logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Митька, как себя помнил, в деревне жил вдвоем со старой бабушкой. Мать-то его в город за счастьем подалась, там семья у нее образовалась. Митька по мамке не скучал. А чего скучать, ежели он и лица-то ее не помнил? Давненько она в деревне не была.

А жили Митька с бабушкой бедно. Откуда богатство-то взять? Хлеб да картошка — вот и вся еда. Да вот еще по осени грибов натаскают. Правда, была у бабушки надежа: накопить деньжат да купить козу. Однажды летом договорилась бабушка с соседкою: как осенью картошку продаст — купит у нее козу. Только велики ли деньги от картошки-то? Правда, в этом году хороший урожай собрали, продали заезжим купцам...

Как-то раз, под Покров, вернулся Митька домой с гулянья, а бабушка на столе денежки столбиком складывает, считает. Митька ей мешать не стал: за печкой остановился и глядит. Сложила бабушка деньги в узелочек и положила в сундук под одежку. Митька про это и забыл. А только недели через две и вспомнил, когда оказия вышла.

 

 

Пришел к ним в деревню коробейник — веселый такой дядечка. Говорил слова, как песню пел, все с шутками да прибаутками. Его деревенские девчата сразу окружили: в коробе-то у него — товару всякого! «Ленты, бусы, гребешки, расписные сундучки! Разны глиняны игрушки да веселые зверушки!» — так тот коробейник народ созывал.

Запала Митьке в душу игрушка одна — яркий мячик на резиночке. Как его не кидай, все в ладошку возвращается. Только резиночку из руки не выпускай! Долго Митька любовался на диковинную игрушку. И тут соседский Васька к Митьке подбежал да и говорит:

— Хорош мячик! И стоит недорого! У тебя что денег нет?

— Нет! — отвечает Митька.

— Что и у бабушки твоей нет?..

Тут и вспомнил Митька про бабушкин узелок и решил немного денег оттуда взять. Ну, самую малость. Да она и не заметит — велика ли потеря?! Влезть в сундук Митька не сразу осмелился. Вокруг ходил, а открыть сундук боялся. Да тут увидал, что коробейник уж мимо их двора идет. Забеспокоился. Сейчас все распродаст и уйдет! Открыл Митька сундук, нащупал бабушкин узелок да три денежки оттуда и вынул. Три денежки ведь немного? Немного, а коробейник дал за них мячик на резиночке, леденцового петушка на палочке, глиняную свистульку и два больших гвоздя. Гвозди Митьке вовсе ни к чему были, но коробейник сказал: «Бери, в хозяйстве сгодится!» Да еще глазом подмигнул.

Вот это покупка! только как с такой покупкой в избу-то сунешься? Что бабушка скажет? Пришлось Митьке в сарай пойти, там и в мячик поиграл, там и леденцового петушка ссосал. Только одно огорченье: пока мячик в кармане нес, его яркую одежку гвоздь проклятый проколол. Оказывается, внутри мячика — опилки! Жалко! А что поделаешь?

И тут Митьку словно холодной водой кто обдал. Увидал он, что к ним во двор соседка идет и козу с собой ведет. Не иначе, как продавать!.. Спрятал Митька свои покупки в заветное место, да в дом! А там бабушка такая веселая, соседку встречает, козу ту ласковыми словами называет: «кормилица», «красавица», «надежа»...

Потом бабушка в сундук полезла... У Митьки сердце в груди так и замерло. Бабушка денежки достала, на столе пересчитала, головой как-то чудно помотала, и давай снова деньги считать. А потом соседку и просит:

— Мария! Давай я тебе не все деньги сейчас отдам!.. Я еще картошки продам — расплачусь!..

А соседка ни в какую отдавать козу не хочет, всех денег сразу требует, так и увела козу со двора к себе обратно. Бабушка на лавке сидит, руки натруженные на колени положила, а глазами прямо Митьке в душу глядит. И из глаз у нее вот такие капли на грудь капают...

