logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Президент России В.В. Путин в одном из выступлений сказал: «Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны. Сегодня в России этим важнейшим проблемам уделяется самое пристальное внимание государства. Совершенствуется законодательство. И, тем не менее – еще многое предстоит сделать. Прежде всего, в этой масштабной, востребованной работе необходимо в полной мере использовать мощный потенциал общественных, волонтерских, добровольческих организаций, средств массовой информации. Только опираясь на такую деятельную, активную поддержку, мы сможем добиться ощутимых результатов».

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, укрепления государства, обеспечения его интересов и развития.

Достижения цели осуществляется через развитие следующих задач:

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни; в создании условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей; в развитии гражданского долга.

Формирование чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна и исторических святынь Отечества.

Принципами патриотического воспитания является:

Принцип системно-организационного подхода, который предполагает целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан РФ.

Принцип адресного подхода в формировании патриотизма с учетом возрастной группы.

Принцип активности и наступательности, который предусматривает формирование мировоззрения, ценностных установок граждан, ориентированных на национальные интересы России.

Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход, необходимость использования социально ценного опыта прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, традиции в быту и семейных отношениях, учебе и подходах к труду, творческих начинаниях.

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, школе и т. д.

Эти принципы взаимосвязаны, и реализуются в единстве.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Необходимыми являются содержание, формы и методы гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Данный подход к обучению позволяет формировать и развивать все типы универсальных учебных действий:

1. Познавательных УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- проявление познавательной инициативы;
- знаково-символические действия, с помощью которых выделяются существенные характеристики объекта;
- структурирование знаний;
- постижение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- установление причинно-следственных связей и др.

2. Регулятивных УУД:
- контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами
- оценка (взаимо-, самооценка) – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

3. Коммуникативных УУД:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи;
- применение знаний в конкретной учебной ситуации.

4. Личностных УУД:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- нравственно-этическая ориентация;
- оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;
-умение формулировать собственную позицию.

Будущая жизнь и развитие государства во многом зависят от уровня сформированной гражданской позиции подрастающего поколения.
Приоритетным направлением в формировании гражданской позиции у подрастающего поколения является формирование духовно-нравственных качеств, уважения к историко-культурному наследию народов России.

Формирование гражданско-патриотического воспитания младших школьников в настоящее время является очень актуальным, поэтому мы уделяем этому большое внимание в учебное и внеурочное время. 

Формы и методы патриотического воспитания направлены на воспитание активной гражданской позиции, чувства любви к Родине, России и своей малой родине. К таким формам гражданско-патриотического воспитания относятся приобщение младших школьников к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности; участие в мероприятиях: по уходу и охране памятников, мемориалов; проведение тематических дней, конкурсов, выставок по патриотической тематике; организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, блокадниками; участниками интернационального конфликта в Афганистане и локальных военных событий в Чеченской республике; посещение городского краеведческого музея и привлечение учащихся к работе в школьном музее «Родина – это важно!»

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.

Ученики начальных классов знакомятся с днями воинской славы России и памятными датами России. (Приложение 1)
Большое значение в развитии патриотического воспитания младших школьников имеет изучение геральдических символов нашего государства России, Кемеровской области и города Березовский.
Формы реализации концепции по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников:

Классные часы, посвященные важным историческим датам, покорителям космоса, датам города, области, Родины.

Беседа: «С чего начинается Родина?», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Народ и Армия В ВОВ 1941-1945 годов», «Боевое оружие Советской Армии».

Конкурсы, викторины на знание государственной символики России, малой родины.

Встречи с писателями, деятелями культуры и искусства, учителями, рабочими предприятий.

Операции РВС (Радость себе и людям) – помощь пожилым, ветеранам ВОВ и труженикам тыла, «Зеленый патруль».

Акция «Здравствуй, солдат!» - переписка, встреча с выпускниками школы, которые служат (ли) в Армии; создание фотоальбома «На страже Родины»

Экскурсии в школьный музей «Родина – это важно!» (Приложения 3-4)

Посильная помощь в работе школьного музея «Родина – это важно!»

Выпуски листов календаря, стенгазет - посвященных памятным событиям и датам.

Проведение выставок, конкурсов, смотров песни и строя по патриотической тематике.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.  

Большое значение в воспитании и развитии чувств и убеждений детей имеет самостоятельное приобретение знаний учащимися. Читая дополнительную литературу, просматривая детские журналы, беседуя с членами семьи, знакомыми, ребята самостоятельно собирают материалы для сообщений на уроке, классных часов, творческих заданий, выполнения исследовательских работ. В исследовательской работе «Вклад моей семьи в развитии города»», выполненной учениками 1-4 классов, описано прошлое и настоящее нашего города на примере семьи. Исследовательские работы, различные рисунки, сообщения используются детьми в учебной и внеклассной работе.

Целенаправленная систематическая работа показала, что для воспитания гражданско-патриотических чувств, учащихся решающее значение имеет знакомство с историей своего города, края, страны с теми достижениями, которые были достигнуты за последние годы. Знания, полученные учащимися на уроках, экскурсиях, на внеклассных мероприятиях убеждают детей в том, что нужно знать историю своего края страны, беречь и охранять природу, чтобы людям нашего города, области, всей страны жилось лучше.

