logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

До своих восьми лет Ванятка не знал, какой он счастливый, только понял он это поздновато. Раньше-то он один в семье маленький был. Мать его, Елена, все «милушкой» да «лапушкой» называла. Баба Лиза в нем души не чаяла. А отец, Борис, только и кликал его «сын» да «мужик». Уж очень отец его уважал, даже, можно сказать, взрослым считал. И тут — эта беда! Конечно, ежели не лукавить, беда эта была не такой уж нежданной. Да и бедой-то она стала только для самого Ванятки. А остальные в семье просто счастливы были.

Родилась у матери девчоночка маленькая, Ванюшкина, значит, сестренка, тут все в доме как с ума сдвинулись. Мать с бабушкой от колыбельки девчонкиной не отходят, все приговаривают: «Тамарочка, красавица...» А какая она красавица? Ванятка в колыбель-то заглядывал: никакая она не красавица, носик пуговкой, личико сморщенное, как у старушонки, а бровей и вовсе не видно, так, кукла голая... И чего это родные так радовались? Не поймешь этих взрослых...

С того самого дня, как сестренка в избе появилась, у Ванятки вся жизнь кувырком пошла. Просыпалась Тамарка, когда хотела: что ночь-полночь не глядела; и сразу — в рев!.. А голос зычный да вредный такой. Как заорет, мать сразу к ее колыбели! И давай то кормить, то пеленать, то песни напевать. Не глядит, что Ванятку беспокоит это. А он ведь тоже человек. Ему, может, тоже покой да доброе слово требуются? И бабушка тоже хороша: Ванятку уж после девчонки кормила. Нет, жизнь его не в ту сторону потекла! Это ясно.

Отец пытался с сыном поговорить по-мужски. Только что Ванятке про дитя да про заботы растолковывать! Он и так все видит. Но ведь и ему радости надо. А какая тут радость, ежели ему то мать, то бабушка только и твердят: «С грязными руками к дитю не суйся! В рот малышке жеваные семечки не пихай!» Подумаешь, царица какая!.. Ну и пусть одна лежит, хоть оборется — он к ней даже и не подойдет! Так ей и надо, оралке противной!

А тут как-то Ванятка совсем рассвирепел! Ну, как же?.. Решил он поглядеть: как же так, человек — и вдруг без единого зуба? Что же у Тамарки во рту на этом месте, ежели не зубы? Ну, Ванятка ей, сестренке-то своей; пальцем в рот и сунулся... Зубов и вправду — ни одного! А на этом месте — пустые десны!.. Ну верно, не помыл он руки перед тем. Только ведь он всего минуточку во рту-то пошуровал. А бабушка как увидала и давай на Ванятку мокрым полотенцем махать! Раза два, знаешь, как больно по щеке да по шее попала! А что он, муха, чтоб полотенцем-то?

Выскочил Ванятка из дому — и прочь! Оно, конечно, кому еще полотенцем-то захочется получать? А как на крыльцо выскочил — навстречу отец. Тут уж мальчонка не стал ждать, пока бабушка отцу нажалуется, да еще и от него достанется. Ни слова не говоря, да мимо отца. За огороды мигом убежал, хотел в баньке отсидеться, но судьбу испытывать не стал, через поле прямо к речке убежал. Речка-то в их местах узка да мелка. Ребятишки постарше ее вброд переходят. Но Ванятка штаны да рубаху мочить не стал, просто вдоль речки по бережку побежал. Как раз к Хилой Косе. Место такое на речке было, все заросшее мелким кустарником. Там, в кустиках, на бугорок и присел отдышаться малость.

Пока сидел, все про свою жизнь несчастную думал. Ну что, скажи, нашли в этой Тамарке родители? Что он — хуже что ли? Он даже умнее сестры. Та еще за всю свою жизнь ни одного слова не сказала! Сидит он на бугорке, задумался... И вдруг кто-то ему и говорит:

— Ты чего у воды воду льешь?

Поднял Ванятка глаза, а перед ним... маленький, лохматенький, не то мужичок, не то старичок. И не страшный совсем.

