logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

С введением Нового стандарта изменилось представление об оценке достижения планируемых результатов. Выпускник начальных классов должен показать способность решать учебные и практические задачи на основе предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.

В связи с этим претерпели изменения тексты контрольных работ. Задания формулируются иначе. Чтобы успешно справиться с такими работами, надо готовиться к ним в течение всех лет обучения в начальной школе.

Поэтому я сделала следующее:

Изучила требования к планируемым результатам начального общего образования.

Изучила оценку достижений планируемых результатов в начальной школе.

Изучила демо-версии, спецификации, кодификаторы к работам по русскому языку, математике, окружающему миру.

Изучила и начала работать. В своей работе я столкнулась с такими трудностями: работа с текстом, его комплексный анализ, работа с задачами, имеющими несколько решений, работа с нестандартными задачами.

Фрагмент урока, на котором мы работаем с поэтическим текстом.

Читаю стихотворение Афанасия Фета.

Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.

Ребята, какое слово звучало для Вас необычно
Хрустали, стенах.

А с чем связано такое необычное звучание?
Это связано с особенностями стихотворной речи. Для стихотворной речи важно ритмическое чередование ударных и безударных слогов.

Как бы вы озаглавили это стихотворение?
Зимняя ночь.

Что отражено в названии стихотворения?
В названии стихотворения отражена тема.

Какова идея стихотворения?
Красота и спокойствие зимней ночи.

Какие средства выразительности использовал поэт?
Эпитеты, сравнение, олицетворение, метафора.

Докажите!
Снег сравнивается с пухом. Он серебристый, это эпитет.
Хрустали – лёд, сосульки. Это сравнение.
А я считаю, что это метафора.
Олицетворение – ветер спит, воздух робеет дохнуть.

Уважаемые коллеги, считаю, что учебный материал лучше усваивается учениками, если на уроке используется интересный текст. Чаще всего мы работаем с текстами Константина Паустовского, Михаила Пришвина, Ивана Соколова – Микитова, Валентины Осеевой, Николая Сладкова, Виталия Бианки, Ивана Тургенева, Льва Николаевича Толстого.

Фрагмент урока , на котором мы с ребятами работаем с прозаическим текстом.

Журка.

Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

— Умница! — сказала моя жена и спросила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?

— Десять, — говорю, — может.

— А ежели двадцать?

— Двадцать, — говорю, — едва ли...

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: "Фру-фру!", и он к ней бежит. Такой умница! Так живет у нас журавль, а подрезанные крылья его все растут и растут.

Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам. “Ах, ах, горе какое! Ах, ах!”

Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.

— Фру-фру! — кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

— Фру-фру!

И такой умница! Как только услыхал он это наше “фру-фру”, сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.

Чтение текста.

Какие непонятные слова встретились вам в тексте?
Картуз.

Что означает слово “картуз”?

Положите перед собой толковый словарь и найдите значение слова “картуз”!

Мужской головной убор с жёстким козырьком, неформенная фуражка

На доске: лист А – 4 с изображением картуза.

Ребята, где происходят действия, описанные в тексте?
Действия происходят в колхозе, потому что сказано, работы были колхозные.

Какие работы выполняли в колхозе?
Доили корову, работали на огороде и в поле, ходили за водой к колодцу, ходили к болоту.

На доске: лист А – 3 с заданием.

Цапля, сын, мама, муж.

Журавль, дети, жена, папа.

Муж, жена, Журка, ребята.

На какой строке верно перечислены герои произведения, с которым мы сейчас работаем?
На третьей строке верно перечислены герои произведения, потому что его героями являются Журка, муж с женой и ребята.

Зачитайте предложения из текста, в которых пропущены глаголы!
“... и Журка с ней, она в огород – и Журке там надо...”
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней.

Как вы думаете, почему автор пропустил глаголы?
Автор пропустил глаголы для того, чтобы текст стал свободным, лёгким.
Попуская глаголы, автор показал привязанность Журки к хозяйке.

Как автор передаёт неожиданность и быстроту происходящего?
Автор использует междометие “мах – мах” в предложении ”
Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел.”
Автор пропускает глаголы в тексте. Например,
Жена ахнула — и за ним.”
“И в слезы, и к нам.”

Как вы понимаете выражение “не помнит себя от радости”?
Не помнить себя от радости – это, значит, сильно волноваться , не контролировать себя.

А почему героиня не помнила себя от радости?
Героиня любила Журку и радовалась его возвращению.

Как вы понимаете выражение “под рукой не было”?
Под рукой не было – это, значит, чего-то не было рядом, близко, доступно, наготове.

Предскажите дальнейшую судьбу Журки!
Журавль запомнил людей, с которыми жил, привык к ним, потом прилетал к ним в гости.
Журавль мог заболеть от переедания лягушек.
Журавль мог остаться жить с людьми.