Мы видим, что для воспитания патриотизма и четкой гражданской позиции у младших школьников нужно работать сообща – родителям, учителям, школе, и государству. Процесс этот сложный, для его реализации лучше использовать системно-деятельностный, а не знаниевый подход, при котором учащийся выступает как субъект учебной деятельности. Это помогает формировать и развивать все типы универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

Приложение 1

Дни воинской славы России:

10 июля

День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении – 1709 год

9 августа

День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут – 1714 год

23 августа

 День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве – 1943 год

8 сентября

День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армии – 1812 год

11 сентября

День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра – 1790 год

21 сентября

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве – 1380 год

4 ноября

День народного единства

7 ноября

День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве -1942 год

1 декабря

День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп – 1853 год

5 декабря

День начала контрнаступлений советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой – 1941 год

24 декабря

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова – 1790 год

27 января

День снятия блокады города Ленинграда – 1944 год

2 февраля

 День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве – 1943 год

23 февраля

 День Защитника Отечества. День победы Красной Армии над войсками Германии – 1812 год.

18 апреля

День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (ледовое побоище – 1242 год);

9 мая

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (1945 год)

Памятные даты России:

3 сентября

 День солидарности в борьбе с терроризмом

7 ноября

День Октябрьской революции 1917 год

12 декабря

 День Конституции РФ

25 января

 День Российского студенчества

12 апреля

 День космонавтики

Приложение 2

Праздник «С днем рождения, любимый город!»

Оформление фойе: на центральной стене герб города, дата 11 января 1965 год. Боковые стены стенды «Береза –русская красавица, ты символ Родины России, и моего города Березовский»:

1. Листья березы, на них стихи о березе, на них стихи о березе, о городе;

2. Фотомонтаж, рисунки о городе и природе;

3. Ствол березы с листочками, на которых мини-сочинения: «За что я люблю свой город», рисунки и сочинения о городе;

Презентация о городе и природе.

Ход праздника:

1 Ведущий: Мы сегодня собрались поздравить наш город с днем рождения, городу исполнилось 52 года. Город был образован в результате соединения трех поселков: Кургановка, Березовский, Октябрьский - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 января 1965 года. Свое развитие получил в связи с прокладкой железной дороги Кемерово - Барзас – Анжеро - Судженск. Он находится на территории Кемеровской области. Но где?

1 ученик:

Не надо тратить сил на розыски

Где он - подскажет вам любой...

Красивым именем - Березовский

Назвали город молодой.

Еще в стихах и песнях не воспетый,

Он самый младший в области пока,

И на просторах будущих проспектов

Еще шумит вершинами тайга.

Растет он каменными стенами

До облаков, до синевы

И ловит чуткими антеннами

Бесперебойный пульс Москвы.

Нам город люб.

Мы все друзья его

Но вон осанисты, крепки,

Шагают города хозяева,

Идут со смены горняки

2 Ведущий: Развитие нашего города связано с большими залежами каменного угля. О них было известно еще 19 веке. В 1941 году вошла в строй шахта «Южная», далее были открыты шахты: «Березовская», «Бирюлинская», «Первомайская»; разрез «Черниговский» и «Барзасский» (Ровер). Добыча угля ведется шахтным и открытым способом. Шахта «Березовская» является родиной мирового рекорда, когда бригадой Г. И. Конончука было выдано за месяц почти 77 тыс. угля.

2 ученик:

Шахтер - добытчик света

И славится трудом.

Согрет теплом шахтерским

Повсюду каждый дом.

Город мой может, гордится,

Его знают за границей.

Обойди весь белый свет-

Угля лучшенигде нет.

1 Ведущий: В жизни каждого города. В том числе и города Березовский, заметную роль играют предприятия пищевой промышленности, коммунальное хозяйство, бытовые учреждения, мастерские, городской узел связи и некоторые вспомогательные службы.

В народе справедливо замечено, что лучшим барометром жизни человека является торговля. Без этой сферы не обходится никто из живущих на земле. И, березовчане, могут купить все, что им необходимо в магазинах.

Самым главным богатством у человека является его здоровье и на страже здоровья стоит наше здравоохранение.

2 Ведущий: Мал наш город, но его улицы бывают, многолюдны, особенно в утренние часы. Среди пешеходов - дети, будущее города и страны. А куда они спешат? В детские сады, школы, лицеи, училища, институты ... Учат и воспитывают подрастающее поколение воспитатели, учителя.

Нет еще в городе театров, филармоний, концертных залов. Но у города есть своя культурная жизнь. Горожане могут хорошо отдохнуть. А наши народные ансамбли песни и танцев знают не только в области, стране, но и за границей.

Есть у нас и свой краеведческий музей, где можно узнать об истории города, замечательных людях. Он начинался с краеведческой работы учащихся нашей школы № 1, которые вместе со старшей пионервожатой Любой решили проследить и изучить путь боевой дивизии под командованием Героя Советского Союза И. Н. Руссиянова. Она первая получила звание «Гвардейской» за мужество, проявленное солдатами и командирами этой дивизии под Ельней. Сейчас городской музей продолжает жить, храня память о прошлом и настоящем нашего города.

Стихи сопровождаются презентацией о городе и природе.

3 ученик:

Пройди по улицам, проспектам -

Шахтерский город наш растет,

Квартал кварталу эстафету

Строительства передает.

Его кварталы молодые

Стремятся ввысь за часом час.

Глядит на будни трудовые

С теплом отеческим Кузбасс.

Над ним звезда шахтерской славы

Уже уверенно взошла,

За все года ты внес немало

В страны великие дела.

4 ученик:

Расти на радость человеку,

Моя судьба, и город мой.

Иди уверенно к успеху,

Своей дорогой трудовой.

Город мой! У тебя

Время - утра и возраст ребенка,

Но сегодня с тобой

Весь во власти я метаморфоз:

Ты отцом моим стал.

Моей силой, и мыслью, и оком,

И тебе не стареть

Под разливные песни берез,

Хорошеть и цвести,

И гордится рабочей судьбою.