Так Митьке от этих слез тошно стало, так тошно, что бросился он вон из дома. Бежал долго. За деревню ноги унесли — и не заметил. Остановился он возле дуба древнего. Деревенские говорили, что ему тыща лет, а может и больше. Сел Митька возле дуба на голую землю. Не чует, что земля холодная, а чует, как у него слезы из глаз потоком текут. Разревелся в голос.

Только вдруг слышит: вроде зовет его кто! Глаза кулаком протер, а возле него коробейник стоит, тот, давешний.

— Что, Митька, натворил дел? Зачем же ты деньги у бабушки без спросу взял?

— Так ведь мячик... — только и сумел ответить Митька.

— Эх, ты!.. Разве ты у бабушки деньги украл? Ты ведь у нее надежу отнял. Она ведь как думала? Тебя, дурака, молочком подкормить да свои старые силы подкрепить.

Она ведь жить-то хочет, чтобы тебя, непутевый, вырастить. Помри она — куда ты, сирота, денешься?

Еще сильнее заплакал Митька, а потом и просит:

— Дяденька, а давай я тебе игрушки обратно принесу, а ты мне денежки верни!..

— Видать, ты и вправду дурачок! Да на что мне твой рваный мячик да щепочка от петушка? Нет, Митька, оплошал ты — за то и расплачиваться будешь..

И протягивает Митьке поясок.

— На, — говорит, — надень на себя! — а сам уж Митьку опоясал.

Пригляделся Митька, а в ладони у коробейника много-много поводков, и все они с поясками соединены. А в поясках тех — дети: мальчики, девочки. Оказался и Митька, как собачонка, на привязи. Тут коробейник дернул за поводки, и побежали впереди него все, кто перепоясан был. И Митька побежал. Так они по дороге и шли: впереди ребятишки с поясками, а сзади коробейник с поводками...

Пришли они в большой дом. Митька раньше таких и не видывал. Вот и определяет коробейник всех мальчишек да девчонок на работу: кому пол мыть, кому печку топить, кому белье стирать, кому пыль вытирать. Всем работы досталось. Так и работали все с утра до ночи, а коробейник строго за труд тот спрашивал. Узнал Митька много. Мальчик Петя, постарше Митьки, за то сюда попал, что у друга своего книжку стащил. Да не для того стащил, чтобы почитать, а чтобы разорвать да выкинуть. Мол, у меня такой нет — и у тебя не будет! Девчонка одна у мамки своей колечко обручальное стащила да где-то обронила: великовато было. А для матери это — память об умершем муже. Видать, шибко убивалась женщина о пропаже-то.

Да здесь все такие были, хоть кого возьми. В этом доме Митька, считай, целый год проработал. И всякий день о бабушке своей вспоминал: как там она? Не померла ли от горя да печали? Кто ей, больной, картошки наварит, воды подаст? Беда да и только...

А через год позвал коробейник Митьку к себе да и спрашивает:

— Ну, теперь понял, как другого обездоливать? Надежу отнимать?

— Понял! — говорит Митька, а сам уж глаза себе кулаком трет.

И вдруг протягивает коробейник Митьке те самые три денежки, какие он за игрушки-то заплатил:

— На, — говорит, — бери! Заработал! — а сам улыбается.

Схватил Митька три денежки, даже «спасибо» сказать не успел. Оглянулся — а сидит он на земле возле дуба древнего. «Уж не заснул ли я?» — думает, а у самого и вправду ноги закоченели. «Заснул, наверно!» — решил он. Вскочил на ноги, на ладонь-то глянул, а там три денежки и лежат!

Бросился он домой бегом, а у самого сердце ноет: как там бабушка? Жива ли? В избу-то прибежал, а бабушка и вправду на постели лежит.

— Где это ты запропастился? — спрашивает. И так спрашивает, будто Митьки часа два дома не было. «А как же тот год, какой я у коробейника работал?» — думает Митька, а вслух не говорит.

