поиграть и в “Зарядку наоборот”. Попросите ребенка закрыть глаза и придайте его телу определенную позу. Пусть он немного постоит в ней и почувствует расположение частей тела. Затем, открыв глаза, ребенок должен схематично изобразить, в какой позе он находился с закрытыми глазами. Затем поменяйтесь с ребенком ролями. В конце игры нужно подсчитать полученные очки и определить победителя.

Есть и третий вариант игры — “Непослушный спортсмен”. Для игры вам понадобятся карточки, которые вы можете вырезать из цветной вклейки (“Веселая зарядка”). Вы показываете карточки в любом порядке, но теперь задача ребенка—принять нарисованную позу, сделав все наоборот. Например, если на карточке нарисована левая рука, поднятая вверх, то нужно опустить вниз правую руку. Использование ритмических танцев. (Железнова.)

“А на улице мороз”

А на улице мороз ну-ка все взялись за нос
По коленкам постучали, головою покачали
По плечам похлопали и чуть-чуть потопали
Ни к чему нам бить баклуши, ну-ка все взялись за уши.

“Пяточка, носочек”, “Если весело живется – делай так” и др.

Игра “Муха”. Эта игра поможет ребенку научиться не только ориентироваться в пространстве листа, но и закрепить понятия "лево-право", "верх-низ", развивает внимание. Перед обучающимися ставиться задача: “В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Я буду говорить, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением. Как только она вылетит за границы клетки, сразу хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Если ты успеешь хлопнуть, пока я не сказала следующий ход, то "пойманную" муху сажаем тебе в мешок, а если мухе удастся тебя запутать и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем ее в окно. Всего будет 5 мух. Каждый раз муха начинает свой полет из центра клетки. Если в конце игры мух в окне окажется больше - значит, муха оказалась проворнее тебя, если мух будет больше в твоем мешке - значит, соревнование с хитрой мухой выиграл ты. Начнем? Муха полетела вверх, вправо, вниз, вниз, вправо (хлопок), вниз..." Если ребёнку сложно уследить за перемещением мухи только глазами, на первом этапе можно разрешить ему следить за мухой, помогая себе пальчиком или передвигая пуговицу, которая помещается в клетку, к которой находится муха. Если ребёнок хлопнул в нужный момент, муха рисуется в мешке, а если, потеряв муху, не хлопнул или хлопнул тогда, когда муха сидит в клетке, - муха рисуется в окошке. По мере тренировки можно ускорять темп и удлинять маршрут "полёта" мухи, заставляя ребёнка ориентироваться в пространстве листа быстрее. Существует другой вариант игры, говорю, что муха стала очень непослушной и всё делает наоборот. Когда ей говорят направо, она летит налево и т.д. Задача остаётся прежней - вовремя поймать муху, не дав ей вылететь за пределы поля.

“Словесная ориентировка”. Цель: особенности усвоения словесных обозначений пространства и пространственных отношений (по отношению к плоскости, другим изображениям).

Оборудование: карточка с девятью изображениями (Рис. 1), картинка с шестью цветными карандашами, 9 предметных картинок, сюжетная картинка комнаты, картина с изображением перспектив. Инструкция: Покажи правую, левую руку, ногу, ухо и т.д.

1. На картинке 9 изображений. “Где находится собака” и т.д.

2. На картинке горизонтально изображены 6 цветных карандашей. “Где находится синий, красный и т.д. карандаши”.

3. “Назови, где расположены картинки”. (3 раза по 3 картинки, размещаются на плоскости стола – выясняются пространственные отношения между предметами, расположенными вертикально).

4. Картинка с изображением предметов в перспективе: “Расскажи, что находится ближе от тебя, дальше?”.

5. Сюжетная картинка комнаты, предметов быта и людей: “Расскажи, где что находится в комнате.

