logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Стоял посреди богатой деревни дом — справный, большой. Еще дед нынешнего хозяина деревья для его постройки готовил. Говорят, непростые те деревья были. Небольшие да древние — такие-то старики запрещали рубить. Считалось, что деревья-долгожители на себя души умерших предков принимают.

Да только большой этот дом мал стал, когда сыновья-то хозяйские в пору вошли. Старший сын с родителями проживать собирался, а младшему, Онуфрию, все свой новенький дом во сне снился. Полюбилась Онуфрию девка одна деревенская, Василисою звали. Хороша была — красавица черноглазая, веселая да рукодельная. Вот и решил Онуфрий жениться. А куда жену-то привести? И надумал парень новый дом себе смастерить. Да чтоб не на берегу реки, как вся-то деревня стояла, а на пригорке, чуть поодаль. Пригорок этот издалека видать было, да и луга вокруг, сколь глаз видит, зеленые, цветистые — ну, как на картине. Красота!

Вот и стал Онуфрий каждое утро спозаранку к этому пригорку ходить. И так прикидывал, и эдак. Хорошее место для нового дома. Одно только у Онуфрия не сходилось: стояла на пригорке том березонька белая, стройная. Она Онуфрию всю картину портила. И решил парень ту березку срубить, чтоб свет не застила, солнце не закрывала.

 

 

Мужики-то, которых он нанял, пришлые, из дальних деревень были. Им-то что — срубить, так срубить. Только когда топором-то ее спервоначалу по стволушку ударили, вроде охнула она, застонала. Но ведь не человек же — не заплачет. Пала она наземь, листочками всплеснула, ветками ствол, как руками лицо, прикрыла. Выкорчевали мужики пень да в овраг и скинули. Простор!.. Строй — не хочу.

А уж к концу лета, слышь, и весь дом вырос, нарядный, с резными ставенками. Загляденье, а не дом. Осталось лишь внутри прибрать. А там и свадьбу сыграть. А уж для этого-то работники не надобны. Один Онуфрий справится.

Припозднился он как-то в доме новом со своей работою, да и решил в нем заночевать: утром все равно обратно возвращаться. Стружки в кучу собрал, кой-чего подстелил, спать улегся, только, слышь, ночью-то вроде кто по дому ходить начал, то ставенкой заскрипит, то по полу застучит.

Проснулся Онуфрий, а встать боязно, смотрит только из своего угла. А в избе новой свежим деревом да стружками пахнет. Стены светлые, да их и луна яркая освещает. Дело-то в августе было. А в августе ночи хотя и подлиннее, да зато позвездистее. Вот и видно все, словно свечка горит.

Смотрит Онуфрий, а на пороге уж девица стоит, в белом сарафане, с платочком зеленым на голове, а в руке березовая веточка. Девица та через порожек переступила и давай веточкой на четыре стороны кропить, да будто еще шептать что-то. Онуфрий прислушивается, а понять слов не может. Сам-то думает: «Кто же та девица и что она в его доме делает? То ли девка ворожит, то ли хозяина смешит. Веточкою машет, а сама, слышь, пляшет. По полу-то не ступает, а бесшумно проплывает и тихонько говорит, словно листьями шуршит».

Тут луна и осветила лицо той девицы. Пригляделся Онуфрий, а она — писаная красавица, только что бледная. Да ведь это, может, от света лунного. А глаза большие, зеленые. Как Онуфрий глаза-то зеленые разглядел, уж и не знаю, а только точно — зеленые.

Осмелился Онуфрий да и спрашивает у девицы:

— Что это ты в чужом доме расхозяйничалась?

Девица остановилась, к парню лицом повернулась да и говорит:

— А что это ты в чужом доме расхозяйничался?

— Да я, — говорит Онуфрий, — тебя спрашиваю!

А та опять свое:

— Да я тебя спрашиваю!

Рассердился Онуфрий, а гнева своего показать не хочет:

— Это мой дом!

А она опять:

— Это мой дом!

