Социально-педагогическая суть изменений, происходящих в процессе модернизации образования – заключается в обеспечении личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Данные изменения являются ответом на требования современного общества как можно шире раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать социально компетентную личность.
В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, являясь одним из ведущих направлений системы образования. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный противоречивый социально-исторический процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества, в творчество, и как процесс становления их духовно-нравственными личностями и индивидуальностями. Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования социально-ориентированной личности, ее социально-нравственного становления.
В процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример, вступают в соревнование и т.д. Одним из регуляторов отношений является мораль (нравственность), ставящая перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? В своем поведении человек руководствуется убеждениями, взглядами, привычками. Поведение и поступки человека социально значимы и определяют его моральный характер: в них объективно отражается его отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность), к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие), к людям (человечность, уважение, вежливость), к коллективу(коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость), к семье (любовь, уважение, чуткость), к себе (простота и скромность, правдивость, верность,искренность, гордость, самообладание, выдержка).
Социальные роли или позиции
Одна из идей организация духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся заключается в том, что в процессе социализации личности происходит ее социально-нравственное становление. Социальная роль дает возможность выстраивать личностную композицию нравственных отношений, включающую в себя отношение человека к самому себе, другим людям, к ценностям культуры, обществу, природе. Социально-психологический компонент формирования личности состоит из: социального отношения; социального поведения человека в разных социальных ролях; социальных позиций и социальных установок и отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Я в школе: (ученик (ученица), дежурный, товарищ, друг, одноклассник, помощник учителя, художник-оформитель, организатор игр, участник кружка, член спортивной команды участник конкурса...).
Я дома: (дочь (сын), внук (внучка), брат (сестра), помощник мамы (папы), любитель кошек (рыбок, собак и т.д.), шалун...).
Я вышел из дома: (гражданин, житель города (станицы, посёлка), прохожий, покупатель, пассажир, друг, пешеход, гость, родственник, велосипедист, читатель библиотеки, сосед (соседка), воспитанник спортшколы (изостудии, музыкальной школы и т.д.), театрал, отдыхающий (у реки, в лесу)...).
Жизненный опыт
В данной программе мы используем опыт работы своей школы с детскими коллективами, которая направляет детей на успех при достижении цели, дает возможность анализировать собственную личность, коллектив, жизненные ситуации, возможность эффективного общения, умения конструктивно разрешать конфликты. Это позволяет учащимся включиться в реальное социальное творчество, проявляя активность, инициативу, ответственность, способствует становлению личности ребенка, его гражданской позиции. Проект проходит под девизом “Каждое дело успешное – иначе зачем!”. Обучающимся начальных классов соответствует игровая деятельность. В ролевых играх, модернизирующих человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделение труда, забота и внимание друг к другу, формируются и проявляются различные качества личности ребенка.
Поэтому для обучающихся начального звена разработана игра “Сказочный домик”. По условиям игры, класс – это дом, где живут ребята одной семьей, у каждого свои обязанности, своя роль. Игра проходит в три этапа: 1 этап – “Дом, который строим сами!”; 2 этап – “Это дело наших рук”; 3 этап – праздник “Успехи сказочного домика”.
Модель реализации программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы (далее “Программа”)
“Программа” включает два основных блока:
I блок – направления развития и духовно-нравственного воспитания детей.
II блок – система программных мероприятий.
I. Направления развития духовно-нравственного воспитания детей.
1. Я, моя семья, мои друзья.
2. Я – гражданин России, гражданин Адыгеи.
3. Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
4. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
Задачи и содержание каждого раздела
Я, моя семья, мои друзья.
Задачи раздела: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье.
Я – гражданин России, гражданин - Адыгеи.
Задачи: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и к природе России, Республики Адыгея; пробудить интерес к прошлому своего народа.
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
Задачи раздела: воспитывать положительное отношение к труду; приобщать обучающихся к достижениям духовной и материальной культуры народов, проживающих в Республике Адыгея; воспитывать детей на основе приобщения к этнокультурным традициям, обычаям, связанным с трудом и ответственным отношением к делу; реализовывать воспитательный потенциал уроков технологии в процессе воспитания у детей стремления к профессионализму в будущей трудовой деятельности; развивать потребность в творческом труде; воспитывать культуру труда.
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
Задачи: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
II. Система мероприятий по реализации программы (Приложение).
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивается достижение обучающимися:
воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего обучающегося социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Заключение
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся начальной школы является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
ПРИЛОЖЕНИЕ
II. Система мероприятий по реализации программы
Я, моя семья, мои друзья.