Так мы делаем жизнь!

Так мы строим свой город!

5ученик:

Березовский, Березовский

Мой город, мой родной.

Гордишься ты несказанной

Сибирскою тайгой,

Цветами медоносными,

И сказочными росами,

И ягодою сладкою,

И горькою колбой.

6ученик:

Люблю свой город ранними утрами,

Когда во всем — сплошная тишина.

Зовет к себе и тихий переулок.

И улица, которая ничья ...

Мне нравятся весенние прогулки

Под перезвон весеннего ручья ...

Плывет ледок по величавой глади,

Река Шурап отчаянно шумит,

И лес в округе сказочно наряден,

И день, грядущий свежестью омыт.

Уже теплом лесные дали, пахнут,

Уже ледок по лужицам плывет ...

Березовский для каждого распахнут,

Как створы позолоченных ворот.

7ученик:

Куда бы судьба ни бросала меня,

Мне не прожить без тебя даже дня.

В город родной я приеду опять,

Зори рассветные будем встречать.      

8ученик:

Пусть здравствует Березовский

Во все года далекие,

Пусть не стареет город мой

Ни сердцем, ни душой.

9ученик:

Город мой, ты не воспет в поэмах,

Скромна биография твоя,

Но тобой всегда гордимся все мы,

Как отцом гордятся сыновья.

10ученик:

Город Березовский, город берез.

Город тайги, город утренних рос.

Здесь я родился, учился и рос.

Меня на ладонях мой город нес.

11 ученик:

В небе ночном вижу твой силуэт.

Я твоим ласковым светом согрет.

Город художников, город - поэт

В песнях не раз, город мой, ты воспет.

Исполняется песня о городе Березовском: «Березовский вальс».

Руководитель школьного музея:

К юбилею города потрудились мы не зря.   Много интересного узнали вы друзья.

Приглашаем вас вшкольный музей, посмотреть экспозицию - мини-музей Березы. Узнать о красавице березе.

Дети хором: «С днем рождения, любимый город!»

Приложение 3

 «Таежный есенин» - музейный урок

Цель: заочное - знакомство с поэтом Леонидом Михайловичем Гержидович, биографией и его творчеством.

Задачи:

Повысить интерес к изучению литературного наследия родного края.

Развитие познавательной активности и кругозора младших школьников

Воспитывать чувства патриотизма и любви к России, малой родине, родной природе.

Форма проведения: музейный урок – беседа.

Методические приемы проведения экскурсии: рассказ; демонстрация книг, сборников стихов, копий фотографий, использование авторских стихов; беседа (опросно-ответная) использование музейных предметов.

Вступление:

Здравствуйте, ребята!

Думаю, вы ребята, не забыли, как нужно вести себя в музее, а если у вас возникнут вопросы, вы зададите их в конце нашей беседы.

В нашем городе сначала его основания развивался удивительный талант «таежного есенина» Леонида Михайловича Гержидович - члена Союза писателей России, Почетного гражданина города Березовский.

Леонид Михайлович родился 25 января 1935 года в селе Панфилово Крапивинского района Кемеровской области. В 1938 году семья переехала в поселок Барзас, где прошли детство и школьные годы поэта.

Леонид Гержидович окончил Новосибирский техникум физической культуры, затем служил в армии, учился на спортивном факультете Кемеровского педагогического института.

Жизнь и почти вся трудовая деятельность связана с городом Березовский. Много профессий пришлось освоить поэту. Работал литсотрудником в газете, учителем физической культуры, тренером, спортинструктором, лесником, штатным охотником.

Ребята, учителем физической культуры Леонид Михайлович Гержидович работал в нашей Школе № 1. 18 лет работа в школе была основным занятием Леонида Михайловича, и его увлечением, и его отдыхом, и его делом. Сколько увлеченных спортом людей вырастил учитель физической культуры Леонид Михайлович Гержидович!

И я хочу прочитать воспоминания учеников и воспитанников учителя Леонида Михайловича:

А.Бутянова:

«Я стала преподавателем физической культуры благодаря Леониду Михайловичу. Он умел увлечь нас девчонок, волейболом и легкой атлетикой. Всегда добрый, мягкий, но требовательный, он обладал способностью вселять уверенность в свои силы, верить в мечту».

В. Кузин:

«Все свое свободное время Леонид Михайлович отдавал нам, ребятам, желающим заниматься спортом. Занятия в секциях, которыми руководил он, посещали до 30 человек регулярно. В летнее время он всегда совершал с нами походы – длительные, увлекательные».

А. Петров:

«Нам, мальчишкам и девчонкам, на всю жизнь, запомнился двухнедельный поход по Кузнецкому Алатау. Длительные переходы, спуск на плотах по горной реке Тайдон, ночевка в заброшенном стане геологов на реке Кие и незабываемая рыбалка (когдахариусы так и лезли на крючок) – разве это можно забыть!»

 Ученики 10- А, Б класса:

 «У нас был замечательный учитель Леонид Михайлович Гержидович. Он был для нас не только учителем физкультуры, его по праву можно назвать учителем жизни. Он всегда был в окружении старшеклассников – молодой, веселый, жизнерадостный, интересный собеседник.

Он открыл нам мир романтики: мир природы, мир туристических песен, мир поэтического творчества. На наших глазах рождались стихи, героями которых были мы, мальчишки и девчонки, проведшие много дней в туристических походах по замечательным местам Кузбасса: Дедушкина речка, Тайдан, Баянзас, Таскыл – это не просто места, воспетые Леонидом Михайловичем, это воспоминания о чудесных мгновениях жизни: трудный подъем на гору Таскыл – но вот мы на вершине – счастье и восторг переполняет наши сердца. Опасен спуск на бурной реке Баянзас на плотах, которые мы соорудили сами, но какое удовлетворение собой, что ты преодолел страх. Мы с надеждой смотрели на уверенного, спокойного старшего товарища – он шуткой, стихами развеивает страх. Да, именно старшим товарищем был для многих из нас Леонид Михайлович.

