logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

На современном этапе развития начальной школы актуальным является не только качество усвоения предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям Федерального государственного стандарта начального образования. Приоритетной задачей является направленность на развитие творческих способностей учащихся, приобретение навыков эффективного общения и работы с информацией, умение работать в команде, формирование самостоятельной умственной деятельности.

В этой статье я хочу поделиться опытом организации взаимодействия учащихся в группах сотрудничества. В современном мире способность работать в команде является одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, терпением и самоуважением. Все эти качества необходимы тем, кто стремится строить отношения с другими на основе уважения, коммуникации и сотрудничества.

Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания и способы действий школьники открывали совместными усилиями, сообща искали решение проблем, обдумывали различные варианты, устанавливали взаимосвязи и взаимозависимости. При проведении микроисследований или работы по сравнению и анализу явлений и понятий особое внимание следует уделять групповым целям, постоянно подчёркивая, что успех всего коллектива во многом зависит от самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими её членами. Важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, и чтобы вся группа была заинтересована в том, чтобы учебная информация была усвоена каждым её членом.

В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества – воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться и сформироваться в процессе обучения, начиная с самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя формируется учебное сотрудничество. Если обратиться к требованиям новых стандартов, ориентирующих на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся младшего возраста: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения, то в документе можно прочитать  рекомендуемые для использования технологии:

уровневой дифференциации;

обучения на основе “учебных ситуаций”;

проектной деятельности;

информационных и коммуникационных технологий;

активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).

У каждого учителя может быть свой путь и свои способы организации обучения. Одним из критериев качественного обучения является умение воспроизвести знания и применить их на практике в различных ситуациях. Для этого нужно иметь опыт учебного сотрудничества. Чтобы усилить это направление в работе, я стала применять на уроках групповые формы работы. В начале применения системы на практике я столкнулась с рядом проблем:

отсутствие навыков культуры общения;

отсутствие мотивации сотрудничества;

построение четкой системы изменения данной ситуации.

Групповая форма работы является актуальной, соответствует требованиям стандарта и сохраняется при переходе к новой образовательной системе. К сфере коммуникативных учебных действий, как одной из составляющих основы умения учиться, относятся умения младших школьников учитывать позицию собеседника, организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу. Необходимы условия внедрения принципов сотрудничества в обучение.

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. В расчёт надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. В каждой группе должны быть и сильные, и слабые ученики. В группу должны подбираться дети, между которыми сложились отношения доброжелательности. Совместная работа не должна превышать 10-15 минут.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды знаний будут представлены для совместного выполнения задания. Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются два важных требования:

по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;

задания должны нести проблемный характер, допускать разные точки зрения.

Считаю, что начинать обучение сотрудничеству в парах следует с первого класса на более простом материале: помочь своему соседу по парте составить слоги, схему слова, прочитать друг другу новый текст, вместе составить предложение и т.д. Важно находить такие моменты на каждом уроке, потому что урок – это продукт совместной с детьми деятельности. К четвертому классу ребята уже осознают преимущество сотрудничества перед индивидуальной работой и, как правило, выбирают совместную деятельность. Выполняя задания, ребята сами договариваются между собой о порядке выполнения работы, но обязательным условием является активное участие каждого ученика в общей деятельности. Нужно отметить эффективность групповой работы на разных этапах урока: актуализации материала, открытия нового знания, закрепления и рефлексии. Групповая работа может использоваться на уроках открытия нового знания, внеклассных мероприятиях, родительских собраниях.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передаёт знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором урока, соучастником коллективной деятельности. Можно выделить три основных этапа становления совместной продуктивной деятельности.

1 этап. Введение творческой задачи, сложной для индивидуального выполнения. Максимальный вклад учителя в конечный продукт совместной деятельности. Организация учителем совместных форм учебного сотрудничества учащихся. На первом этапе, когда мы только начинаем организовывать групповую работу, необходимо детей учить сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Здесь можно использовать приёмы несловесного общения: значки “+” - согласен, “-” не согласен, “?” - не понял, организовать игры, развивающие умение слушать другого. Н - р, “Снежный ком”.

2 этап. Введение новых более сложных задач. Освоение учащимися групповых форм работы и переход к самостоятельному выполнению, контролю, коррекции, оценке при минимальном участии учителя.

