logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

В лесу было солнечно и по-летнему тепло. Сережка радовался, что удалось пойти в лес одному. Хотя Кузька и бегал вокруг кустов, как с цепи сорвался, но не мешал. Потому Сережке и было покойно и светло на душе. Грибов в лесу пока не встречалось, но и без них настроение было прекрасное. Оттого, когда впереди показался какой-то серебристый туман, у Сережки даже не возникло никаких опасений. Может, озерцо или болотце так парили? Только откуда тут озерцу-то взяться? Лес был давно знаком и исхожен мальчонкой вдоль и поперек. Но туман был. Сережка свистнул Кузьку, чтобы далеко не отбегал, и направился прямо к этому серебристому туману.

Войти в этот туман оказалось пустяковым делом. Но чем дальше Сережка в него углублялся, тем более густым он становился. Скоро стало и вовсе слабо видать, и Сережка остановился. Он протянул руку вперед и не увидал своих растопыренных пальцев. Кузька тоже почему-то жался к самым Сережкиным ногам и уже больше никуда не отбегал, только легонько подскуливал.

— Эдак мы с тобой и заблудиться можем! — сказал Сережка своему Кузьке, и тот понимающе прижался своим теплым боком к Сережкиной ноге.

Вытянутая вперед рука еще ни разу не уперлась ни в одно дерево, потому Сережке стало немного не по себе. Куда лес-то делся? Уж не на самом ли берегу реки стоит он? Как бы в воду не загреметь? Стал идти осторожно, ощупывать впереди ногой землю. Но под ногами было ровно, даже канавок или бугорков не чувствовалось.

 

 

Сережка поставил пустую корзину на землю и понял, что Кузька тянет его за штанину в сторону. Всего шаг и шагнул-то, но, повернувшись назад, уже не смог отыскать корзину. Сережка опустился на четвереньки и стал шарить руками вокруг себя — корзины не было. Совсем отчаявшись ее найти, Сережка прополз еще немного, не то вперед, не то назад, а может, и вообще в сторону, но в какую? Солнца вовсе не было видно, оттого оглядываться было вовсе бесполезно.. Кругом только серебристый туман. И все...

И тут вроде ветерком потянуло. И справа стали видны деревья. Сережка еще раз огляделся и, не заметив нигде своей корзины, направился в ту сторону, где туман немного поредел. Пройдя еще несколько шагов, остановился в недоумении. Стоял он на опушке леса, за спиной все также разливался серебристый туман, а впереди...

Впереди совсем близко стояла деревня. Вовсе не знакомая... Сережка еще немного на месте потоптался и решил, что уж лучше идти к незнакомой деревне, чем, как слепой, блуждать по серебристому туману. Ну и двинул вперед. Кузька, не отходивший от хозяина ни на шаг, почему-то не побежал впереди, как всегда путаясь под ногами. Собака бежала след в след за Сережкой.

Подойдя к самой деревне, Сережка удивился. Что-то в этой деревне было не такое, не настоящее, что ли... Дома вроде, как дома, деревья в палисадниках. Но то ли краски были какие-то ненастоящие, то ли безлюдной казалась та деревня, а может, и то и другое сразу? И тут Сережка обратил внимание на самый крайний дом. Был он большой, резными ставенками украшенный. И вдруг... Сережка даже подумал, что там только в кино бывает, когда показывают картинку, а потом — тоже место, но через много-много лет. Вдруг дом стал прямо на глазах стариться: сначала бревна потемнели, крыша как-то неестественно заваливаться начала, потом крыльцо покосилось, и две нижние ступеньки осели, а верхняя набок съехала. Все это происходило так быстро, что у Сережки даже времени не было все это обдумать и понять. Теперь дом стоял скособочившись, но на окнах висели все те же яркие занавески. Сережка вошел в калитку и ухитрился даже вскарабкаться на верхнюю ступеньку крыльца. На стук в дверь никто не отозвался, и тогда Сережка вошел.