Чувство товарищества, взаимовыручки, уверенности в себе, прекрасное чувство любви, рождались в том мире, который открыл нам Леонид Михайлович Гержидович. Там вдали от городской суеты и соблазнов, которые часто портят человека, все становиться лучше, чище, искреннее, там действовали свои законы: закон чести, порядочности, великодушия и доброты – того, что называют нравственностью, духовностью…»

Любовь к родной сибирской природе, боль за все живущее на земле прошли красной нитью через все творчество поэта, начиная с самых ранних стихов. А первые стихи появились в 50-е годы и были опубликованы в районной Барзасской газете «Заря». В 1987 году Леонид Гержидович был принят в члены Союза писателей России.                                                                                                                                              

Имеет награждения:

Лауреат премии Ленинского комсомола за участие в коллективном сборнике «Дыхание земли родной».

Значок – грамота «Отличник РОСТО», «За воспитательную работу среди молодёжи» в 1995 году.

Грамота областного профкома работников просвещения «За творческие успехи» в 1967 году.

Диплом, поощрительная премия за участие в конкурсе на лучшее произведения Кузбасский писатель, посвященный 50-летию Кемеровской области 1993 год

Диплом 1-ой степени к 30-летию города Березовский за участие в конкурсе «Слушай песню о городе» 1995 год.

Удостоен премии имени В Федорова за сборник стихов «Пихтовая Родина».

С миром тайги у поэта свои, особые отношения. Здесь он видит постоянное движение жизни, чувствует гармонию во всем и принимает все как есть:

… Принимаю всякую тропинку,

Понимаю волка и лису.

И без дела малую былинку

Не сомну в обжитом мной лесу…

Яркая страница в творчестве Леонида Гержидовича – детские стихи. Он приглашает маленького читателя совершить прогулку по сибирскому лесу и доверительно рассказывает о его забавных жителях в своих книгах: «Приглашаю в лес погулять», «Как дела, лесной народ?»

Разные обитатели населяют лес в его книжках: пронырливая ласка, юркий бурундучок, мышка-домоседка, хищная рысь и добродушный медведь и птицы, цветы, грибы. Каждый обитатель леса занят своим делом. И поэт с любовью и юмором рассказывает о них (прочитать любое).

Сейчас поэт Леонид Михайлович Гержидович вместе со своей женой писательницей Ниной Антоновной Красовой живет в деревне Юго-Александровка Кемеровской области. Поэт живет простой, но в то же время интеллектуально насыщенной жизнью.

Ежегодно в деревне проходит фестиваль поэзии «Юго-Александровский родник», у истоков которого стояли Леонид Гержидович и Нина Красова.

Юго-Александровские чтения любимы кузбассовцами. И кто хоть раз побывал на них, будет часто приезжать – это поэзия, новые люди, общение с природой.

Когда фестиваль проходит, то остается просто родник, из которого супруги берут воду на чай, чтобы угощать им своих друзей. Хотя они ведут замкнутый образ жизни, Леонид Михайлович продолжает радовать почитателей своего таланта новыми стихами, встречается с читателями в разных аудиториях.

В нашей школе традиция - встреча старшеклассников с поэтом Леонидом Гержидович. Он всегда с радостью приезжает. Вот и в этом учебном году мы будем ждать встречи с поэтом.

Стихи Леонида Михайловича Гержидович учат нас понимать родную природу и сочувствовать всему живому.

Ребята, как вы думаете, почему Леонида Гержидовича называют «таежный есенин»? (Вы помните, о чем писал Сергей Есенин? (Правильно, он воспевал в стихах природу).  А вы помните, где сейчас живет Леонид Михайлович, верно он живет в лесу- тайге и воспевает в своих стихах родную природу, поэтому и называют его «таежный есенин»).

А теперь предлагаю вам посмотреть сборники стихов Леонида Гержидовича, задать вопросы, если они у вас возникли.

Спасибо вам за внимание, до новых встреч!

Приложение 4

Экскурсия: «шахта «Березовская» - мать города» - школьный музей

Характеристика экскурсии:

по содержанию:

тематическая (экспонаты школьного музея)

историческая (история шахты «Березовская»)

По составу участников: коллективная (посещают классами ученики школы № 1)

По способу передвижения: стационарная (музей школы № 1)

По форме проведения: экскурсия массовка

Методическая разработка экскурсии

Маршрут

Время

Наименование подтем,

перечень

основных

вопросов

Организационные указания

Методические указания

Шахта «Березовская» - мать города

30мин

Представление экскурсии

Провести инструктаж о правилах поведения на экскурсии. Следить за размещением группы экскурсантов. Экспонаты показываются по порядку. Предложить посмотреть материалы о шахте после экскурсии.

Методические приемы показа: использование ИКТ (презентация, фильм), исторический анализ объекта. Методические приемы рассказа: историческая справки, описание объекта.

Три даты из биографии города

2мин

Три даты из истории города. Визитная карточка шахты

Немного истории

2 мин

Первый колышек. Сдана в эксплуатацию. Исполняется 55 лет

Мастера горного дела.

Руководители шахты

3 мин

Гордость шахты. ФИО Руководителей

шахты

Мировой рекорд

2 мин

Мировой рекорд Конончука

Да это были герои

3 мин

Б.Е Батюков. В. А. Ткаченко

Шахтерские династии. Сафины

2 мин

Шахтерские династии. Семья Сафиных.