Тут не выдержал Онуфрий, со стружек-то вскочил да к ней. А девица та засмеялась тихо так, будто серебряные листочки на веточке звякнули, а сама уж в другом углу стоит, на Онуфрия смотрит. Парень опять к ней, а та за спиной у нового хозяина посмеивается. Покрутился Онуфрий, покрутился, да и остановился, раскрывши рот. Видать, догадался, что не простая эта девка-то. Вот тогда его оторопь и взяла: «Как же она в дом-то вошла, коли дверь заперта?!»

А девица ему и говорит:

— Как же ты, Онуфрий, жить здесь собираешься, коли этот дом мой? Неужто меня в жены возьмешь?

— Вот еще? — вскинулся Онуфрий. — У меня и своя невеста Василиса имеется.

— Э, нет, Онуфрий. Двум хозяйкам в одном доме не жить, похлебки не варить, пирогов, не печь, тепло не беречь. С одной придется расстаться. А коли дом этот мой, то жить тебе со мной!

Засмеялась снова, прозвенев, и пропала. До утра Онуфрий не мог глаз сомкнуть. А как рассвело, бросился он а отчий дом. Своим родным все рассказал, а те руками развели, а объяснить не смогли. Вот матушка и послала его к столетней бабушке-ведунье. Сметанки ей налила, хлебушка припасла, яблочек положила, сына благословила.

Бабушка-ведунья Онуфрия молча встретила, гостинцев его не взяла. А строго ему так в глаза поглядела и говорит:

— Где березоньку срубили да дом, слышь, новый заложили, в том дому остаться жить — горе мыкать, век тужить. Уходи, закрой-ка дверь, не мужик ты —лютый зверь! Той березоньки душа оживает. Не спеша... А как вовсе оживет — дом свой новый обживет. Вот тогда узнаешь, тать, как березки вырубать!..

Вот с тех пор и называют дом на пригорке березкиным. Никто в нем так и не жил. Разве только сама березка? Вот то-то и оно: березкин дом-то.



НРАВСТВЕННЫЙ УРОК:

На чужих слезах своего счастья не построишь.

ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ:

— Какое место выбрал для своего нового дома Онуфрий?

— Каково было березоньке, которую рубили?

— Почему березку можно сравнить с человеком?

— Как наши предки завещали нам относится к деревьям?

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА:

— Как понимать пословицу: «Старикам внимать — свою жизнь сохранять»?

— Что означает выражение: «Оторопь взяла»?

— Какими словами сказано о появлении девицы в новом доме?

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ:

— Как должен был поступить Онуфрий, чтобы построить дом по заповедям предков?

— Как бы помогла Онуфрию березка, если бы он ее не тронул?

— Может ли Онуфрий «искупить» свой грех?

— Как бы повела себя березкина душа, если бы Онуфрий остался в этом доме жить?

СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ:

— Назовите деревья и кустарники, которые растут у нас в России.

— Какую пользу приносят деревья людям, животным?

— Как понимать выражения: «Растение — земли украшение», «Одно дерево погубил — посади сорок», «Старые деревья молодые охраняют»?

Сказка развивает руки. Гимнастика для пальцев — все дети — деревья!

Корни — пальцы сжаты в кулаки, плотно прижаты друг к другу. Затем руки медленно поднимаются вверх с постепенным разжиманием пальцев.

Листья — ноги немного расставлены, руки вверху, покачивание рук с мягкими и плавными движениями кистей.

Сильный ветер — активные движения руками из стороны в сторону с наклоном корпуса.

Легкий ветерок — мелкие движения пальцев-листочков.

1-й этап

Цели: а) вызвать эмоциональную отзывчивость на события сказки; б) формировать представление о культурных традициях русского народа, особенностях быта; в) формировать осознанное отношение к прочитанному и вызвать интерес к внутреннему миру людей; г) освоить ситуации, предложенные в форме сказки и научить находить приемлемый выход из проблемных ситуаций.

Форма работы: фронтальная со всеми детьми группы или класса.

