logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование навыков взаимодей­ствия между обучающимися, которое достига­ется в начальной школе при их вовлечении в коллективные формы работы. Данное требо­вание является актуальным в связи с тем, что в современном обществе часто наблюдается отсутствие мотивации к коллективному твор­честву и к творческому общению. Современ­ный человек сегодня, как правило, стремится к обособленности и автономии, что приводит к разобщенности и даже к различного рода конфликтам, вплоть до серьезных социаль­ных. Устранить эти негативные тенденций призваны многие общественные институты, и прежде всего те, которые занимаются образо­ванием подрастающего поколения.

Одним из средств решения проблемы разобщенности, когда с детства ребенка обу­чают взаимодействию с другими детьми, яв­ляется коллективная деятельность, способ­ствующая формированию навыков общения, пониманию позиции другого человека.

Для успешности протекания и осу­ществления коллективной творческой ра­боты ее участники должны обладать такими качествами, как уважение, внимательность, самостоятельность, инициативность, целе­устремленность, ответственность за свою деятельность, коммуникативность, эмоцио­нальная отзывчивость, понимание друг друга, стремление прийти на помощь и т.д. Названные качества можно формировать в процессе разного рода коллективного твор­чества детей, среди которых несомненной эффективностью обладает совместное ху­дожественное творчество, которое может быть организовано педагогом на уроках предметной области «Искусство» и, в част­ности, на уроках изобразительного искус­ства в начальной школе.

Особенности возраста младших школь­ников рассмотрены многими учеными, которые указывали на то, что он уника­лен в плане интенсивного развития практи­ческих навыков и умений. Именно этот воз­раст сенситивен в формировании навыков межличностного взаимодействия, развития способностей организовывать личную и групповую деятельность в тех или иных формах сотрудничества, в том числе и в кол­лективной художественной деятельности.

Художественное творчество приносит радость ребенку, а если такое творчество реализуется вместе со сверстниками в доб­рожелательной креативной обстановке, то каждому ребенку оно приносит чувство удовлетворения от участия в том или ином виде художественной деятельности.

Учеными (Л.С. Выготский, Б. М. Неменский Б. П. Юсов и др.) уста­новлено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одним из любимых ви­дов художественной деятельности детей яв­ляется рисование. Организованное в кол­лективных формах творческой работы, оно приносит детям удовлетворение, позитив­ный настрой, формирует умение взаимо­действовать между собой. Коллективное ри­сование связано с художественной комму­никацией и, как указывают исследователи в области педагогики художественного обра­зования (Н.Г. Куприна, Б.М. Неменский, Л.Г. Савенкова и др.) влияет на формирование межличностного взаимо­действия обучающихся между собой и меж­ду ними и педагогом. Но поскольку это вза­имодействие осуществляется в процессе ху­дожественной деятельности по созданию коллективного продукта, то такое взаимо­действие определяется как художественно- творческое. Таким образом, художественно- творческое взаимодействие является опре­деленным видом педагогического взаимо­действия, реализованного в специфических условиях совместной творческой деятельно­сти, в результате которого у детей форми­руются навыки сотрудничества и сотворче­ства. В процессе такого взаимодействия, це­лью которого является создание художе­ственного продукта, у детей формируется понимание цели совместной художествен­но-творческой деятельности, выявляются пути ее достижения совместными усилия­ми.

Организация коллективных форм изобразительной деятельности детей — проблема, которая рассматривалась многи­ми исследователями в педагогике художе­ственного образования. Так в работах М.Н.Турро была представлена классифи­кация коллективных форм такой деятель­ности, которая включала фронтальную, комплексную и коллективно-производ­ственные формы. И.Б.Ильиной была разработана методика диагностирования сформированности навыков коллективного общения у детей с ОВЗ, основанная на изобразительной деятельности. Т.В. Клейменова рассмотрела виды коллектив­ной изобразительной деятельности, опи­санные рядом авторов в русле педагогики художественного образования. Этот же ав­тор раскрыла роль педагога в организации данного творческого процесса. М.Г.Воротова рассмотрела компоненты коллективного изобразительного творче­ства у дошкольников, подтверждая идею ряда авторов относительно эффективности изобразительной деятельности в художе­ственном развитии дошкольников. Е.В. Бородиной коллективная изобрази­тельная деятельность детей была рассмот­рена с позиции полихудожествненого под­хода. В настоящей статье авторами рас­крываются этапы организации коллектив­ного изобразительного творчества младших школьников и их содержание на уроках изобразительного искусства в общеобразо­вательной школе.