Какова тема текста?
Жизнь молодого журавля.

Определите основную мысль текста!
К природе нужно относиться бережно. Люди могут и должны жить в дружбе с природой.

На доске : лист А - № с деформированным планом текста.

Спасение Журки.
Первая встреча.
Журка на болоте.
Журка – умница.

Перед вами план текста. Прочитайте его!

Соответствует ли этот план прочитанному нами произведению?
Нет.

Что нам нужно сделать?
Нам нужно восстановить план текста.

Что произошло сначала?

Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

— Умница! — сказала моя жена и спросила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?

— Десять, — говорю, — может.

— А ежели двадцать?

— Двадцать, — говорю, — едва ли...

Как можно озаглавить эту часть?
Первая встреча.

Ставлю маркером цифру “1”.

Что произошло потом?
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: "Фру-фру!", и он к ней бежит. Такой умница! Так живет у нас журавль, а подрезанные крылья его все растут и растут.

Найдите название этого отрывка на доске!

Прочитайте название второго пункта плана!
Умница – Журка.

Ставлю маркером цифру “2”.

Кто может прочитать оставшиеся пункты плана в правильном порядке?

3. Журка на болоте.

4. Спасение Журки.

Ставлю маркером цифры “3”, “4”.

Прочитайте восстановленный план текста!

1. Первая встреча.

2. Умница – Журка.

3. Журка на болоте.

4. Спасение Журки.

Молодцы.

К какому жанру вы отнесёте текст “Журка”?
Текст “Журка” - рассказ.

Почему?

Это прозаическое произведение.

Этот текст небольшой по объёму.

Действия, описанные в тексте, могли происходить в реальной жизни.

В тексте мало героев.

Итак, комплексный анализ текста позволяет школьникам приобрести не только специальные знания, умения, но и учит думать, выражать собственные эмоции, настроение, развивает творческие способности.

Работа с задачами. Задачи с несколькими решениями и нестандартные задачи вызывают у детей интерес, активизируют мыслительную деятельность, не шаблонность мышления.

Фрагмент урока.

Ребята, внимание! Откройте тетради и прочитайте про себя задачу!
Иванушке было 31 год, а его молодому энергичному другу Коньку-Горбунку 3 года, когда произошли известные по сказке события. Сколько лет произошло с тех пор, если сейчас Конёк-Горбунок в три раза младше своего друга?

Решить эту задачу можно несколькими методами.
Алгебраический метод.

Пишу на доске.

Х лет – возраст кого?
Конька – Горбунка.

Как нам записать возраст Иванушки?
Х * 3 лет.

Что ещё мы можем узнать из условия задачи?
Разницу возраста
3Х – Х (лет)
31 – 3 ( лет ).

Можем ли мы сейчас оставить уравнение?
Да.

Составьте!
3Х – Х = 31 - 3

С чего начнём решение уравнения?
Нужно упростить левую часть уравнения.

Пожалуйста!
В левой части будет 2Х.

Упростите правую часть уравнения!
В правой части будет 28.

Как будет выглядеть всё уравнение?
2Х = 28

Назовите компоненты и результат действия!

Что неизвестно?

Как найти неизвестный множитель?

Что мы должны сейчас записать?
Х = 28 : 2

Чему равен корень уравнения ?
Корень уравнения равен 14

Так сколько же лет Коньку - Горбунку?
Коньку - Горбунку 14 лет .

Мы знаем, сколько Коньку - Горбунку сейчас лет, знаем, сколько лет было ему, когда произошли известные события. Что можем узнать?
Сколько лет прошло?

Как мы это узнаем?
14 – 3 = 11 ( л)

Арифметический метод решения задачи требует большого умственного напряжения, что положительно сказывается на развитии умственных способностей, математической интуиции, на формировании умения предвидеть реальную жизненную ситуацию.

Решение этой задачи арифметическим методом Вы видите на доске.

На доске: лист А – 3.

И 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

К 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Ребята, внимание!

Что обозначено буквами “И” и “К”?
Имена героев.

Что записано с помощью цифр?
Возраст героев.

Почему запись закончена на числах 42 и 14?
Конёк-Горбунок моложе своего друга в 3 раза.

Что обозначает 14?
Столько лет Коньку-Горбунку.

Что обозначено с помощью числа 3?
Столько лет было Коньку-Горбунку, когда происходили события в сказке.

Как узнать, сколько лет прошло?
Нужно выполнить вычитание.

Сколько лет прошло?
11 лет.

В математике нет каких-либо общих правил, позволяющих решить любую нестандартную задачу, так как такие задачи в какой-то степени неповторимы. Нестандартные задачи в большинстве случаев воспринимаются как вызов интеллекту, и порождают потребность реализовать себя в преодолении препятствия, в развитии творческих способностей.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.