Ровесник шахты

2 мин

А. Н Журавлев

«…Уголь, Шипы и Розы…»

2 мин

Слова А. А. Леонова летчика космонавта.

Шахтерская судьба

3 мин

Фильм о шахтерской судьбе

От электровоза до конвейера

2мин

Внутришахтовый транспорт

Безопасность превыше всего

2 мин

Лидер безопасного труда бригада Н.Е Ширяева. «Папа, береги себя!»

Путь в профессию

2 мин

Учебно-курсовой комбинат.

Шахта строит свое будущее

3 мин

Рекордный год красных лент.

Поздравление с юбилеем

Поздравление Школы № 1

Предварительная работа: фильм «Шахтерская судьба,оформить стенд и презентацию:

«Шахта «Березовская – мать города»

Цель: знакомство с историей шахты «Березовская» - 55 юбилей шахты.

Задачи:

1. Повысить интерес к изучению истории родного города, профессиям горного производства.

2. Воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине, уважения к труду шахтеров и гордости за их мировые рекорды.

3. Прививать навыки культурного поведения при посещении школьного музея.

Ход экскурсии

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады вас видеть в нашем школьном музее «Родина – это важно!» в преддверии 55-летнего юбилея шахты на экскурсии: «Шахта «Березовская» - мать города» 

При проведении экскурсии прошу вас соблюдать тишину, не трогать экспонаты руками, Возникшие в ходе экскурсии вопросы задавать по завершении.

Я держу в руках книгу, которая была выпущена к 50-летию шахты «Березовская», где в воспоминаниях участника строительства шахты В. К Сенка выделены три знаменательные даты из трудовой биографии нашего города:

Август 1949 года образовано Березовское шахтостроительное управление треста «Кемеровострой» для строительства шахты «Березовская» треста «Кемеровоуголь»;

4 ноября 1958 года коллектив Березовского шахтостроительного управления сдал в эксплуатацию шахту «Березовская» - флагмана угольных предприятий Березово-Бюрилинского месторождения коксующих углей.

11 января 1965 года рабочий поселок Березовский приобрел статус города, областного подчинения. В области появился 19 по счету город- шахтерский.

Последние два события разделяют семь с половиной лет, но фактически они неразрывно связаны друг с другом: строилась шахта и поселок Березовский стал строиться, расти: шахту «Березовская» можно считать -матерью города.

Визитная карточка шахты «Березовская»

Возраст предприятия – 55 лет

В коллективе шахты – 1252 человека

Добыто - 53 миллиона 845 тысяч тонн коксующего угля

Пройдено - 481 тыс. 620 километров горных выработок

Адрес Структурное подразделение ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс" шахта «Березовская» - город Березовский, Кемеровская область, улица Матросова 1.

Немного истории

В марте 1949 года из поезда «Кемерово-Барзас», остановившегося на перегоне, вышло несколько человек. На лыжах добрались они до места расположения будущей шахты и, расчистив от снега площадку, вбили первый колышек. С этого дня в дебрях тайги началось строительство шахты «Березовская».

Через 9 лет 4 ноября 1958 года она с проектной мощностью в 1 миллион тонн угля в год была сдана в эксплуатацию. Рождение новой шахты стало событием огромной важности не только для березовцев, но и для всех угольщиков Кузбасса.

Вот и исполняется шахте «Березовская» 55 лет. Она прошла героический путь и вошла в летопись угольной промышленности страны. С момента сдачи шахты в эксплуатацию в 1958 году её коллектив стремился не отставать от времени и быстро сплачивался, ставя перед собой высокие цели. Коллектив и предприятие всегда были единым живым организмом. Как живет предприятие, так и живет этот организм. Как живут люди, так и работает предприятие.

Мастера горного дела

На шахте выросла целая плеяда мастеров угледобычи, скоростной и высококачественной подготовки горных выработок, имена которых вспоминаются с большим уважением:

Б Е Батюков, Е Г Сафин, В И Майков, В Г Юминов, Г С Виниченко, М А Шелепов, И Г Тонковид.

Одни из первых директоров шахты А. В Ачиневич и В. А. Ткаченко, а также люди разных возрастов, характеров и судеб, которых навсегда связала преданность шахтерскому делу.

Руководители шахты «Березовская»

Фурса Владимир Павлович

Макшанцев Михаил Петрович

Ачинович Аркадий Владимирович

Ткаченко Валентин Александрович

Руденко Валерий Михайлович

Столбенко Виталий Андреевич

Милехин Юрий Георгиевич

Васютинский Петр Николаевич

Голубев Вячеслав Мефодьевич

Усов Михаил Иннокентьевич

Радиковский Михаил Иванович

Лисковец Сергей Алексеевич

Салихов Альберт Фидаилович

Мировой рекорд

За годы на шахте установлены Кузбасские, всесоюзные и мировые рекорды по добыче угля. В истории шахты много героических страниц, одна из них установление мирового рекорда по добыче угля в начале 60-х годов прошлого века.

Путь к рекорду был не быстрым и не легким. В 1961 году прибыл первый комплекс для механизированной добычи угля. Конончук возглавил бригаду, взявшуюся доказать большие возможности нашей отечественной техники. Бригада увидела и правильно оценила огромные возможности комплекса К-52М. О бригаде Гения Ивановича Конончука заговорили в марте 1962 года, когда она дала за месяц три мировых рекорда. Монумент у шахты напоминает, что шахта «Березовская» Родина мирового рекорда: добыча угля из забоя комбайном К-52М за 31 рабочий день, октябрь – ноябрь 1962 года 76 851 тонн.

