logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Дидактическая цель: создать условия для качественной организации обобщения изученного материала.

Тип урока: «Урок систематизации и обобщения знаний и умений».

Вид урока: «Смотр знаний».

Задачи:

образовательная: систематизировать и обобщить теоретические знания и практические умения по данной теме;

развивающая: развитие логического мышления, познавательной деятельности обучающихся;

воспитывающая: формировать у обучающихся чувство патриотизма и любви к своей Родине, своему краю через бережное отношение.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Какие тематические блоки (разделы) включены в учебник русского языка?

«Как устроен наш язык»

«Правописание»

«Развитие речи»

Я предлагаю сегодня поэкспериментировать. На одном уроке включить некоторые этапы каждого из блоков.

2. Определите тему урока. Эта тема из «морфологии». Что вам подскажет «морфология»?

«Морфология» – раздел русского языка, изучает части речи.

На какие две группы делятся части речи? (служебные и самостоятельные)

Назовите самостоятельные части речи. (сущ., прил., гл., нар., числ.)

Эта часть речи обозначает признак… предмета (прил.)

3.

Как вы думаете, это урок усвоения новых знаний? Предположите, что вы сегодня будете делать на этом уроке по данной теме?

Будем систематизировать и обобщать знания и умения по теме «Имя прилагательное».

III. Актуализация знаний.

1.

обобщите теоретические сведения о прилагательном.

общее грамматическое значение

морфологические признаки

синтаксическая роль

2. Психологическая пауза.

3. Узнайте, какое дерево станет темой эпиграфа к уроку?

Это самое яркое из деревьев, оно пылает всеми оттенками багряного цвета (лексическое значение – толковый словарь)

Послушайте, когда и за что получила рябина такое имя. (предварительное индивидуальное задание)

4. «Рябина – примета родного дома, родного края»

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Плоды рябины собраны в гроздь. Составьте словосочетания со словом гроздь, т.е. опишите её. (красная, пурпурная, алая, пунцовая, гранатовая, кровавая и др.)

Какую роль выполняют имена прилагательные, когда употребляются вместе с именами существительными? (делают нашу речь богаче, образнее, выразительнее, поэтичнее, ярче)

Как называются эти образные имена прилагательные? (эпитеты)

Запишите два словосочетания, которые вам понравились, выделите окончания, определите род.

2. Проверка.

Можно ли сказать, что у всех сл/сочетаний одинаковый род? Докажите. (гроздь – ж.р., -ая,-яя)

3. Самостоятельная работа.

1 в. Рябина – бусы (рябиновые бусы – мн.ч.)

2 в. Рябина – варенье (рябиновое варенье – ср.р.)

4. Физминутка.

5. Продолжить фразу: Чтобы правильно написать безударное окончание имён прилагательных, … (нужно от зависимого имени существительного задать вопрос, какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном)

Что ещё нужно знать? (падежные окончания прилагательных)

Ж. р.

 М. р.

Ср. р.

ая-яя    
ой-ей           
ую-юю        
ым-им
ом-ем

ой, ый-ий
ого-его
ому-ему

ое-ее

6. Под диктовку учителя, с комментированием.

Записать сл/сочетания, выделить окончания, определить падеж: в ближнюю рощу, в тенистой прохладе, из высокой травы, тонким запахом, по горячему солнцу.

7. На какие разряды делятся имена прилагательные? (кач., относ., прит.)

По каким признакам мы их определяем?

8. Слайд. Работа в парах. 1 ряд - кач., 2 ряд - относ., 3 ряд – прит.

9. Слайд. Проверка.

Какой общей темой объединены имена прилагательные 1 группы? (рябина)

Расскажите о словообразовании слов бархатный, ледяная, городской.

Какие суффиксы используются при образовании притяжательных имён прилагательных? (ын-ин, ый, ов-ев)

10. Физминутка.

11. Устно: я называю имя прилагательное, а вы мне говорите это же прилагательное, но без окончания: свежий, хороший, горячий, могучий, колючий.

Что у вас получилось? (краткая форма)

Обобщите, что вы знаете о краткой форме имён прилагательных.

12. Работа с учебником.

Выписать предложение с краткой формой прилагательного, распространённое.

Синтаксический разбор с комментированием: Хорош осенний лес ранним утром.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Подобрать эпитеты: листочки, серёжки, рябина, тропинка, берёзки, кисти, луга, вода, река, облака.

Какой общей темой объединены эти картины? (природа родного края)

Именно по этим, милым сердцу, картинам родной природы мы и тоскуем вдали от Родины.

2. Творческая самостоятельная работа.

Придумать заголовок, вставить подходящие по смыслу образные имена прилагательные, выделить окончания прилагательных.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

VII. Рефлексия.

Я предлагаю поставить себе оценку за урок. Почему, объясни?

Можно ли сказать, что у нас получился смотр знаний?

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.