На то, что гость появился в доме, никто не обратил никакого внимания. Словно и не было в избе теперь ни Сережки, ни его Кузьки. В чужом доме пес вел себя необычно скромно и прилично. Просто сидел возле ног хозяина и глядел по сторонам. В доме было чисто и уютно. Вещи и мебель были новые, со вкусом подобранные. Да и люди, жившие в нем, по-видимому жизнью своей были довольны. Одеты добротно и со вкусом. Тут мимо Сережки пробежал небольшой мальчонка, чуть было не сбив гостя с ног. Только на Сережку мальчонка даже не глянул, будто того и не было в доме. Бегал вокруг стола, продолжая свои игры, пока мать не сделала ему замечание. Вероятно, хозяева собирались обедать, иначе зачем же был накрыт стол, а мать-хозяйка звала всех мыть руки. Когда все уселись к столу, вдруг из боковой дверцы вышла старушка. За ее спиной Сережка разглядел не то чулан, не то темную комнатку. Старушка молча проследовала к столу и остановилась за спиной хозяйки. Сережка еще удивился: места для старушки за столом не было...

Хозяйка разлила всем по тарелкам суп, а на старушку даже не глянула. Сережке вдруг показалось, что с этой старушкой случилось то же, что и с ним самим. Ведь Сережку же никто в этом доме не видит, хотя вот он рядом стоит. После супа все стали есть картошку, а на сковородке еще шкворчала жареная рыба, подернутая золотой корочкой. От рыбы дивно пахло лучком. У Сережки почему-то засосало в животе, а Кузька стал капать слюной на пол. И тут, разложив всем на тарелки по куску жареной рыбы, хозяйка повернулась к старушке и взяла у нее из рук железную мисочку. Мисочка была до того мала, что Сережка ее сразу и не разглядел. Хозяйка положила в мисочку несколько маленьких кусочков картошки и протянула угощение старушке. Та, приняв миску, продолжала стоять, ничего не говоря и не прося. Хозяйка вновь оглянулась на старушку и положила ей в мисочку крохотный кусочек... черного хлеба. Теперь, видимо, сделано было все, поскольку старушка молча отошла от стола и присела на табуреточку как раз неподалеку от Сережки.

А тот стоял и глядел, глядел, как ест старушка. Он не мог оторвать своих глаз от натруженных и шершавых рук, которыми та очень аккуратно доставала из мисочки маленькие кусочки картошки и бережно подносила их ко рту. Хлеб почему-то она не трогала. Когда последний кусочек картошки был съеден, старушка принялась за хлеб. Сережка еще подумал тогда: «А вот я на потом оставляю самое вкусное!» Когда и хлебушек был съеден, старушка очень осторожно стала собирать рукой крошки с платья. Сережке было хорошо видно, что никаких крошек на платье не было. Но она долго и основательно скребла по платью, а потом отправляла в рот... воздух. Когда трапеза была окончена, старушка, забрав свою мисочку, пошла обратно в чуланчик.

За все время обеда хозяин, хозяйка и двое детей разговаривали друг с другом. Хозяйка потчевала то мужа, то детей. Мальчонки разговаривали меж собой. Но Сережка почему-то ничего этого не слыхал и не видал. У него перед глазами все стояла пустая железная мисочка и натруженная рука старушки, собиравшая по платью воображаемые крошки. Сережка повернулся и вышел из дома, только уж у калиточки почему-то вспомнил, что по ступенькам в этот раз шел спокойно, не осторожничал. Он оглянулся на дом. Дом стоял, как при первом взгляде: добротный, новый, с резными ставенками. Только у Сережки почему-то мелькнула мысль: «А покосившийся-то больше хозяевам подходит. С завалившейся крышей да осевшим крыльцом...»

Сережка прошел мимо трех дворов, дома эти не менялись: как стояли, так и стоят. А вот с четвертым домом тоже было как-то не так. Сережка остановился и пригляделся. С первого взгляда дом показался ветхим и ужасно старым. Вырезанные когда-то наличнички давно не крашены, бревна старые, видать, столетние, дверь покосилась, и только колечко на двери слегка покачивалось. Уж живут ли тут люди? И тут прямо на глазах дом преображаться стал, как в мультфильме: наличнички покрасились в желтенький веселый цвет, крыша засверкала ярко-красной краской, а кольцо на новой двери заблестело, словно только что кирпичом начищенное.