 

Приложение 2

“Определи и раскрась”. Цель: выявить особенности развития пространственных представлений (зеркальное отражение с разворотом на 180), сформированности понятий “справа - слева”, “сзади – спереди”, “вверху – внизу”, умение оперировать мыслительными образами.

Оборудование: 4 картинки, цветные карандаши. Инструкция:

1. “Незнайка в правой руке держит зеленый воздушный шар, а в левой – цветок. Дорисуй картинки”.

2. “У Маши апельсин лежит слева, а у Даши – справа. Напиши имена девочек в клеточках вверху и внизу”.

3. “Мальчики играют в теннис. Саша находится за сеткой. Справа от него Маша. С другой стороны сетки находится Тима и Дима. Даша стоит справа или слева от Тимы? Назови имена детей. Напиши первую букву имени в квадратах рядом с изображением детей (или закрась квадраты)”.

4. “Регулировщик” - раскрась красным карандашом милиционера, у которого поднята правая рука, синим – у которого поднята левая рука.

 

Приложение 3

“Практическая ориентировка”. Цель: выявить наличие представлений о микроплоскости и микропространстве и умение практически ориентироваться на основе этих представлений, использовать схему.

Оборудование: лист бумаги, карандаши, игрушки, схема с контурным изображением предметов .

Инструкция: 1. “Нарисуй на листе бумаги: в центре – круг; слева – квадрат; выше круга – треугольник; ниже – прямоугольник; над треугольником – 2 маленьких круга; под прямоугольником – маленький круг.

2. В шкаф с тремя полками расставить по словесному указанию предметы: “На среднюю полку в левый угол посадить мишку. На нижнюю, в середину поставить матрешку и т.д.” После назвать местоположение.

3. “Встань в центре комнаты и расскажи, что находится слева, справа, впереди, сзади от тебя”.

4. Ребенку дают схему с контурным изображением предметов, реальные предметы. “Посмотри на схему и расставь предметы на столе в соответствии со схемой. Расскажи о местоположении каждой игрушки”.

Кубики Никитина или сложи узор. Цель: умение логически сопоставить цветное геометрическое изображение, выстроить ряд или узор по образцу в одном или разном масштабе. Развитие логического мышления через сенсорное восприятие.

Оборудование: набор кубиков Коса в интерпретации Бориса Никитина, собранный по его книжке "Развивающие игры для детей", и набор карт с узорами разной сложности к ним. Изображения узоров представлены в разном масштабе.

Инструкция: ребенок ставит перед собой материал, выбирает одну из карт сначала идентичного масштаба с гранями кубиков. Он разглядывает кубики и пытается выстроить их прямо на карте с узором так, чтобы узор выстроился сверху. Ребенок может выстраивать кубики в узор и прямо на столе. При этом картинка для сравнения лежит рядом. Чтобы усложнить себе задачу, малыш может выбрать для работы узор меньшего масштаба (такие карты тоже есть в материале).

Игры с Палочками Кюизенера. Цель: упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее — короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

Оборудование: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), карточки-схемы с геометрическими фигурами, образцы геометрических фигур.

Инструкция: взрослый предлагает детям поиграть и выложить фигуры с помощью палочек Кюизенера(различные вариации: коврик, елочка, домик и т.д.).

Игра “Разрезные картинки”. Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку Оборудование: разрезные картинки . Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Ход игры: перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета. Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета, которые они сравнивают с изображением.

Дидактическая игра “Городок”. Цель: закреплять умение анализировать предмет сложной формы и воссоздавать ее из частей. Расширять представление о разновидностях геометрических фигур. Овладение способами обследования сложной формы предметов, давать последовательное словесное описание предмета и узнавать его по словесному описанию. Геометрическая фигура помещается на, под, между другой, другими. Ребенку предлагается назвать пространственное расположение этой фигуры. Геометрическая фигура помещается слева или справа от другой. Ребенку предлагается назвать пространственное расположение этой фигуры. Перед детьми раскладывается определенная картина из объектов игры, и их просят показать предметы, про которые можно сказать: выше, ниже, над, снизу, сверху, ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от, левее, правее, ближе всего к, дальше всего от, предпоследний, следующий за. Закреплять навыки составления связного рассказа. Оборудование: дидактическая игра “Городок”.

