logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Ты, милок, глянь-ка на себя в зеркало... Видишь, уголки рта книзу опустились и на лбу морщинки. Не по годам это. И глаза вон припухли. Зачем вчера скандалила-то? Матери сердце рвала? На все, что у подружек есть, никаких денег не хватит... А ты не завидуй! Зависть, ведь она душу ест, как ржа железо. Не успеешь оглянуться, как станет жизнь сплошной погоней за добычею. А добыча, милок, она ведь тоже разною бывает. Иной за знаниями да счастьем тянется, а иной за тряпки жилы рвет.

Ты присядь-ка. Поведаю я тебе одну быль, а ежели покажется она тебе сказкой — что ж, может, и так...

Жили в одной деревне два брата, погодками были. Захар только на годочек старше Маркуши. Выросли в одном доме, ладно да дружно меж собою жили. А как подросли — женились, своими домами обзавелись, вот соседями и оказались. Маркуша нашел себе невесту в родной деревне. Маша в большой семье выросла, все умела по хозяйству и характером оказалась мягка да уступчива. Да и сам Маркуша небольно востер, спокойный да услужливый. Детки у них, конечно, — семья. Мария за мужем как за каменной стеной: и от непогоды, и от невзгоды есть где укрыться.

А старший Захар — мужик строгий, хотя и справедливый. Женился он на Анисье. Та тоже в деревне выросла, многое могла-умела, да уж больно завистливой была, вечно всеми недовольная. Кабы живы были родители, может, и подсказали бы сыночкам, как невесту выбирать, а то братья — сами себе хозяева. Понравилась девка, ну и посватали. А предки наши не зря говаривали: «Выбирай коня по зубам, а невесту — по родителям!»

 

 

С Марией-то Маркуша не ошибся, не прогадал. У той в родной избе братьев да сестер мал мала меньше, только не бедствовали родители. Работали, старались, сами со всеми управлялись, да и ребятня помогала, как могла. Отец в их доме хозяином был, уважали его дети, слушались. А мать — женщина покладистая да рукодельная. Оттого и Мария хорошей хозяйкою стала.

А родной дом Анисьи — иной! В том доме — мать хозяйка. Отца, что жена, что дети, и за человека не считали, рта раскрыть не позволяли. Бывало, если что не по-материному, криком баба заходилась. Ну мужик и молчал. А чтоб душу себе не рвать, уходил из дома от греха подальше.

Махнет, бывало, рукою: «Делай, как знаешь!» И вон из избы. Вот Анисья спервоначалу и в своем дому так же. Но Захар — не отец. Бабе командовать в избе не дозволил. Вот и озлобилась Анисья. Да еще как мать-то напоет: мол, ты в семье уж и не хозяйка. Совсем терпенья нет.

Правда сказать, по чужим-то дворам Анисья не хаживала: муж не позволял. А вот к Марии нет-нет да и наведается. А вернется — все ей в своем доме не так сделается, то у Марии занавески новые, то куры чаще несутся, то дети бережливее: одежду вон сколь носят. А свои незнамо, как рвут! Послушает Захар ее, послушает, в сердцах и плюнет — да вон из дома! Не поймет он: у Марии детей полон двор, едят не очень сладко, а щеки, смотри, румяные, сама всегда улыбается. С чего это? А у Анисьи и детей-то — сын да дочка, и на столе чего только нет, а сохнет-вянет баба. Неужто от зависти?

Мария да Маркуша не могли, конечно, своих-то ребят так потчевать. Каждый кусок на счету. А вот, гляди ты, в дом приблудную собаку приняли. Нашла ребятня собаку ничейную. Ох, и худа была! Вот и просят у родителей в дом принять, на улицу собаку не гнать. Ну те и оставили. Найдой ту псину назвали, потому как найденышем была. Анисья злилась: самим есть нечего — собаку завели! Добро, что ли, охранять хозяйское, которого нету?

Найда со временем выросла, любимицей сделалась. Дети, бывало, сами кусочек не съедят — ей несут. Ну и Найда, конечно, хлеб свой честно отрабатывала. Мимо их двора, бывало, идешь — тишина, а попробуй, калитку-то отвори! Тут как тут Найда. Всех в деревне знала: кого молча пропускала, перед кем хвостиком виляла, а кого и лаем поливала. Всяк свое сполна получал. И только Анисью собака совсем не выносила, та—в избу, а Найда—в конуру, та на крыльцо— собака под ворота бегом, только Анисья все равно собаку ненавидела. Не могла ей простить коз своих. Однажды, слышь, зашли Анисьины козы в Марьин огород и давай там хозяйничать! Сколь помяли-поломали! Так ведь дома у соседей никого не было — кто бы догадаться мог, чьи козы здесь покомандовали? Так эта Найда подняла лай. Мало того, козы назад в свой двор кинулись, так собака их не выпустила, так и прознали, чьи козы оскандалились.

