logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

1. Отгадайте тему нашего урока из набора букв.

 

ПЕЛЕЗОНЫ ИКОМПАЕСЫЕ

 

2. Отгадайте загадки.

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям -надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

 

 

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

 

 

3.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

 

 

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

 

 

5.Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

 

 

6. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

 

 

7.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

 

 

8.Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

 

 

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

 

 

10.Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь)

 

 

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.

- Как назвать все эти отгадки?

 

 

 

3. Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.

Дети формулируют понятие полезные ископаемые

 

 

 

4. Работа учащихся с текстом «Инсерт».

-Читая текст в учебнике, делайте на полях пометки:

«V» - я уже знал эти сведения;

«+» — новая информация;

«?» - я это не понял, у меня возник вопрос;

«-» - я думал иначе.

 

 

5. Фронтальный опрос.

- Что нового вы узнали о полезных ископаемых?

- О чем вы думали по - другому?

- С какими сведениями вы не согласны?

- Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

(вопросы записываются на доске)

 

 

6. Исправление кластера, его дополнение.

- Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер? (Кластер исправляется в группах и на доске.)

- Сегодня мы говорили о полезных ископаемых. Их добычи.

- Что же нового вы узнали?

- Чему удивились?

- О чем хотели бы узнать?

Учащиеся подводят итог урока.

 

 

7. Напишите синквейн на тему «Ископаемые»:

1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);

2-я строка - описание темы (2 прилагательных);

3-я строка - действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка - повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

Ископаемые

Полезные, нужные.

Находят, добывают, используют.

Необходимы человеку во все времена.

Недра.

 

 

 

 

Комплекс упражнений на тему «Определение основных физических свойств полезных ископаемых»

 

1. Работа по карточкам

Нужно показывать карточки, какая это горная порода. Если твердая - поднимете синие сигнальные карточки, если жидкие - оранжевые, а если газообразные - желтые.

1. Покрывают им дороги, Улицы в селении. А еще он есть в цементе. Сам он - удобрение. (Известняк)

2. Он очень прочен и упруг; Строителям надежный друг; Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)

3. На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

4. Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть)

5. Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. (Глина)

6. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе.   Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

 

 

2. Работа в парах.

Практическая работа учащихся. Использование частично-поискового метода. Работа в парах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств. 

Таблица: Свойства полезных ископаемых

1 пара 

2 пара 

3 пара 

 

 

 

3. Расскажи по таблице о свойствах гранита

Дети рассказывают о свойствах гранита.

 

 

 

4. Практическая работа

Каждая группа получит планы изучения свойств глины и песка. Результаты проведенных опытов записываете в тетрадь для самостоятельных работ, упражнение № 6. (самостоятельная практическая работа учащихся)

Охарактеризуйте полезное ископаемое и выберите правильный ответ.

Торф.

Легкий, впитывает воду, хорошо горит.

Служит для удобрения полей, отапливания.

Образуется из остатков растений на болотах.

 

Нефть.

Главное свойство-горючесть.

Получают бензин, керосин, машинное масло.

Предполагают, что это полезное ископаемое образовалась из остатков водорослей и мельчайших растений и животных, ее можно найти у подножия холмов, по берегам рек.

 

Известняк.

Плотный камень, тяжелее воды.

Используется в строительстве, в качестве удобрения; мел используют в школе.

Во многих местах по обрывистым берегам рек можно найти беловато-серый камень.

 

Железная руда.

Тяжелая, очень прочная, важное свойство-плавкость.

Выплавляют сталь, а из нее делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин.

В некоторых местах залегают неглубоко, а в других роют глубокие шахты.

 

Глина.

Это Полезное ископаемое серого (оранжевого) цвета, непрозрачная, вязкая, тяжелее воды, плохо пропускает воду.

Изготавливают кирпичи для строительства, посуду из фарфора.

Залегают неглубоко, добывают открытым способом, в карьерах.

 

 

5. Найдите свойства полезных ископаемых.

На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных и полезных ископаемых.

1. Горючее;

2. Твердое;

3. Жидкость;

4. Тяжелее воды;

5. Черного цвета;

6. Желтого цвета;

7. Хрупкое;

8. Имеет запах;

9. Хорошо пропускает воду;

10. Сыпучее;

11. Легче воды;

12. Газообразное;

13. Белого цвета ;

14. Способно плавиться;

15. Пластичное;

16. Плохо пропускает воду;

17. Коричневого или белого цвета

Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант – свойства нефти и глины. Выполненная работа имеет следующий вид:

I вариант

Каменный уголь: 1, 4, 5, 7.

Песок: 2, 4, 6, 10.

II вариант

Нефть: 1, 3, 8, 11.

Глина: 4, 15, 16, 17.

 

 

 

 

Комплекс упражнений "Кладовые Земли"

 

1. Игра с буквами.

– Чтобы узнать, какое полезное ископаемое будем исследовать, давайте соберем его название из букв. (На магнитной доске буквы в свободном порядке. Дети собирают из букв слова.)

– Теперь более конкретно сформулируйте тему исследования. (Каменный уголь)

Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.
- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством.
– Все ли свойства полезных ископаемых мы знаем и можем назвать?

– Поставьте цель исследования. (изучить свойства каменного угля, его применение в экономике).

 

 

2. Работа со словарем.

Что означает слово «месторождение» узнайте из словаря (Поиск и ответ детей).

Зачем нужно заниматься разведкой месторождений?

 

 

3. Какое слово лишнее?

ПЕСОК ГЕОЛОГ ПОЧВА
ГРАНИТ ВОДА УГОЛЬ
– Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? Какое слово лишнее? (геолог)

 

 

4. Исследование.