— Какую еще воду? — недовольно отозвался Ванятка.

— Слезы — вот какую! —почему-то сказал этот лохматенький, хотя никаких слез Ванятка и не думал проливать.

— Еще чего! Слезы? Не дождутся они от меня слез-то! — грубовато сказал Ванятка, а лохматенький сразу и спрашивает:

— Это кого же ты так... немилостиво?

— Мать с отцом да бабку! — выдохнул из себя обиду мальчонка, а потом сразу и на этого обозлился:

— А тебе-то что?

— А мне — ничего! Так просто спросил. Может, думаю, тебе помочь чем сумею, — спокойно ответил лохматенький.

— Тоже мне, помощник нашелся! Чем ты мне помочь-то сумеешь? — спросил Ванятка, еще не веря лохматенькому.

— А ты мне печаль свою поведай, может, и помогу, — предложил тот.

Ванятка начал сказ свой с неохотою, но потом распалился, обиды прежние вспомнил. И уж все рассказал, что на сердце лежало...

— Из твоей беды два выхода видятся: или девчонку у вас забирать, или тебе из родной семьи прочь подаваться, — сказал и ответа от мальчонки ждет, а сам на Ванятку хитро глядит.

— Это как девчонку забирать? Куда? — не понял мальчонка.

— Куда-куда? туда! Девчонку-то можно и отравой напоить, и дымом уморить, и подушкой придавить... — рассуждает лохматенький.

— Ты что, с ума спятил? — вспыхнул Ванятка. — Да как это живую девчонку загубить? Да мать с бабкой сразу с горя помрут. С кем я потом в доме жить-то стану? — возмутился Ванятка.

А лохматенький вроде и не удивляется. И на Ванятку не злится и к нему не пристает. А так спокойно предлагает:

— Ну, тогда можно тебя получше где пристроить. Чтобы был покой, чтобы родные не донимали и девчонка не мешала...

— А куда ты меня-то пристроить хочешь? — заинтересовался Ванятка.

— Это место очень даже интересное, волшебное даже, — задумчиво и как-то нараспев произнес лохматенький, закатив мечтательно глаза.

Ванятка волшебства с детства уважал. Вот он к мужичку тому и пристал: расскажи да расскажи. Пока этот лохматенький Ванятке про чудеса сказывал, уж солнце село. Комары жалили так, что мертвый бы проснулся. А мальчонка даже ни разу от них не отмахнулся. Некогда было руками-то махать... Неужто чудо такое на земле бывает? Получалось так, что этот самый мужичок может сделать Ванятку вовсе невидимым. Будет тот, словно дух бесплотный, везде летать, за всем наблюдать, все примечать. А вот его никто видеть не сможет.

У Ванятки сразу голова сработала: эдак ведь он сможет и домой слетать, и разговоры родительские послушать. И вообще духу-то, наверно, все можно?

— А надолго я таким невидимым-то стану? — поинтересовался мальчонка.

— А сколько хошь! Можешь ночь, а можешь и навсегда, — ответил мужичок.

— Постой-постой! Это как навсегда? Что я уж и человеком не стану? — заволновался Ванятка.

— А ты что человеком еще стать хочешь? Ты сам-то как мыслишь: кто ты? — задал мужичок совсем несуразный вопрос.

— Человек! А то кто же? — удивился Ванятка.

— Да пока не знаю! Человек ли?

Тут уж Ванятка на этого лохматенького обозлился.

— Подожди! — зло сказал Ванятка. — А тебе-то какой резон со мною валандаться?

Мальчонка сразу похвалил себя за сообразительность.