Ну как такую обиду собаке простить? Вот и решила Анисья Найду извести. А как? Травки какой-то сварила да в миску собаке потихоньку и вылила. Потом ту посудину за огородами закопала, чтоб никто случайно не отравился. Утром выходит ребятня, а Найда уж мертвая возле конурки своей лежит. Вот слез-то было! А отчего издохла — никто не прознал. Закопали Найду за огородами, первое время даже веночки ей на могилку из одуванчиков плели да носили.

И вот с этого самого дня и началось у Анисьи неладное. Непонятное началось. Стала баба, как стемнеет, везде эту Найду встречать: во дворе, у бани, в сенях. Стоит та да смотрит на бабу. Не лает, не кусает, а просто глазами глядит. И так Анисье от взгляда того муторно, так на душе гадко, хоть во двор вовсе не выходи.

Мужу сказала — тот на смех поднял. Дети Найду ни разу не видали, а у Анисьи она все под ногами путается. А дальше — больше. Стала Анисья примечать: где Найда покажется — там жди беды! Увидала собаку в курятнике — наутро две наседки пали. Отчего только? Встретила Найду у порога — дня через два ступенька под ногами сама подломилась, чуть баба не разбилась. Появилась собака на сеновале — брошенные кем-то грабли так Анисью по лбу тюкнули, что искры из глаз! Потом с неделю платок до самых бровей повязывала, шишку прикрыть старалась. А Захар все свое. Смеется: опять, мол, Найда виновата?

А тут как-то ночью уж все услыхали. Как залает вдруг собака во дворе! Да так лает — спасу нет! Надрывается, словно хозяев на помощь зовет. Тут уж не только Анисья на крыльцо выскочила. Ребятня Марьина столпилась на своем крыльце, крича: «Найда! Найда!» Глядят, а никакой собаки во дворе и нет. Откуда ей взяться, собаке-то? Анисья уж совсем напугалась: знает, что неспроста это, ну и спустилась с крылечка. А из колодца вроде стоны да крики. Подбежала к колодцу, вниз-то глянула, а там сынок ее меньшой висит, за ведро уцепился, чуть вовсе не утопился. Видать, среди ночи вышел во двор да в колодец и свалился. Закричала баба. Захар выскочил да Маркуша с Марией помогли. Достали мальчонку.

Тут и стали все про Найду говорить: вспомнили, кто шум-то поднял. Выходит, Найда мальчонку от верной гибели спасла. Заплакала Анисья да и созналась, как собачонку уморила. А та, видишь, вновь ей сына подарила. Захар, конечно, на жену рассердился, за жестокосердие отругал. А Мария Анисью успокаивает, слезы утирает, словами уговаривает.

С того дня, с той самой ночи стала Анисья все больше к жизни Марьиной присматриваться. Что понравится, не злится, не завидует, а себе перенимает. Меньше на близких ворчать да кричать стала. И Захар теперь чаще с близкими в избе оставался: где с детишками поиграет, где с женою посумерничает. Скоро уж и совсем в доме ладно сделалось.

Вот и суди: собака, а человека изменить смогла! Найда, она и для Анисьи найдой стала. Вроде, как себя баба нашла, зависть-злобу в душе извела. Когда через полгода сын да дочка маленького щенка притащили, мать не ругалась и не гнала. Даже сама той собачонке имя дала. Догадываешься какое?



НРАВСТВЕННЫЙ УРОК:

Зависть и злоба не приносят счастья в дом.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ:

— Какое доброе дело сделала Мария?

— Какое злое дело совершила Анисья? Почему ты так думаешь?

— Хотели бы вы быть похожими на Марию? Почему?

— Что такое зависть?

— Почему можно сказать, что Найда и после смерти делала людям добро?

— Что поняла Анисья в конце сказки и почему приняла щенка в свой дом?

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА:

— Объясните слова «погодки», «подчевать», «оскандалились».

— Как понимать выражение: «Собака, а человека изменить смогла»?

— Подберите однокоренные слова к слову «найденыш».

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ:

— Подумайте, что было бы, если бы Найда осталась жива?

— О чем думала Анисья после спасения Найдой ее сына?

— Что Найда сказала бы Анисье, если бы могла говорить?

— Придумайте, как дальше жила Анисья и чему учила своих детей?

— Что бы ты мог посоветовать Анисье, чтобы в ее доме были мир и покой?

СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ:

— Как мы понимаем слова «собачья преданность»?

— Какие повадки собаки показывают ее нрав?

— Справедливо ли утверждение, что хозяин и собака часто бывают похожи, если не внешностью, так характерами? Откуда появилось такое утверждение?

— Почему собака на цепи гораздо злее свободной?

Сказка развивает руки. Из имеющихся заготовок из искусственного меха сшить щенка.

