logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.

Планируемые результаты:

предметные – научиться определять части речи как большие группы с определенными признаками, находить различия между частями речи, определять их грамматическую роль в предложении;

личностные – уметь проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу, пытаться анализировать причины неуспеха в своей работе.

Задачи:

воспитательная – учиться отстаивать своё мнение, стремиться выполнять правила работы в коллективе;

развивающая – учиться выявлять отличительные признаки каждой части речи, составляя алгоритм определения этих признаков;

обучающая – уметь применять алгоритм при решении учебных задач.

 

Ход урока

 

I. Мотивация учебной деятельности.

– Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка? Вас ждет множество удивительных открытий. Оцените, с каким настроением вы пришли на урок (выкладывают на край стола кружочки разного цвета в зависимости от настроения). Я думаю, ребята, по дороге знаний вас ждёт много открытий, и эта дорога не может быть неинтересной. И мы с вами…

Учиться будем дружно,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!

ΙI. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Словарная работа.

– В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова?

Территория – земельный участок с определёнными границами.

Терраса –

площадка на наклонной поверхности земли;

летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.

Террариум – специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.

– Сколько звуков и букв в слове территория? Почему их одинаковое количество?

– Однокоренные ли это слова? (Нет.У них разное значение и корень.)

– Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

2. Введение в тему урока.

Беседа о многообразии слов.

КАК МОРФОЛОГИЯ ПОРЯДОК НАВЕЛА (грамматическая сказка)

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, все плохо получается.
«Без командира нам не обойтись, – решили слова. – Позовём-ка мы на помощь Морфологию». Начал Морфология установить порядок, сгруппировать, классифицировать слова

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Как же установить порядок, сгруппировать, классифицировать слова? Как вы поняли, что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам.) Значит, нам надо найти что-то общее (основание), по которому можно разбить слова на группы.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

Наблюдение за словами.

Классификация слов.

Наблюдение за частями речи.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Физкультминутка.

Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз – присели, два – присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

IV. Открытие новых знаний.

1. Вспоминаем то, что знаем.

Дети оставляют строчку для написания темы перед записью слов.

Наблюдение над словами в предложениях. Выполнение упражнений.

Упр. 205. Коллективная работа «по шагам».

– На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1-м предложении? (Вопрос что делают?)

– Запишите слова, которые можно вставить вместо точек. (Учитель записывает на доске:Что делают? А далее в столбик слова: бегут, смеются, играют, поют, танцуют...)

– Что обозначают все эти слова? (Действие.)

Учитель записывает над вопросом что делают?– действие.

– Что же общего у всех записанных слов? (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос что делают? и обозначают действие.)

Аналогично проводится работа и запись слов ко 2-му и 3-му предложениям.

Дети заканчивают схему:

действие

признак

предмет (лицо)

(что делают?)

(какие?)

(кто?)

Вывод: В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

2. Формулирование темы и цели урока.

– Эти группы слов называются частями речи. Подпишите над схемой тему урока: Части речи.

– Прочитайте название раздела. Предположите, о чём в нём будет идти речь. (О словах, которые отвечают на разные вопросы.)

– Сформулируйте цель урока. (Узнать, какие бывают части речи, и научиться их определять в предложении.)

3. Наблюдение за частями речи.

а) Упр. 206. Коллективная работа по вопросам упражнения.

Вывод: Самая большая группа слов, отвечает на вопросы «кто?», «что?».

б) Упр. 207 – развивается умение отграничивать слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно задавать вопросы. Работа в парах (устно), можно группы обозначить карандашом: 1, 2, 3.

Вывод: К предлогам и союзам поставить вопрос нельзя.

в) Упр. 208 – развивается умение составлять из форм слов предложения и текст. Выполняется под руководством учителя.

– Какие вопросы можно надписать над каждым столбиком?

– Где вопрос невозможен?

– Составьте текст.

4. Работа с определением и схемой.

– Прочитайте определение на с. 5. Что же такое части речи? (Большие группы слов.)

– Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.)

– Рассмотрите схему на с. 6. На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет?

– Какие части речи называют самостоятельными? служебными?

Что такое междометия?

– Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Приведите примеры слов.

V. Развитие умений – применение знания.

Работа в учебнике.

Упр. 209 – выявление связи жизненных вопросов с темой урока.

Ученики объясняют смысл рисунка.

VI. Итог урока.

– Послушайте стихотворение О. Высотской.

– Все ли части речи названы в стихотворении?

Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное – семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья охи ах.
А потом у теплой печи
Повторяем
Части речи!

VII. Домашнее задание.

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.