За успешное внедрение и освоение выемки угля с помощью узкозахватного комбайна, достижение высоких показателей в добыче угля и умелое руководство коллективом Г. И. Конончуку в июле 1965 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда, с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В тот же день вышел другой Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении еще 29 членов бригады, отличившимся в достижении высоких показателей угледобычи.

Да это были герои

Один из них награждался орденом Ленина.  Это был звеньевой Борис Ефимович Батюков, которому чуть позднее было поручено руководить бригадой, начавшей внедрение металлической крепи. Внедрение металлокрепи вдвое сократило расход лесоматериалов, принесло огромную экономию средств.

Потом бригада Б. Е. Батюкова внедрила новый комплекс. Все узлы и агрегаты пришлось изучать по чертежам, заниматься в комбинате рабочего обучения при шахте, сдавать экзамены и получать специальности машинистов крепи, операторов, машинистов-механиков.

И вот новое призвание заслуг шахтера Батюкова. В 1969 году ему присваивается звание «Заслуженный шахтер РСФСР»

Весь поселок провожал в последний путь этого предельно скромного человека, честного труженика. Отдавая глубокую дань уважения к нему, по ходатайству коллектива шахты, исполком горсовета присвоил одной из улиц горняцкого поселка имя прославленного шахтера Бориса Ефимовича Батюкова.

В школьном музее бережно хранятся воспоминания внучки Анастасии о своем дедушке и материал об улице Батюкова.

Общий трудовой стаж работы Валентина Александровича Ткаченко - в угольной промышленности – 58 лет, из них 27 лет подземного стажа, 22 года – время директорства. Он полный кавалер почетного знака «Шахтерская слава», награжденный орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса.

За 16 лет директорства Валентина Александровича было сдано в эксплуатацию 14 тысяч квадратных метров жилья, Дворец культуры на 700 мест, профилакторий для шахтеров, лагерь отдыха для детей.

Предан шахтерской профессии Валентин Александрович, у него и день рождения в конце августа, с празднованием Дня шахтера совпадает. Оба сына – Александр и Евгений тоже, что называется, пошли по стопам отца. Они – горные инженеры. Всего в родне Ткаченко, если считать, включая семьи двух родных сестер, 9 горных инженеров и три горных техника. Убедительная статистика!

Шахтерская династия

«Шахтерская династия» - явление для шахтерского города естественное. Образ жизни горняцкого рода становится привычным для детей, а затем и внуков. Когда приходит пора профессионального выбора, легче пойти по стопам отца, деда. Так и возникает династия. Принадлежность к ней становится большой ценностью. В горняцком крае достаточно иметь династическую фамилию, чтобы к тебе относились с уважением. В Березовском одна из таких фамилий – Сафины.

Родоначальнику шахтерской династии Сафину Елизару Григорьевичу довелось не только работать на шахте, но и строить её. Многотиражная газета «Флаг горняка» (показать газету) не раз сообщала об успехах бригады Е.Г. Сафина. Сыновья – Шамиль Елизарович, ФайрузЕлизарович продолжили дело отца в иной исторический период, когда легендарное поколение фронтовиков стало отходить в пенсионный тыл. Елизар Григорьевич был участником Великой Отечественной войны – битвы на Курской дуге (показать портрет Е. Г. Сафина). Жена Валентина Ивановна, всю жизнь проработала в расчетном отделе шахты, а дочь Земфира Елизаровна, - на участке вентиляции. Работает на шахте и сын Шамиля Елизаровича Анатолий механиком участка.

Ровесник шахты - Александр Николаевич Журавлев

Люди такие разные: кто-то хочет познать в жизни многое и потому меняет одно рабочее место за другим, пробует разные специальности. Другой предан своей профессии, родному предприятию и не представляет иной судьбы. Бригадир очистной бригады Александр Николаевич Журавлев – из последних. Как пришел молодым пареньком на шахту «Березовская», так и трудился здесь, причем на одном участке – шестом.

А кроме того, Александрович одного года рождения с шахтой. И считает для себя этот факт символичным.

«Уголь, Шипы и Розы»

Наш земляк дважды герой Советского Союза, герой Кузбасса космонавт Алексей Архипович Леонов на одном из празднований Дня шахтера в Кузбассе сказал: «Когда я обращаюсь к летчикам, космонавтам, то говорю «высокоуважаемые …, а когда обращаюсь к подводникам и шахтерам – «глубокоуважаемые…» Шахтерскую долю на мой взгляд можно было обозначить тремя словами» «Уголь, Шипы и Розы».

Уголь – это сложный и тяжкий труд, дело для ответственных и крепких мужчин, расчетливая смелость, мужество.

Шипы – это риск от вторжения в матушку- природу, которая сопротивляется насилию. Это неудачи и трагедии. Это постоянная тревога в семье.

Розы – это гордость за свою профессию, ощущение необходимости твоего труда, уважение и почет, достойная жизнь семьи, удовлетворение от принадлежности к шахтерскому братству. Но, чтобы это все случилось в твоей жизни – нужно очень и очень немало: работа, надежные друзья-шахтеры, ответственный и благожелательный начальник, жена – хозяйка и берегиня. 

И, конечно же, нужно, чтобы ты сам был достойным этих человеческих благ…» Шахтерская судьба – какая она?

 (Показывается фильм «Шахтерская судьба» школьной киностудии «Синема»)

Шахта «Березовская» является высокомеханизированным предприятием, на ней широко применены дистанционное и автоматическое управление. Так, всей технологической цепочкой поверхностного комплекса, как и погрузкой, управляет один человек. На транспорте действуют сигнализация и блокировка. Оборудована полная диспетчеризация. 