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
4-й класс |
||
Дискуссия “Чем школьник отличается от дошкольника?” |
Дискуссия “зачем я хожу в школу?” |
Откровенный разговор “Что в школе хорошо, а что мне не нравится?” |
Откровенно “Хорошо ли мне в школе, школе от меня?” |
||
“Как правильно отдыхать?” |
“Заливается звонок – начинается урок” (права и обязанности учащегося) |
||||
“Это теперь моя школа!” (знакомство с историей школы) |
Беседа “Что я знаю о своей школе?” |
Конкурс рисунков “Моя школа” |
Конкурс сочинений о школе. |
||
Родительское собрание “А дети – это яркие кометы” |
Родительское собрание “Не тревожиться, а удивляться”. |
Семинар для родителей “Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?” |
|||
Школа Мальвины “Хорошие манеры” |
|||||
Об истории хороших манер. Тест для себя. Несколько известных истин. Твой внешний вид. К тебе гости. Наши праздники. Культура речи. Домашняя библиотека. |
Откуда взялись правила поведения? Ты хочешь быть красивым. Разговор о разговоре. После третьего звонка. Чувство времени. |
Каким я себя вижу? Я и другие. Прислушайся. Как ты разговариваешь? Когда вам люди говорят спасибо? |
“Я человек, но какой?” Экслибрис “Портрет друга” Этическая грамматика “До дружбы надо вырасти”. |
||
Традиции воспитания в России. |
|||||
Праздник “Будьте добры” |
|||||
Дискуссионный клуб |
|||||
“Идеальный друг” |
“Все легче, если вместе” |
“Не останься в стороне” (анализ книги А.Гайдара “Тимур и его команда”) |
|||
Выставочный зал “У Тюбика”. Конкурс рисунков |
|||||
“Всякое дело вдвоем веселей” |
“Доброе братство лучше богатства” |
||||
Откровенно Конкурс рецептов “Как вылечиться от лени?” “Смеемся, грустим, задумываемся”. “Какое слово само крепкое?” “Кого называют вежливым?” |
Я работаю над собой Тренинг “Учусь быть послушным и терпеливым”. Пословицы о нравственных качествах. Вежливый ли ты? |
Тайны хорошей памяти. Поиграем – порешаем. “Кого можно назвать вежливым человеком?” |
Наука отдыхать. Остановись, подумай. Тест-бюро “Познай себя”. Учение на каждый день. |
||
Организация коммуникативных тренингов и игр “Школа общения” |
|||||
Родительское собрание “Развитие у детей общественной активности”. |
|||||
Поговорим о семейных традициях: |
|||||
Разговор “Я – надежда семьи”. Сбор пословиц о мамах. Театрализованный семейный марафон. |
Диспут “Что такое честь фамилии?” Конкурс “Бабушкины секреты”. Раздумья на тему “Когда маме грустно”. |
Живая газета “Трудно ли быть мамой?” Будем заботиться о младших. |
Составление родословной. Откровенный разговор “Старость – всегда слабость”. |
||
Викторина о ритуалах гостеприимства в культуре народов Адыгеи. |
|||||
Выставка “Вместе с мамой, вместе с папой”. |
Конкурс газет “Моя семья – моя радость”. |
||||
Путешествие в Страну имен. |
Праздник “Как вас звать – величать?” |
||||
Выпуск школьной газеты “Родительская академия”, посвященный духовно-нравственному воспитанию в семье |
|||||
Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями. |
|||||
Я – гражданин России, гражданин Республики Адыгея.
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
4-й класс |
|
Изучение символики Российской Федерации и Республики Адыгея |
||||
Москва – столица России. Майкоп – столица Адыгеи. Гербы Адыгеи, Майкопа. “Знай свою улицу” |
Гимн и флаг России и Республики Адыгея. Экскурсия “Майкоп – столица Адыгеи” (краеведческий музей). История возникновения герба г.Майкопа. |
Загадки Российской символики. Уроки истории Отечества “Матушка Москва – золотая голова” (видеофильм). Красота и чистота вокруг меня. |
Герб и гимн России как произведения искусства. Герб Республики Адыгея, история создания и его символы. Экскурсия в столицу Майкоп. |
|
Конкурс рисунков “Моя улица” |
Конкурс рисунков “Моя станица” |
Составление альбома “Моя станица - самая лучшая” |
Викторина “Кто лучше знает свою станицу” |
|
Школа правовых знаний |
||||
Дети и Конституция. Кто защищает наши права? |
Конституция – основной закон нашей жизни. Библиотечный урок"Ваши права, дети" Конвенция о правах ребенка. |
Игра “Имею право”, посвященная Дню конституции |
||
Моя Родина – Россия. Встреча с работником УВД. |
Наше Отечество. Диспут “Что важнее – знать или выполнять?” |
Твоя Россия. Мы и закон (разбор ситуаций). “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. |
||
Про великих и знаменитых |
||||
