logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

I этап. Знакомство с новым словарным словом.

Способы предъявления нового слова:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;

в) рассматривание предметной картинки;

г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.

II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.

Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу. Если младшие школьники умеют определять слабую позицию в слове до начала письма, то процесс письма для них становится более осознанным.

III этап. Запись слова с «окошком».

После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы школьники, записывая слово, сами показали «опасное» место пропуском буквы, используя письмо с «окошком». В этом случае запись «окошком» является сигналом опасности, например: «мдведь», «плток».

Специфическая форма  записи  слова  с  пропуском «опасного» места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словарными словами учились прежде всего сами обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

Далее учащиеся пытаются подобрать к новому словарному слову проверочное и определить, какую же букву следует написать.

IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.

Этимологические справки должны быть доступны для восприятия младшими школьниками.

Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом.

 

Ознакомительная работа со словарным словом строится в следующем порядке:

постановка цели;

предъявление нового слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы;

орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове;

сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске, в тетрадях или словариках, например:

 

Объяснение учителя

Пример записи в тетради

Деревня – от слова «дерево»; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение. Однокоренные слова: деревянный, деревенский и др.

Деревня– проверочное: дерево

Земляника – от «земля»; земляная ягода

Земляника– проверочное: земли

Петух – от слова «петь»; с помощью суффикса -ух

Петух– проверочное: петь

Рябина – от слова «рябой» – пестрый, покрытый пятнами другого цвета; имеющий щербины, рябины, углубления. Однокоренные слова: рябой, рябчик, рябинник (заросль из кустов рябины)

Рябина– проверочное: рябчик

подбор однокоренных слов;

составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким АССОЦИАТИВНЫМ ОБРАЗОМ, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;

б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

 

Ассоциативная связь может быть выявлена по ряду признаков:

– по цвету,                 – месторасположению,

– количеству,             – форме,

– действию,               – материалу, 

– звучанию,               – вкусу,

– назначению,           – массе и т. д.

 

Работа над созданием ассоциативного образа включает следующие этапы:

1) записать словарное слово и поставить ударение;

2) выделить (подчеркнуть) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании;

3) выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму;

4) найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова;

5) изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок), и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму;

6) прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую сомнительную орфограмму.

Мудрый гном

Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь.

На начальном этапе работы с использованием приема ассоциативного образа учитель сам показывает и создает образы. В дальнейшем уже ведется совместный разбор словарных слов, учитель выполняет лишь роль помощника. И уже потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно. В свою работу учитель может включать домашние задания типа: «Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами».

Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне обученности. Так, в словах «корова», «молоко», «город», «деревня» полногласия «-оро-», «-оло-», «-ере-» пишутся всегда с буквами «о» и «е». в том, что это полногласия, а не случайные сочетания, легко убедиться, подбирая проверочные родственные слова: «город – град» («-оро-» чередуется с «-ра-»), «деревня – древо, древесный» («-ере-» чередуется с «-ре-»), «молоко – млека, млечный» («-оло-» чередуется с «-ле-»).

Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование мнемонических приемов. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.

Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами, например:

Вот каникулы настали,

До свиданья, школа!

Мы теперь уже с тобой

Встретимся не скоро,

Но как радостно нам после

Лета золотого

К твоему порогу, школа,

Возвращаться снова!

             В. Броневский

Тетрадки в портфеле шуршали,

Что в жизни важнее, решали.

Тетрадка в линейку бормочет:

– Грамматика!

А в клетку тетрадка ворчит:

– Математика!

На чем примирились тетрадка с тетрадкой,

До нас до сих пор остается загадкой.

                    В. Берестов

 

Для формирования орфографического навыка, навыка правописания словарных слов учитель может использовать литературный материал: стихотворения детских поэтов, фрагменты из художественных произведений для детей.

Эффективному запоминанию орфограмм словарных слов помогает использование стихотворений с опорами и РИФМОВОК-ПОДСКАЗОК. В ходе работы с подобным дидактическим материалом важно обеспечить сначала понимание детьми логики стихотворения, а затем сосредоточить их слуховую и зрительную память на запоминание правильного написания включенных в него словарных слов. Для этого каждое стихотворение или рифмовка пишется на отдельной табличке, плакате, а словарные слова, включенные в них, выделяются красным или другим ярким цветом. Ниже, под стихотворением, выписываются столбиками словарные слова, в которых другим цветом выделяется только запоминаемая буква, то есть «очень опасное» место.