— Бабушка, а тетка Мария никому козу-то не продала, пока меня дома не было?

— Да кому ж она продаст? Уж вечер...

Понял Митька, что и вправду заснул он, что никакого года и не было. Обрадовался.

— Бабушка! Вот те три денежки, какие я у тебя без спросу взял!.. Прости меня! Пойдем козу покупать!

На том дело и кончилось. Уж больно бабушка радовалась, когда козу в дом привела. Имя ей сразу новое дала. Гладит ее по спине да приговаривает: «Надежка, Надежка»...

Митька и сам счастливым себя почувствовал. Одно ему невдомек: ежели он у дуба того древнего спал и сон ему приснился про коробейника, то откуда у него в ладони три денежки оказались? Чудно все же...



НРАВСТВЕННЫЙ УРОК:

За все надо платить.

Не зная броду, не лезь в воду.


ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ:

— Почему Митькина радость от покупки оказалась «горькой»?

— О чем заботился Митька, когда оказался вдали от родного дома?

— Почему радость Митьки от возвращения денег была со слезами на глазах?

— Наградил или наказал коробейник Митьку за его поступок? Откуда это видно?

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА:

— Как понимать слово «надежа»?

— Какими словами сказано, что бабушка потеряла надежу?

— Подходят ли к сказке пословицы: «Не зная броду, не лезь в воду», «Знал бы, где упал— соломки бы подстелил»?

— Какими словами-прозвищами наградила бабушка козу?

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ:

— Если бы Митька попросил у бабушки на мячик, дала бы она ему?

— Что было бы, если бы соседка отдала козу бабушке, но потребовала заплатить оставшийся долг?

— Зачем нужно было коробейнику собирать ребятишек в огромном доме?

— Что могло бы случиться, если бы коробейник и вправду заставил Митьку работать у него целый год?

СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ:

— Может ли дуб расти на земле тысячу лет?

— Какая польза от козы и почему бабушка так о ней мечтала?

— Как ты понимаешь вопрос коробейника Митьке: «Ну теперь понял, как у других надежу отнимать?»

Сказка развивает руки. Вместе с родителями сделать дома одну из трех поделок на выбор: мячик на резиночке, петушка на палочке (пластилин, глина и др.), глиняную свистульку.

1-й этап

Цели: а) вызвать у детей свободные ассоциации, касающиеся их психической жизни, используя сказку как метафору; б) активная работа с текстом, позволяющая обсудить мотивы поведения персонажей и ввести оценки «хорошо» и «плохо»; в) используя сказку как притчу-нравоучение, подсказать варианты выхода из ситуации.

Форма работы: фронтальная со всеми детьми возрастной группы.

Исполнитель: воспитатель детей данной возрастной группы.

Содержание: чтение сказки с показом предметов купли-продажи: яркого мячика, набитого опилками, на резиночке; леденцового петушка на палочке; глиняной свистульки; двух больших гвоздей.

Вопросы по содержанию сказки:

— Откуда видно, что Митька с бабушкой жили бедно?

— Зачем понадобилась бабушке коза?

— Что такое «надежа»?

— Откуда взялось слово «коробейник»?

— Велика ли потеря: три денежки?

— Как наказала бабушка Митьку за кражу денег?

— За что коробейник «награждал» ребятишек ремешками и поводками?

— Почему Митька в разлуке печалился о бабушке?

— Отчего в конце сказки Митька чувствовал себя счастливым?

— Стоят ли эти покупки (жест воспитателя в сторону предметов) бабушкиных слез и Митькиной печали?

— Можно ли взять без спросу деньги, если чего-то очень хочется?

 

2-й этап

Цели: а) дать возможность детям прочувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и «сыграть» эмоции путем проигрывания эпизодов сказки; б) вызвать свободные ассоциации, используя рисование по мотивам сказки.