Русские богатыри. Час былины “Преданья старины глубокой” |
А. Суворов и М. Кутузов, Х.Андрухаев Библиотечные уроки: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Федоров. |
Поэтический час “Только доблесть живет вечно”. Звездный час “Защитники земли Русской”. |
||
Русь державная православная. Республика Адыгея – многонациональная Республика. |
||||
Как обувались и одевались в старину. Зимние игры и забавы. |
О чем расскажет народный костюм. Песня народная сердце радует, душу согревает. (кольцовка песен) |
Народная национальная одежда. Конкурс народного костюма “Бабушкин сундук” |
Аукцион народной мудрости. Посещение в Городском краеведческом музее зала этнографии. Экологическая викторина. |
|
Час интересных сообщений “Традиционные праздники вчера и сегодня”. Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива “Семейная реликвия”. Организация работы народных гостиных по темам: “Любовь к Родине в творчестве адыгских композиторов”, “Таинственный взмах кисти художника” |
||||
Мой язык – язык добра и света |
||||
Парад сказочных героев. Праздник “Язык родной, дружи со мной!” |
Встреча с писателем (поэтом, корреспондентом) в литературной гостиной. |
Библиотечный урок “Дар Владимира Ивановича Даля” |
Брейн-ринг “Язык наш есть тайна”. Библиотечный урок “ДжафарЧуяко” |
|
Что за прелесть эти сказки (час громкого чтения) Инсценировка адыгейских и русских народных сказок. |
Конкурс чтецов |
|||
“Любимые герои сказок Пушкина” |
“Адыгейские поэты – детям” (на родном языке) |
|||
|
Олимпиады по родному языку |
|||
Заочная экскурсия в картинную галерею |
||||
Беседы о русских художниках “Нарисовал художник сказку” |
Н. Пименов, Б. Кустодиев, М. Врубель |
П. Корин, М. Ва-снецов, А. Рублев, А. Саврасов; М. Нестеров Конкурс рисунков “Сказки Пушкина” |
И. Левитан, И. Репин, И. Крамской, В. Серов; Конкурс рисунков “Люблю пейзажи Адыгеи” |
|
Конкурс рисунков “Любимая сказка” |
||||
Защитники земли русской. День Защитника Отечества |
||||
Книжная выставка и обзорная беседа “О тех, кто уже не придет никогда” |
Книжная выставка “Дни и ночи войны” |
Книжная выставка “Ни шагу назад!” |
||
Экскурсия к мемориалу славы “Мои земляки – герои воины” “Славные сыны Адыгеи” |
||||
Старты надежд “Вперед, мальчишки!” |
Конкурс плакатов “Нет войне!” Конкурс чтецов “Нам не помнить об этом нельзя!” |
Защита проектов учащихся “Народные традиции и обычаи” |
||
Родительское собрание “С чего начинается Родина” |
Родительское собрание “Растить гражданина” |
|||
Праздник “Мы твои друзья, природа!” Изучение правил поведения в природе |
Дискуссия “Природа и мы”. Проект “Экологические проблемы водоёмов Адыгеи”. Проект “Животные и растения Красной книги Адыгеи”.Игра “Поиск нарушителей законов природы” |
|||
Проведение методического семинара в педагогическом коллективе школы по проблеме “Развитие духовно-нравственных ориентаций учащихся с учетом культурно-национального своеобразия Республики Адыгея” |
||||
Дерево сильно плодами, а человек – трудом
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
4-й класс |
||||||
“Что я должен делать в классе?” |
“Кто ленив, тот и сонлив” - если ты не выучил урок или проспал? |
“Кем я буду, когда вырасту?” |
Почему так говорят “Делано наспех – сделано на смех”? |
||||||
Конкурс поделок из природного материала “Лесные диковинки” |
|||||||||
Конкурс “Самая лучшая классная комната” |
|||||||||
Конкурс “Самый чистый кабинет” |
Конкурс “Самый “зеленый” класс” |
||||||||
Акция “Книжкина больница” |
|||||||||
Изготовление подарков будущим первоклассникам |
Изготовление книжек-самоделок для малышей. |
||||||||
Конкурс рисунков “Кто что любит делать” |
“Зимняя фантазия” - украсим наш двор. |
||||||||
Народные промыслы. Выставка предметов декоративно прикладного искусства народов, населяющих Республику Адыгея |
|||||||||
Родительское собрание “Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!” |
|||||||||
Выставка прикладного народного творчества “Умелые руки не знают скуки” (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле). |
|||||||||
“Умелые руки не знают скуки”. Выставка поделок, выполненных учащимися. |
|||||||||
Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Игра “Почта” |
|||||||||
Изготовление гирлянд |
Изготовление снежинок |
Изготовление фонариков |
Объемные игрушки |
||||||
Конкурс кабинетов, украшенных детьми совместно с родителями “Мы всем классом ждем Нового года!” |
