logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Речь в жизни человека выполняет три основные роли: во - первых, она служит средством оформления и выражения мысли, во - вторых – средством общения между людьми, в - третьих, в речи выражаются чувства, эмоции, она служит средством эстетического выражения. Иными словами, речь обслуживает важнейшие сферы деятельности современных людей. И в зависимости от того, насколько совершенно человек владеет речью, находится его активность в указанных сферах.

Сказанное относится и к школьнику. Без овладения родной речью невозможно обучение и развитие школьников. Если ребенок плохо владеет языком, он не может свободно и ясно выражать свои мысли, свои знания, мысль его не получает четкого, ясного оформления, ученик плохо понимает и усваивает материал, прочитанный в книге и услышанный на уроке, он не воспринимает образов художественной литературы. И наоборот: чем успешнее школьник овладевает речью, тем легче ему учиться, тем лучше протекает его развитие.

Развитие речи рассматривается как основная, важнейшая задача обучения языку в начальных классах.

Человек овладевает речью в процессе всей своей жизни, по мере обогащения его сознания новыми представлениями и понятиями, по мере возникновения потребностей выразить мысль, передать ее другим людям, по мере накопления жизненного опыта. Но современная школа не допускает отношения к речевому развитию ребенка как к стихийному процессу: этим процессом нужно и можно управлять. Что же значит управлять речевым развитием школьника?

Известны три основных условия успешной речевой деятельности (а следовательно, и речевого развития) человека: во - первых, это потребность речевого высказывания, потребность в общении, в передаче чего - то другим людям; во - вторых, наличие содержания речи, наличие фактов, информации – того, о чем нужно сказать; в - третьих, наличие языкового материала для оформления высказывания, т. е. знание необходимых слов, умение связать их, построить предложения в связную речь.

Следовательно, управлять развитием речи школьника – это значит, во - первых, постоянно создавать ситуации, возбуждающие в нем потребность выразить свою мысль устно или письменно, передать свои знания, обменяться мыслями; во - вторых, так организовать жизнь ребенка, чтобы сама жизнь давала достаточно живого, интересного фактического материала для полноценного содержания речи – на основе наблюдений, труда, игры, на основе чтения книг, рассматривания картин, слушания учителя или других взрослых и т. п. ; в - третьих, обеспечить школьника правильной речевой средой, дать ему безупречные образцы русского языка, ввести его в мир языковых интересов, постоянно создавать условия для самостоятельного устного и письменного выражения своих мыслей, знаний, чувств, приучить систематически обогащать и совершенствовать собственную речь.

Первые две задачи решаются учителем не только на уроках русского языка, но и во всем учебно - воспитательном процессе – на уроках и вне их. Основу для развития речи учащихся создают не только изучаемые предметы, литература, но общественный труд учащихся, вся их жизнь в коллективе, их прогулки и экскурсии, уроки чтения, труда, математики, познания мира, словом, вся разнообразная, богатая содержанием жизнь наших детей.

Третья задача решается главным образом на уроках русского языка, она и является главным предметом этой статьи. В статье показано, как вводятся элементы развития речи в структуру урока грамматики. Уроки чтения и специальные уроки изложения и сочинения не рассматриваются.

Важнейшие условия развития речи учащихся на уроке – это забота учителя о создании хорошей языковой (речевой) среды. Пусть на уроке постоянно звучит речь выдающихся поэтов и писателей. Пусть звучат народные пословицы, поговорки, загадки. Как можно меньше употреблять суррогатных, на ходу кое - как подобранных примеров – и как можно больше образцовых, проверенных, надежных текстов для анализа, для наблюдения, для упражнений, - так создается языковая основа, «фон», на котором развертывается структура урока русского языка.

Наши учебники содержат немало текстов из произведений лучших писателей. Кроме того, учитель располагает дополнительными пособиями – сборниками диктантов, текстов для изложений. Однако учителя и сегодня еще испытывают потребность в сборниках дополнительных текстов для грамматического разбора и других упражнений, текстов, специально подобранных к грамматико - орфографическим темам курса начальных классов. Бывает, что учитель использует на уроке неудачные, низкопробные тексты, не являющиеся образцами, которым следует подражать.

Очень важно, чтобы речь учителя была образцовой: литературно правильной, богатой, разнообразной, выразительной, точной. Как легко и свободно держится на уроке учительница, которая знает на память много стихов, прозаических отрывков, пословиц, загадок, шуток! На каждый случай, на каждую тему у нее готов пример. Говорит она спокойно, не чужда юмора, умеет интонациями голоса передать и радость, и печаль, и восхищение красотой, и презрение к подлости… Она внимательно следит за речью детей и тактично исправляет ее, приучает детей наблюдать за своей речью и речью своих товарищей, обоснованно исправлять недостатки. Она поощряет удачные, яркие высказывания детей, хороший выбор слова, выразительную интонацию. Так создается на уроке (вернее, на всех уроках) атмосфера внимания к языку, и это постепенно формирует у учащихся чувство языка. Понятие «языковая среда» включает разнообразие лексики, употребленной на уроке в составе упражнений, в устной речи учащихся и учителя, наличие образных выражений, фразеологизмов, сложность и разнообразие синтаксических конструкций, прозвучавших или записанных на уроке.