Открыв дверь, Сережка ступил внутрь. В избе было небогато, да что там небогато — убого там было. Старая кровать с металлическими шишечками, деревянный стол, покрытый выцветшей клеенкой, сундук, какой уж теперь редко где сыщешь, и буфет, большой и старый. На буфете стояли какие-то скляночки, пузыречки, крынка со стаканом. Стакан был из толстенного стекла и тоже, видать, старый. У печи кто-то гремел посудой, и Сережка решил заглянуть за занавесочку. Там, засучив рукава, доставал из печи горшок мальчонка, примерно одних лет с Сережкой. Мальчонка пытался достать горшок большой и неудобной тряпкой, но горшок в руки не давался. Наконец, намаявшись, мальчонка вынул его и понес к столу.

— Дедуня! Давай к столу, щи уж поспели! — мальчонка выглянул из-за занавесточки и, не обратив на Сережку никакого внимания, будто того и не было, уставился куда-то мимо.

Сережка повернулся в ту сторону и разглядел на постели кого-то. Этот кто-то оказался стариком. Когда тот сел на постели, Сережке стали видны и седая длинная борода, и худые ноги, и узловатые старческие руки на коленях.

— Я щас! Только рубаху надену! — сказал старик.

Тут мальчонка вновь выглянул из-за занавески и успокоил деда:

— Ты рубаху не ищи! Постирал я ее утречком. Уж скоро высохнуть должна, так иди! Что тебе, форсить что ли?

Старик, не спеша двигая по полу босыми ногами, потопал к столу. Мальчонка уже разливал щи по мискам.

— Да куда ты? Будя! — сказал старик мальчонке. А тот еще половничек щей успел влить в дедову миску. — Что я молодой, что ли? Мне и того не съесть!

— Ешь-ешь! — уверенно сказал мальчонка и добавил: — У нас с тобой щи — только ложку полощи! Кабы мясушка да сметанки, может тогда бы и у тебя силушки прибавилось. Ну, да я щас лучку сорву! Я мигом!

Мальчонка выбежал из избы, а дед взял свою ложку и стал вычерпывать щи прямо в миску внука, а сам под нос себе приговаривал:

— Куда мне, старику? Это тебе, молодому, есть надо. Ты ж у меня кормилец-поилец.

Сережке стало как-то немного не по себе, и он решил выйти следом за мальчонкой. Но хорошо, что повременил, а то бы этот постреленок мог запросто его с ног сбить. Вон как влетел-то! Выходя из дома, Сережка слышал, как мальчонка спрашивал деда:

— Тебе в миску покрошить или кусать будешь?

— Ты уж покроши!.. С моими зубами только луком и хрустеть, — добродушно отозвался дед.

А Сережка меж тем вышел на крыльцо. Отойдя от дома, он оглянулся: дом снова был такой, каким он его увидел впервой. Старый, с облупившейся фаской на наличниках. «А все же этот дом краше первого, где старушка-то была» — подумал Сережка и тут же увидел еще один дом. Пятистенок, построен на века. Небось, там места полным-полно! Только вдруг на глазах у Сережки дом тот скособочился, даже как-то ссохся и сморщился. «А тут-то что?» — спросил себя Сережка и уже смело вошел внутрь. Он уж догадался, что его все равно тут никто не видит, не замечает. Кузька раньше не отставал ни на шаг, а тут перед дверью заскулил и в дом вслед за хозяином своим не пошел. Не крылечке ждать остался. Ну, Сережка уж один порог переступил.

На диване возле окна сидели старики, чистенькие такие. Старичок и старушка. Будто они в церковь собрались или в гости. Вещи на них были надеты добротные, видать, много лет назад купленные. Женщина-хозяйка складывала какие-то вещи на постели. Рядом помогала матери девчонка лет восьми и все спрашивала, у матери:

— Мам! Когда бабку с дедом в богадельню увезешь, можно я вот тут занавесочку повешу и кукол посажу? Играть-то мне негде...