3 этап. Дальнейшее усложнение задач. Рост самостоятельности учащихся.

Важно обсудить правила работы совместной работы и составить памятку. Она должна быть не сложной, понятной для детей.

Вместе с детьми мы составили такую памятку.

1. Говори вполголоса.

2. Исправляй товарища так, чтобы он не обиделся.

3. Береги каждую минуту.

4. Слушай товарища.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала.

2. Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

- подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

- сообщение о результатах работы в группах;

- анализ познавательной задачи, рефлексия;

- общий вывод о групповой работе.

Групповая работа - это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников.

Почему я стала использовать групповую форму работы? Практика показывает, что услышать всех учеников на уроке невозможно. Причин этому много: низкий уровень самостоятельности, особенность мыслительных процессов, индивидуальные черты личности ребенка. На уроке чаще всего отвечают самые “активные” ученики.

Недостатки классно-урочной системы всем известны:

1. Равнение на "среднего" ученика.

2. Стандартность построения урока.

3.Отсутствие организованного общения между учащимися в процессе обучения.

4. Преобладание индивидуальной учебной работы учащихся.

Вопрос стоял прямо: “Как организовать групповую деятельность на уроке?”. Мои наблюдения показали, что успешность обучения существенно зависит от отношения учеников к учебной деятельности.

Учебное сотрудничество не может возникнуть сразу, эффективному взаимодействию и сотрудничеству субъектов обучения нужно также учить – его нужно формировать с первого класса начальной школы. На первом этапе я поставила задачу формирование мотивации сотрудничества.

Уже в первом классе дети проявляют готовность к обсуждению проблемной ситуации и умение находить конструктивные решения. На этом этапе я включала в группы детей, объединённых чувством симпатии. Они быстрее могли наладить сотрудничество. Как показывает практика, их состав целесообразно периодически менять, чтобы у детей накапливался разнообразный опыт общения. Преобладает игровой вид деятельности. Принципиально важно было обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольные). В этот период детям предлагались творческие учебные задания: придумать новое по аналогии, догадаться, подобрать другие примеры. Итогом этого этапа является то, что сам факт присутствия в коллективе, возможность наблюдения за деятельностью других создают психологическую атмосферу, которая оказывает на школьников определенное воздействие.

Постепенно с изменением опыта и возраста детей акценты смещаются на развитие привычки согласовывать свои интересы с интересами других. Приоритетом внимания учителя становятся отношения, которые складываются между детьми в ходе работы. Активно применяется работа в парах. Пары можно периодически менять. Такая работа предполагает распределение обязанностей на равных основаниях или оказания и принятия помощи, если пара неоднородная. Ребята получают позитивный опыт взаимодействия. Методику составления пар я нашла в дополнительной литературе у Г.А. Цукерман. Её и придерживалась в своей практике. Приложение 1.

Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является групповая работа. Надо отметить, что строгих рамок введения уровней организации коллективной деятельности не было. Они “работали” как параллельно, так и последовательно. Целесообразность введения различных уровней коллективной деятельности напрямую зависит от вида задания, возрастных особенностей школьников, этапов урока, на которых необходимо вести групповую работу.

Приведу примеры использования мной групповой работы на уроках в 1 классе.

Предмет: Окружающим мир.

Тема: Что общего у разных растений?

Источники информации: таблица с картинками растений, разрезные картинки с частями растений, карточки с названиями частей растений.

Учитель.

“Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Помогите разобраться нам”.

Задачная формулировка:

1 группа. Внимательно рассмотрите рисунки растений. Соедините их одинаковые части. Вспомните, как они называются. Приготовьте выступление на тему “Части растений”.

2 группа. Рассмотрите растение на карточке. Прикрепите надписи с названиями частей растений на свои места. Приготовьте выступление на тему “Зачем нужны растениям эти части “.

3 группа. Рассмотрите отдельные части растений. Назовите их. Сложите в такой последовательности, чтобы получилось целое растение. Приготовьте ответ на вопрос “ Что общего у разных растений?”.

Предмет: Обучение грамоте

Тема: Согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж.

1. Звуковой анализ слов “жук”, “журавли”.

Учитель. Отгадайте загадки:

Летит-воет,
Сядет - землю роет. (Жук)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин .(Журавли)

- Что общего у этих загадок? (Их отгадки начинаются со звука [ж].)