От электровоза до конвейера

Внутришахтный транспорт – подземные артерии шахты, по которым осуществляется транспортировка угля и людей. Это огромное хозяйство – рельсовые пути, конвейеры, электровозы, вагоны, депо, зарядная, подъемы … За годы существования шахты на подземном транспорте произошли большие, почти революционные перемены.

Безопасность превыше всего

Каждый шахтер, спускаясь в забой, вправе рассчитывать на то, что риск «однажды не вернуться из боя» сведен до минимума. Руководство шахты безопасность работников ставит во главу угля. Слова «Безопасность для всех, безопасность во всем, безопасность превыше всего!» стали на предприятии жизненно важным девизом. Такова была политика прежнего собственника – ОАО «Северсталь», такой и осталась, когда владельцем шахты стала мировая компания «АрселорМиттал».

Закупаются только сертифицированные СИЗ – средство индивидуальной защиты.

У всех горняков – единая спецодежда.

На шахте объявлена настоящая война курению и пьянству на рабочем месте.

Шахта является опасной по внезапным выбросам, она снабжена специальным оборудованием контроля за уровнем метана в подземных выработках – системой «МИКОН-1Р», которая позволяет иметь реальную информацию о ситуации с газом метаном в горных выработках шахты. Шахта «Березовская стала первым предприятием в Кузбассе, и даже в России, на котором стали применять комплекс горно-подземной связи и автоматизации «Талнах» для определения местонахождения персонала и его оповещения об аварии.

В 2007 году шахта «Березовская» получила сертификат на соответствие международному стандарту в области охраны труда и техники безопасности. На шахте «Березовская» лидером в области безопасности труда призвана очистная бригада Николая Ивановича Ширяева участка № 2 – каждый имеет почетный знак «За работу без травм и аварий».

Большой шахтовый коридор АБК увешан фотографиями детей шахтеров. Шахтерам идея понравилась, говорят, что когда идешь на работу, а на тебя смотрят глазёнки твоего ребенка, когда читаешь: «Папа, береги себя!» - мурашки по коже. Перед сменой в холле на экране крутятся видеоролики по техники безопасности.

О безопасности напоминает воздушный шар перед входом на шахту «Безопасность превыше всего!»

Обучающиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах по безопасности труда шахтеров (показать календарь, конкурс новогодних открыток).

Путь в профессию начинается в УКК

Подготовка квалифицированных рабочих кадров для угольного производства остается задачей номер один в кадровой политике компании. Большая роль в этом отводится корпоративным учебным центрам, каковым, например, является учебно-курсовой комбинат шахты «Березовская». Возглавляет учебно-курсовой комбинат Николай Григорьевич Масников, первостроитель города, горняк с огромным стажем. Валерий Викторович – горный инженер, отработал на шахте более тридцати лет. Все остальные преподаватели – опытные горняки, что ни человек – легенда угольной промышленности города: Зоя Алексеевна Колмогорова, Александр Викторович Гор, Раиса Николаевна Чеховская, Анатолий Федорович Толпыгин.  

Шахта строит свое будущее

Шахта постоянно развивается. Хорошеет ее территория, строятся новые объекты, которые призваны увеличить производственную мощность предприятия, сделать работу более безопасной, а условия труда для людей более комфортными. Рекордным по перерезанию красных ленточек стал для шахты 2007 год: (слайды с объектами)

Ремонтно-механические мастерские;

Вентилятор главного проветривания;

База материально-технического снабжения:

Столовая.

Наша Школа № 1 всегда не забывает поздравить нашего друга и помощника шахту «Березовская» с Днем шахтера! Долгие годы, начиная с 1957 года, длится крепкая дружба, основанная на партнерстве и сотрудничестве. Ведь у многих учеников там работают близкие люди. Многие выпускники стали шахтерами и работают именно на шахте «Березовская». В преддверии юбилея желаем всем шахтерам сплоченности, успехов в работе и всегда радостного возвращения в семью живыми и здоровыми!

Спасибо за внимание!

А сейчас вы можете посмотреть материалы, которые есть в нашем музее про шахту, шахтерах. И задать ваши вопросы.

Приложение 5

Сценарий классного часа «О героях былых времен…»

Для 3-4 классов он посвященный Победе в Великой Отечественной войне.

Длительность 45 минут

Цели: познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время.

Задачи:

1.Развивать способность чувствовать, сопереживать.

2.Формировать умение слушать окружающих.

3.Воспитывать чувство патриотизма.

Предварительная подготовка.

Портрет А. Экзюпери, фотографии дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, участвовавших или погибших на войне, презентация «Следы войны под нашими крышами», изготовление макетов журавлей. Старшеклассники - ведущие.

Ход классного часа

Звучит сказочная музыка. На сцене появляется Маленький Принц.

Маленький Принц. Послушайте, вы не видели моего друга Антуана де Сент-Экзюпери?

Ведущий 1.Знаешь, была война. Он ведь был военным летчиком. Однажды он отправился в полет и не вернулся.

Маленький Принц. Послушайте, а что такое война? Она кому-то нужна?

Ведущий 1. Мы должны, обязаны объяснить Маленькому Принцу, что такое война.

Ведущий 2. И тогда Маленький Принц поможет нам уничтожить в людских сердцах злобу, ненависть, равнодушие, тщеславие, эгоизм.

Ведущий 3.Земля- планета непростая. На Земле люди много воевали.

Ведущий 4.Войны выгодны королям- они получают новые земли, дельцам- их толстые кошельки наполняются новым золотом.

Ведущий 3.Миллионам честолюбцев – они получают новые ордена. Теперь ты понял, кому нужна война?