— Еще чего! — вдруг услышал Сережка голос из другой комнаты. На пороге стоял мальчишка, чуть старше сестры. — У меня тут мастерская будет. Я уж сколько времени ждал, пока место освободится!

Мать поглядела на сына и возразила:

— Мне тут еще мастерской не хватало! Что тебе в сарае места нет? Там и работай! А тут я сервант новый поставлю и стулья венские. Не на этом же сидеть? — указала она брезгливо на диванчик, на котором притихли старички. — А то надумал — мастерскую. Грязи мне тут еще не хватало!

Сережка почему-то про себя подумал: «Грязи-то у тебя и так полно! Дышать в избе от грязи нечем!» И правда, что ж с того, что пол чистый да места много? Грязь ведь она не только на полу, она и в душе, бывает, проглядывает. Сережка вышел из дома и оглянулся на окошки. Видны были пестренький платок старушки и седая голова старика. Дом был новый. Пятистенок. А места, выходит, мало. И тут Сережка вспомнил про Кузьку.

— Кузька! Кузька! — позвал Сережка, но собаки нигде не было видно. — Кузька! — во все горло заорал Сережка.

И тут Сережка почувствовал, что его лицо вдруг стало все мокрым и липким. «От того серебристого тумана, что ли?» — успел подумать Сережка и вдруг услыхал:

— Сережка! Что это ты Кузьку к себе приваживаешь? Сколько раз говорила: не пускай его на постель! Вон, все лицо тебе облизал неслух! А ну, пошел с подушки!

Сережка открыл глаза и никак не мог сообразить: где это он? Возле самой постели стояла мать с полотенцем в руках и махала на Кузьку, чтобы тот убрался с чистой простыни. Сережка сел на кровати и поглядел на собаку, та уже спрыгнула с постели и теперь вертелась возле самых его ног, норовя утащить под кровать носок.

— Мать! ты Кузьку не трогай! — услышал Сережка голос отца. — Это не он виноват! Его Сережка к себе позвал. Слышу кричит: «Кузька! Кузька!» Ну тот и прыгнул на кровать. Зачем ты его кричал-то?

— Соскучился! — сказал Сережка и погладил пса по спине.



НРАВСТВЕННЫЙ УРОК:

Не в деньгах счастье.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ:

— Соответствует ли внешний вид домов той жизни, какая в них была?

— В каком доме тебе самому хотелось бы жить и почему?

— Всегда ли в красивом и богатом доме красивая жизнь?

— Как понимать выражение: «Человек для дома или дом для человека»?

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА:

— Как по-иному можно назвать избу?

— Как ты понимаешь пословицу: «Не красна изба углами, а красна пирогами»?

— Кто такой «постреленок»?

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ:

— Почему у тебя сжалось сердце, когда ты услышал, как старушка ест?

— Что было бы, если бы у мальчонки не осталось даже дедушки?

— Что будет, если дедушка доживет до той поры, когда внук вырастет?

— Почему старик и старуха без особой радости ожидают отправки их в богадельню?

— Что хотел сказать Сережке серебристый туман, показывая разные дома?

СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ:

— Какой пример подает своим детям хозяйка пятистенного дома?

— Что может со временем случиться с душами детей женщины из богатого дома?

— Зачем серебристый туман показал Сережке домишко старика и внука?

Сказка развивает руки. Предложить каждому ребенку построить дом, который он выбрал бы для себя (из соломки, спичек, другого природного или бросового материала).

1-й этап

Цели: а) способствовать оценочному отношению детей к семейным устоям в каждой из описанных семей и выявлению положительных и отрицательных моментов в отношениях между членами этих семей; б) выявить закономерности нравственных установок в семьях с достатком и бедных; в) использовать сказку как притчу-нравоучение, подсказать с ее помощью вариант решения сложной ситуации и спрогнозировать поступки детей в будущем.

Форма работы: фронтальная со всеми детьми.

Исполнитель: педагог.

Содержание: чтение сказки и беседа по ее содержанию.

Вопросы по содержанию сказки:

— Как описана в сказке встреча Сережки с серебристым туманом?

— Чем отличалась увиденная Сережкой деревня от настоящей?

