logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

Познавательные: углубить знания о морали и нравственности, раскрывая смысл понятий "добро" и "зло" на основе жизненного опыта детей.

Развивающие: учить устанавливать связи между человеческими качествами, которые лежат в основе нравственности при проявлении добра зла. Переносить знания в новую ситуацию, развивать речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать увлеченность, желание познать новое, критичность и самокритичность, культуру речи.

Задачи:

Познакомить с понятиями поступок; "добро" и "зло", их проявлениями.

Воспитывать стремление к совершению добрых поступков.

Развивать коммуникативные способности детей.

Мотивация выбора данной темы: о добре и зле слышал каждый. Споры и рассуждения о влиянии добра и зла на судьбы людей и историю развития целых государств не смолкают тысячелетия. Познакомить детей с понятиями "добро" и "зло", их проявлениями, вести детей "дорогою добра".

Основные термины и понятия: добро, зло, поступок, мораль, культура, нравственность.

Оборудование:

электронная доска, учебник, карточки-задания, презентация, составленная с использованием ресурсов сети Internet и работ учащихся предыдущих уроков.

Комментарий к уроку.

Данный урок является 5-ым уроком модуля "Основы светской этики". Дети уже знакомы с некоторыми понятиями и терминами. Данное занятие проводится с опорой на жизненный опыт учащихся и полученных знаний.

На уроке кроме работы с презентацией используется работа с текстами различных жанров, ксерокопиями страничек из учебника, заданиями для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие, объявление темы урока.

Актуализация опорных знаний.

У.: Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках.

У.: Продолжите предложение.

Этика-это...

Мораль- это...

У.: Вы собрали пирамидку. Какие нравственные качества выбрали, чтобы построить свою пирамидку?

Дети зачитывают ответы.

У.: Какое качество человеческой души повторяется у каждого из вас?

Д.: Доброта.

У.: Как вы понимаете, что такое "добро"?

Д.: Высказывания детей.

Изучение новых понятий.

У.: Прослушайте притчу:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

У.: Как вы понимаете последние слова старика? Обсудите эту притчу, составьте ответ с соседом по парте.

Выслушать гипотезы детей.

У.: Так какого волка мы должны вскормить в себе?

У.: Какие человеческие качества порождают зло? Нарисуйте образ зла.

Обсуждение, работа со слайдом.

Формирование умений и навыков.

Работа в группах "Объясни пословицы". Класс делится на три группы, каждая группа работает над пословицами и объясняет их значения.

Группа 1:

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Группа 2:

Доброта без разума пуста.

Добрые слова дороже богатства.

За доброго человека сто рук.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Группа 3:

Кто добро творит, тому Бог оплатит.

В ком добра нет, в том правды мало.

За добрые дела добром платят.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Прослушайте, прочитайте стихотворение Агнии Барто "В зеркале".

Не смотрюсь я в зеркала -
Поважнее есть дела!
Я не красавец, не урод,
Обыкновенный парень -
Обычный нос, обычный рот.
Глаза какие? Карие.
Не смотрюсь я в зеркала -
Поважнее есть дела!
Но вдруг одна история
Со мной произошла.
В хоккей играл я во дворе,
Столкнулся со старушкой,
Ну что ж, случается в игре,-
Ее задели клюшкой!
Взялась ругать старушка
Все наше поколенье,
Я спорил со старушкой
До белого каленья.
Она словцо, и я словцо -
Война у нас в разгаре!
Вдруг вижу в зеркале лицо -
Губастый, злющий парень!
Несли к соседям зеркало,
И вот средь бела дня
Оно так исковеркало
Меня!
Обычный нос, обычный рот,
Но оказалось - я урод!
Стал в зеркало посматривать
Я вечером и днем,
И каждый раз по-разному
Себя я вижу в нем.
Хромую кошку приласкал
Случайно на бульваре,
Иду домой мимо зеркал,
Смотрю - красивый парень!
Меняюсь десять раз на дню.
С сестренкой начал я возню
И мячик отнял силой,
Смотрю - я некрасивый!
Обычный нос, обычный рот -
То я пригож, то я урод!
Нет, отражают зеркала
Не только наши лица,-
И наши мысли и дела
В них могут отразиться.

У.: Какие качества делают наши души красивыми? Могут ли душевные качества влиять на внешность человека? Зависит ли от этого его жизнь?

Ответы детей.

У.: Прослушайте еще одну притчу:

У умной доброй, мудрой старушки внучка спросила:

- Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

- Есть милая. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно - рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

У.: Какой жизненный урок хотела дать старушка собеседнице?

Прослушайте песню "Дорогою добра" (сл. Ю. Энтина, муз.М.Минкова).

Итог урока.

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я понял...

Сегодня на уроке я решил...

Следующая тема "Добродетель и порок".

 

Поиск

 

Блок "Поделиться"

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.