Форма работы: групповая. Участники группы — дети, специально отобранные психологом по рекомендации воспитателя или по результатам диагностических исследований самого психолога. Это дети с нарушениями личностного и социального плана: тревожные, со страхами, конфликтные в отношениях со взрослыми и сверстниками, с завышенной самооценкой, эгоистичные, с претензиями к своим сверстникам.

Исполнитель: психолог.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

ТРИ ДЕНЕЖКИ — трое детей, эгоистичных по направленности своей личности, конфликтных со сверстниками, претенциозных.

МЯЧИК — ребенок с завышенной самооценкой, часто отверженный.

ПЕТУШОК — ребенок тревожный, обидчивый, часто отверженный.

СВИСТУЛЬКА — конфликтный по отношению к взрослым и непослушный; часто или «клоун», потешающий других детей проказами и непослушанием, или «кумир» сверстников за свою «смелость» и дерзость по отношению к взрослым.

ДВА БОЛЬШИХ ГВОЗДЯ — дети со страхами, робкие, застенчивые, с заниженной самооценкой.

Все персонажи — неодушевленные, поэтому их обыгрывание и восприятие на вербальном уровне и уровне самоанализа внешне абсолютно не связаны с личностью ребенка, изображающего персонаж или рассуждающего о нем.

ПСИХОГИМНАСТИКА

При помощи движений, мимики и иных действий, доступных ребенку данного возраста, показать чувство печали по несбывшейся мечте: сесть, руки положить на колени, ощутить тяжесть в натруженных руках, плечи опустить, голову слегка наклонить вперед; на лице изобразить печаль и обиду: кончики губ опустить вниз, брови слегка нахмурить, глаза широко раскрыть, в них должна быть печаль...

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

ТРИ ДЕНЕЖКИ — трое детей, держащихся за руки и вместе отвечающих на вопросы психолога, не перебивая, а подсказывая друг другу:

— Откуда вы появились, три денежки?

— Вы хотите принести Митькиной семье добро или зло?

— Чем вы огорчили бабушку?

— Чем вы ее порадовали в конце сказки?

— А что вы принесли Митьке?

— Что вы можете сделать, чтобы принести бабушке и Митьке радость?

— В том, что у Митьки случилась беда, виноват мячик?

МЯЧИК:

— Расскажи о себе: какой ты?

— Зачем Митька тебя купил?

— Ты обрадовался, когда он тебя купил? А потом?

— Какую радость ты ему принес?

— Почему коробейник продал вместе с тобой петушка, свистульку, гвозди?

— Что станет с тобой после того, как у тебя порвется одежка?

ПЕТУШОК:

— Почему Митька от тебя не отказался?

— Почему ты Митьку особенно порадовал, хотя он тебя и съел?

— Что бы было, если бы Митька тебя не съел?

— Что осталось от тебя?

— Ты об этом мечтал, когда тебя делали?

СВИСТУЛЬКА:

— Митька хотел тебя купить у коробейника?

— Какая ты, если коробейник дал тебя Митьке в «нагрузку» к мячику? (Пояснить слово «нагрузка»).

— Если бы ты не попала к Митьке, то у кого могла бы оказаться?

— Ты довольна такой судьбой: пролежать в сарае в заветном месте, чтоб никто тебя не увидал?

— Приятно будет Митьке с тобой играть, если он про свой проступок станет вспоминать?

ДВА БОЛЬШИХ ГВОЗДЯ:

— Какие вы?

— Для чего вы нужны людям?

— Что бы вы могли собой скреплять?

— Вы — вещи полезные или вредные?

— Куда бы вы хотели попасть в Митькином дворе?

— Вы можете принести беду или боль?

— За что вы Митьку наказали и как вы это сделали?

— Какая боль сильнее: тела или сердца-души?

Домашнее задание. Нарисовать красками любую из двух картинок: бабушкину печаль; Митькину радость (на выбор — радость от покупки игрушек или радость от покупки козы)

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.