Ведущий 4.Был один такой герой, он называл себя императором Наполеоном Бонапартом. Он жил в стране твоего друга, во Франции, почти 200 лет назад.

Ведущий 1.Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.

 Ведущий 2.Но ведь люди так не считали. Началась война, опалившая огнем многие земли. Но народы доказали императору, что могут прожить и без него.

Ведущий 3.В ХХ веке явился еще один вояка. Он звался фюрер Адольф Гитлер. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете в 1939 году.

Ведущий 2.Франция отчаянно сопротивлялась и сдалась гитлеровцам на 42 день.

Ведущий 3.В большей степени пострадал Советский союз. Война продолжалась 4 года. Фашисты были изгнаны с нашей земли.

Ведущий 4.Послушайте, дети, что такое война. Началось это так.

Звучит песня «Священная война». Под звуки песни идут слова, которые произносят ведущие.

Вставай, страна огромная!

Вставай, на смертный бой!

С фашисткой силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идет война народная, священная война!

Ведущий1. Встала вся страна, от мала до велика. Дети работали у станков, женщины строили баррикады, а юные девушки и парни уходили защищать свою Родину.

Ученица. Исполняет песню «Огонек» на слова М. Исаковского.

На позицию девушка

Провожала бойца,

Темной ночью простился

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренек,

На окошке на девичьем

Все горел огонек.

Парня встретила дружная

Фронтовая семья,

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья,

Но знакомую улицу

Позабыть он не смог

«Где ж, ты девушка милая

Где ж, ты мой огонек?»

Учащиеся-старшеклассники одеты в военную форму и участвуют в небольшой сценке.

Учитель. Добровольцы! По порядку номеров рассчитайсь!

Ученик 1.Первый!

Ученик 2.Второй!

Ученик 3.Третий!

Ученик 4.Четвертый!

Ученик 5.Пятый!

 Учитель. В первый день войны им было 17, 18. 19 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на войну, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она война!

Ученик 1. Война- это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война- это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.

Ученик 2. Война- это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ученик 3. Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Ученик 4.  Война… От Бреста до Москвы -1000 км. от Москвы до Берлина -1600.Того: 2600 км. - это если считать по прямой.

Ученик 5. Кажется, мало, правда? Самолетом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - четыре года, 1418 дней.

Учитель. Подождите! То, о чем говорили, может быть, ошибки, недоразумение? Может быть, войны вовсе не было?

Выступают дети четвероклассники. Они рассказывают свои истории «Война под крышами», а в это время на экране идут военные фотографии из семейных архивов.

Ученик 1. В нашей семье бережно хранят пилотку моего деда. Она очень старая, полинялая, на ней- красная звездочка. В этой пилотке дедушка прошел тяжелыми путями войны. Для него она закончилась в Кенигсберге. Он рассказывал, как на войне мечтал съесть настоящую конфету. Ведь когда он ушел на фронт, ему было 15 лет.

Ученик 2. На классном часе нам рассказывали о белорусской деревне Хатынь. Это было так:22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские избы и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нем становилось все теснее и теснее. Матери пытались успокоить своих детей, но сами не могли сдержать слезы. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских – 9 детей, у Новицких, Иотко-по 7. А 19- летняя Вера Яскевич качала на руках семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно!  Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали людей из автоматов.  Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним.

Ученик 3. Мученическую смерть приняли 75 детей. Осталось три свидетеля происшествия. Семилетний Виктор выскочил из сарая с матерью. Пуля настигла женщину. Падая, она прикрыла своим телом мальчика. Так он пролежал до ухода из деревни убийц.

 Двенадцатилетний Антон Барановский тоже выпрыгнул. Автоматная очередь – и он неподвижно распластался на земле. «Мертв» - решили гитлеровцы. Однако Антон был ранен. Третий Иосиф Иосифович Каминский. Израненный, обгоревший, но он выжил.

 Ученик 4. Война была. Эти пожелтевшие треугольник – доказательство. Это фронтовые письма. Их писал мой прадедушка Миша моей прабабушке Ольге. Когда он ушел на фронт, его дочь только родилась. Он спрашивал в письме: «Агукает ли моя доченька?»  Увидеть дочь ему так и не удалось. Моя прабабушка получила лишь похоронку.

Учитель. Гитлер не ожидал, что, встретившись с горем, разрухой, голодом, смертью, советские люди смогут жить, любить, радоваться.

Дети инсценируют сценку «У костра». У костра сидят три ученика, одетые в костюмы солдат, и поют песню «В землянке»

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твои и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

 Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега…

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти –четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Солдат (пишет письмо)

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, смотришь все ты на дорогу,

По которой я ушел, когда –то. 

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди!

Солдат 2. Эй, ребята, хватит грустить! Кто пойдет со мной плясать? (Под «Катюшу» трое солдат пляшут)

Учитель. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит- 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит- каждый четвертый житель страны погиб. Почтим их память минутой молчания.

(Все встают. Звучит запись песни И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам!»)

Учитель. Мы узнали о войне из книг, писем, рассказов родственников. К нам в гости пришел человек, который сам воевал и видел все ужасы войны. Дадим ему слово.

Учитель. Что такое война?

Ученик 1. Война- это разруха.

Ученик 2. Война-это, когда плачут дети и старики.

Ученик 3. Война -это очень страшно.

Маленький Принц. Я понял, что такое война. Война-это смерть, но я не хочу умирать. Я помогу людям! Люди, слушайте! Я дарю вам звезды -500 миллионов смеющихся бубенцов! Я хочу, чтобы везде был мир!

(Звучит музыка «Журавли». Дети встают, покачивая в руках макеты журавлей)

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.