- Сколько звуков в слове жук? (3) журавли?(7)

2. Работа в парах. Моделирование звукового состава слова

- А сейчас поработаем в парах. На столе у вас лежат звуковые модели.

- Составьте звуковые схемы к слову журавли.(дети составляют).

Работа в группах. “Игра Почтальон”

Учитель. Прочитайте, куда вас могут пригласить (школа, магазин, лес, прогулка, зоопарк) Слова записаны на листах – приглашениях. вам нужно прочитать слова и отгадать, куда вас пригласили. Дети делятся на 5 групп. Учитель раздает карточки – приглашения каждой группе ( лист А-4). Дети отгадывают вместе.

Карточка 1. журнал, пожалуйста, сложение, дружба, вежливость(школа)

Карточка 2. Мороженое, желе, пирожок, жилет, ножницы (магазин)

Карточка 3. Ежевика, желуди, ежи, ежата, медвежата (лес)

Карточка 4. Лыжи, снежинки, варежки, снежок, сапожки (прогулка)

Карточка 5. Животные, жираф, журавли, моржи, ужи (зоопарк)

Предмет: Математика

Тема: Состав числа 10

Работа в парах сменного состава. Игра “Карусель”.

У детей 1 варианта карточки с записями равенств: 10-4=6, 6+4=10, 8+2=10, 10-8=2, 7+3=10, 10-3=7, 5+5=10, 10-5=5, 9+1=10, 10-1=9, 10-6=4, 10-2=8 (по одной карточке с записью одного равенства). Дети 1 варианта – проверяющие, дети 2 варианта – отвечающие. Ученик 1 варианта читает пример, его сосед по парте говорит ответ, ученик 1 варианта проверяет правильность ответа, ученик 2 варианта переходит на следующую парту, на его место садится другой и т.д. Затем дети 2 варианта проверяют по карточкам, дети 1 варианта отвечают. Так дети всего класса повторяют состав числа.

Доказывать эффективность групповой работы нет необходимости. За последние десятилетия были проведены сотни экспериментальных педагогических и психологических исследований. Их результаты свидетельствуют о высокой педагогической эффективности групповой работы; убедительно доказывают, что деятельность в условиях сотрудничества обеспечивает более высокий уровень результативности, формирует доброжелательную обстановку в классе, способствует повышению самооценки и коммуникативной культуры школьников. Систематичность проговаривания каждым учеником нового материала, формулирование своих мыслей развивает речь учащихся. Контроль со стороны товарищей помогает предупреждению возникающих ошибок. В результате появляется чувство удовлетворённости процессом обучения, развиваются творческие способности учащихся, создаётся ситуация успеха для каждого ученика.

Можно с полным основанием считать, что проведение занятий с использованием групповой работы – один из мощных педагогических инструментов, которым может и должен пользоваться сегодня учитель.

Проверить коммуникативные умения можно с помощью методики Н.А.Шкуричевой “Я и мой класс”.

Каждый учитель знает, что такое благоприятный психологический климат класса. Он зависит от характера взаимоотношений ученика и учителя, от особенностей межличностных отношений школьников, от способности ребенка проявлять свою индивидуальность, его желания и умения сотрудничать со сверстниками. Как учитель может определить эмоциональное состояние школьника, его социальные потребности? Как выявить острые проблемы психологического климата класса? Какими способами можно формировать межличностные отношения детей? Эти вопросы волнуют многих педагогов.

Определить эмоционально-психологический климат в коллективе, а также насколько комфортно ученику в классе, школе, можно с помощью несложной методики

Н.А. Шкуричевой«Я и мой класс». Педагог предлагает школьникам продолжить фразы

«Я хотел(а), чтобы в классе…»

«Мой класс…»

«В школе у меня……… настроение, потому что…»

Методику можно использовать в работе с учащимися 2 – 4-х классов. В зависимости от задачи, которую учитель ставит перед собой (изучение общей картины класса или индивидуальных особенностей каждого школьника), бланки методики подписываются или заполняются анонимно.

Перед выполнением задания детьми учитель создает положительный психологический настрой класса на работу, поэтому выполнение задания можно начинать примерно такими словами: «Ребята! Сегодня нам предстоит выяснить, какой у нас класс, что нас больше всего волнует. На бланках выразите, пожалуйста, свои желания, эмоции, чувства! Напишите все, что считаете нужным.