— Какой резон, говоришь? А ты подумай! Да меня послушай. Неужто ты думаешь, что я всегда таким вот был, каким ты меня теперь видишь?.. Нет, милок. Я когда-то обычным человеком был. Как все люди жил. Семья у меня была: красавица-жена, четверо детишек да мать-старуха. И дом был, и хозяйство. Все, как у человека. Но не понимал я, что это и есть счастье. Не думал и в уме не держал, что беречь эту жизнь надо. Родных любить да стариков почитать. Все казалось мне, что этой жизни моей век конца не будет. А оно вон, как вышло. Поехал я раз в лес за дровами. Спилил одно дерево, другое... А потом и вышла промашка. Дерево-то я спилил, да никак не смог завалить. Вокруг него суетился, вниз наклонился, а дерево возьми да и рухни! И прямо на меня. Ну, меня и прибило. Да ты глаза-то страшные не делай! Разве в том страх, что помер я? Страх-то дальше был... Очнулся я, а тело мое рядом лежит, деревом придавленное. Я вгорячах и давай то дерево спихивать! А как понял, что теперь я — сам по себе, а тело мое — само по себе, ну и перепугался. Домой бросился! А в избе никто о моей беде ничего и не знает. Начал родным про себя сказывать — не слышат они. Я их вижу-слышу, а они меня — нет! Вот когда мне страшно-то стало. Пожалел я тогда, что старуху-мать не почитал, что с детишками своими не играл. Чем они меня теперь вспоминать-то станут? Как вино пил? Как жену мучил? Вот попробуй-ка и ты теперь без тела побывать, свою родную семью повидать да разговоры их послушать. Может, и ты тогда человеком станешь?

Выслушал Ванятка рассказец тот внимательно, а потом и про главное спросил:

— А в тело-то свое я утром вернуться сумею?

— Так ежели не припозднишься, да на это вот место до рассвета вернуться сумеешь, то опять Ваняткой станешь. А не поспеешь — пеняй на себя! Ну как, превращать тебя, что ли? — спрашивает мужичок тот лохматенький.

И тут Ванятку словно по голове кто тюкнул:

— Ага! Значит, я духом домой полечу, а ты тут в мое тело — хоп! И потом ищи тебя, свищи!

— Ну, положим, ежели бы я захотел опять мальчонкой стать, я бы тебе всего не рассказывал. Нет, я уж так побуду, страшненьким да лохматеньким. А вот ежели тебе подсоблю, может, мне это и зачтется.

— Боюсь я, — все сомневался Ванятка, — хотя домой слетать и хочется. Но я до утра-то там не пробуду! Я только туда да обратно. Я мигом.

Уж что мужичок этот говорил или молча вокруг Ванятки руками водил, попробуй разберись! А только вдруг увидал себя мальчонка сразу над кустами да над речкою. Ну долго-то он не раздумывал, сразу домой полетел! Да так быстро это у него получилось!

А в избу родную влетел, там беспокой да слезы. Бабушка прямо навзрыд плачет да еще причитает жалостно:

— Дитеночек ты мой, Ваняточка! Ягодка моя аленькая! Красавец ты наш ненаглядный!

Отец по избе прямо в сапогах ходит, видать, только что домой с улицы вернулся, Ванятку разыскивая. Бледный отец, а желваки на скулах прямо ходуном ходят. Сжал он кулаки свои, губы у него дрогнули, и говорит:

— Хватит, мамаша, душу рвать! Говорил я вам: мальчонку вовсе без присмотра оставляете. Ему Тамарка не в радость, а в печаль да одиночество вылилась!

Тут и мать не сдержалась:

— Отец! Лишь бы сынок домой жив-здоров вернулся! Стану ему разрешать с сестренкой играть, позволю ее во двор выносить гулять. Что же нам теперь де-е-елать? — и заплакала мать. Даже слезы с лица платком не утирает.

Глянул Ванятка и в колыбельку. Сестренка там мокрая лежит, в плаче заходится — так голосит. А на неё, бедненькую, никто внимания не обращает. Хотел он родным про сестренку напомнить, да не вышло ничего. Невидим он был им и неслышим.

А тут, как назло, без присмотра-то Трезор в колыбельку и сунулся. Пес он здоровенный, лапищи огромные. Так колыбельку и перевернуть недолго! Ведь убьется девчонка-то! Ванятка метнулся к колыбельке, не подумал даже, что без тела он. Да тут на Трезора и насел, за хвост его от Тамарки оттаскивает. А сил, видать, мало у духа-то! Тут уж он со всей силы как за шубу лохматую Трезорку дернет.