— Как выглядел первый дом вначале и потом?

— Как относились в этом доме к старушке?

— Почему дети, живущие в этом доме, оказались такими черствыми, что не обращали внимания на свою бабушку и ее беду?

— Отчего убогий домишко, где жили дед и внук, показался Сережке потом ладным?

— В чем проявилась забота внука о дедушке?

— Почему можно сказать, что и дед любит своего внука и заботится о нем, как может?

— Почему стариков из третьего дома собирались отправить в богадельню?

— Как отнеслись к такой судьбе старика и старушки дети хозяев этого дома?

— В каком доме тебе хотелось бы оказаться и почему?

2-й этап

Цели: а) дать возможность детям примерить на себя эмоции жителей домов, описанных в сказке, путем проигрывания отдельных эпизодов; б) способствовать устранению негативного отношения детей к родителям и непонимания детьми мотивов отношения к ним родителей; в) способствовать объективности восприятия детьми родителей в семьях с малым достатком.

Форма работы: групповая. Участники — дети с трудностями в общении со взрослыми, особенно бабушками и дедушками, эгоистичные, эгоцентричные.

Исполнитель: психолог.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

СЕРЕЖКА — ребенок с завышенной самооценкой, с претензиями, имеющий трудности в общении с родителями.

ХОЗЯЙКА КРАСИВОГО ДОМА — ребенок эгоистичный, с завышенной самооценкой, имеющий трудности в общении со старшими членами семьи, несамостоятельный и несдержанный.

БАБУШКА — ребенок эгоистичный, несдержанный, тревожный, со сложностями в общении с бабушкой.

ВНУК — ребенок с заниженной самооценкой, тревожный и конфликтный в отношениях со сверстниками и педагогами.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Предложить детям сыграть роль бабушки, живущей в первом доме. Каждому по очереди повязывают платочек, дают в руки мисочку. Психолог берет ка себя роль снохи. Когда ребенок идет садиться за стол, звучит окрик снохи:

— Куда ты идешь? Тебя звали за стол? Не протягивай свою миску! Что дам, то и будешь есть!

Ребенок в роли бабушки садится в сторонке от стола и изображает, как старушка ест свой скудный обед.

Перед психогимнастикой психолог еще раз зачитывает детям соответствующий отрывок из сказки. По окончании этюдов психолог сам исполняет роль старушки и предлагает детям поухаживать за бабушкой так, как это должно быть в хорошей семье. Поощряется импровизация в мимике, движениях и речи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

СЕРЕЖКА:

— Что заставило тебя пойти по чужим дворам и почему ты не побоялся это сделать?

— Что ты увидел бы, если бы вошел в собственный дом?

— В каких домах тебе было неуютно и почему?

— Зачем серебристый туман показал эти дома именно тебе?

ХОЗЯЙКА КРАСИВОГО ДОМА:

— Чем тебе нравится дом, в котором ты живешь?

— Почему ты так относишься к своей старой свекрови?

— Ты не боишься, что так же станут относиться к тебе твои дети?

СТАРУШКА:

— Как тебе живется в таком доме, где тебя не любят, не уважают и даже не жалеют?

— Почему судьба уготовила тебе такую старость?

—Что могли бы сделать внуки, чтобы облегчить тебе жизнь и почему они этого не делают?

— Каково старому человеку испытывать постоянную нелюбовь?

ВНУК:

— Почему тебе хочется сделать хорошее дедушке?

— Как бы сложилась твоя жизнь, если бы ты остался на свете один?

— Чем ты можешь облегчить жизнь своему больному и беспомощному дедушке и как ты с этим справляешься?

— Если у тебя появятся дети, а дедушка еще будет жив, как ты потребуешь от своих детей относиться к дедушке?

— Почему твою заботу о нем нельзя будет назвать корыстной?

Домашнее задание. Изобразить по выбору дом из прочитанной сказки. Материалом могут служить соломка, спички, любой подручный и бросовый материал. Необходимо соблюдать одно условие: должно быть видно, какие люди живут в доме.

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

РАЗГАДАЙ, РЕШИ, ПОДУМАЙ

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.