Графические диктанты. Цель: формирование пространственных и зрительных представлений у младших школьников. Оборудование: карточки с графическим диктантом.

Приложение 4

Игра “Назовите соседей”. Цель: закрепление последовательности частей суток.

Ход игры: Педагог говорит название: “Назовите соседей утра” и т.д. Дети называют части суток.

Игра “Части суток”. Цель: уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений. Ход игры: педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку. Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.

Игра “Что вы делали”. Цель: определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток. Ход игры: выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: “Покажи, что ты делал утром”. Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.

“Что сначала, что потом?”. Цель: развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому

Оборудование: набор включает серию парных картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.

“Что за чем?”. Цель: закрепление последовательности времён года. Материал: мяч. Ход игры: Дети встают в круг. Педагог стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задаёт вопрос, ребенок, отвечая, бросает мяч обратно. Варианты вопросов:- Зима, а за нею?- Весна, а за нею?- Лето, а за ним?- Осень, а за ней?- Сколько времён года?- Назови первый месяц осени и т.д.

В какое время года нужны эти предметы?” Цель: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе. Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки. Ход игры: педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Определите, какое время года изображено на каждом рисунке и закрасьте кружок рядом с картинкой. Если это весна - закрасьте кружок голубым цветом, если это лето – зелёным, если осень – жёлтым. Ну, а если это зима – оставьте кружок белым.

С целью развития пространственных представлений в своей работе мы используем различные виды работ: складывать оригами, собирать пространственные головоломки, складывать кубики, играть в кубики Коса; искать клад, узнавать на ощупь сложенные в мешочек мелкие предметы; лепить из пластилина; вырезать аппликации из бумаги; строить различные сооружения из конструктора; собирать пазлы; складывать мозаику, игры-имитации. А также: развивающие игры: “Расскажи где звенит колокольчик”, “Расскажи, что изменилось”, “Кто слева, а кто справа”, “Кто где”, “Кто спереди, кто сзади”, “Расскажи что далеко, а что близко для тебя”, “Кто твой сосед по парте” и др.

Подвижные игры и упражнения: “Чья команда быстрее соберется”, “Что вышло?", “Покажи отгадку”, “Повтори и сделай верно”, “Замри " “Игры с мячами”, “Укажи верное направление”, “Расставь верно”, “Жмурки”, “Повтори за мной”.

Проблемные ситуации: “Войдет - ли елка в комнату”, “Дом для слона”, “Перевозка груза”.

Сюжетные прогулки: “Клад принца и принцессы”, “Разведчики”, “На необитаемый остров”, “Мы космонавты”, “Разведчики”, “Наши художники”. Игры - на умение ориентироваться по плану и поиск пути: “Путешествие на автомобиле (по карте)", “Путешествие по комнате”, “Помоги Незнайке найти дорогу”, “Пройди по лабиринту”, “Куда спрятался жучок”, “Где мишка”, “Зайцы и волк”, “Три медведя”.

Физминутки: “Ракета”, “Самолет”, “Два хлопка”, “Буратино потянулся”, “Эй ребята, что вы спите? На зарядку становитесь”.

Графические диктанты: “Муха”, “Полет в космос”, “Путешествие жука”.

Театрализованные игры: “Кот, лиса и петух”, “Три медведя”, “Маша и медведь”.

Ритмические упражнения: “А на улице мороз”, “Мы сейчас пойдем направо - раз, два три” и др.

В проведении своих занятий мы используем информационно-компьютерные технологий (ИКТ). Применение ИКТ на уроках усиливает – положительную мотивацию обучения – активизирует познавательную деятельность обучающихся.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.