... И вдруг услыхал Ванятка голос. А голос-то, выходит, отцовский:

— Ванятка, сынок, что ж ты бьешься, вырываешься? Чуть рукав мне от телогрейки не оторвал — так дернул! Ты спокойно лежи. Умаялся ты, вот в кустиках и заснул. Я тебя домой отнесу. Хорошо еще Трезорка тебя сыскал, по следам твоим бежал. А то бы и вовсе мать с бабушкой с ума сошли Уж ночь на дворе, а тебя все нет. Ты спи, спи, я тебя и так донесу...

Ванятка лежал на руках отца. Тот шел в темноте, слегка покачиваясь, ступая по земле осторожно, потому и лежал мальчонка, как в колыбельке. А на душе было тихо и покойно. Мужичок-то, видать, и впрямь не обманул. А может, и не было никакого мужичка-то лохматенького?

Может, в сердце боль закралась — оттого и показалось?



НРАВСТВЕННЫЙ УРОК:

В родительском сердце каждому ребенку уголок найдется.

ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ:

— Чем вам нравится Ванятка?

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА:

— Что означает выражение: «Баба Лиза в нем души не чаяла»?

— Какими еще словами можно назвать Тамару и Ванятку?

— Как вы понимаете слова «сказ», «вгорячах»?

— Подходит ли к сказке пословица: «Утро вечера мудренее»?

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ:

— А если бы Ванятка не успел к утру вернуться в свое тело? Что стало бы с ним и его семьей?

— Что случилось бы, если бы Ванятка согласился отдать сестренку Тамару лохматенькому?

СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ:

— Что такое брод? Для чего он служит?

— Почему комары появились после захода солнца?

Сказка развивает руки. Из природного материала (шишек, чаги, соломки, желудей и др.) мальчики могут сделать лохматенького, как они его представляют, а девочки из остатков меха сшить данный персонаж. Можно слепить из пластилина колыбельку для Тамары, а из глины верного Трезора.

1-й этап

Цели: а) вызвать у детей эмоциональную отзывчивость и понимание мотивов ревности Ванятки к младшей сестренке, а также осознание неправоты; б) вызвать сопереживание с родителями и чувство защищенности внутри семьи от внешних отрицательных воздействий; в) активная работа с текстом, при которой обсуждаются мотивы поведения персонажей и вводятся оценки «хорошо» и «плохо»; г) использовать сказку как притчу-нравоучение и подсказать варианты выхода из сложившейся ситуации с помощью метафоры.

Форма работы: фронтальная со всеми детьми класса или группы.

Исполнитель: воспитатель детского сада или группы продленного дня, учитель.

Содержание: чтение сказки с последующей беседой.

Вопросы по содержанию сказки:

— Откуда видно, что Ванятке в сердце боль закралась?

— Почему Ванятка почувствовал себя одиноким и всеми покинутым?

— Из-за чего Ванятке не разрешали подходить к сестренке?

— Как понимать слова отца: «Хватит, мамаша, душу рвать»?

— Откуда видно, что родители и бабушка очень переживали, когда Ванятка пропал?

— Почему Ванятка не смог оттащить Трезора от колыбельки сестры?

— Почему Ванятка убежал из дома и прав ли он?

— Почему лохматенький решил, что Ванятка «льет воду у воды»?

— Что заставило Ванятку не отдавать сестренку лохматенькому?

— Отчего у Ванятки на душе было тихо и спокойно, когда отец нес его домой на руках?

— Как вы относитесь к своим младшим сестренкам и братишкам?

 

2-й этап

Цели: дать возможность детям прочувствовать эмоционально значимые ситуации и «сыграть» эмоции персонажей путем проигрывания эпизодов сказки.

Форма работы: групповая. Участники — дети с нарушениями личностного плана и конфликтные в общении с родителями.

Исполнитель: психолог.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

СЕСТРЕНКА ТАМАРА — тревожный и робкий ребенок, с заниженной самооценкой.

ВАНЯТКА — ребенок конфликтный, с завышенной самооценкой, трудный в общении со взрослыми.