Итак, мы начинаем работу нашей лаборатории по исследованию каменного угля. Для этого вам необходимо разбиться на группы исследователей. У каждой группы есть «Лист юных исследователей» для записи наших с вами исследований.

 

Практическая работа

Название полезного ископаемого________________________
Твердое или жидкое _________ _________________________
Цвет ________________________________________________
Запах________________________________________________
Твердое или рыхлое (или пластичное)____________________
Тяжелее, легче воды ___________________________________
Горючее или негорючее ________________________________
Растворимость_________________________________________
Другие свойства_______________________________________
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)_______________________________________

 

 

5. Работа с текстом учебника.

Текст для исследования

Задание:
1. Прочитать текст
2. Ответить на вопросы

- Для самых разных нужд человека необходимо топливо.
- Какие виды топлива вы знаете?
- Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
- Почему сейчас не отапливают древесиной?
- Что заменило дрова?

 

6. Найдите и подчеркните в тексте продукты, которые получают из угля.

 

 

 

Комплекс упражнений на тему «Горючие полезные ископаемые. Кто открывает и добывает полезные ископаемые»

 

1. Выполни тест.

1.Выбери верное утверждение:

А) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин  и поверхности земли.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

А) Гранит

Б) Рубин

В) Руда

3. Металлы – это:

А) Соль, агат, базальт

Б) Медь, алюминий, железо, олово

В) Известняк, глина, песок.

4. Из железной руды получают:

А) Чугун, сталь

Б) Алюминий, гранит

В) Бриллиант, малахит.

5. Крупнейшие месторождения железной руды:

А) Москва, Тула

Б) Уфа, Рязань

В) Магнитогорск, Курск

 

 

 

2. Творческое задание.

- Какие пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека. (лучшие работы оценить)

 

 

3. Угадайте профессию человека из набора букв.

Профессия людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых. 

 

ГОГЛОЕ

 

3. Где и что добывают? Заполните таблицу.

Карьеры

глина 

известняк


Шахты

каменный уголь


Скважины

нефть 

газ 

4. Ответьте на вопросы:

- Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?

- Какие виды топлива ты знаешь?

- Как получают материалы? Где и используют?

- Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.

 

 

5. Физкультминутка.

Мы геологами станем?
Да? – да! (хлопок над головой)
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами)
Ее не проплывешь («плывут»)
Ее не пролетишь («крылья»)
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой)

 

 

6. Какое слово лишнее?

ПЕСОК ГЕОЛОГ ПОЧВА
ГРАНИТ ВОДА УГОЛЬ
– Все ли слова вам знакомы? Что в них общего? (геолог)
Докажите почему?
Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

 

 

7. Мини - доклады учащихся.

Что такое НЕФТЬ?

 

 

8. Опрос учащихся по докладу.

- Что такое нефть?

- Для чего он используеся?

- Кто его добывает?

- Как его добывают?

 

 

9. Исследование нефти.

Цвет_______________________

Запах______________________

Растворимость_______________

Для чего используют__________

 

 

 

 

Комплекс упражнений на тему «Использование полезных ископаемых человеком и их охрана»

 

1. Составление схемы.

- Что же такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые

Необходимые, нужные доставать, извлекать

 

 

2. Тест «Полезные ископаемые»

1. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Из него делают металл. 

железная руда; 

известняк; 

кварц. 

2. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т. д. 

пластилин; 

глина; 

песок. 

3. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? 

природный газ; 

нефть; 

уголь. 

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? 

врачи; 

геологи; 

строители. 

5. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? 

мрамор, гранит; 

природный газ, нефть; 

золото. 

 

3. Фронтальный опрос. Создание проблемной ситуации.

Предположите в группе, что произойдет, если исчезнет полезное ископаемое, о котором вы рассказывали!!!

- А что бы вы смогли сделать для охраны природных полезных ископаемых?

 

 

4. Практическая работа (по группам).

1 группа – обращение к людям «Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.»

2 группа – синквеин «Полезные ископаемые»

3 группа – нарисовать плакат – призыв « Охрана полезных ископаемых.

 

 

5. Работа с иллюстрациями.

Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

- Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

- Когда человек спускается в шахту.

- Как вы думаете, почему?

 

6. Работа с текстом и его обсуждение.

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

 

 

 

Контрольная работа

Тест по теме «Полезные ископаемые»

1. Кто создал горные породы?

а) люди;

б) природа;

в) животные.

2. Какие бывают горные породы?

а) твердые, жидкие и газообразные;

б) твердые и жидкие;

в) твердые и газообразные.

3. Горные породы - это..

А) вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами;

Б) вещества, которые люди добывают из разных слоев Земли

4. Горная порода, состоящая из отдельных частиц, крепко соединенных  между собой. Бывает разного цвета, не имеет запаха, не пропускает воду, тяжелая и очень прочная. Это…

А) глина

Б) гранит

В) известняк

5. Горная порода, состоящая из отдельных частиц, не соединенных между собой. Бывает разного цвета, не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч. Это…

А) глина

Б) песок

В) известняк

6. Запиши примеры видов горных пород

1)Плотные:______________________________________________ 

2)Жидкие:________________________________________________

4)Рыхлые:________________________________________________

7. Полезными ископаемыми называют…

А) горные породы Земли.

Б) горные породы, которые добывают из глубины земли и используют для нужд человека.

8. Месторождения – это…

А) места залегания полезных ископаемых;

Б) место, где добывают  полезные ископаемые.

9. Как нужно относиться к полезным ископаемым?

а) экономно;

б) бережно и экономно;

в) уничтожать.

10. Назови горючие полезные ископаемые____________________________

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут pechenka.online
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.