После обработки полученной информации индивидуальные ответы каждого из вас оглашаться не будут, я расскажу о нашем классе в целом. Если у вас возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду и отвечу». Последнее предложение необходимо сказать обязательно, чтобы избежать лишних установок для ребят.

Как правило, в классе есть дети, по разным причинам неохотно отвечающие на вопросы. Если они скажут: «А меня все устраивает, чего тут писать?» – велика вероятность того, что и другие ребята напишут, что их все устраивает, тогда учитель упустит возможность полноценно изучить свой класс. Лучше подойти к ученику, чтобы шепотом ответить на его вопрос, что-либо уточнить.

Как показывает практика, вне зависимости от возраста, на первом месте (от 24 до 89%) школьники выделяют характер межличностных отношений в классе.

Потребность в положительных межличностных отношениях, в конструктивном диалоге друг с другом, в уважительном общении товарищей характерна для большинства учеников. Реализация ее в школьной жизни означает благополучное развитие личности школьника, коллектива. Вот типичные ответы ребят: «Я хотел, чтобы класс наш был дружный», «...чтобы никто не обзывался», «... все друг другу помогали», «...чтобы мальчики не толкали девочек», «...чтобы мы не ссорились», «...чтобы класс наш стал самым дружным в школе», «...чтобы меня не доставали», «...чтобы меня уважали хоть чуть-чуть» – и др.

Анализируя продолжение фразы «Мой класс...», можно выявить по крайней мере три группы школьников.

Первая группа выражает эмоционально-положительное отношение к своему коллективу: «Супер!!!», «Самый лучший», «В нем хорошие ребята», «Как одна семья», «Мне очень дорог», – и т.д.

Вторая группа ребят в целом положительно относится к коллективу, однако критически оценивает и его недостатки: «Хороший, но иногда громко ссоримся», «Некоторые ведут себя не по-товарищески: грубят, толкаются», «Совершают плохие поступки, а так класс нормальный», «Не люблю, когда ругаются нехорошими словами, но в целом все хорошо», – и т.д.

Третья группа учеников  отрицательно отзывается о классе.

Межличностные отношения играют одну из первостепенных ролей и в эмоциональном самочувствии ребят в школе. Продолжая фразу: «В школе у меня … настроение, потому что…», – на первом месте стоят ответы, как правило, связанные с взаимоотношениями с одноклассниками: «Прекрасное, потому что здесь мои друзья», «Радостное, потому что мы общаемся на перемене», «Отличное, я жду с нетерпением встречи с моими любимыми подругами», «Веселое, мы с ребятами бегаем по коридорам», «Великолепное, ведь дома скучно одному», – и т.д.

Рассказ учащимся о классе (в целом, без называния фамилий) по результатам проведенной методики вызывает большой интерес у них – ребята задают много вопросов, делятся своими впечатлениями друг с другом и т.д. Предъявляя школьникам отрицательные данные, чрезвычайно важно сохранять позитивный настрой и создать у ребят перспективу «выравнивания» ситуации. Можно организовать работу в парах, задав вопрос о том, почему могло возникнуть то или иное отношение ученика(ов) к классу и как можно изменить возникшее положение.

Полученные данные можно использовать при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, на родительских собраниях, выступлениях на педагогических советах, методобъединениях учителей, «круглых столах» и т.д. Для повышения психолого-педагогической компетентности можно организовывать с коллегами «круглые столы», на которых происходит обсуждение вопросов формирования коллектива, и, таким образом, определять и корректировать приоритетные направления учебно-воспитательной работы не только класса, но и школы.

Анализируя ответы детей, можно не только выявить трудности межличностных отношений в классе, но и начать активно их преодолевать: включать учащихся в совместную  деятельность (работу в парах, группе, коллективе), использовать тренинговые задания на уроках и во внеклассной работе; приглашать школьного педагога-психолога для проведения углубленной диагностики коллектива, социально-психологических тренингов детей, а также их родителей.

Приложение 1.

Диагностика уровня развития коммуникации как кооперации.

Данная диагностика коммуникативных учебных действий представлена в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова. Диагностика уровня развития коммуникации как кооперации. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5—7 лет. Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках

— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

— взаимопомощь по ходу рисования;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.