Результаты исследования

Методологической основой организа­ции коллективного творческого процесса на уроках изобразительного искусства обуча­ющихся является ряд педагогических принципов:

природосообразности: психофизио­логические и возрастные особенности ре­бенка в данный возрастной период;

равенства в творчестве и сотрудниче­ства: все обучающиеся занимают равные положения;

коллективности: общность участников художественно-творческого взаимодействия;

культуросообразности: базирующий­ся на нравственных принципах, правилах и нормах поведения;

открытости и доступности в коллек­тивной деятельности: все дети могут при­нимать участие в самоуправлении и приня­тии решений на всех этапах коллективного творчества;

добровольности: добровольное и са­мостоятельное принятие решения ребенком в выборе видов деятельности.

К названным принципам необходимо добавить те, которые являются основопола­гающими в педагогике художественного образования:

взаимосвязь технического и образного;

диалогичность художественного творчества;

соответствие формы художественно­го продукта его содержанию.

В опоре на указанные принципы нами были разработаны пять этапов организации коллективного творчества, а именно кол­лективного рисования: целеполагание, планирование, подготовка к рисованию, непосредственно само рисование и анализ художественного продукта. Раскроем со­держание каждого этапа.

Первый этап — «Коллективное целепо- лагание» предполагает организацию пред­варительной работы детского коллектива над рисунком. Целью этапа является: актуа­лизация мотивов и потребностей обучаю­щихся в предстоящей совместной художе­ственно-творческой деятельности. Для этого педагог создает ситуацию успеха, мотивируя детей на создание творческого продукта, ко­торый затем будет выставлен на школьной выставке, которую могут воспринимать ро­дители, обучающиеся других классов и учи­теля. На этом этапе педагог формулирует цель коллективного творчества, распределя­ет роли и обязанности между детьми в опоре на их желания. Таким образом, педагог вы­ступает как координатор индивидуальных, групповых и коллективных интересов и как модератор данного процесса.

Второй этап - «Коллективное планиро­вание» — предполагает поиск путей по реа­лизации идей, которые были озвучены на предыдущем этапе. По содержанию данный этап является логическим продолжением этапа коллективного целеполагания. Вы­движение педагогом темы, которая ляжет в основу коллективной творческой работы, будет успешной, если принятие детьми об­щей цели состоялось, и как следствие из этого — логическое продолжение: этап кол­лективного планирования реализации дан­ного проекта. На этом этапе допустимы об­суждение детьми предлагаемой темы, вы­движение ими других интересных тем для воплощения в коллективном художествен­ном продукте.

Целью этапа является совместный по­иск путей достижения выдвинутых и при­нятых целей и задач, связанных с коллек­тивным творческим продуктом по реализа­ции выбранной темы.

Педагог вместе с обучающимися опре­деляет:

количество этапов коллективного ри­сования;

порядок очередности выполнения фрагмента творческого продукта;

выбор изобразительных средств;

ответственных за тот или иной фраг­мент работы ( один ученик или микрогруппа).

Задуманная композиция является пло­дом коллективного творческого мышления, так как репродуктивное использование го­товой композиции, виденной детьми или уже созданной другими обучающимися, ис­ключается. Наиболее приемлемыми фор­мами и приемами организации коллектив­ного планирования в коллективном рисо­вании являются: «банк идей» (копилка ин­тересных предложений — индивидуальных и групповых); «мозговой штурм» (предпо­ложение о средствах художественной выра­зительности, которые необходимы для во­площения обсуждаемой идеи коллективной творческой работы). Необходимо подчерк­нуть, что названные этапы целеполагания и коллективного планирования по содержа­нию тесно связаны между собою, поэтому они проводятся без временного интервала.

Третий этап — «Коллективная подго­товка» — предполагает подбор определен­ных материалов, которые дети выбирают самостоятельно для создания коллективно­го творческого продукта. Это могут быть ак­варельные краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, тушь, цветная бумага, и т.д. В процессе данной подготовки педагог настраивает детей на создание художе­ственного продукта, включая метод «худо­жественного контекста» (Л. В. Горюнова), когда им предъявляются для восприя­тия произведения других видов искусств, компьютерные программы, способствую­щие более четкому проектированию еще не созданных, но планируемых художествен­ных продуктов, игры красками и цветовыми сочетаниями, стимулирующие проявление эмоциональной отзывчивости на выбран­ную тему или сюжет коллективного художе­ственного продукта, полихудожественный метод, способствующий воплощению эмо­ционального отклика на художественное произведение различными способами, освоенными ребенком в художественной деятельности.

Цель данного этапа: организация творческого взаимодействия обучающихся в условиях коллективного рисования, направленного на решение спланирован­ных задач и выполнение совместных твор­ческих заданий.