1 -й этап

Цели: а) выявить существенные различия характеров и судеб двух матерей и жен на сравнении Марии и Анисьи; б) способствовать перенесению детских впечатлений и воспоминаний о младших братьях на отношение к бездомным животным; в) способствовать устранению негативных чувств к слабым и больным и возникновению сопереживания с ними.

Форма работы: фронтальная со всеми детьми.

Исполнитель: воспитатель или учитель.

Содержание: чтение сказки с последующей беседой по ее содержанию.

Вопросы по содержанию сказки:

— Зависела ли жизнь в обеих семьях от нрава хозяек?

— Почему именно Мария подобрала бездомную собаку?

— Почему Анисья невзлюбила Найду и как она это показывала?

— Как вы понимаете слова: «Выбирай коня по зубам, а невесту — по родителям!»?

— Почему ты думаешь, что Анисья продумала свою месть Найде?

— Почему началось неладное в доме Анисьи и кого она в этом винила?

— Почему Найда отплатила Анисье не злом, а добром?

— Откуда видно, что Анисья изменилась?

— Как собака изменила нрав человека?

2-й этап

Цели: а) дать возможность детям пережить эмоции с позиции персонажей сказки путем проигрывания эмоционально значимых эпизодов; б) установить зависимость характера человека и мотивов его поведения от направленности личности и через понимание этой зависимости научить оценивать действия человека, не осуждая его, а стараясь найти выход из создавшегося положения.

Форма работы: групповая. Участники — дети с трудностями в общении со сверстниками, с завышенной и заниженной самооценкой, несдержанные, робкие и застенчивые.

Исполнитель: психолог.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

МАРКУША — ребенок с трудностями в общении со сверстниками, несдержанный и конфликтный.

ЗАХАР — робкий и застенчивый ребенок, с заниженной самооценкой.

МАРИЯ — ребенок с трудностями в общении со сверстниками, эгоистичный, с завышенной самооценкой.

АНИСЬЯ — ребенок с завышенной самооценкой, нетерпимый к проявлениям слабости и неуверенности у подруг, не сдержанный на язык, обидчивый.

НАЙДА — ребенок с заниженной самооценкой, тревожный и неуверенный в себе, в общении со сверстниками, как правило, ведомый.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Рассказать детям в доступной для их возраста форме, что люди воспринимают других людей, часто ориентируясь на выражение их лиц, манеру общения и тон речи. Предложить детям выполнить этюды. Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу и, общаясь с партнером, стараются передать выражением лица, жестами и тоном речи следующие чувства:

доброжелательность. Жестом руки вначале без слов пригласить в гости, на лице соответствующее случаю выражение;

недоброжелательность. Жест оставить тем же, выражение лица изменить, но добавить слова: «Приходи, пожалуйста, к нам в гости!». Сказать эти слова вкрадчивым, лилейным голосом;

обиду;

радость от прихода долгожданного гостя.

Последние два чувства изобразить с участием речи и с помощью движений и мимики.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

МАРКУША:

— Как вы жили со своим братом раньше и живете теперь?

— Почему ты выбрал в жены Марию?

— Как ты относился к Найде и что почувствовал, когда ее не стало?

— Чем ты мог помочь своему брату, когда понял, что все беды в его доме от его жены Анисьи?

— Какими словами ты бы мог помочь своему брату?

ЗАХАР:

— Почему ты выбрал себе в жены Анисью?

— Что заставляло тебя частенько уходить из дома?

— Почему ты завидовал своему брату?

— О чем ты мечтал, когда женился?

— Как ты поступил, когда узнал, что Анисья сделала с Найдой?

— Чем ты мог бы помочь жене, чтобы она изменилась к лучшему?

МАРИЯ:

— Какая ты?

— Почему ты приютила бездомную собаку?

— Почему собаку так назвали?

— Какими ты хочешь вырастить своих детей?

— Почему ты не хочешь, чтобы твои дети были жестокими и злыми к тем, кто слаб и бесприютен?

— Почему ты так поступила, узнав о судьбе Найды и поступке Анисьи?

АНИСЬЯ:

— Какие порядки были в доме твоих родителей? Ладно ли они жили?

— Что тебя тяготило в доме Марии?

— За что ты невзлюбила Найду?

— Принес ли тебе счастье твой бесчеловечный поступок с Найдой?

— Что ты чувствовала, когда погубленная тобой Найда вернула тебе сына?

— Что изменилось в твоей душе после этого?

— Как ты назвала найденного щенка и почему?

НАЙДА:

— Как тебе жилось у Маркуши и Марии?

— Почему ты так относилась к Анисье?

— Чем ты могла помочь своим хозяевам, пока была жива?

— Почему ты помогла Анисье, хотя она тебя погубила?

— Согласна ли ты с пословицей: «Не плати за зло злом»?

— Как ты помогла исправить нрав человека?

Домашнее задание. Сделать собачку из искусственного меха или тканей.

 

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.