Исполнитель: воспитатель детского сада, группы продленного дня, учитель.

Содержание: чтение сказки с использованием иллюстраций, аудио-средств (голоса птиц, шум леса, русские народные мелодии) и беседа по содержанию.

Вопросы по содержанию сказки:

— Почему дом оказался тесен для хозяйских сыновей?

— Чем приглянулся пригорок Онуфрию?

— Что заставляет сравнить березку с человеком?

— Как повел себя Онуфрий, увидев зеленоглазую девицу?

— Почему бабушка-ведунья не взяла гостинцы от Онуфрия?

— Что сказала бабушка-ведунья Онуфрию?

— Почему Онуфрий так поступил после разговора с ведуньей?

— Что нужно сделать Онуфрию, чтобы березка простила его?

2-й этап

Цели: а) учить детей распознавать различные оттенки эмоций по их внешним проявлениям (радость, страх, презрение, стыд, грусть); б) установить внутренние и внешние связи между категориями: чувство-поступок; в) способствовать открытому проявлению чувств в приемлемой для социальной среды форме.

Фома работы: групповая. Участники — дети с нарушениями личностного и социального характера: конфликтные, с завышенной самооценкой, тревожные, эгоистичные, агрессивные.

Исполнитель: психолог.

Содержание: распределение ролей; психогимнастика; психокоррекционная работа.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

ОНУФРИЙ — ребенок эгоцентричный по направленности, склонный к конфликтам в отношениях со сверстниками и старшими.

БЕРЕЗКА — ребенок со страхами, тревожный, с заниженной самооценкой, не уверенный в себе.

БАБУШКА-ВЕДУНЬЯ — ребенок с заниженной самооценкой, неуверенный, возможно, «отверженный» в коллективе сверстников.

МУЖИКИ — дети агрессивные, склонные к непослушанию, старающиеся завоевать авторитет всеми возможными способами.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Взрослый показывает с помощью мимики разнообразные эмоции (радость, страх, гнев, стыд, удивление), а дети стараются повторить их.

Вариант: взрослый показывает эмоцию, один ребенок повторяет, а другие по лицу своего товарища должны догадаться, какое чувство он передает.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

ОНУФРИЙ:

— Как ты опишешь свою мечту о новом доме?

— Что для этого ты хочешь сделать?

— Что ты чувствуешь, когда мужики рубят березку?

— Почему ты принял зеленоглазую девицу за незваную гостью и не испугался ее?

— Что ты узнал нового от бабушки-ведуньи о деревьях?

— Чем ты можешь загладить свою вину перед березкой?

БЕРЕЗКА:

— Расскажи, что ты чувствуешь, когда приходит весна?

— О чем ты мечтала, глядя на широкие просторы?

— Как ты решила наказать Онуфрия?

— Чем он может заслужить твое прощение?

БУБУШКА-ВЕДУНЬЯ:

— Зачем нужно беречь древние деревья?

— Почему ты не взяла от Онуфрия угощение?

— Что ты можешь посоветовать Онуфрию и таким, как он?

— Где ты набралась ума-разума, чтобы стать ведуньей?

— Как относятся к тебе люди, которые приходят за советом?

МУЖИКИ:

— Сколько лет прошло, прежде чем березка стала взрослой?

— Почему вам не стало больно, когда вы услышали, как страдает березка?

— Представьте себе, что по мановению волшебной палочки вы превратились в деревья. Что вы почувствовали бы, когда бы другие мужики вас рубили?

— Как вы поступаете, когда вам делают больно?

— Как быть, если вы не можете ответить силой на обиду?

— Какой совет вы могли бы дать Онуфрию, чтобы он не рубил березку?

Домашнее задание. Предложить детям вместе с родителями написать Онуфрию письмо от имени березки. Нарисовать Онуфрия, когда он увидел в доме зеленоглазую девицу, или девицу, когда она смеялась над Онуфрием. Нужно обратить внимание на эмоциональную сторону при передаче внешности персонажей.

 

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.