logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не только прочно усвоили определённую сумму знаний и фактов, но и научились жить в обществе, делать выбор в ситуации неопределённости, достигать социального успеха.

В школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих ребят способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой деятельности, развивают     способности детей. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

Успешное развитие творческих способностей младших школьников возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.  

Первое  условие развития творчества – высокая самооценка обучающегося, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней в школе поощрять и стимулировать возникновение у него творческих способностей.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика я использую в своей работе проектную деятельность, тем самым вовлекая детей в активный познавательный процесс.  Известно, что познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Постоянно проявляемая активность со стороны ученика – его естественное состояние.

Проектная деятельность в начальной школе – это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения можно  назвать «Введение в проектную деятельность».

К важным факторам проектной деятельности относятся:

повышение мотивации учащихся при решении задач;

развитие творческих способностей;

формирование чувства ответственности;

создание условий для отношения сотрудничества между учителем и учащимся

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя и родителей. А дети, в рамках учебной и внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования.

Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.

1. «Исходи из ребёнка» – проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

Проект - это «пять П»

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация

В педагогической работе я  использую два типа проектов:

- Монопроекты (литературно-творческие, экологические)

- Межпредметные проекты (внеурочное время)

По характеру проектов ученики  активно принимают участие:

 в внутриклассных,

 внутришкольных, 

 региональных,

 международных проектах

По классификации использую:

мини-проекты (1 урок или менее, продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы);

краткосрочные проекты (4-6 уроков, работа осуществляется во внеклассной деятельности и дома)

недельные проекты (выполняются в группах в ходе проектной недели, 30-40 часов;

годичные (выполняются как в группах, так и индивидуально).

Работу школьников по  проектной деятельности  начинаю проводить с первого класса,  даю объяснение таким проектным понятиям как: «проект», «проектант», «этап», «помощники», «проблема», «гипотеза», «цель», «продукт проекта», которые фиксируются в тетради. Включаю задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. У первоклассников формируются такие умения, как: «выбрать тему», «как собрать материал», «как выбрать нужную информацию».

Самые первые проекты в первом классе – это мини (продолжительностью 1 урок или менее 20 минут (10 мин на подготовку, по 2 мин на презентацию каждой группы)).

Мини-проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в первом классе. Они могут быть как групповые, так и индивидуальные, чаще групповые. Учитывая  психологические возрастные особенности первоклассников, я использую  проекты  на уроках окружающего мира, технологии, так как  именно на этих уроках можно организовать деятельность обучающихся с опорой на личный опыт ребенка, его природную любознательность, интерес к окружающему миру. На примере предмета «Окружающий мир» можно заметить, что темы мини-проектов разнообразны и вызывают у детей особый интерес. Работая над ними, учащиеся учатся подбирать загадки, иллюстрации, учатся  работать в парах.

Этапы работы над мини-проектом:

1. Мотивационный.

2. Планирующий.

3. Информационно-операционный.

4. Рефлексивно-оценочный.

Для оценивания мини-проектов использую следующие критерии:

1. Выполнение принятых этапов, законченность.

2. Качество изделия, его оригинальность.

3. Полнота раскрытия темы проекта.

Во втором классе учащиеся учатся  составлению общего плана действий по выполнению проекта.

Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

В третьем и четвёртом классах ведётся работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. Свои проекты ребята представляют в форме стенгазет, плакатов, журналов, писем, постановок, игр и переходят на виды презентаций проектов:

1. Демонстрация продукта.

2. Инсценировка-диалог литературных героев.

3. Игра с классом.

4. Ролевая игра.

5. Соревнование.

Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Формирование ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.

Конечно, проекты представленные  учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами.

Таким образом, проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность обучающихся, формирует у них навык «всегда быть успешным», развивает ключевые компетентности младших школьников, готовит их к реальным условиям жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения творческой активности учащихся. М.,Просвещение, 2012.

Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Безрукова А.В. «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006 г., издательство «Деловая книга».

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.