Стихотворение или рифмовка читается сначала учителем, затем один-два раза учащимися хором и индивидуально. Потом выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той гласной, написание которой надо запомнить, а сами слова записываются в словарик или в тетрадь. Если словарных слов в предложенном стихотворении-опоре много, число уроков, на которых будет выделяться время для словарной работы, можно увеличить. Все зависит от уровня развития учащихся данного класса.

Важно отметить, что часто в каком-либо слове написание одной или нескольких букв приходится запомнить, а другой или других проверить. С такими словами необходимо работать больше. И чтобы не путать «опасные» и «очень опасные» места, следует подчеркивать их по-разному: первые – одной чертой, вторые – двумя (лучше для этого использовать зеленый цвет).

Стихотворения отличаются и объемом, и тематикой, и наличием словарных слов разной сложности произношения и написания, разным их количеством. Большое их количество дает учителю возможность не только варьировать ими, но и делать каждую встречу со словарем более интересной и познавательной. К тому же большинство стихотворений содержит определенный воспитательный потенциал, реализуя который учитель в ненавязчивой форме может решать на уроках задачи трудового, нравственного и эстетического воспитания. Частое включение стихотворений в уроки положительно сказывается на развитии внимания и памяти учащихся, позволяет расширить словарный запас, диапазон грамотного письма детей.

Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием учитель может использовать прием замены развернутого определения одним словом из «Словаря».

Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа: «Ответьте письменно одним словом» и т. д.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Объект словарной работы – слово. Оно является сложной и многогранной единицей языка. Так,  в  каждом  слове различаются его звуковая (а на письме – буквенная, графическая) оболочка, составляющая «природную материю» слова, его лексическое значение и значение грамматическое.

Слово как смысловая единица, как носитель знаний представляет собой частицу знаний, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи. Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.

Более рациональной является такая методика словарно-орфографической работы, когда в процессе изучения правописания слов данной категории детям будут предлагаться задания, которые наряду с орфографическими задачами преследуют и лексические цели, то есть будут направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на активизацию словарного запаса.

Только в этом случае словарно-орфографическая работа станет и содержательной, и интересной для учащихся, а стало быть, и более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.

Для эффективного усвоения трудных слов необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова: его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается комплексный и одновременно разносторонний подход к каждой языковой единице.

можно классифицировать все  виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:

1) фонетические упражнения;

2) словообразовательные упражнения;

3) морфологические упражнения ;

4) синтаксические упражнения;

5) упражнения лексического характера;

6) упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;

7) упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы учащиеся научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все эти упражнения способствуют формированию фонематического слуха и речевых навыков. В результате фонетических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, алфавите.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате таких упражнений формируются навыки правописания однокоренных словарных слов, умение разбирать слова по составу.

Предлагая учащимися задания, направленные на усвоение словарных слов, учителю необходимо связывать эти задания с изучением программного материала по морфологии и орфографии.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы, разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число. Эта работа проводится для того, чтобы научить детей осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме. Это особенно важно во 2–4 классах, когда большая насыщенность уроков учебным материалом требует от учителя и большей продуманности в организации словарно-орфографической работы.

На примере темы «Имя существительное» покажем, как проводили работу по усвоению правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Имена существительные составляют большинство словарных слов. Работу в связи с усвоением существительных с непроверяемыми написаниями в период изучения темы «Имя существительное» в 3–4 классах можно организовать в следующих направлениях:

– включение данных слов в подобранные учителем грамматико-орфографические упражнения;

– выполнение работ с использованием орфографического словаря, направленных на совершенствование грамматических знаний по изучаемой теме, а также на усвоение орфографических трудностей слов.

Часто работа с указанным учителем словарным словом выполнялась самостоятельно по плану:

1) найди слово в «Словаре»;

2) поставь ударение;

3) найди и выпиши букву, правописание которой следует запомнить;

4) поставь к слову вопрос и определи, к какой части речи оно относится;

5) запиши, с какими словами можно употреблять данное слово;

6) запиши однокоренные слова, определи их принадлежность к определенной части речи;

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.