Постоянное внимание учителя к речевой культуре учащихся также является компонентом урока.

Методика исправления детской речи требует также большого такта, чувства меры. Борьба за культуру речи не должна превращаться в мелочное выискивание ошибок. Младшие школьники часто допускают неправильные выражения, и слишком частые, резкие замечания могут привести к обратному результату – у школьника появится недоверие к себе, он может «замолчать».

Исправление речевого недочета должно быть обучающим. Это значит, что неудачному обороту речи должен быть противопоставлен правильный, образцовый оборот. Таких исправлений в течение урока удается сделать не более четырех - пяти. Иными словами, если на каждом уроке будет делаться по два - четыре исправления речи, то это в общем создаст достаточные условия для формирования у учащихся навыка культуры речи и внимания к ее правильности.

Итак, первое условие урока, хорошего с точки зрения задач развития речи, - это обеспечение на нем правильной речевой среды, создание атмосферы борьбы за высокую культуру речи.

Без этого условия не может быть хорошего урока русского языка – даже если остальные его компоненты будут продуманы удачно и обеспечат усвоение намеченного грамматико - орфографического материала.

Если же указанное условие будет соблюдаться учителем не от случая к случаю, а постоянно, систематически, то результаты не замедлят сказаться, так как нет более сильного фактора, влияющего на речевое развитие школьника, чем речевая среда. Та речь, которую школьники постоянно слышат, все то, что они читают, а также их внимание к языковому материалу – все это обеспечивает формирование так называемого чувства, или чутья языка, которое в свою очередь способствует усвоению культуры речи и даже орфографической грамотности.

Вторая задача успешного развития речи на уроке – создание условий для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся.

Чтобы развить свою речь, школьник должен говорить (и писать). От того, сколько и как он будет говорить на уроке, зависят успехи в развитии его речи: будет ли он на протяжении ряда лет молчать и изредка отвечать на вопрос учителя односложным ответом или ему будет предоставлена возможность самостоятельно строить развернутые, продуманные сообщения по изучаемым темам, по наблюдениям о своем жизненном опыте.

К сожалению, в практике начальных классов нередко встречается первый вариант…

Для выполнения указанной выше задачи учитель предусматривает на каждом уроке грамматики два - три связных, подготовленных ответа учащихся на изучаемую грамматико - орфографическую тему; два - три небольших связных рассказика по картинке или на заданную учителем тему – для грамматического разбора, для орфографического комментирования, наконец, для записи – целиком или выборочно; несколько человек, в зависимости от материала урока, составляют предложения по заданию учителя. Остальные учащиеся по ходу работы на уроке строят правильные, полные ответ - предложения.

Тактичный, опытный учитель старается сам говорить на уроке поменьше, предоставляя в этом отношении побольше возможностей самим детям.

В результате каждый учащийся на каждом уроке один - три раза окажется в ситуации, требующей от него самостоятельного выражения мысли в четком, ясном, правильно построенном предложении, а несколько человек (5 - 7) составят связный ответ или рассказ из трех - шести предложений. Кроме того, на уроках предусматриваются упражнения, требующие письменного выражения своих мыслей.

Если такая методика будет повторяться из урока в урок, то в результате осуществится система непрерывного, ежеурочного развития речи всех учащихся. В сочетании с системой, обеспечивающей правильную языковую среду, такая методика создаст условия для повседневного формирования речевых умений и навыков в связи с изучением текущего материала по родному языку.

Вот несколько примеров из практики.

Урок на тему «Суффикс», предыдущая тема – «Приставка». Первый ответ по теме предыдущего урока:

Закружилась, заметалась

в поле белая пурга.

Накидала, наметала

белоснежные стога.

- В этом стихотворении четыре слова с приставками: за - кружилась, за - металась, на - кидала, на - метала. Приставки за - и на - стоят перед корнями - круж - , - мет - , - кид - и еще раз - мет - . При помощи этих приставок слова образовались от других слов – без приставок: кружилась, металась, кидала.

Ответ ученика – из четырех предложений, 40 слов (не считая стихотворения). Ответ вполне самостоятельный, связан с анализом состава слова, он логически последователен, достаточно полон, в нем нет лишних слов или речевых ошибок.

Образец второго ответа по теме предыдущего урока по заданию: образовать с помощью приставок от слова ходит четыре новых слова и объяснить их значения.

 - Я образовал слова входит, выходит, отходит, подходит. Например, Коля входит в комнату, Коля выходит из комнаты, Поезд отходит от перрона, Поезд подходит к перрону. Входит указывает направление внутрь комнаты, а выходит – наружу. Отходит - значит удаляется, подходит – значит приближается. Корень во всех четырех словах один и тот же - ход - , но приставки придают каждому слову новое значение.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.