Педагогическая позиция на данном этапе может быть разной в зависимости от ситуации, сложившейся на момент коллек­тивного рисования. В период развития кол­лектива, не имеющего опыта взаимодей­ствия обучающихся, педагог активно дол­жен помогать, вносить коррективы в подго­товку, поэтому его роль заключается в руко­водстве данным процессом и корректировке тех или иных предложений обучающихся. В последующих коллективных творческих ра­ботах, когда появляются выраженные груп­повые качества (заинтересованность, спло­ченность, желание помогать друг другу, ор­ганизованность, заинтересованность в ито­говом результате и т.д.) педагог выступает уже только как рядовой участник одной из творческих микрогрупп. Если возникают какие-либо затруднения, то целесообразно для педагога вступать в позицию организа­тора и координатора, что, несомненно, за­висит от степени сплоченности детского коллектива.

Четвертый этап — «Коллективное ри­сование» — предполагает непосредствен­ную творческую реализацию задуманного и спланированного проекта. Отметим, что каждый ребенок в процессе коллективного рисования должен попробовать себя в ро­лях и генератора идей, и организатора, и творческого исполнителя. Эти роли позво­ляют разнообразить опыт творческого вза­имодействия, коллективной художествен­ной деятельности. На этом этапе педагог включает в коллективную изобразительную деятельность каждого обучающегося, и да­же такого, который пока еще не овладел техникой изобразительной деятельности в полной мере.

Цель данного этапа: обучение детей совместному рисованию того или иного сюжета, формирование навыков оценки со­зданного творческого продукта.

В процессе работы над организацией данного этапа необходимо выполнение сле­дующих требований:

Добровольное участие и заинтере­сованность обучающихся в процессе твор­чества.

Возможность выбора в творческой самореализации и воплощении того или иного фрагмента коллективной работы.

Стимулирование детей на деятель­ность, которая приносит им радость, а дру­гим пользу (дилемма «творчество-забота»).

Формирование стремления каждого ребенка к сотворчеству со сверстниками в процессе создания художественного про­дукта.

Пятый этап — «Коллективный ана­лиз», — предполагающий коллективную рефлексию (осознание, обсуждение и т.д.) художественного продукта, который созда­вался в определенном отрезке совместного творческого пути.

Цель данного этапа: вовлечение детей в процессе обсуждения и анализа коллектив­ных творческих работ. Для проведения та­кой рефлексии можно применять следую­щие темы обсуждения: « Наше творчество в кругу друзей», «Разговор о нашем рисун­ке», «Друзья создают совместный рисунок», когда каждый ребенок группы высказыва­ется о том, как создавался коллективный рисунок, какие средства художественной выразительности были взяты для его со­здания, какие фрагменты рисунка получи­лись удачно, а, какие нет. Для стимулиро­вания каждого ребенка, даже того, кто в си­лу определенных обстоятельств не может высказаться по поводу коллективной рабо­ты, можно использовать прием «Закончи предложение». Детям предлагается закон­чить фразу, которую произносит педагог или соученик:

Мне понравилось участвовать в кол­лективном рисовании, но...

Я бы изменил (добавил, убрал).

Я оцениваю свое участие в коллек­тивном рисовании.

Я узнал сегодня.

Я научился сегодня.

С целью формирования навыков ана­лиза коллективного художественного про­дукта можно предложить от каждой груп­пы, создающий свой коллективный про­дукт, выдвинуть одного или нескольких обучающихся, которые могут прокоммен­тировать идею сюжета данного продукта.

Подытоживая вышеизложенное, мож­но отметить, что коллективное изобрази­тельное творчество детей может быть орга­низовано в малых группах, когда класс де­лится на многочисленные небольшие груп­пы, которые выполняют тот или иной рису­нок, выбранный для работы в каждой груп­пе. Оно может осуществляться и в больших группах, когда каждый участник большой группы по очереди выполняет тот или иной фрагмент одного коллективного творческо­го продукта. Говоря об итоговом творче­ском продукте, не следует забывать, что как для дошкольника, так и для младшего школьника в творчестве важен не конкрет­ный художественный результат, а процесс его создания. Именно в процессе создания, когда обучающиеся заинтересованы в са­мом художественном действии, учитель может обратить внимание на формирова­ние таких личностно значимых качеств, как умение работать в группе, умение взаимо­действовать со сверстниками, умение при­нимать позицию другого человека, умение слушать и слышать его, что позволяет гово­рить о том, что коллективная художествен­ная деятельность является средством фор­мирования коммуникативных навыков, столь значимых для гармоничного разви­тия личности младшего школьника.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут pechenka.online
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.