ЛОХМАТЕНЬКИЙ — ребенок со страхами, не уверенный в себе, отверженный и конфликтный в отношениях со сверстниками.

ТРЕЗОРКА — эгоцентричный ребенок, не умеющий держать слово и не пользующийся доверием товарищей.

БАБУШКА ЛИЗА — ребенок с завышенной самооценкой, капризный и часто отверженный.

ОТЕЦ ВАНЯТКИ — робкий и застенчивый ребенок, не пользующийся особой популярностью среди сверстников, не уверенный в себе и тревожный.

Все персонажи — одушевленные. Их обыгрывание на вербальном уровне может затронуть личностные механизмы ребенка. Следует предусмотреть доброжелательный тон и благожелательный фон для совместной работы.

ПСИХОГИМНАСТИКА

При помощи движений, мимики и иных действий, доступных ребенку, показать чувство печали, огорчения и обиды: сесть на стул, руки положить на колени, ощутив тяжесть в натруженных руках, плечи опустить, голову слегка наклонить вперед; на лице изобразить печаль и обиду... Затем показать чувство покоя и радости, когда отец несет Ванятку на руках домой: лечь на ковер, расслабиться, почувствовать покой и защищенность благодаря сильным папиным рукам и... улыбнуться «светлой» улыбкой.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ:

СЕСТРЕНКА ТАМАРА:

— Почему тебе приятно, что вокруг все суетятся, ухаживают за тобой?

— Почему Ванятка не сразу полюбил тебя?

— Почему Ванятка не отдал тебя лохматенькому?

— Что ты принесла в дом, когда появилась в нем?

— Почему, когда Ванятка убежал из дома, все на время забыли о тебе?

— Что для тебя значит старший брат?

— Что было бы, если бы Ванятку не нашли?

ВАНЯТКА:

— Почему ты решил, что тебя разлюбили с появлением в семье младшей сестренки?

— Как ты думаешь, родители специально не стали обращать на тебя внимание с появлением Тамары или на то была веская причина?

— Почему старшим не понравилось, когда ты полез грязными руками к сестренке в рот? Чего они испугались?

— Почему ты не согласился отдать сестренку лохматенькому?

— Что было бы, если бы ты не успел вернуться к утру в свое тело?

— Что ты понял, пройдя превращение в духа?

ЛОХМАТЕНЬКИЙ:

— Почему ты решил помочь Ванятке?

— Ты доволен своей судьбой?

—- Что бы ты изменил в своей судьбе, если бы мог?

— Почему ты не вселился в тело Ванятки, пока он летал к себе домой?

— Как бы ты поступил, если бы стал Ваняткой?

ТРЕЗОРКА:

— Доволен ли ты своей жизнью в Ваняткиной семье?

— За что тебя любят дети и взрослые?

— Зачем ты прыгнул на колыбельку, когда этого никто не видел?

— Что случилось бы, если бы колыбелька опрокинулась?

— Как тебе удалось найти Ванятку?

— Почему ты пошел искать Ванятку вместе с отцом?

БАБУШКА ЛИЗА:

— Кто тебе дороже: внук или внучка? Почему?

— Правда ли, что ты забыла про Ванятку, когда в семье появилась Тамара?

— Как бы ты поступила, если бы тебя ударили мокрой тряпкой даже за дело?

— Почему ты плакала, когда Ванятка убежал из дома?

— Какие добрые слова ты нашла для своего пропавшего внука?

— Как ты теперь станешь вести себя с Ваняткой?

— Можно ли Ванятку «подружить» с Тамарой и как это сделать?

ОТЕЦ ВАНЯТКИ:

— Когда ты понял, что Ванятке не хватает родительского тепла и заботы?

— Что бы ты сделал, чтобы не случилось таких тревог и волнений в семье?

— Что ты чувствовал, когда пропал сын?

— Что было у тебя на душе, когда ты нес своего Ванятку на руках в родной дом?

Домашнее задание. Из различных материалов (искусственного меха, тканей и др.) сделать лохматенького или других персонажей. К работе можно привлечь родителей и других членов семьи.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.