|||||||||
Уроки Самоделкина. “Это дело наших рук” - подарки для родных и друзей. |
|||||||||
“За что я отвечаю?” - наполним “Шкатулку добрых дел” |
|||||||||
Выставка творческих работ детей “В семье единой”, отражающая содружество культур народов Республики Адыгея |
|||||||||
Участие в ярмарке творчества детских объединений “Моя станица. Моя Республика. Моя Россия”. |
|||||||||
Работа школьного “радио” |
|||||||||
“Играть играй, а дело знай” |
“Всякий человек в деле познается” |
“Кто любит труд того люди чтут” |
“Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается” |
||||||
Конкурс-выставка семейных работ по техническому творчеству “Папа, мама, я – техническая семья” |
|||||||||
Мы – друзья птиц |
|||||||||
Акция “Кормушки для зимующих птиц” |
Праздник птиц. Конкурс “Лучший домик для птиц”. |
||||||||
Экскурсии в детские клубы, Центр детского творчества, с целью популяризации сети кружков, клубов, организаций дополнительного образования. |
|||||||||
Экскурсия на Выставку детского творчества . |
Экскурсия в парк |
||||||||
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. |
|||||||||
Выращивание простейших сельскохозяйственных культур “Огород на подоконнике” |
Выращивание рассады цветочных культур. Работа на пришкольном участке “Сами садик посадили, сами будем поливать” |
Высадка рассады цветочных культур. Работа на пришкольном участке. Проектно-исследовательская деятельность: “Какие семена всходят быстрее?”, “Овощные культуры”, “Злаки”, “Бобовые культуры”. |
|||||||
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
4-й класс |
||
Занятия проводит доктор Пилюлькин |
|||||
Клуб “В гости к Мойдодыру”: Дружи с водой. Чтоб глаза видели. Какого ухода требуют уши. И о коже надо заботиться. Приятного аппетита. Крепкие- крепкие зубы. |
Спокойной ночи. Клуб “В гости к Мойдодыру”: Руки и ноги тебе ещё пригодятся. Держи осанку! Как уберечься от простуды. Что нужно знать о лекарствах. Праздник “Как стать Неболейкой?” |
Клуб “Румяные щеки”:Как живет организм? Наши органы. Признаки болезни. Болезни грязных рук. Порезы, ссадины и царапины. Диспут “Что может человек?” Смотрим телевизор. |
Клуб “Неболейка”: Уроки семьи ... (Пригласить родителей, дети которых редко болеют, с советами о ЗОЖ). Конкурс полезных советов “Здоровье – главное богатство”. Как одолеть болезнь? Как настроение? |
||
Конкурс газет “Правила здорового образа жизни”. |
|||||
Полезные и вредные привычки: |
|||||
Встреча со школьным врачом: “Полезные и вредные привычки” Конкурс рисунков “Полезные привычки – наши друзья” |
Встреча с врачом-наркологом “Губительная сигарета”. |
Встреча с врачом-наркологом “Наркомания – катастрофа”. |
|||
Практикум “Как поступить в данной ситуации?” |
|||||
“Драться или не драться?” |
“Плохой поступок “за компанию”? |
“Если тебе предложили сигарету?” |
“Ты оказался в дурной компании!” |
||
Родительское собрание |
|||||
“Без простуд” |
“Культура семейная и культура физическая”. |
“К здоровому образу жизни”. |
|||
Игротерапия: Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья. |
|||||
Организация встреч с тренерами ДЮСШ, мастерами спорта. Проведение с их помощью соревнований: |
|||||
“Веселые старты” |
“Мама, папа, я – спортивная семья”. |
“Старты надежд” |
“Вперед, мальчишки!” |
||
Зимние забавы. Спортивный праздник “Быстрые санки” |
|||||
Будь здорова душа: Откровенный разговор “Твоя душа – единственная в мире”. |
|||||
Тест “Ты – сова или жаворонок?” |
Тест “Как ты к себе относишься?” |
Тест “Доволен ли ты собой?” |
Тест “Ты и твой характер” |
||
Методика незаконченных предложений: |
|||||
Мне нравится... |
Я хочу... |
Я боюсь ... |
Мне тревожно... |
||
Час откровения: |
|||||
Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости. Научись радоваться успехам одноклассников. |
Никогда никому не завидуй. Злые чувства – враг здоровья души. |
Опасная сладость злых чувств. Как оберегать свою душу от дурного. |
|||
Этические беседы: |
|||||
Будь непримирим к грубости |
Недопустимость кличек и прозвищ |
Не будь равнодушным |
Ты против лжи, нечестности! |
||
Родительская конференция. Тест “Ваши отношения с детьми”. “Круглый стол” |
|||||
Конкурс “Здоровье и дружная семья”. |
|||||
“Зарничка” |
Смотр строя, песни и речевки “Под флагом Мальчиша-Кибальчиша” |
||||
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/